Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, реферат

Описание работы

Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что существуют миллионы честолюбивых и эгоистичных людей, у которых лишь одна цель – выгода. Национал-экономист Адам Смит в 1776 г. описал то, что происходит в этом случае, следующим образом: «Ими управляет невидимая рука, заставляя идти к цели, о которой они и не мыслили. Служа своим интересам, они способствуют всеобщему благу значительно эффективнее, чем они намеревались».

Работа содержит 1 файл

юр псих.docx

— 368.75 Кб (Скачать)

сматривать как смягчающее вину обстоятельство.

Эффективная оценка этих состояний  зависит от профессионального опыта  психолога, а также от объема и  качества информации о личности и  поведении подследственного в изучаемых  ситуациях деликта, представленных в материалах уголовного дела.

Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных  преступлениях.

Объектом данного вида СПЭ могут  быть лица женского и мужского пола, пострадавшие от сексуального насилия. На практике этот вид экспертизы проводится, как правило, в отношении малолетних и несовершеннолетних потерпевших  — жертв половых преступлений.

Одним из квалифицирующих признаков  изнасилования (ст. 131 УК РФ) и насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК РФ) является использование виновным беспомощного состояния жертвы. Правоприменитель определяет беспомощное состояние как невозможность жертвы преступления понимать характер и значение совершаемых с нею действий или невозможность оказывать сопротивление виновному из-за своего физического или психического состояния: малолетнего возраста, физических недостатков, расстройств душевной деятельности или иного болезненного или бессознательного состояния и т. п.

В компетенцию психологической  экспертизы входит оценка способности  психически здоровой потерпевшей (потерпевшего) понимать характер и значение преступных действий виновного и оценка способности  оказывать сопротивление в зависимости  от уровня психического развития, в  частности уровня интеллектуальных способностей, от индивидуально-психологических  особенностей и психического состояния  в момент деликта.

Основаниями для назначения данной экспертизы могут быть малолетний возраст (до 14 лет) или несовершеннолетие (14-18 лет) потерпевшей. А также сведения о ее «неправильном» или провоцирующем  поведении, непоследовательность и  противоречивость ее показаний, сведения о пассивном и неоднозначном  поведении потерпевшей в отсутствие явного насилия и угроз со стороны  виновного и т. п. Поскольку следователь  не является специалистом по оценке психического здоровья, следует назначать комплексную  психолого-психиатрическую экспертизу.

На разрешение судебно-психологической  экспертизы рекомендуется ставить  следующие вопросы.

1.Каковы основные индивидуально-психологические  особенности потерпевшей и как  они отразились при совершении  в отношении нее противоправных  действий?

2.Учитывая возрастные особенности  и уровень интеллектуального  развития, могла ли она понимать  характер и значение совершаемых  с нею действий?

3.В каком психическом состоянии  находилась потерпевшая до, во  время и после совершения в  отношении нее противоправных  действий, какова динамика развития  этих состояний? 

4.Могла ли она, с учетом  ответов на 1-й, 2-й и 3-й вопросы,  оказывать сопротивление? 

Способность понимать характер и значение совершаемых действий означает достижение потерпевшей такого уровня психического развития, который позволяет ей на основе своих знаний и опыта своевременно и правильно раскрыть истинные намерения  преступника, оценить криминальность ситуации, понять нравственно-этическую  сущность происходящего и его  возможных последствий.

В зависимости от уровня психического развития, тех или иных его особенностей возможно:

- непонимание потерпевшей ни  характера, ни значения действий  виновного; 

- понимание характера, но непонимание  значения действий виновного; 

- понимание и характера, и  значения действий виновного. 

Первые два вывода означают и неспособность потерпевшей оказывать сопротивление, в последнем случае вопрос о способности сопротивляться требует специального изучения.

Одной из важных составляющих, определяющих поведение потерпевших в криминальной ситуации, является уровень их психосексуального развития.

Возраст до 7 лет соответствует  первому этапу психосексуального развития. В это время происходит формирование полового самосознания — в первую очередь складывается правильное представление о своей половой принадлежности, к 3-4 годам дети могут дифференцировать окружающих по внешним половым признакам (одежде, внешнему виду, строению тела и половых органов, тембру голоса и др.). Затем появляется любопытство, направленное на половые органы, на поведение животных и людей с констатацией элементов сексуального взаимодействия, они спрашивают у взрослых о строении тела, деторождении, супружестве, играют в игры, имитирующие сексуальное взаимодействие — «в семью», «в доктора», нередко подобные игры сопровождаются раздеванием, демонстрацией и разглядыванием половых органов. Криминальную ситуацию в этом возрасте дети могут оценивать как игру или наказание. Будучи потерпевшими, они способны воспринимать лишь внешнюю, формальную сторону событий и не понимают ни характера, ни значения совершаемых с ними действий.

Возрастной период 7-13 лет соответствует  второму этапу психосексуального развития, стержневой характеристикой которого является формирование стереотипа полоролевого поведения ребенка на основе его психофизиологических особенностей и стереотипов мужественности и женственности, господствующих в микросоциальном окружении. В это время около половины детей получают информацию о половом акте, не менее трети принимают участие в сексуальных играх с детьми противоположного пола, наблюдается разделение детей по половом признаку, таким образом вырабатывается, дифференцируется и усваивается мужской и женский половой стереотип.

В зависимости от степени сформированности полоролевого поведения потерпевшей можно сделать вывод о ее способности понимать характер и значение совершаемых с ней действий. Незавершенность формирования второго этапа приводит к выводу о способности такой потерпевшей понимать только характер, фактическую сторону совершаемых с нею действий, понимание значения действий виновного для нее недоступно.

Третий этап психосексуального развития характеризуется формированием психосексуальной ориентации и сопровождается последовательной сменой стадий платонического, эротического и физического влечения.

Сформированность первых двух этапов психосексуального развития потерпевшей и переход на третий этап чаще всего свидетельствует о ее потенциальной способности понимать и характер и значение совершаемых с нею действий.

Важным этапом экспертного исследования является анализ ситуации совершения преступления. В зависимости от внезапности  развития, новизны условий, сложности  ситуации, личности виновного оказывается  и возможность потерпевшей к  осознанию угрожающего характера  ситуации, и способность противостоять  действиям виновного. Анализ ситуации деликта требует соотнесения  поведения потерпевшей с ее характерологическими особенностями. Если она в достаточной мере была способна к пониманию характера и значения совершаемых с нею действий, встает вопрос о способности оказывать сопротивление, что во многом зависит от индивидуально-психологических свойств потерпевшей, типа и черт характера, особенностей эмоционального реагирования. Исследователи выделяют две группы, в зависимости от характерологических особенностей, наиболее часто встречающиеся среди потерпевших. В первую группу входят потерпевшие с чертами астенического, психастенического, сензитивного типов характера, у которых преобладают тормозные реакции. Им свойственны такие общие черты, как боязливость, пугливость, подчиняемость, доверчивость, несамостоятельность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость, низкая стрессоустойчивость, легкость эмоциональной дезорганизации мыслительной деятельности. В ситуации деликта для них характерно пассивное подчинение воле насильника, выполнение его требований, состояние страха и растерянности, лишающее их способности к активному сопротивлению, адекватному выбору верного поведения. При этом часто не сами агрессивные действия виновных, а только угрозы избиения, физической расправы парализуют волю таких потерпевших, они воспринимают их как весьма реальные. Отчасти это объясняется тем, что потерпевшим данной группы свойственна позитивная социальная направленность, они положительно характеризуются в школе и ранее не имели случаев избиения, не испытывали физической боли от побоев.

Вторую группу составляют потерпевшие  с чертами возбудимого, истероидного, неустойчивого типов характера. Их общими чертами являются возбудимость, впечатлительность, расторможенность, слабый волевой контроль поведения. Нередко им свойственны асоциальность, педагогическая запущенность, искаженное представление о морально-этических нормах, раннее приобщение к курению, употреблению алкогольных напитков, раннее начало половой жизни, употребление наркотиков. Эти потерпевшие иногда оказываются вовлеченными в преступление из-за собственного провоцирующего поведения, самонадеянности, переоценки собственных возможностей под влиянием импульсивных побуждений. Слабость сформированности волевого контроля поведения, прогностических способностей не позволяет им своевременно осознать подлинную опасность ситуации и предпринять необходимые меры, а когда положение становится критическим, воля таких потерпевших, способность сопротивляться оказываются сломленными активными и грубыми действиями виновного. .

Для решения вопросов по данному  виду психологической экспертизы от следствия требуется тщательный сбор материалов, отражающих поведение  потерпевшей и виновного на всем протяжении деликта. В отсутствие прямых свидетелей преступления, что нередко  встречается в такого рода делах, необходимо собрать максимум информации о поведении потерпевшей до преступления и после него, о состоянии потерпевшей, ее внешнем виде, высказываниях непосредственно после деликта, при проведении первоначальных следственных действий, медицинского освидетельствования. Важно при этом помнить о дополнительном травмирующем воздействии этих процедур на психику потерпевшей и при необходимости прибегнуть к консультативной помощи психолога или специалиста антикризисной службы. При назначении экспертизы предпочтительно приглашение психолога-женщины.

Экспертиза социально-психологических  особенностей членов преступной группы.

Данный вид экспертизы, как правило, назначается в период предварительного следствия, когда преступление совершено  в условиях сложившейся неформальной группы с асоциальной и криминальной направленностью. Перед следствием возникают вопросы о групповых  ролях обвиняемых. Психологическая  структура группы в значительной степени определяет индивидуальное поведение. Например, в группе воров-рецидивистов все связи и взаимоотношения  ее членов подчинены аморальным преступным целям.

Структура преступной группы строго организована. Возглавляет преступную группу лидер, в функции которого входит организация и руководство  преступлением. В группе можно выделить активных членов; это, как правило, «авторитеты» — лица, пользующиеся уважением  у лидера и других членов преступной группы и обычно уже имеющие некоторый  криминальный опыт. Третья категория  — это участники группы (рядовые  исполнители) преступления. В преступной группе может существовать также  оппозиционер, находящийся в скрытой  конфронтации с лидером или в  оппозиции.

При анализе преступной группы необходимо учитывать следующие факторы:

Причины объединения в данную группу или цель группового взаимодействия. Эти причины могут быть многообразны и зависят как от внешних факторов, например невозможности совершить  преступление без объединения, так  и от внутренних факторов — личной симпатии и психологической зависимости.

Особенности внутриличностного взаимодействия.

Должны учитываться специфика  личностных контактов в группе, специфика  конфликтов, ролевые функции членов группы. Преступные группы делятся  на три категории в зависимости  от жесткости функциональной структуры  и специфики межличностных отношений.

Случайная преступная группа. Отличительным  признаком случайной преступной группы является нестабильность ее личного  состава, отсутствие четкой цели и предмета преступной деятельности. Это в значительной степени затрудняет следственный процесс, и психологическое исследование членов этой случайной группы дает нужную информацию о мотивах и  специфике поведения ее членов.

Компания, в отличие от случайной  группы, более организована, более  стабилизирован ее личный состав, более  выражена антиобщественная установка, преступная деятельность занимает в  этой группе ведущую роль. В отличие  от более организованных групп, компания не имеет четких планов деятельности. Психологическая и функциональная структура в компании еще не сложилась, отсутствует руководящее звено. Социально-психологическая структура  компании отличается тем, что важное значение имеют сложившиеся эмоциональные связи, чувства привязанности ее членов. Психологический анализ специфики эмоциональных контактов внутри компании поможет следствию разобраться в мотивационной линии поведения ее членов, определить роль каждого из них в преступлении.

Большую трудность представляет и  решение вопроса о дифференциации конкретной роли каждого участника  в преступных эпизодах, в особенности  в убийствах, совершенных членами  преступной группы совместно.

Анализ дел данной категории  показывает высокую эффективность  привлечения судебных психологов. Эксперт-психолог способен дать заключение о степени  влияния группы на отдельного участника, установить наиболее типичные формы  взаимодействия между членами группы как при совершении преступлений, так и в процессе расследования. Психолог может установить неформальных лидеров, которые часто пытаются завуалировать, принизить свою истинную роль, активно противодействуют расследованию.

Организованные преступные группы отличаются стабильностью личного  состава, у них вырабатываются групповые  нормы поведения и ценностные ориентации. Нарушитель определенных норм поведения подвергается преследованию. В организованной группе имеется  четко поставленная цель преступления. Интересы ее членов отличаются выраженной криминальной направленностью.

Информация о работе Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности