Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа
Открытым остался вопрос о том, какое новообразование является центральным, определяющим личностную перестройку в критическом возрасте, в чем смысл и каково психологическое содержание этих личностных преобразований, в какой форме новообразование обнаруживает себя в поведении. Неясность в столь существенном вопросе определила проблему исследования, которая состоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ В ПРОЦЕССАХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
9
1.1.
Проблема возрастных кризисов в постановке Л. С. Выготского
9
1.2.
Проблема критических периодов в работах зарубежных исследователей
14
1.3.
Проблема возрастных кризисов в современной советской психологии
20
1.4.
Кризис 3 лет и его изучение
31
1.5.
Исходная теоретическая ориентация исследования и подход к изучению центрального новообразования возраста
41
Глава II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИМПТОМОВ КРИЗИСА 3 ЛЕТ
50
2.1.
Цели, задачи и организация наблюдений
50
2.2.
Процедура выявления симптомов кризиса
52
2.3.
Описание симптомов кризиса 3 лет
55
2.4.
Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет
67
Глава III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕГО СЕБЯ В ФОРМЕ "ГОРДОСТИ ЗА ДОСТИЖЕНИЕ"
87
3.1.
Цели и задачи экспериментального изучения
87
3.2.
Эксперимент "Гордость за достижение"
87
3.3.
Эксперимент "Воображение"
108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
117
БИБЛИОГРАФИЯ
В целом же понимание критических возрастов, подход и практика их изучения, определение действующих противоречий и непосредственных причин, предложение той или иной воспитательной тактики и стратегии по отношению к детям в период кризиса определяются исходными — теоретико-методологическими — позициями, взглядом исследователей на процессы психического развития в онтогенезе. Их водораздел лежит по линии диалектического или недиалектического понимания означенных выше процессов. Зависит это также и от того, насколько последовательно развиваемое понимание реализуется в конкретном исследовании.
Общий же вывод из осуществленного анализа состоит в том, что проблема кризисов, возникающих в ходе психического развития, еще очень и очень далека от своего разрешения.
Между тем, проблема возрастных кризисов весьма актуальна. Она волнует педагогов и родителей, поскольку они, как
30
правило, первыми ощущают на себе все сложности в общении с ребенком, вступившим в период кризиса. От того, будет ли кризис включен в общую модель развития детей как ее важная составная часть или будет рассматриваться как нежелательное явление, от которого необходимо избавиться, зависит практическая деятельность педагогов и родителей.
Без рассмотрения и решения этой проблемы затруднительно создание последовательной теории развития детской психики в онтогенезе и разработка научных основ возрастной периодизации.
Актуальность и значимость проблема кризисов, сопровождающих психическое развитие в онтогенезе, и ее далекое от окончательного решения состояние на сегодняшний день побудили нас взяться за ее исследование. Конечно, мы не надеемся в одной работе решить весь обширный комплекс вопросов, завязанных в узел вокруг проблемы кризисов.
Основную цель данного исследования мы видим в том, чтобы составить достаточно разностороннее и углубленное представление об одном из возрастных кризисов — кризисе 3 лет и этим внести вклад в разработку проблемы возрастных кризисов в целом.
Выбор в качестве предмета изучения кризиса именно 3 лет обусловлен следующими причинами:
1. Степенью изученности кризиса 3 лет. В психологии наиболее изученными являются кризисы: подростковый (Т. В. Драгунова, Д. Б. Эльконин, 1967; Л. И. Божович, 1979; В. В. Давыдов, 1979; Д. И. Фельдштейн, 1982) и юности (И. С. Кон, 1979; Л. И. Божович, 1968; Н. С. Лейтес, 1978). В последнее время, в связи со школьной реформой, особое внимание уделяется кризису 7 лет (А. Л. Венгер, 1986; Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, 1987; Е. Е. Сапогова, 1986). Исследование
31
кризиса 1 года начато в работах С. Ю. Мещеряковой и Н. Н. Авдеевой (1982, 1983, 1986). С момента последней серьезной публикации (Л. И. Божович, 1978), касающейся кризиса 3 лет, как впрочем, и до того, исследования этого критического периода не велись и не потому, что проблема получила достаточно полное решение. Напротив, она, по мнению Л. И. Божович (1978), более, чем далека от своего разрешения.
2. Возможностью наблюдать кризисные явления без резкого изменения внешних обстоятельств, которые в определенной мере могут скрывать истинный смысл превращения личности, наблюдаемых в критический период (так, например, кризис 7 лет протекает на фоне поступления ребенка в школу). Реализация этой возможности позволит продуктивно рассмотреть вопрос о противоречиях, движущих развитием, причинах, обостряющих течение этого процесса, и наметить психологически корректные пути выхода из кризиса.
1.4. Кризис 3 лет и его изучение
Кризис 3 лет был описан как особый, трудный в воспитательном отношении период перехода от раннего к дошкольному детству и получил даже своеобразные названия: возраст упрямства (К. Бюллер, 1924), возраст строптивости или троцзальтер (И. Ионеску, 1973), негативизм (Б. Уайт, 1982; T. Alexander, 1969), кризис самостоятельности (Д. Б. Эльконин, 1965), кризис независимости (Б. Л. Ланда, 1975).
Симптоматически, по данным Л. С. Выготского, П. П. Блонского, Н. А. Менчинской, В. С. Мухиной, Д. Б. Эльконина, он характеризуется рядом проявлений, наиболее типичными из которых являются:
32
— негативизм (отказ от предложений взрослого только на том основании, что они исходят от взрослого, что ребенка об этом попросили);
— упрямство (ребенок настаивает на своем только потому, что он сам этого потребовал);
— строптивость (недовольство всем, что ребенку предлагают; направленность против норм воспитания, образа жизни);
— своеволие, своенравие (тенденция к самостоятельности).
К числу симптомов кризиса 3 лет относятся также протест-бунт, обесценивание значимых взрослых, стремление к деспотическому управлению окружающими, ревнивое отношение к другим детям и взрослым.
Все названные симптомы образуют первый пояс кризисной симптоматики. Второй ее пояс образуют симптомы, возникающие на базе основных, названных выше. К ним относятся те невротические реакции, которые возникают у детей, когда затрагивается то, что наиболее дорого и ценно для них (ночные страхи, неспокойный сон, энурез, резкие затруднения в речи и заикание, гипобулические припадки).
Обобщая фактическую картину симптомов, сопровождающих кризис 3 лет, Л. С. Выготский писал: "... кризис в сущности говоря, протекает прежде всего как кризис социальных отношений ребенка" и свидетельствует о новой, психологической стадии эмансипации ребенка от взрослого (1984, с. 375).
Располагая данными о симптомах, характеризующих кризис 3 лет, Л. С. Выготский, тем не менее, не смог выделить, даже гипотетически, то новообразование, которое возникает в критический период. Нам представляется, что это могло произойти из-за того, что
33
описанные в литературе симптомы характеризуют ребенка в основном негативно (они так и фигурируют в литературе как негативная симптоматика критического возраста). А это не позволяет (не умозрительно, конечно) составить представление о позитивных изменениях, происходящих в этот период. Однако, как утверждал Л. С. Выготский, во всяком кризисе имеют место одновременно разрушительные и созидательные процессы, причем, последние консолидируются в возрастном новообразовании. Именно отсутствие ясной картины о "позитиве" кризиса 3 лет и явилось, с нашей точки зрения, тем обстоятельством, которое не позволило Л. С. Выготскому определить его хоть в какой-то степени приближения. Единственное, что можно сделать при анализе лишь негативной симптоматики кризиса 3 лет, это выявить ту сферу или, по Л. С. Выготскому, "ось", вокруг которой происходят главные изменения и преобразования, что само по себе очень важно.
Дальнейший анализ проблемы кризиса 3 лет в советской психологии был направлен на то, чтобы выделить новообразование этого критического возраста.
Д. Б. Эльконин выделяет два новообразования, оформляющихся в переходный от раннего к дошкольному возрасту период: возникновение личного действия и сознания "я сам". Возникновение этих новообразований способствуют "глубинные изменения психологического строения самих действий ребенка", которые Д. Б. Эльконин усматривает в появлении у него новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желаниями взрослых (1960, с. 141).
В раннем возрасте все действия детей вызываются наглядной ситуацией, порождая тенденцию к немедленному их осуществлению. Поэтому желания еще не существуют как личные желания ребенка, они
34
как бы индуцируются ситуацией, овладевают ребенком. Несовпадение желаний ребенка с реально осуществляемыми действиями, их объективное подчинение требованиям взрослых приводит к обобщению желаний ребенка и к превращению их в собственные желания, которые могут и не совпадать с требованиями окружающих. На этой основе возникают возможность и реальное первичное соподчинение желаний (мотивов) и борьба между ними.
Другим моментом, определяющим возникновение новых форм желаний, является возникновение способности желать не только предметы реальной ситуации, но и предметы, данные идеально, в воображении. Действие строится на основе представлений о предмете и возможности обладания им в будущем.
Тенденция к самостоятельности является следствием основных новообразований, появляющихся при переходе от раннего к дошкольному возрасту, и обнаруживает себя в сфере практической жизни ребенка, в пределах которой тот стремится действовать без помощи окружающих, проявляет и утверждает свою независимость от них. Генерализация этого стремления приводит к тому, что ребенок стремится к самостоятельности даже там, где он еще недостаточно компетентен. Тенденция к самостоятельности приводит к возникновению новых взаимоотношений со взрослыми и к возникновению новых типов деятельности.
Анализируя высказанную точку зрения, следует, на ваш взгляд, подчеркнуть следующее. Д. Б. Эльконин связывает новообразования, оформляющиеся в критический период, с развитием сферы предметно-практической активности ребенка, ведущей деятельности в раннем возрасте. Если принять тезис о "ведущей деятельности", то теоретически притягивание такой связи весьма оправдано. Имеет оно под собой и фактическую основу, ведь утверждение своей самостоятельности
35
ребенком всегда совершается на чем-то и таковой в раннем возрасте является сфера предметно-практической деятельности.
В анализе самих предметных действий ребенка обращает на себя внимание мысль, что построение действия на основе представлений, действия, ориентированного (благодаря представлению, образу) на будущее, ведет к таким преобразованиям, которые в итоге меняют характер переживания этих действий ребенком — они начинают чувствоваться ребенком не только как исполняемые им самим, но как принадлежащие ему (личное действие), как задуманные им (личное желание).
Название новообразование "личное действие" и сознание "я сам", вместе с тем, остались нераскрытыми в работе Д. Б. Эльконина. Если относительно новообразования "личное действие" даны определенные пояснения (связь с развитием представлений и желаний детей), то относительно сознания "я сам" имеет место полная неопределенность. В чем собственно специфика сознания "я сам" ребенка этого периода, в каких формах оно существует и проявляет себя (если не считать, что оно проявляется только прямо — в высказываниях "я сам") — осталось нераскрытым.
Выделенные Д. Б. Элькониным новообразования не соотнесены им ни с известной симптоматикой кризиса 3 лет, ни с какой-либо новой. Им не предпослано описание таких форм детского поведения, в котором бы эти новообразования "локализовались", обнаруживали себя. Они, по-видимому, были найдены интуитивно (что ни в коем случае не свидетельствует против них), а основания, на которых этот процесс поиска строился, не были осознаны.
Своеобразная точка зрения на кризис 3 лет представлена в работе Л. И. Божович (1978). В основу представлений Л. И. Божович о кризисе легло положение, согласно которому кризисную реакцию дают
36
дети, у которых не удовлетворяются или даже активно подавляются те новые потребности, которые появляются на стыке двух возрастных периодов (в данном случае раннего и дошкольного детства).
Центральным новообразованием, возникающим к концу раннего детства, являются с точки зрения автора, "система Я". В "систему Я" входят не только знания ребенка о себе (рациональные компоненты), но и отношение к себе (аффективные компоненты). Центральным, завершающимся возникновением понятия Я (употребляется Л. И. Божович как синоним "системы Я") является процесс самопознания, активно развертывающийся благодаря становлению активной речи в конце второго года жизни ребенка.
В качестве новой потребности, рождаемой с возникновением новообразования, Л. И. Божович называет сначала потребность действовать самому, выражающуюся в постоянном и настойчивом требовании "я сам", а затем потребность в реализации и утверждении своего Я (очевидно считая, что между этими потребностями можно поставить знак равенства, или, что возникающая потребность может быть названа и тем и другим образом). Иногда эту потребность Л. И. Божович называет потребностью в самостоятельности, в самости.
Характер течения кризиса, тяжесть его симптоматики Л. И. Божович связывает со степенью депривации этой потребности и указывает, что наиболее остро кризис переживают дети, излишне опекаемые взрослыми, или те, которые живут в условиях авторитарного воспитания.
Сама Л. И. Божович оказалась довольно беспристрастным и критически настроенным исследователем. Завершая статью, в которой дается анализ кризиса 3 лет, она писала: "Для того, чтобы сказать нечто более содержательное о структуре "системы Я", нужны специальные исследования по этой проблеме" (1978, с. 34). Действительно,
37
определение Л. И. Божович "системы Я" как совокупного знания и отношения к себе является крайне общим. Однако сам факт обращения исследователя к поиску новообразований, лежащих в сфере Я человека, его отношения е себе, представляется нам чрезвычайно важным и действительно схватывающим, улавливающим нечто существенное, что происходит в критический период, период важных личностных сдвигов, сдвигов в сознании и самосознании.
Нам представляется ценным еще один шаг, проделанный Л. И. Божович в углублении понимания "системы Я". Она пишет, что вслед за "системой Я" возникает еще одно новообразование — самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть "хорошим". Противоречие между "хочу" и "надо" вызывает у ребенка противоположные эмоциональные переживания, рождает амбивалентное отношение к взрослым, определяет противоречивость детского поведения, что в целом ведет к обострению кризиса 3 лет.
В приведенной мысли Л. И. Божович мы усматриваем указание на еще один важный момент в развитии Я, складывающейся в период кризиса 3 лет. Если, описывая "систему Я", автор делал акцент на процессах выделения и осознания себя (рефлексивный аспект), то говоря о самооценке, она указывает на прогрессивную дифференциацию структурных компонентов исследуемого образования. Или иначе, развитие "системы Я" на этапе кризиса 3 лет идет в двух планах: в плане осознания и в плане дифференциации ее (системы) структурных компонентов.
Обратимся теперь к уже упоминавшемуся исследованию Э. Эриксона (1968). В качестве новообразования переходного периода от раннего к дошкольному детству, этот исследователь называет "уверенность в себе" и противопоставляет
38
его "сомнению в себе", "стыду за себя", возникающим в том случае, если складывающиеся новые формы активности полноценно не реализуют себя.
Отзываясь на новые возможности ребенка, проявляющиеся в период раннего детства, общество предъявляет к нему определенные требования и оценивает соответствие малыша им. Социальная оценка, которую получают действия ребенка, является для него важнейшим средством ориентирования в социальном окружении, во взаимоотношениях с взрослыми. Чрезмерная фиксация на неудачах и промахах малыша, отрицательная оценка, которую он получает достаточно часто, формирует у него чувство стыда за себя и сомнение в себе, в своих силах, рождает неуверенность. На этой стадии, согласно Э. Эриксону, складываются как черты характера либо общая скованность, необщительность, боязнь "потерять лицо", либо раскованность в самовыражении, стремление к сотрудничеству.
Как мы понимаем, главным отношением по Э. Эриксону, вокруг которого строится новообразование, является отношение окружающих к ребенку, презентируемое ему в форме социальной оценки. Как ее (оценки) отражение, возникает отношение ребенка к себе, существующее либо в виде переживания уверенности в своих силах и возможностях, либо в виде чувства неуверенности, сомнения, стыда за себя. Поиск новообразований, конституирующим фактором которого является отношение взрослых к ребенку, можно представить как третий взгляд на те личностные метаморфозы, которые совершаются по мере развития личности ребенка.