Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, реферат

Описание работы

Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что существуют миллионы честолюбивых и эгоистичных людей, у которых лишь одна цель – выгода. Национал-экономист Адам Смит в 1776 г. описал то, что происходит в этом случае, следующим образом: «Ими управляет невидимая рука, заставляя идти к цели, о которой они и не мыслили. Служа своим интересам, они способствуют всеобщему благу значительно эффективнее, чем они намеревались».

Работа содержит 1 файл

юр псих.docx

— 368.75 Кб (Скачать)

При психологическом анализе организованной преступной группы необходимо определить степень ее антиобщественной направленности, цели и мотивы, а также специфику  эмоциональных связей между членами  группы. При анализе эмоциональных  связей необходимо тщательное изучение индивидуально-психологических характеристик  каждого члена группы. Причем очень  важным является выявление не только лидерских позиций среди подозреваемых, но также позиции конформистов, которые  обязательно присутствуют в любой  преступной группе. В связи с этим перед экспертом-психологом целесообразно  поставить вопрос: «У кого из подозреваемых  членов группы имеются такие особенности  личности, как повышенная внушаемость, робость, подчиняемость, слабые волевые качества?»

В любой преступной группе может  быть и оппозиционер. Структура личности оппозиционера отличается высоким  уровнем притязаний, повышенной активностью, нередко высокой эмоциональностью. Психологический анализ поможет  следствию раскрыть психологическую  характеристику мотивационной линии  поведения оппозиционера и тем  самым оптимизировать следственный процесс.

Данная экспертиза направлена на установление внутренней структуры группы, членами  которой могут быть как несовершеннолетние, так и совершеннолетние лица.

Перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы:

- Каковы индивидуально-психологические  особенности личности подследственных? 

И кто из подследственных имеет  психологические особенности личности, позволяющие ему занимать лидирующее положение в группе?

- Кому из подследственных присущи  такие особенности личности, как  повышенная внушаемость, робость,  зависимость или повышенная агрессивность,  жестокость (в зависимости от  того что интересует следствие)? Имеются ли в группе социально-психологические  признаки высокой организованности, сплоченности и если имеются,  то в чем они конкретно выражаются?

Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего  правонарушителя осознавать значение совершаемых им действий.

Практические работники правоохранительной системы по делам несовершеннолетних нередко сталкиваются с фактами, когда подросток, совершивший правонарушение, проявляет различные признаки отставания в психическом развитии. При анализе  содеянного может отмечаться несоразмерность  объективного содержания действий подростка  субъективно поставленным целям.

Перед судебно-психологической экспертизой  стоят задачи: определить уровень  интеллектуального развития и уровень  развития эмоционально-волевой сферы  подэкспертного, а также индивидуально-типологические особенности личности, которые могут иметь значение при разрешении данного дела. Например, экспертиза может определить склонность подростка к фантазированию, его повышенную внушаемость и т.п.

В процессе судебно-психологической  экспертизы определяется, способен ли данный подросток полностью осознавать характер и значение совершенных  им действий, а также регулировать свою деятельность в процессе правонарушения. Решая этот вопрос, эксперт-психолог может ответить на него положительно, отрицательно, а в некоторых случаях  может прийти к выводу о том, что  подэкспертный не в полной мере осознавал и понимал значение своих действий или, осознавая их смысл, не мог в полной мере руководить своими действиями в процессе совершаемого преступления.

Общеизвестно, что юридически значимый поступок имеет объективную (действие подследственного) и субъективную стороны. В характеристику субъективной стороны  включаются мотивы, цель, степень осознания  содеянного, предвидение последствий  совершаемых действий, характер волевого к ним отношения.

Знание основных мотивационных  линий поведения подследственного позволяет раскрыть внутреннюю картину  преступления, проследить степень осознания  поступка, предвидения последствий  содеянного. Если подследственный не мог в полной мере осознавать фактическое  содержание своего поведения или  способность к волевой регуляции  у него была деформирована, то он не может в полной мере отвечать за свои поступки. Юридической оценке подвергаются только сознательные действия субъекта, которыми он может управлять.

Проблема осознания своих действий и способности руководить ими  является стержневой проблемой судебно-психологической  экспертизы несовершеннолетних и малолетних правонарушителей.

Полное осознание человеком  значения своих действий включает в  себя: а) правильное понимание объективного содержания собственного поведения; б) понимание целей совершаемых  действий; в) предвидение результатов  своих деяний; г) оценка своих действий с точки зрения действующих моральных  и правовых норм.

Способность руководить своими действиями выражается в свободном выборе как целей, так и способов их достижения. Выбор способа неразрывно связан с мотивами поведения.

Экспертная оценка способности  преступника или потерпевшего осознавать значение совершаемых им действий требует  тщательного анализа умственного  развития субъекта преступления, особенностей его личности, самосознания. Важное значение в экспертной оценке проблемы осознания своих действий человеком играет психологический анализ формирования антиобщественного поступка.

В процессе изучения внутренней картины  преступления на этапе формирования антиобщественного поступка следователю  необходимо проанализировать формирование правосознания подростка, его самооценки, особенности развития реальных жизненных  ценностей и нравственно-нормативных  установок. Для выявления условий  жизни и воспитания подростка, его  поведения, увлечений, интересов, индивидуальных особенностей психики, а также ближайшего окружения целесообразно допросить педагогов, соседей, родителей. Полученные сведения имеют важное значение для эксперта-психолога.

Далее необходимо исследовать способы  принятия подростком преступного решения. Принятие решения рассматривается  как процесс взаимодействия личностных черт субъекта, его установок, ценностных ориентации с особенностями объективной  внешней ситуации, в которой подросток  действовал. В процессе принятия решения  определяющее значение оказывают индивидуальные свойства личности. Получив информацию от психолога об индивидуальных особенностях личности подследственного, следователь  должен соотнести их с объективной  внешней реальностью, со спецификой антиобщественного поступка.

Чрезвычайно важным в экспертной оценке противоправного поступка является психологический анализ ситуации деликта, анализ психического состояния подростка  в момент деликта, его отношение  к содеянному и осознание случившегося.

С целью анализа степени делинквентности и деморализации несовершеннолетнего целесообразно использовать классификацию Г. М. Миньковского, который предлагает выделить три типа делинквентности.

1.Последовательно-криминогенный тип,  когда преступление вытекает  из привычного стиля жизни  подростка, обусловлено его специфическими  взглядами, установками, ориентациями. Такие подростки сами формируют  ситуацию преступления. Как правило,  они имеют некоторый преступный  опыт, опыт общения с судебно-следственными  органами.

2.Ситуативно-криминогенный тип,  где преступление в значительной  степени обусловлено неблагоприятной  ситуацией. Подростки этого типа, как правило, не осознают ситуации  преступления, т. е. не являются  его инициаторами, а совершают  его под влиянием группы или  в состоянии алкогольного опьянения. 

3.Ситуативный тип характеризуется  незначительной выраженностью негативного  поведения. Преступление совершается  под решающим влиянием ситуации, возникшей не по вине подростка. 

Особое место в экспертной оценке занимает анализ личностной значимости цели действий у подростка.

Нередко следственным работникам в  процессе следственных действий с подростками  приходится сталкиваться с явлениями  личностной незрелости подростка, что  затрудняет решение вопроса о  способности несовершеннолетнего  полностью осознавать значение совершаемых  им действий.

При назначении судебно-психологической  экспертизы на предмет осознания  подростками своих действий и  умения руководить ими следователь, анализируя материалы уголовного дела, должен обратить внимание на следующие  моменты:

- цель совершенного преступления;

- соотношение цели и средств  ее достижения;

- определенность и стойкость  цели;

- соответствие способов достижения  цели личностным характеристикам  подследственного.

Для оценки способности осознавать значение совершаемых действий и  руководить ими рекомендуются следующие  типовые вопросы:

1.Каковы интеллектуальные и  индивидуально-психологические характеристики  подростка? 

2.Если учитывать особенности  его психического развития, мог  ли он полностью осознавать  значение совершаемых им действий?

3.Каковы особенности психического  состояния подэкспертного в период инкриминируемых ему действий?

4.Если принять во внимание  особенности психического развития  подэкспертного и особенности его психического состояния, в какой мере он мог руководить своими действиями? Дополнительно можно уточнить, имеются ли в структуре личности подэкспертного свойства, оказавшие существенное влияние на особенности его поведения в ситуации деликта и на особенности его показаний (например, агрессивность, внушаемость, лживость как устойчивая личностная характеристика, гиперсексуальность и др.).

Опыт нашей работы подсказывает, что при расследовании уголовных  дел с участием несовершеннолетних привлечение психолога не только повышает эффективность расследования, но и способствует оптимизации психологического контакта между следователем и подростком.

Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей.

Данный вид СПЭ проводится в  тех случаях, когда: а) вызывают сомнения имеющиеся в деле данные о личности обвиняемого или подсудимого; б) имеются противоречивые оценки индивидуальных особенностей; в) требуется установить особенности ведущих мотивов поведения и мотивации конкретных поступков как важных обстоятельств, характеризующих личность; г) необходимо исследовать отдельные психологические особенности личности обвиняемого или подсудимого (такие, например, как повышенная внушаемость, импульсивность, ригидность, преобладающее настроение, темп и характер решения мыслительных задач и т. д.), способных существенно повлиять на поведение субъекта, в том числе на формирование у него намерения совершить преступление; д) необходимо дать психологическую интерпретацию отдельных действий субъекта с учетом его индивидуально-психологических особенностей.

Объектом этого вида СПЭ могут  быть обвиняемые и подсудимые, в  отношении которых возникают  указанные сомнения. Практика показывает, что если предыдущие виды СПЭ проводятся в основном в период предварительного расследования, то СПЭ индивидуально-психологических  особенностей — главным образом  по ходу судебного разбирательства. Это понятно, так как судья  бывает крайне заинтересован в получении  квалифицированно составленного «психологического портрета» подсудимого, благодаря которому появляется возможность глубже понять психологический механизм совершения преступления и, следовательно, более тонко и правильно принять решение по делу. Вопросы к психологам-экспертам при проведении данного вида СПЭ могут быть различными. Ниже приводятся только те из них, которые наиболее часто встречаются при ее назначении.

- Каковы основные индивидуально-психологические  особенности личности подэкспертного (темперамента, характера, интеллекта, эмоционально-волевой и мотивационной сфер)?

- Каковы основные особенности  мотивации поведения подэкспертного?

- Обладает ли подэкспертный повышенной внушаемостью (или каким-либо другим качеством личности, которое интересует суд, например ригидностью, импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью и т. д.)?

- Обладает ли подэкспертный такими индивидуально-психологическими особенностями, которые могли повлиять на формирование у него мотива к совершению данного преступления?

Посмертно судебно-психологическая  экспертиза.

Необходимость проведения посмертной судебно-психологической экспертизы может возникнуть при расследовании  дел различных категорий. Прежде всего она проводится в отношении лиц, совершивших самоубийство, когда возникает вопрос о применении ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства). На практике расследованием дел данной категории часто занимаются следователи военных прокуратур по фактам самоубийств среди военнослужащих. Посмертная психологическая экспертиза может быть назначена при проверке фактов насильственной смерти, когда следствие разрабатывает версии о возможном убийстве, замаскированном под самоубийство или, наоборот, о самоубийстве, замаскированном под убийство. Заключение данной экспертизы может также в необходимых случаях помочь разграничить самоубийство и смерть в результате несчастного случая.

При всем разнообразии условий, которые  делают необходимой посмертную психологическую  экспертизу, объектом ее всегда является погибший человек, и эксперты решают одни и те же задачи:

- исследование личности, индивидуально-психологических  особенностей погибшего; 

- исследование психического состояния  погибшего, в котором он находился  в период, предшествовавший его  смерти; решение вопроса о том,  являлось ли оно предрасполагающим  к самоубийству;

- исследование причин и условий  развития у погибшего психического  состояния, спровоцировавшего его  самоубийство.

Вопросы экспертам-психологам лучше  всего сформулировать следующим  образом:

1.Каковы были индивидуально-психологические  особенности погибшего и как  они проявились в обстоятельствах  его смерти?

2.Hе находился ли погибший в период, предшествовавший его смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству, и если да, то чем это состояние могло быть вызвано?

Данный вид экспертизы специалисты  относят к числу наиболее сложных и ответственных, поскольку эксперты лишены возможности проведения очного экспериментально-психологического обследования. Человека уже нет в живых, но необходимо воссоздать его образ, личность, психологический статус, восстановить и исследовать внутренний мир, образ мыслей, мироощущение, чтобы выяснить причины, побудившие его уйти из жизни, или констатировать отсутствие этих причин. Решение экспертных задач целиком основывается на собранных следствием материалах уголовного дела, и от их качества, полноты и объективности зависит обоснованность, надежность и эффективность выводов экспертов. При расследовании подобных дел представляется полезным непосредственное участие эксперта во время допросов свидетелей, предоставление эксперту в рамках экспертизы возможности опроса родственников, друзей и близких погибшего.

Информация о работе Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности