Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:52, реферат
Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что существуют миллионы честолюбивых и эгоистичных людей, у которых лишь одна цель – выгода. Национал-экономист Адам Смит в 1776 г. описал то, что происходит в этом случае, следующим образом: «Ими управляет невидимая рука, заставляя идти к цели, о которой они и не мыслили. Служа своим интересам, они способствуют всеобщему благу значительно эффективнее, чем они намеревались».
Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности.
Этико-психологический анализ взаимоотношений в сфере экономики.
Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого,
справедливого, всезнающего руководителя,
который централизованно
«Невидимая рука» - это конкуренция. Она следит за тем, чтобы ни один предприниматель долгое время не мог получать неоправданные прибыли.
Последователей Смита
В силу известных идеологических положений, господствовавших в нашем обществе, проблемы предпринимательства в отечественной психологии практически не изучались.
Несмотря на давний и постоянно
растущий интерес ученых к проблеме
предпринимательства, пока не существует
общепринятого определения
Для экономиста предприниматель – это тот, кто берет ресурсы, труд, материалы и другие активы и соединяет их в такие комбинации, которые увеличивают их первоначальную стоимость. При этом он также осуществляет какие-то перемены, внедряет новшества и создает новый порядок деятельности. Для психолога это человек, который находится под влиянием определенных сил, таких как потребность получить что-то или достичь чего-то, потребность экспериментировать и добиваться цели или, может быть, стремление избежать подчинения власти других.
Основателем системы социально-
В принципе социально ориентированная
рыночная экономика предполагает рынок,
гарантирующий достаточное
Но здесь государство
Свободная конкуренция, которая в условиях рыночной экономики призвана обеспечивать человека товарами и услугами в оптимальных количествах, базируется на странном противоречии: с одной стороны, экономическая система, основывающаяся на получении прибыли и извлечении личной выгоды, не только оправдывается, но и принимается как законный мотив предпринимательства. С другой – как раз конкуренция между предпринимателями должна способствовать тому, чтобы никто не назначал сверхвысокие цены и не получал длительное время слишком высоких прибылей.
Конкуренция предполагает, что может
быть много производителей одного и
того же товара, которые соревнуются
друг с другом. Они, однако, собраться
и договориться о том, чтобы не
составлять друг другу конкуренции
при назначении цен. Появляется ценовый
картель. Самый известный пример
обоих видов картеля –
В ФРГ после многолетней борьбы удалось только в 1957 г. принять т.н. закон о картелях. Контроль за слиянием фирм появился лишь в 1973 г. С помощью этого «Основного закона рыночной экономики» Федеральное ведомство по надзору за картелями в Берлине при содействии земельных ведомств следит за ситуацией во всех федеральных землях. Действующее картельное право принципиально запрещает соглашения, ограничивающие конкуренцию. В отдельных случаях некоторые картели получают право на существование. Например, объединения средних предприятий, образованные с целью отстоять себя в конкуренции с большими предприятиями. Но и они во избежание злоупотреблений подлежат контролю.
Классический предприниматель объединял в одном лице и собственника, и управляющего. Однако развитие и усложнение производства привело к разъединению этих функций, и появился особый класс менеджеров и управляющих со специфической психологией, особенности которой определяются тем, что, в отличие от собственника, менеджер является «человеком организации» и, следовательно, довольно жестко ограничен в своей деятельности набором норм, правил и традиций, свойственных любой организации и придающих ей бюрократический характер. Иногда менеджеры не хотят мириться с ограничивающими их рамками и пытаются действовать по-своему, то есть проявляют инициативу, изобретают новые способы решения старых задач, предлагают новые пути развития организации и т.д. В таких случаях менеджер в своей деятельности уподобляется предпринимателю. В этой связи на Западе появился даже новый термин – intrapreneurship, который можно перевести как «внутреннее предпринимательство», т.е. предпринимательство, осуществляемое менеджером внутри организации.
Говоря о предпринимателе, мы имеем
в виду прежде всего предпринимателей-
Психология ответственности
Этика предпринимателя – это
нормы поведения
Цивилизованный
- убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества, для государства;
- исходит из того, что люди, окружающие
его, хотят и умеют работать,
стремятся вместе с ним
- верит в бизнес, расценивает
его как привлекательное
- признает необходимость
- уважает себя как личность, а любую личность – как себя;
- уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;
- доверяет не только себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;
- ценит образование, науку и
технику, информатику,
- стремится к нововведениям
Психологические предпосылки успешного предпринимательства.
Предпосылки интереса к предпринимательской
деятельности связаны с особенностями
семьи и ближайшего окружения: если
в обществе создается благоприятная
атмосфера для
Большое, если не решающее влияние на становление предпринимателя имеют стиль и характер воспитания в его семье. И хотя это не обязательно зависит от рода занятий родителей, но, как правило, в семьях предпринимателей и людей свободных профессий чаще преобладают демократический стиль отношений, стремление привить ребенку навыки самостоятельности и ответственности, воспитать в нем инициативный и творческий подход к жизни, а также чувства достоинства и уверенности в себе. Это те качества, которые необходимы хорошему бизнесмену.
В то же время исследования западных
психологов показали, что из авторитарных
семей, в которых ребенок лишен
самостоятельности и
Важными, хотя и решающими факторами, являются образование, а также жизненный и профессиональный опыт.
Независимо от наличия дипломов, почти всем предпринимателям приходится постоянно пополнять свои знания в области финансов, а также развивать коммуникативные и речевые способности.
Психологические особенности предпринимателя определяются прежде всего содержанием его мотивационной сферы. В мотивации предпринимателя ведущей всегда является потребность в самоактуализации, направленной на реализацию своего личностного потенциала. Именно этим подлинный предприниматель отличается от человека, единственным стремлением которого является лишь обогащение, а также от мелкого бизнесмена, для которого предпринимательство – лишь способ поддержания определенного уровня существования. Предпринимателями становятся люди, обладающие высокоразвитой потребностью в достижениях, но если у них нет объективной возможности ее реализовать, она начинает постепенно угасать.
Хороший предприниматель обычно отличается
высокой, но достаточно объективной, трезвой
самооценкой, что позволяет ему
реалистично взвешивать свои возможности,
самокритично и продуктивно оценивать
собственный опыт и восполнять пробелы
в знаниях. «Идеальному» предпринимателю
свойственна способность
Современный преуспевающий предприниматель ориентируется прежде всего на собственные анализ и оценку информации, мало подвержен конформистским влияниям, способен преодолеть узкоконъюнктурные оценки, стремится прогнозировать развитие событий. Он обычно обладает хорошим природным интеллектом, который дополняется высоким уровнем профессионализма, а нередко и широкой эрудицией. Необходимой чертой предпринимательского мышления является его творческий характер, стремление к инновациям, умелое использование конструктивных идей. Это позволяет избегать стандартных решений и находить выходы из ситуаций неопределенности.
Комплекс отмеченных выше личностных
свойств и поведенческих
При этом показатели «потребности во
власти» у крупных
Американское
В отличие от
Психология американского
Среди американских предпринимателей и менеджеров преобладают люди независимые, с ярко выраженной индивидуальностью, обладающие яркими способностями, интуицией, чутьем, стремлением к единоличному принятию решений. Америка изначально культивировала феномен сильной личности, обладающей способностью пользоваться всеми средствами для победы, бойцовскими качествами. Однако в последнее время консультанты и теоретики менеджмента говорят о необходимости смены авторитарного стиля управления и поведения в деловой жизни, призывают к «смягчению нравов», отказу от единоналичия, к общей либерализации в управлении и деловых отношениях.
Показательно в этом смысле мнение известного исследователя знаменитой фирмы IBM Д.Мерсера. Называя систему управления в фирме «высшей формой организованной анархии», он, однако, замечает, что авторитарный, строго вертикальный стиль деловой жизни все больше вытесняется демократическим координирующим.
Информация о работе Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности