Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, реферат
Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что существуют миллионы честолюбивых и эгоистичных людей, у которых лишь одна цель – выгода. Национал-экономист Адам Смит в 1776 г. описал то, что происходит в этом случае, следующим образом: «Ими управляет невидимая рука, заставляя идти к цели, о которой они и не мыслили. Служа своим интересам, они способствуют всеобщему благу значительно эффективнее, чем они намеревались».
В IBM, в частности, сформулированы принципы ведения бизнеса и управления, основанные на доверии между руководителями и подчиненными. Поскольку они становятся наиболее типичными для всей деловой Америки, приведем основные:
- общие этические ценности, разделяемые
работниками как личные
- осуществление политики полной
занятости или «пожизненного
найма» работников на
- осуществление широкого и
личное участие работников в принятии решений на основе консенсуса;
- патерналистический, семейственный, неформальный стиль взаимоотношений руководителей и подчиненных;
- официальное провозглашение
- всемерное поощрение
- максимальное делегирование
Особое внимание придается огромной роли духовного фактора. Каждая солидная фирма имеет свой особый «дух компании», общую атмосферу, определяющую этические ценности, стиль взаимоотношений, девизы труда.
Независимость, индивидуализм, формализм в отношениях, еще недавно столь характерные для американского стиля в бизнесе, активно вытесняются пропагандой общего «духа команды». В последнее время все более важное значение придается уровню сотрудничества, взаимозависимости. Современный руководитель и бизнесмен вынужден становиться общительным, терпимым к чужому мнению, гибким, дипломатичным, стремиться к сотрудничеству. И в этом смысле деловые люди Америки учатся у японцев так же успешно, как японцы в свое время учились у них.
Японское предпринимательство .
Японский менеджмент и бизнес формировались
под влиянием двух факторов: творческого
освоения зарубежного опыта в
области организации и
Интересна характеристика, данная японским предпринимателям их главными конкурентами – американцами: на мировом рынке японцы выступают как опытные и агрессивные торговцы, закаленные в жестоких битвах внутри страны – в условиях, когда «проигравший выбывает».
В душе каждого японского дельца живет самурай с его фанатичным стремлением к полной самоотдаче, умением идти до конца и действовать на пределе своих возможностей, не щадить ни себя, ни своего партнера, ни тем более противника. Эти национальные черты японского характера в полной мере проявляются в японском бизнесмене, для которого его дело – это ринг неистовой борьбы и яростного самоутверждения.
В деловом мире Японии как среди менеджеров, так и среди рабочих распространена приверженность к коллективным формам организации труда. Она проявляется в исключительной преданности делам фирмы, а также в стремлении к принятию решений, предварительно согласованных на всех уровнях управления, причем не сверху вниз, как у нас, а снизу вверх (по методу «увязки корней»). Для того чтобы решение было утверждено высшим руководством фирмы, оно предварительно обсуждается с каждым руководителем среднего звена. И только после того как каждый соруководитель поставит на документе свою печать, управляющий фирмой принимает решение.
Интересно отметить, что в Японии принято обновлять не только свои специальные знания, но и постоянно совершенствовать духовное развитие личности, в свободное время заниматься каким-либо видом искусства, изучением предметов гуманитарного цикла. Японцы считают, что работник, имеющий развитые эстетические интересы, стремится работать красиво, а поэтому – качественно и производительно. Японцы удовлетворяют свои духовные потребности в самом труде.
Коллективный характер труда японцев
проявляется и в том, что они
склонны к демократичным формам
взаимодействий во время трудовой деятельности
(«все вместе и все одинаково»). Так,
управляющие и рядовые
Японцы более склонны к
Отмеченные особенности работы
японцев определяют их несомненный
успех. Но всегда следует помнить, что
взлет Японии в сфере экономики
и духовного развития есть результат
каждодневной напряженной работы. Именно
это усердие в сочетании с
умело организованной заинтересованностью
обеспечили этой стране блестящий успех
в собственной и мировой
Условия, способствующие развитию предпринимательства,
можно разделить на две группы:
объективные возможности в
Психологические аспекты предпринимательства в современной России.
Различные авторы, анализируя причины роста преступности в экономике и криминализации общества, отмечали ряд просчетов, которые были допущены инициаторами экономических реформ в России.
«Восприятие западного экономического опыта без учета реальной расстановки политических сил, национальной ментальности, традиций и психологии чиновничества помогло рождению нового монстра в виде бюрократического номенклатурного капитализма, внедрению российской мафии в экономику, политику и властные структуры».
Крайне отрицательное влияние на состояние законности оказала несовершенная правовая основа. Немаловажное значение имеет социально-психологический фактор: неподготовленность населения, трудовых коллективов приватизированных предприятий к осознанию значения приватизации в дальнейшем будущем. В такой обстановке органы прокуратуры оказались в эпицентре общественных страстей, испытывая с одной стороны, недовольство коллективов, отстраненных от справедливой приватизации, с другой – тех, кого в народе называют «прихватизаторами». На стороне последних часто не только деньги и сила, но и реальная связь с коррумпированным чиновничеством.
Парадоксальным при оценке государственной политики России в области предпринимательства оказывается то, что она всемерно (вольно или невольно) создает условия для успешной деятельности предпринимателей-перекупщиков, спекулянтов и просто мошенников и в то же время воздвигает такие преграды на пути производственного предпринимательства, которые делают его если не невозможным, то крайне затрудненным.
Ниже приводится результат журналистского расследования на эту тему.
Создателям СНГ с его «
Нерегулируемый рынок – это полная анархия, которая была свойственна, например, американскому капитализму середины прошлого века; все дальнейшее развитие капитализма шло по пути законодательного введения норм цивилизованной предпринимательской практики и рынка; любое современное развитое государство весьма строго регулирует свободный рынок.
У современного государства имеются два общепризнанных рычага регулирования свободного рынка: первый – законодательный и административный, ограничивающий и контролирующий стихийные начала в сфере свободного предпринимательства; второй – экономический, позволяющий стимулировать и направлять предпринимательскую инициативу в общественно полезное русло. Вся проблема заключается в том, чтобы научиться разумно пользоваться этими рычагами на всех уровнях нашей современной государственной структуры.
Сегодня в мире считается аксиомой, что масштабы развития мелкого предпринимательства – один из важных показателей степени развитости демократического общества.
Во-первых, широкое развитие малого
предпринимательства
Во-вторых, малые предприятия являются важнейшим элементом самого гражданского общества, а не только принадлежностью хозяйственной системы. Если с этих позиций посмотреть на нынешнюю российскую реформу, в рамках которой до сих пор не находится места для стимулирования развития мелкого бизнеса, то станут очевидными выводы, что без развития малого предпринимательства Россия не получит широкого слоя (класса) мелких собственников, а значит, и той опоры, на которой держится гражданское общество.
Особенности переходного периода
в экономике России находят свое
отражение в следующих
подавляющая часть производственного потенциала продолжает оставаться в собственности государства, но система управления экономикой нарушается;
монополизированные
бурные инфляционные процессы заставляют государство осуществлять глубокое вмешательство в экономические процессы, но распределение ресурсов производится не столько по итогам производственной деятельности (как это свойственно частному капиталу), сколько в форме государственных субсидий. При этом формально государство объявляет о своем невмешательстве в дела предприятий, однако на практике фискальная политика и политика субсидий подрывают действие законов рынка; государственные предприятия озабочены не столько развитием производства, сколько удовлетворением требований своих рабочих и служащих, на что уходит значительная часть субсидий;
теоретически государственные и частные предприятия ставятся в равные условия рыночной конкуренции, а на самом деле это не так, благодаря тем же субсидиям в налоговой политике, не говоря уже об административных рогатках, с которыми постоянно сталкиваются предприниматели.
К экономической картине
рабочие и служащие склонны считать, что предприятия, на которых они работают, существуют прежде всего ради удовлетворения их потребностей, а не потребностей рынка, отсюда – нежелание смотреть в будущее и прогнозировать дальнейшую судьбу своего предприятия, а вместо этого – стремление обеспечить свои сиюминутные интересы;
поскольку государство остается главным
источником финансовых вознаграждений,
происходит политизация экономических
конфликтов, вопросы повышения зарплаты
решаются путем торга, и при этом
перераспределение национальных ресурсов
происходит в пользу тех отраслей
и предприятий, которые имеют
большой вес в экономической
структуре, а это подрывает цели
и нормы экономической
большинство людей желали бы сохранить минимальную надежность и обеспеченность, которую имели при социализме, но вместе с тем не готовы принять требования рыночной экономики.
Столкнувшись с такой
Информация о работе Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности