Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, реферат
Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что существуют миллионы честолюбивых и эгоистичных людей, у которых лишь одна цель – выгода. Национал-экономист Адам Смит в 1776 г. описал то, что происходит в этом случае, следующим образом: «Ими управляет невидимая рука, заставляя идти к цели, о которой они и не мыслили. Служа своим интересам, они способствуют всеобщему благу значительно эффективнее, чем они намеревались».
При психологическом анализе
В любой преступной группе может
быть и оппозиционер. Структура личности
оппозиционера отличается высоким
уровнем притязаний, повышенной активностью,
нередко высокой
Данная экспертиза направлена на установление внутренней структуры группы, членами которой могут быть как несовершеннолетние, так и совершеннолетние лица.
Перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы:
- Каковы индивидуально-
И кто из подследственных имеет
психологические особенности
- Кому из подследственных
Судебно-психологическая
Практические работники
Перед судебно-психологической
В процессе судебно-психологической экспертизы определяется, способен ли данный подросток полностью осознавать характер и значение совершенных им действий, а также регулировать свою деятельность в процессе правонарушения. Решая этот вопрос, эксперт-психолог может ответить на него положительно, отрицательно, а в некоторых случаях может прийти к выводу о том, что подэкспертный не в полной мере осознавал и понимал значение своих действий или, осознавая их смысл, не мог в полной мере руководить своими действиями в процессе совершаемого преступления.
Общеизвестно, что юридически значимый поступок имеет объективную (действие подследственного) и субъективную стороны. В характеристику субъективной стороны включаются мотивы, цель, степень осознания содеянного, предвидение последствий совершаемых действий, характер волевого к ним отношения.
Знание основных мотивационных
линий поведения
Проблема осознания своих
Полное осознание человеком значения своих действий включает в себя: а) правильное понимание объективного содержания собственного поведения; б) понимание целей совершаемых действий; в) предвидение результатов своих деяний; г) оценка своих действий с точки зрения действующих моральных и правовых норм.
Способность руководить своими действиями выражается в свободном выборе как целей, так и способов их достижения. Выбор способа неразрывно связан с мотивами поведения.
Экспертная оценка способности
преступника или потерпевшего осознавать
значение совершаемых им действий требует
тщательного анализа
В процессе изучения внутренней картины
преступления на этапе формирования
антиобщественного поступка следователю
необходимо проанализировать формирование
правосознания подростка, его самооценки,
особенности развития реальных жизненных
ценностей и нравственно-
Далее необходимо исследовать способы принятия подростком преступного решения. Принятие решения рассматривается как процесс взаимодействия личностных черт субъекта, его установок, ценностных ориентации с особенностями объективной внешней ситуации, в которой подросток действовал. В процессе принятия решения определяющее значение оказывают индивидуальные свойства личности. Получив информацию от психолога об индивидуальных особенностях личности подследственного, следователь должен соотнести их с объективной внешней реальностью, со спецификой антиобщественного поступка.
Чрезвычайно важным в экспертной оценке противоправного поступка является психологический анализ ситуации деликта, анализ психического состояния подростка в момент деликта, его отношение к содеянному и осознание случившегося.
С целью анализа степени
1.Последовательно-
2.Ситуативно-криминогенный
3.Ситуативный тип
Особое место в экспертной оценке занимает анализ личностной значимости цели действий у подростка.
Нередко следственным работникам в
процессе следственных действий с подростками
приходится сталкиваться с явлениями
личностной незрелости подростка, что
затрудняет решение вопроса о
способности
При назначении судебно-психологической экспертизы на предмет осознания подростками своих действий и умения руководить ими следователь, анализируя материалы уголовного дела, должен обратить внимание на следующие моменты:
- цель совершенного
- соотношение цели и средств ее достижения;
- определенность и стойкость цели;
- соответствие способов
Для оценки способности осознавать значение совершаемых действий и руководить ими рекомендуются следующие типовые вопросы:
1.Каковы интеллектуальные и
индивидуально-психологические
2.Если учитывать особенности
его психического развития, мог
ли он полностью осознавать
значение совершаемых им
3.Каковы особенности
4.Если принять во внимание
особенности психического
Опыт нашей работы подсказывает,
что при расследовании
Судебно-психологическая
Данный вид СПЭ проводится в тех случаях, когда: а) вызывают сомнения имеющиеся в деле данные о личности обвиняемого или подсудимого; б) имеются противоречивые оценки индивидуальных особенностей; в) требуется установить особенности ведущих мотивов поведения и мотивации конкретных поступков как важных обстоятельств, характеризующих личность; г) необходимо исследовать отдельные психологические особенности личности обвиняемого или подсудимого (такие, например, как повышенная внушаемость, импульсивность, ригидность, преобладающее настроение, темп и характер решения мыслительных задач и т. д.), способных существенно повлиять на поведение субъекта, в том числе на формирование у него намерения совершить преступление; д) необходимо дать психологическую интерпретацию отдельных действий субъекта с учетом его индивидуально-психологических особенностей.
Объектом этого вида СПЭ могут
быть обвиняемые и подсудимые, в
отношении которых возникают
указанные сомнения. Практика показывает,
что если предыдущие виды СПЭ проводятся
в основном в период предварительного
расследования, то СПЭ индивидуально-
- Каковы основные индивидуально-
- Каковы основные особенности
мотивации поведения
- Обладает ли подэкспертный повышенной внушаемостью (или каким-либо другим качеством личности, которое интересует суд, например ригидностью, импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью и т. д.)?
- Обладает ли подэкспертный такими индивидуально-психологическими особенностями, которые могли повлиять на формирование у него мотива к совершению данного преступления?
Посмертно судебно-психологическая экспертиза.
Необходимость проведения посмертной
судебно-психологической
При всем разнообразии условий, которые делают необходимой посмертную психологическую экспертизу, объектом ее всегда является погибший человек, и эксперты решают одни и те же задачи:
- исследование личности, индивидуально-психологических особенностей погибшего;
- исследование психического
- исследование причин и условий
развития у погибшего
Вопросы экспертам-психологам лучше всего сформулировать следующим образом:
1.Каковы были индивидуально-
2.Hе находился ли погибший в период, предшествовавший его смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству, и если да, то чем это состояние могло быть вызвано?
Данный вид экспертизы специалисты
относят к числу наиболее сложных
и ответственных, поскольку эксперты лишены
возможности проведения очного экспериментально-
Информация о работе Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности