Экспериментальное изучение новообразования, проявляющего себя в форме "гордости за достижение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Открытым остался вопрос о том, какое новообразование является центральным, определяющим личностную перестройку в критическом возрасте, в чем смысл и каково психологическое содержание этих личностных преобразований, в какой форме новообразование обнаруживает себя в поведении. Неясность в столь существенном вопросе определила проблему исследования, которая состоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.

Содержание

Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ В ПРОЦЕССАХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
9
1.1.
Проблема возрастных кризисов в постановке Л. С. Выготского
9
1.2.
Проблема критических периодов в работах зарубежных исследователей
14
1.3.
Проблема возрастных кризисов в современной советской психологии
20
1.4.
Кризис 3 лет и его изучение
31
1.5.
Исходная теоретическая ориентация исследования и подход к изучению центрального новообразования возраста
41
Глава II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИМПТОМОВ КРИЗИСА 3 ЛЕТ
50
2.1.
Цели, задачи и организация наблюдений
50
2.2.
Процедура выявления симптомов кризиса
52
2.3.
Описание симптомов кризиса 3 лет
55
2.4.
Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет
67
Глава III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕГО СЕБЯ В ФОРМЕ "ГОРДОСТИ ЗА ДОСТИЖЕНИЕ"
87
3.1.
Цели и задачи экспериментального изучения
87
3.2.
Эксперимент "Гордость за достижение"
87
3.3.
Эксперимент "Воображение"
108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
117
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

Знаменательным является то, что разработка идеи о новообразовании как критерия возраста, приводит автора к развитию весьма близких к Л. С. Выготскому взглядов на возрастные кризисы, которым приписывается могучая созидательная сила и которые отграничиваются от кризисов, вызванных недоразвитием.

20

1.3. Проблема возрастных кризисов в современной советской
психологии

В отечественной литературе термин "кризис" в основном не сохранил исходного (Л. С. Выготского) толкования. Не отрицая наличия переломов, скачков в развитии ребенка как особых моментов в становлении его психики, ученые стараются избегать самого термина "кризис" для их обозначения. Кризис понимается как неверно, тяжело совершаемый перелом в развитии: "Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис — это свидетельство несовершившегося своевременно перелома, сдвига. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом" (А. Н. Леонтьев, 1972, с. 508).

В учебнике "Детская психология" Д. Б. Эльконина (1960) термин "кризис" также исключен, а о критических периодах говорится как о переходных от одного возраста к другому. Предпочитают исключить термин "кризис" даже из названия и авторы книги "Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту" (1987). В возрастной периодизации детского развития, предложенной Д. И. Фельдштейном (1982), не только отсутствует понятие кризиса, но даже не рассматриваются переходные от одного этапа развития к другому периоды.

Причем, подобный взгляд на кризисы, возникающие в ходе психического развития, можно считать общепринятым, закрепленным в словарях и учебниках. Приведем для примера определение возрастного кризиса из "Краткого психологического словаря": "Кризисы возрастные — греч. поворотный пункт, исход, — условное обозначение

21

более или менее выраженных состояний конфликтности, возникающих в период перехода от одного периода возрастного развития к другому. К. в. хотя и не является неизбежными, могут иметь место в психическом развитии ребенка. При этом психические противоречия, возникающие в процессе развития, приобретают в эти периоды особо острую форму, порождая эмоциональные переживания, нарушения взаимоотношений со взрослыми. Источником возникновения могут выступать противоречия между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности. На остроту протекания кризиса оказывают влияние индивидуальные особенности ребенка" (1985, с. 157).

Оценить подобный сдвиг в терминологии нам представляется возможным на примере учебного пособия В. Ф. Моргуна и Н. Ю. Ткачук "Проблема периодизации развития личности в психологии" (1981). Его авторы на основе анализа существующих периодизаций развития личности человека предлагают собственную, в которой, в частности, новообразованиями раннего возраста называются потребность в ориентировке, речь и система Я. Речь как новообразование была выделена Л. С. Выготским для периода раннего детства, но не как критического периода трех лет, а "система Я" называлась Л. И. Божович (1978) как новообразование именно кризиса 3 лет. Иначе, замена терминов "кризис" на "перелом", "скачок", с определенной редакцией его значения, вольно или невольно ведет к своеобразной утрате самого критического периода как такового, который оказывается поглощенным стабильным периодом. Эта же тенденция имеет место и в периодизации Д. Б. Эльконина (1971), где кризисы 1 года и 7 лет вообще выпущены, а кризис 3 лет и подросткового возраста обозначены как условные точки в развитии, специфика которых даже не

22

рассматривается. Другими словами, именно то, что Л. С. Выготский ставил себе в заслугу, в чем видел принципиальную новизну своего подхода к проблеме возраста, а именно, введение в детскую периодизацию критических возрастов, оказывается фактически утерянным.

Вместе с тем, в советской психологии есть исследователи, продолжающие развитие взглядов Л. С. Выготского на возрастные кризисы (Л. И. Божович, 1978, 1979; А. Л. Венгер, 1986; Т. В. Гуськова (Ермолова), М. Г. Елагина, 1987; В. В. Давыдов, 1974; А. Б. Добрович, 1978; Т. В. Драгунова, 1972; Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, 1987; М. И. Лисина, 1983; С. Ю. Мещерякова и др., 1986; Е. Е. Сапогова, 1986).

Таким образом, в понимании возрастного кризиса в современной советской психологии имеются определенные разночтения, которые являются источником несовпадающих мнений относительно таких моментов, как неизбежность кризиса (а), природа и причина кризиса, противоречия, лежащие в его основе (б), симптоматика и сроки наступления критических периодов (в), пути выхода из него (г).

Неизбежность кризисов. Существует две альтернативные точки зрения: кризисы неизбежны или они вовсе не обязательны. О неизбежности кризисов писали П. П. Блонский (1930), Л. И. Божович (1978, 1979), Л. С. Выготский (1972). Они мотивируют свою позицию тем, что поскольку критический период является неотъемлемой частью психического развития (в диалектическом его понимании), то он столь же неизбежен и необходим, как и любой другой его этап.

Б. С. Братусь и О. В. Лишин (1932) неизбежность кризисов выводят из естественного влияние друг на друга потребностей и деятельности: деятельность всегда богаче вызвавшей ее потребности и ведет не только к удовлетворению старых стремлений, но и к появлению

23

новых; новая же потребность стимулирует деятельность, которая опять-таки усложняет и развивает прежнюю потребность. Кризис в данном случае есть противоречие между родившейся новой потребностью и не отвечающей ей деятельностью, которая неизбежно должна видоизменяться, чтобы реализовать потребность индивида.

Неизбежность кризисов некоторыми авторами лишь декларируется, но не обосновывается (Т. В. Драгунова, 1965; В. С. Мухина, 1975).

Необязательность кризиса утверждается А. Н. Леонтьевым (1972), Д. Б. Элькониным (1965), Н. А. Менчинской (1948) и др. Считая кризисом лишь обостренное, неблагополучное течение процесса развития, они находят, что его можно избежать, если разумно осуществлять процесс воспитания ребенка (А. Н. Леонтьев, 1972), не баловать его, предъявлять ему разумные требования (Н. А. Менчинская, 1948).

Природа кризисов. Д. Б. Эльконин (1965, 1971) усматривают природу кризисов детского развития в том, что они естественно сопровождают ломку прежних и становление новых образований в психике ребенка и выводит их из отношений взрослых, не понимающих перемен в ребенке и объективно препятствующих реализации последним своих возможностей и устремлений.

Практически также рассматривает природу кризисов А. Н. Леонтьев (1972). Он связывает их появление с несвоевременностью перехода ребенка от предыдущего этапа развития к последующему, считая их ненормальным путем осуществления ломки и коренных перестроек в психике ребенка. Симптоматику кризисов А. Н. Леонтьев, как и Д. Б. Эльконин, связывает со сферой общения и отводит взрослому роль инициатора в продвижении ребенка по фазам психического развития, ибо только в этом качестве тот может предотвратить такое

24

нежелательное, по его мнению, явление, как кризис.

Л. И. Божович (1978) природу кризисов видит в появлении фрустрированности, в аффективных вспышках, связанных со стереотипными воздействиями взрослых, а также в особой потребности отделиться от взрослого, стать самостоятельным. Подобную мысль можно встретить также у Д. Б. Эльконина (1971) и Т. В. Драгуновой (1972).

Существуют и такие точки зрения на природу кризисов: управление в познании своих возможностей через негативное противопоставление себя окружающим (И. И. Чеснокова, 1977), чувствительность к неадекватным раздражителям (И. А. Аршавский, 1975), усвоение правил через нарушение запретов (А. И. Миронов, 1979).

В качестве причины кризисов называют: осознание ребенком своего нового места в системе социальных отношений (А. Н. Леонтьев, 1972); активное стремление к самостоятельности, принимающее форму общей тенденции поведения (Л. И. Божович, 1978); появление собственных мотивов деятельности, независимых от взрослого (Д. Б. Эльконин, 1965); столкновение эгоцентризма ребенка, его ревностной потребности сохранить свое центральное положение с изменившейся системой требований к нему со стороны взрослых (А. И. Миронов, 1979).

Среди выявленных к настоящему моменту противоречий, лежащих в основе возрастных преобразований, можно выделить две группы: противоречия между ребенком и социальной средой (1) и противоречия, характеризующие внутренний мир самого ребенка, "локализованные" в нем самом (2).

К первой группе относятся противоречия между требованиями общества, адресованными ребенку и презентируемыми ему в различных формах (образ жизни, положение в коллективе,

25

социально значимые задачи, к решению которых он должен быть готов, и т. д.) и детскими возможностями. Причем в одних случаях подчеркивается, что возможности ребенка "опережают" требования, исходящие от взрослых, в других, напротив, что требования среды "опережают" возможности ребенка.

Ко второй группе можно отнести противоречия между потребностями и возможностями ребенка, его реальными и идеальными Я, его притязаниями и реальными достижениями.

Симптоматика критических периодов и возрастная их отнесенность. Кризисы приурочены к определенному возрасту. Наиболее единодушно отмечаются кризисы 1 года (Л. С. Выготский, 1984; Н. М. Щелованов, 1955); 3 лет (В. С. Мухина, 1975; Д. Б. Эльконин, 1971; Л. И. Божович, 1978; Н. М. Аксарина, 1968) 7 лет (Е. Е. Сапогова, 1986; Г. Г. Кравцов, 1987; А. Л. Венгер, 1986); 12—15 лет или кризис подросткового возраста (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова, 1967; В. В. Давыдов, 1974; Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина, 1972). Есть и незначительные расхождения. Л. С. Выготский считал целесообразным введение кризиса новорожденности и отказ от рассмотрения кризиса юношеского возраста как протекающего по законам развития не ребенка, но взрослого человека. Напротив, ряд исследователей рассматривает юношеский кризис как завершающий ход психического развития в детстве (И. С. Кон, 1979; И. В. Дубровина, 1987).

Пути выхода из кризисов. Большинство психологов соглашается, что кризисы вызывают тяжелые душевные переживания у ребенка (Н. С. Лейтес, 1978; Л. С. Выготский, 1972; Н. А. Менчинская, 1948; и др.). И уже, поэтому, их необходимо преодолевать,

26

спешить помочь детям выйти из этого состояния. Кроме того, существует мнение (А. И. Миронов, 1979), что затяжной и длительный кризис не проходит бесследно — некоторые нежелательные формы поведения могут фиксироваться, а их внутренняя основа — закрепляться на долгие годы и обрастать новыми слоями негативных образований.

Лишь немногие исследователи считают полезным для ребенка "чистилище" кризиса, полагая, что на этом этапе ребенок как бы подготавливается к последующему общению со сверстниками и активно формирует в себе такие качества как: умение отстоять свои желания, самостоятельно действовать, быть независимым (T. Alexander, 1979; H. S. Fraiberg, 1959). А в работе Л. С. Выготского (1984) даже высказывается мнение, что бурное течение кризиса не только опасно, но и необходимо для ребенка.

Какие же реальные пути выхода из кризиса (или преодоления его) предложены до сих пор? Можно встретить следующие рекомендации в работах психологов:

— своевременный переход к новому ведущему типу деятельности (А. Н. Леонтьев, 1972; Д. Б. Эльконин, 1965; В. С. Мухина, 1975; А. И. Миронов, 1979; Е. Е. Сапогова, 1986; Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, 1987; В. В. Давыдов, 1979);

— изменение взрослыми характера взаимоотношений с ребенком в связи с изменением его потребности (И. И. Чеснокова, 1978; Л. И. Божович, 1978, 1979 а, б; М. И. Лисина, Т. В. Гуськова (Ермолова), 1988; Т. В. Драгунова, 1972; И. В. Дубровина, 1987);

— не стремиться "укрощать строптивца", не пререкаться с ребенком, не вступать в споры, не упрашивать, а дать возможность ему демонстрировать (в пределах разумного) свою самостоятельность (Б. Уайт, 1982; H. S. Fraiberg, 1959; J. Rousek, 1964);

27

— тактичное и разумное отношение к ребенку, где нет подавления его инициативы, но нет и вседозволенности, где запреты и поощрения используются в равной мере (T. Alexander, 1969; E. Verville, 1967; E. Maccoby, 1963; А. П. Ларин, 1955; Н. А. Менчинская, 1948);

— ликвидация стрессовой для ребенка ситуации, приводящей к обострению его взаимоотношений с окружающими (S. Wolf, 1970; G. Bronson, 1962).

Подводя общий итог обзору исследований, касающихся проблемы возрастных кризисов, можно сделать следующее заключение.

В детской психологии нет однозначного понимания возрастных кризисов, возникающих в ходе детского развития. Оно варьируется от признания кризиса неизбежным и даже необходимым этапом становления психики ребенка в онтогенезе до отношения к нему как исключительно конфликтному состоянию, избежать которое чрезвычайно желательно. В ряде зарубежных источников наличие возрастных кризисов либо отрицается вовсе, либо им приписывается роль аномального звена в общей цепи психического развития ребенка.

В советской психологии также нет однозначного его понимания: либо кризис трактуется как неверно, тяжело совершившийся переход от одного возраста к другому, либо как период, созидающий новое качестве душевной линии ребенка, сопровождающийся ломкой старых и установлением новых отношений ребенка с миром.

В проанализированных работах зарубежных и советских исследователей чаще всего смешиваются два явления, которые после работ Л. С. Выготского могут быть достаточно определенно разведены, а именно: кризисы развития (возрастной кризис, прогрессивный

28

кризис, нормативный кризис) и кризис недоразвития (ситуативный кризис, невротический кризис). В советской психологии их разводят М. И. Лисина (1983), А. Л. Венгер (1986), А. Б. Добрович (1978). В зарубежной — Э. Эриксон (E. Erikson, 1968), А. Кларк (A. M. Clarke, 1976).

Кризис развития — внутренне необходимый момент психического развития ребенка, свидетельствующий о появлении новых и позитивных приобретений в его психической жизни, возросших возможностей и способностей, говорящий о достижении нового этапа личностной зрелости.

Кризис недоразвития, напротив, свидетельствует о неготовности, определенной незрелости ребенка перед лицом внешних обстоятельств. Он возникает в тех ситуациях, когда ребенку предъявляют требования, которым он соответствовать не может.

Представление о внешней картине течения кризиса пестро, фрагментарно и вместе с тем недостаточно полно. Это касается в первую очередь основной симптоматики кризисных периодов. Сложившаяся традиция рассматривает возрастной кризис как период, в котором обнаруживаются, главным образом, негативные симптомы. Мысль же Л. С. Выготского о позитивных процессах, совершающихся в период кризиса, осталась без внимания возможно потому, что не обрела поддержки в эмпирических данных, раскрывающих критический возраст со стороны его позитивной симптоматики. Невольно исследователи отождествили объективно наступающие в психическом развитии качественные преобразования с внешней картиной течения кризиса. Усматривая в этой картине преимущественно негативные симптомы, они на этом основании сообщили понятию кризис исключительно отрицательный смысловой оттенок — тяжело, неверно совершившегося перехода.

29

Не разработаны критерии, свидетельствующие о наступлении критического возраста, а отсюда недостаточно четко определяются сроки, когда ребенок вступает и выходит из кризиса. Называемые возрастные рамки кризисов до сих пор являются условными и по удачному выражению Л. С. Выготского (1934) скорее "паспортными", чем реальными.

Нераскрытыми остаются психологические механизмы, действующие в критические периоды. Неясно, в каких отношениях находятся все называемые исследователями противоречия, действующие в период кризиса, какие из них являются главными, ведущими, а какие — второстепенными, необязательными, ситуативными. Отсюда, обоснованно трудноразрешимым является вопрос о причинах, вызывающих к жизни кризисы развития и о психологически корректных путях выхода из них.

Информация о работе Экспериментальное изучение новообразования, проявляющего себя в форме "гордости за достижение"