Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, реферат

Описание работы

Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что существуют миллионы честолюбивых и эгоистичных людей, у которых лишь одна цель – выгода. Национал-экономист Адам Смит в 1776 г. описал то, что происходит в этом случае, следующим образом: «Ими управляет невидимая рука, заставляя идти к цели, о которой они и не мыслили. Служа своим интересам, они способствуют всеобщему благу значительно эффективнее, чем они намеревались».

Работа содержит 1 файл

юр псих.docx

— 368.75 Кб (Скачать)

Объем информации, которую использует суд, в подавляющем большинстве  случаев существенно меньше общего объема информации, собранной в уголовном  деле. Объясняется это тем, что  процесс удостоверительной деятельности на предварительном следствии включает и факты, в отношении которых  позднее будет установлена их неотносимость к рассматриваемому событию. Такое предварительное определение относительности доказательств помогает суду концентрировать свое внимание на более узкой группе обстоятельств и фактов.

Особенность деятельности суда заключается  в том, что процесс опосредствованного познания фактов здесь занимает большее  место, чем в деятельности следователя. Это определяется еще большим  удалением суда по времени от совершения преступления, особыми процессуальными  условиями его деятельности, восприятием  многих фактов через восприятие следователя. Это приводит к необходимости  еще раз на предварительном следствии  принимать меры к тому, чтобы полнее закрепить воспринятое и тем  самым существенно облегчить  познание фактов судом, построение мысленных  моделей исследуемого события.

Психологические основы полемики в  судебном процессе.

Весьма важное значение в судебном процессе имеет установление правильных взаимоотношений государственного обвинителя с защитником подсудимого. Полемика между ними служит эффективным средством отыскания истины и помогает суду принять правильное решение. Но эта цель может быть достигнута лишь при условии, если полемика носит исключительно деловой, сдержанный, корректный характер. Отношение прокурора к защитнику требует такта и выдержки. Государственный обвинитель должен исходить из того, что защитник выполняет важную процессуальную функцию, что он должен использовать все указанные в законе средства и способы защиты для выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность (ст. 51 УПК), в конечном счете содействуя суду в вынесении законного и обоснованного приговора. Деятельность защитника, добросовестно выполняющего свой долг, достойна уважения. Как бы ни был прокурор убежден в своей правоте, какими бы необоснованными ни казались ему возражения и доводы защитника, он не должен возмущаться и раздражаться из-за того, что адвокат защищает подсудимого, поскольку в этом и состоит главная его обязанность. Если государственный обвинитель не согласен с позицией защитника, он должен, опираясь на закон и факты, доказать необоснованность его утверждений. Совершенно недопустимо прибегать к недозволенным методам, в частности требовать осуждения позиции адвоката, не соглашающегося с обвинением, настаивать на этом основании на вынесении судом частного определения и привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности и т. п. Крайне неблагоприятное впечатление производят на судебную аудиторию такие выступления прокурора и адвоката, когда за потоками красноречия и взаимной пикировки как-то тускнеет, исчезает суть дела, забывается и сам подсудимый, который ожидает решения своей судьбы.

В ходе судебного следствия государственный  обвинитель вступает в диалоговую форму  общения с разными участниками  судебного процесса. Это может  быть допрос подсудимого или потерпевшего, полемика с адвокатом — во всех случаях успех обеспечивается достижением  психологического контакта с участником диалога, способностью в поисках  истины не допустить конфронтации или  преодолеть ее. В течение диалога с оппонентом реализуются основные профессионально значимые стороны личности государственного обвинителя: коммуникативная, благодаря которой достигается психологический контакт и организуется сотрудничество с оппонентом; конструктивная, в процессе которой осуществляется тактика и стратегия проведения диалога, формулируются вопросы, адресованные оппоненту, происходит оценка полученной информации, ее сопоставление с версией обвинения, формулируются дополнительные вопросы; наконец, организационная, обеспечивающая достижение тактических и стратегических задач, стоящих перед обвинителем, которые он разрешает в процессе диалога со своими оппонентами.

Некоторые прокурорские работники, особенно молодые специалисты, обучавшиеся  в ИПК прокурорско-следственных работников, говорили о сложностях, которые возникают в процессе формирования личности государственного обвинителя. С одной стороны, это  жесткие рамки закона, который  регламентирует практически всю  деятельность государственного обвинителя, с другой стороны — высокое  эмоциональное напряжение, которое  сопровождает его деятельность. Во-первых, это связано с самим характером рассматриваемых дел (убийства, групповые изнасилования, бандитизм и др.), а во-вторых, с той социальной атмосферой, в которой происходит деятельность прокурора, в частности допросы подсудимых и потерпевших в процессе судебного следствия, провоцирующее поведение некоторых участников процесса — в первую очередь, подсудимых, их отказ от прежних показаний в сочетании с обвинениями в адрес органов предварительного следствия в нарушении по отношению к ним норм закона и этики. Эта обстановка, по мнению многих прокуроров, требует выработки навыков управления своей эмоциональной сферой, а также умения влиять на эмоциональную сферу участника диалога и достигать с ним необходимого психологического контакта благодаря снятию эмоционального напряжения.

Для государственного обвинителя важно  умение донести свои мысли до всех участников процесса, которым они  адресуются, в также слушать других участников процесса. Необходимость  быть объективным во многом определяет позицию и отношение обвинителя к другим участникам судебного разбирательства. В подготовительной части, главная  задача которой состоит в создании условий для полного и всестороннего  исследования доказательств в судебном следствии, прокурор обязан прежде всего правильно, непредубежденно отнестись к ходатайствам подсудимого, защитника, потерпевшего об истребовании дополнительных доказательств. Как бы обвинитель ни был убежден в виновности подсудимого, он не может не считаться с тем, что осуществление права обвиняемого требует удовлетворения его ходатайства о выявлении дополнительных обстоятельств, имеющих значение для дела. Лишь при условии, что подсудимому были предоставлены все возможности защищаться, у прокурора будет не только юридическое, но и моральное право поддерживать обвинение, требовать наказания подсудимого.

Объективность и чувство меры должны быть присущи защитнику и прокурору  при участии его в исследовании доказательств, в особенности при  допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей. В уголовном судопроизводстве нередко  можно столкнуться с противодействием лиц, заинтересованных в том или  ином исходе дела. Поскольку обвинителю в подобных случаях приходится преодолевать это противодействие, допрос нередко  приобретает весьма острый характер. В интересах обнаружения истины, с одной стороны, и в интересах  обеспечения воспитательного воздействия  судебного процесса — с другой, особенно важно соблюдение при допросе  этических правил, выработка собственных  нравственных критериев и определение  пределов допустимого в поведении  прокурора. В работах, посвященных  государственному обвинению, правильно  указывается, что допрос должен вестись  прокурором спокойно и корректно, что  недопустимо проявлять раздражительность, бестактность, грубость, нельзя запугивать допрашиваемого. Это несомненно, но главное — направленность допроса. Решающее значение имеет цель, которую преследует прокурор: стремится ли он объективно выяснить действительные обстоятельства дела или пытается любой иеной подтвердить обвинение. Недопустимо использование судебной трибуны для удовлетворения личных амбиций, желаний «порисоваться» перед присутствующими.

Полемика между государственным  обвинителем и адвокатом служит эффективным средством отыскания  истины и помогает суду принять правильное решение. Но эта цель может быть достигнута лишь при условии, что полемика носит  исключительно деловой, сдержанный, корректный характер. Отношение прокурора  к защитнику требует такта  и выдержки. Государственный обвинитель должен исходить из того, что защитник выполняет важную процессуальную функцию, что он должен использовать все указанные  в законе средства и способы защиты для выяснения обстоятельств, оправдывающих  обвиняемого или смягчающих его  ответственность (ст. 51 УПК), в конечном счете содействуя суду в вынесении законного и обоснованного приговора. Как бы ни был убежден прокурор в своей правоте, какими бы необоснованными ни казались ему возражения и доводы защитника, он не должен возмущаться и раздражаться по поводу того, что адвокат защищает подсудимого, ибо в этом и состоит главная его обязанность.

Совершенно недопустимо прибегать  к недозволенным методам, в частности  требовать осуждения позиции  адвоката, не соглашающегося с обвинением, настаивать на этом основании на вынесении  судом частного определения для  привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности и т. п. Если государственный  обвинитель не согласен с позицией защитника, он должен доказать необоснованность его утверждений, опираясь на закон  и факты.

В задачи настоящей работы не входит рассмотрение приемов красноречия  и ораторского искусства, но некоторые  из них заслуживают особого внимания, поскольку затрагивают этическую  сторону взаимоотношений обвинения  и защиты.

Кроме того, надо учитывать, что неэтичное  поведение защитника не может  не отразиться на отношении присяжных  к подсудимому.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В СПОРЕ 

- Во всем, что продумано, различайте  необходимое и полезное, неизбежное  и опасное. 

- Не забывайте различия между  соображением, касающимся существа  спора, и аргументацией, направленной  на человеческое, нравственное.

- Остерегайтесь так называемых  обоюдоострых доводов. 

- Не доказывайте очевидного.

- Если вам удалось найти яркое  доказательство или сильное возражение, не начинайте с них и не  высказывайте их без известной  подготовки.

- Доказывая и развивая каждое  отдельное положение, не упускайте  из виду главной мысли и  других основных положений. 

- Отбросьте все посредственные и ненадежные доводы.

- Не бойтесь согласиться с  противником, не дожидаясь возражения.

- Если улики сильны, следует  приводить их порознь, подробно  развивая каждую в отдельности;  если они слабы, следует собрать  их в одну горсть.

- Старайтесь как можно чаще  подкреплять одно доказательство  другим.

- Не пытайтесь объяснить то, что сами не вполне понимаете. 

- Не старайтесь доказывать большее,  когда можно ограничиться меньшим.

- Не допускайте противоречий  в своих доводах. 

ОПРОВЕРЖЕНИЕ В СПОРЕ 

- Не разделяйте обобщенные доводы  противника.

- Не оставляйте без возражения  сильных доводов. 

- Не доказывайте, когда можно  отрицать.

- Отвечайте фактами на слова. 

- Возражайте противнику его  собственными доводами.

- Не спорьте против несомненных  доказательств и верных мыслей  противника.

- Не опровергайте невероятного.

- Пользуйтесь фактами, признанными  противником. - Если защитник обошел  молчанием неопровержимую улику,  обвинителю 

следует только напомнить ее присяжным  и указать, что его противник  не нашел объяснения, которое устранило  бы ее.

- Следует помнить общее правило  всякого спора: чтобы изобличить  неверные рассуждения противника, надо устранить из них побочные  соображения, отдалив положения,  составляющие звенья логической  цепи, расположить их в виде  одного из нескольких силлогизмов;  ошибка тогда станет очевидной. 

В процессе спора нелишне обратить внимание не только на то, что вас  разъединяет, но и на то, что вас  объединяет.

Существуют некоторые психологические  особенности допроса в судебном следствии в отличие от предварительного следствия.

1. Допрос в суде ограничен  во времени, поэтому для быстрого  налаживания делового контакта  большое значение имеет то, как  говорить и что именно.

2. Следует учитывать роль адвоката, его личностные особенности и  стиль мышления, т. е. предвидеть  то, как он может обыграть ситуацию, прогнозировать с достаточно  большой долей вероятности характер  его выступления и наметить  действенные методы спора с  ним. 

Допрос в суде по времени дальше отстоит от момента рассматриваемых  событий, что неизбежно ведет  к забыванию ряда деталей, и в  первую очередь — мелких.

Допрос в суде публичен, и не каждый может в подобной обстановке повторить то, что рассказывал  следователю в кабинете.

Иная тактика допроса — вопросы  могут быть очень различными по содержанию и неожиданными для допрашиваемого; возможен переход допроса в публичную  очную ставку.

Могут быть использованы новые для  допрашиваемого формы допросов — перекрестный и шахматный.

В процессе организации общения  государственный обвинитель может  столкнуться с проблемой так называемого психологического барьера, препятствующего достижению контакта и дальнейшему взаимодействию с участником диалога. Возникновение психологического барьера может быть вызвано разными причинами. В первую очередь это может быть эмоциональное состояние партнера по диалогу и, главное, отрицательный эмоциональный фон, на котором он воспринимает личность своего оппонента. Понимание особенностей личности такого человека и его состояния помогает преодолеть этот барьер. Нам приходилось наблюдать, как изменения уровня напряженности, а также темпа и ритма общения при допросе находившейся в состоянии депрессии потерпевшей помогли опытному прокурору помочь ей преодолеть угнетенное состояние и начать давать показания, которые существенным образом повлияли на установление истины по делу.

Возникновение психологического барьера  может определяться также особенностями  восприятия и переработки информации данным субъектом. В этом случае существенную роль в преодолении этого барьера  играет выбор аргументов, которые  для него предпочтительны.

При допросах участников преступных группировок существенным психологическим  барьером является их принадлежность к группировке, так называемое ролевое  положение, которое в значительной степени может определять отношение  к даче показаний других участников преступной группы об их деятельности. Для преодоления этого барьера  государственному обвинителю важно  знать структуру преступной группы, распределение в ней ролей  и, главное, систему отношений между  ее участниками. В ряде случаев при  таком анализе следует использовать консультации психолога.

Информация о работе Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности