Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, реферат

Описание работы

Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что существуют миллионы честолюбивых и эгоистичных людей, у которых лишь одна цель – выгода. Национал-экономист Адам Смит в 1776 г. описал то, что происходит в этом случае, следующим образом: «Ими управляет невидимая рука, заставляя идти к цели, о которой они и не мыслили. Служа своим интересам, они способствуют всеобщему благу значительно эффективнее, чем они намеревались».

Работа содержит 1 файл

юр псих.docx

— 368.75 Кб (Скачать)

Материалы уголовного дела, подготовленные к производству данной экспертизы, должны содержать не только показания  лиц, знавших погибшего, но и его  письма, записные книжки, личные дневники, записки, а также, если имеются, образцы  творчества погибшего — рисунки, стихи, прозу и т. п. Важная информация может содержаться на магнитных  носителях — аудио-, видеокассетах, в памяти компьютера и на дискетах.

Для обоснованного ответа на вопросы  эксперты должны располагать по возможности  исчерпывающими сведениями о личности погибшего, его характере, особенностях эмоционального реагирования, стиле  поведения в конфликтных ситуациях, а также о ситуации, сложившейся  вокруг погибшего накануне расследуемого  события, и его отношении к  этому.

По мнению исследователей, суицид (самоубийство) является следствием социально-психологической  дезадаптации личности, когда человек не видит для себя возможности дальнейшего существования в сложившихся условиях.

Может быть множество причин возникновения такой ситуации. Так, вероятность дезадаптации личности объективно повышается в периоды социально-экономической нестабильности в обществе, что находит беспристрастное отражение в статистике самоубийств. Особенно критическим оказывается «время потери надежд», когда общественный подъем сменяется упадком, что усугубляет кризис общественного сознания, угнетающе действует на членов общества и способствует добровольному отказу от жизни наиболее слабых его членов. Сильнее всего это проявляется в обществе, переживающем упадок и не имеющем перспектив для развития.

Неприспособленными в этой ситуации оказываются социально незащищенные и те, кто больше других подвержен  депрессии, подавленности, у кого легко  развивается чувство безнадежности, кто больше других уязвим, подвержен  стрессу, импульсивен, неуверен в себе, склонен к сомнениям, зависим от окружающих. Слабыми оказываются и те, кто недостаточно гибок, бескомпромиссен, обладает повышенной требовательностью к себе.

Острое состояние дезадаптации может возникнуть вследствие тяжелой болезни, жизненных неудач, потери близкого человека. В любом случае при оценке тяжести и глубины социально-психологической дезадаптации личности рассматриваются три компонента:

- серьезность нарушений привычных  условий жизни; 

- их интерпретация человеком  (жизненный крах, безвыходная ситуация, личностная катастрофа или тяжелый,  но преходящий эпизод);

- желание или готовность проявить  усилия, чтобы приспособиться (усталость  от жизни, нежелание «начинать  жизнь сначала», отвращение при  одной мысли об этом или  готовность собраться, пересмотреть  жизненные ориентиры, справиться  с ситуацией).

Самоубийства различаются по своему значению и психологическим мотивам. В их основе часто осознанно или  неосознанно содержится мотив-апелляция  к чувствам близких людей или  к общественному мнению, стремление получить от окружающих помощь и поддержку. В таком случае суицидальные действия могут принимать демонстративную  окраску, являться истинными или  быть имитацией, шантажом. Они нередко  совершаются на глазах либо за несколько  минут до прихода кого-нибудь, их способ часто не представляет серьезной  угрозы — принимается небольшое  количество таблеток, делается неглубокий надрез кожи, используется гонкая или  старая веревка, двери оставляются  открытыми.

Суицид может принимать парадоксальный характер поступка, выхода из конфликтной  ситуации (как последний, неоспоримый  аргумент в споре), косвенно означая  включенность самоубийцы в жизнь, в  отличие от полной отстраненности от жизни человека, совершающего самоубийство вследствие одиночества, тяжелой потери и т. п. В последнем случае выбираются грубые и надежные способы, не оставляющие  шансов выжить.

В генезисе суицида нельзя не учитывать  роли семьи — ближайшего социального  окружения человека. Характер семейных взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми имеет  исключительное значение в развитии социально-психологической дезадаптации личности. Внутрисемейная атмосфера способна успешно компенсировать, сглаживать суицидогенные проявления личности, но может и усиливать или даже провоцировать их.

Суицидологи указывают на следующие  семейные факторы, которые могут  предрасполагать к самоубийству:

- отсутствие отца в раннем  детстве; 

- недостаточность материнской  привязанности к ребенку в  родительской семье; 

- отсутствие родительского авторитета;

- матриархальный стиль отношений  в семье; 

- сверхавторитарность слабого взрослого, стремящегося утвердить себя с по мощью эмоциональных взрывов и телесных наказаний ребенка;

- развод родителей; 

- семьи, где суицид или суицидную  попытку совершали родители или  близкие родственники.

Наряду с этим выделяют определенные социально-психологические типы семей, стиль взаимоотношений в которых  создает потенциальную опасность  самоубийства. К ним относят:

1. ТИП ДЕЗИНТЕГРИРОВАННОЙ СЕМЬИ,  характерной особенностью которой  является обособленность ее членов, формальность отношений, отсутствие  эмоциональных связей между ними; особенно опасная ситуация может  сложиться в частично дезинтегрированной  семье, в которой кто-то оказался  изолированным в одиночестве  перед коалицией объединившихся  против него родственников. 

2. Противоположный дезинтегрированному  ТИП СУПЕРИНТЕГРИРОВАННОЙ СЕМЬИ,  где нарушается чувство личной  автономности членов семьи, которые  настолько «вжились» друг в  друга, что и не мыслят существования  врозь, отдельно; в такой семье  смерть одного обнажает абсолютную  беспомощность другого. 

ТИП ДИСГАРМОНИЧНОЙ СЕМЬИ, характеризующийся  рассогласованием целей, потребностей ее членов, отсутствием взаимной ориентации на общность и согласие, нежеланием поступиться собственными интересами и привычками. Соблюдение принятых норм принимает здесь характер принуждения, связан для кого-то с фрустрацией. Постоянное навязывание одним другому  своих привычек, требование изменить поведение, стремление заставить его  вести себя в соответствии с неприемлемыми  для него жизненными ориентациями может  создать в такой семье опасную  ситуацию.

ТИП ЗАКРЫТОЙ САМОДОСТАТОЧНОЙ СЕМЬИ, для членов которой семья является основной сферой приложения сил, единственным смыслом жизни, все остальное  — работа, внесемейные отношения и др. — рассматривается лишь как средства для поддержания и обеспечения семейного благополучия. Какой-либо кризис в главной области жизнедеятельности — семье — грозит обернуться для ее членов суицидоопасной ситуацией.

ТИП КОНСЕРВАТИВНОЙ СЕМЬИ, основной особенностью которой является неспособность  адаптироваться к изменчивым внешним  условиям. Если член такой семьи  оказывается вовлеченным в конфликт, развернувшийся вне этой семьи, другие члены в силу консервативной установки  не могут прийти ему на помощь и  дистанцируются от конфликта или  принимают сторону противника. Подобная ситуация может восприниматься как  предательство и привести к самоубийству вовлеченного в конфликт члена семьи. Как отмечают исследователи, таков  механизм большинства так называемых «школьных» самоубийств.

Завершая этот раздел, хочу заметить, что проблема самоубийств в нашем  обществе приобрела в последнее  время угрожающий характер. Назрела  необходимость более активного  обращения к ней правоохранительной системы, подкрепленной компетентностью  судебной психологии и психиатрии.

Психолингвистическая экспертиза.

Интересными и важными объектами  исследования в уголовном процессе являются письменные документы. Для  установления их авторства следователь  и суд прибегают, как правило, к помощи экспертов-криминалистов, назначая судебную почерковедческую экспертизу. Такая экспертиза выявляет признаки, особенности и детали, характерные  для письма конкретного лица. Другие моменты, относящиеся к содержанию текста документов (логика, характер, содержание, тема и идея изложения), она не анализирует.

Имеющийся опыт производства почерковедческих экспертиз свидетельствует о  довольно высоком уровне их эффективности, но на сегодняшний день необходим  выход за эти традиционно сложившиеся  рамки. Исследование письменной речи в  уголовном процессе может помочь ответить на вопрос, принадлежит ли определенный текст именно данному  автору, дать материал для выявления  его личностных качеств.

Однако анализ письменной речи с  целью установления ее автора, проведенный  специалистами в новой отрасли  психологической науки — психолингвистике, дает гораздо более полные и интересные данные. В отличие от экспертов-почерковедов, которые устанавливают идентичность почерков исполнителя исследуемого документа и подозреваемого, обвиняемого и т. д., эксперты-психолингвисты могут установить истинного автора письменного документа (в том числе и печатного), позицию пишущего, его эмоциональное состояние, личностные и другие особенности.

Устанавливаемые признаки речи психолингвисты группируют следующим образом:

- звуковые особенности (для устной  речи);

- семантико-грамматические (характер  выполнения фраз, выбор слов и  конструкций, мера выразительности,  правильности, организованности текста);

- категориальные (возрастные, социальные, профессиональные, территориальные,  национальные).

Указанные особенности могут проявляться  как в устной, так и в письменной речи. Они свидетельствуют не только о расстройстве определенной сферы  психической деятельности обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, но могут  указывать на недуг, которым страдает человек. Так, для болезни Корсакова  характерно употребление одних терминов вместо других; для эпилепсии —  замедленность, неясность, вязкость, витиеватость, уменьшительные формы; для шизофрении — резонерство, замена конкретных понятий  абстрактными, и наоборот, для маниакально-депрессивного психоза — скачка идей, отвлекаемость, «телеграфный» стиль. Психолингвистическая экспертиза, исследуя речь в качестве основного объекта, может таким образом подтвердить и данные судебно-психиатрической экспертизы.

Психолингвистическая экспертиза только начала применяться в судебной практике, еще недостаточно разработаны  ее методики и практические рекомендации, однако она становится все более  популярной, так как может помочь суду и следствию, ответив на многие вопросы, касающиеся конкретного дела, — об авторстве письменного документа  или речи, записанной на магнитную  пленку, об эмоциональном состоянии  и внутренней позиции автора. Такую экспертизу следует проводить после почерковедческой. Поручать ее производство можно психолингвистам, психологам и лингвистам, филологам.

Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных  с управлением техникой.

Основным объектом данного вида СПЭ являются люди, которые в силу своей профессии или иных причин являются операторами различного профиля: водителями автомобилей, железнодорожных  составов, летчиками, операторами энергетических установок и т. д., по вине или при  участии которых произошли какие-либо происшествия (аварии, поломка техники  и т. п.), а у следователя или  суда возникают при этом сомнения в психофизиологических возможностях, которые обеспечивают выполнение ими функций управления техникой.

В роли экспертов по данному виду СПЭ выступают специалисты в  области психологии труда и инженерной психологии.

В настоящее время СПЭ применяют  при расследовании происшествий на всех видах транспорта: железнодорожном, авиационном, автомобильном, морском, хотя, безусловно, наиболее часто экспертов-психологов приглашают для участия в расследовании  дорожно-транспортных происшествий (ДТП). СПЭ направлена здесь на установление момента, когда водитель, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей, имел техническую возможность  предотвратить данное дорожно-транспортное происшествие. Поэтому объектом СПЭ  могут быть не только водители, но и  потерпевшие и свидетели-очевидцы.

Перед экспертами-психологами прежде всего ставится вопрос о том, мог ли водитель (обвиняемый или потерпевший), исходя из его индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей, правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить обстоятельства ДТП в своих показаниях. Кроме того, могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением психофизиологических особенностей водителя, а также вопрос об оценке его действий (с психологических позиций) в нормальных условиях и в тех условиях, в которых произошло ДТП.

В отношении других участников автодорожного  происшествия эксперт может установить (в случае наезда) вероятную скорость движения пешехода с учетом его физических возможностей, особенностей и конкретной обстановки наезда.

СПЭ потерпевших может выявить  особенности их восприятия и формирования оценочных суждений. Конкретные вопросы  могут касаться характеристик памяти, внимания, восприятия, времени реакции  в условиях, в которых имело  место ДТП.

Особый интерес представляют выводы экспертов-психологов относительно психического состояния водителя в момент ДТП, поскольку наряду с устойчивыми  индивидуально-психологическими особенностями  психическое состояние оказывает  влияние на течение всех процессов, участвующих в обеспечении деятельности водителя. В связи с этим перед  экспертами могут быть поставлены вопросы  о том, не является ли данная ситуация экстремальной и если является, то какими признаками она характеризуется; не находился ли водитель в каком-либо особом психическом состоянии в  момент ДТП (стресса, фрустрации, напряжения, тревоги, страха, утомления и т. д.).

Информация о работе Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности