Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:20, курсовая работа
Цель исследования - определить условия и этапы формирования способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков.
Объектом исследования является конфликт в межличностном общении.
Предмет исследования - формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков посредством психологического тренинга.
Введение 3
Глава 1
Виды конфликтов, типология и факторы, провоцирующие возникновение 5
Понятие, типология и основные этапы развития конфликта 5
1.2 Причины конфликтности и основные модели конфликтного поведения 7
Психологические особенности подросткового возраста и причины подростковой конфликтности 8
Психологические особенности подросткового возраста 8
Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте 11
2.3. Роль межличностных конфликтов в становлении личности подростка 15
Основные причины конфликтности в подростковом возрасте 17
Способы разрешения межличностных конфликтов в общении подростков 17
Разрешение конфликтов: этапы и методы 17
Роль педагогического вмешательства в разрешение подростковых конфликтов 19
Посредничество как метод разрешения конфликтов 20
3.4 Исход конфликтов и критерии его конструктивного разрешения 23
Глава 2
1. Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков24
1.1 Описание выборки методов исследования 24
Анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования 29
Заключение 32
Список литературы 33
Внешний
вид подростка - еще
один источник конфликта.
Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.
Внутренне происходит
следующее.
У
подростка появляется своя позиция.
Он считает себя уже достаточно взрослым
и относится к себе как к
взрослому. Желание, чтобы все (учителя,
родители) относились к нему, как
к равному, взрослому. Но при этом его
не смутит, что прав он требует больше,
чем берет на себя обязанностей. И отвечать
за что-то подросток вовсе не желает, разве
что на словах. Стремление к самостоятельности
выражается в том, что контроль и помощь
отвергаются. Все чаще от подростка можно
слышать: "Я сам все знаю!" (Это так
напоминает малышовое "Я сам!"). И
родителям придется только смириться
и постараться приучить своих чад отвечать
за свои поступки. Это им пригодится по
жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность"
- еще один из основных конфликтов между
родителями и детьми в этом возрасте. Появляются
собственные вкусы и взгляды, оценки, линии
поведения. Самое яркое - это появление
пристрастия к музыке определенного типа.
Ведущей деятельностью в этом возрасте
является коммуникативная. Общаясь, в
первую очередь, со своими сверстниками,
подросток получает необходимые знания
о жизни.
Очень важным для
подростка является мнение о нем группы,
к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности
к определенной группе придает ему дополнительную
уверенность в себе. Положение подростка
в группе, те качества, которые он приобретает
в коллективе существенным образом влияют
на его поведенческие мотивы. Более всего
особенности личностного развития подростка
проявляются в общении
со сверстниками. Любой подросток мечтает
о закадычном друге. При чем о таком, которому
можно было бы доверять «на все 100», как
самому себе, который будет предан и верен,
несмотря ни на что. В друге ищут сходства,
понимания, принятия. Друг удовлетворяет
потребность в самопонимании. Практически,
Друг является аналогом психотерапевта.
Дружат чаще всего с подростком того же
пола, социального статуса, таких же способностей
(правда, иногда друзья подбираются по
контрасту, как бы в дополнение своим недостающим
чертам). Дружба носит избирательный характер,
измена не прощается. А вкупе с подростковым
максимализмом дружеские отношения носят
своеобразный характер: с одной стороны
– потребность в единственно-преданном
друге, с другой – частая смена друзей.
У
подростков существуют и так называемые
референтные группы. Референтная
группа - это значимая для подростка
группа, чьи взгляды он принимает. Желание
слиться с группой, ничем не выделяться,
отвечающее потребности в эмоциональной
безопасности, психологи рассматривают
как механизм психологической защиты
и называют социальной мимикрией. Это
может быть и дворовая компания, и класс,
и друзья по спортивной секции, и соседские
ребята по этажу. Такая группа является
большим авторитетом в глазах ребенка,
нежели сами родители, и именно она сможет
влиять на его поведение и отношения с
другими. К мнению членов этой группы подросток
будет прислушиваться, иногда беспрекословно
и фанатично. Именно в ней будет пытаться
утвердиться.
2.2.
Общение как ведущий
вид деятельности
в подростковом
возрасте.
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др.
Проблема слова, речи, выступления, искусства воздействия говорящего на слушателей давнюю, насчитывающую более двадцати столетий истории. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном.
Зимняя И.А. считает, что общение – совсем молодая проблема 20 столетия, ибо, если в Древней Греции и в Древнем Риме ораторское искусство изучалось в рамках риторики, эвристики и диалектики, то на современном этапе проблема общения изучается уже с точки зрения целого ряда наук: философии, социологии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей психологии, педагогики, педагогической психологии.
Речевое общение широко исследуется во всем мире. Созданы специальные центры изучения общения (например, Центр Карнеги). При этом до сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия “общения”, его форм, механизмов. Исследователи по разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, прелагая разные подходы к ею изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и д.р.
С
позиции деятельностного
Утверждение единства общения и деятельности в то же время не предполагает однозначности трактовки, то есть общение рассматривают как вид деятельности (Щедровинский Г.П., Леонтьев А.Н., Рыжов В.В., Гусев Г.И.).
Общение,
во-первых, - это особый тип деятельности
(коммуникативная деятельность)
В качестве основного определения используется следующее: общение – это взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений.
Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве – это непосредственное эмоциональное общении, в дошкольном периоде – это игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми, в подростковом возрасте – дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом.
Следует
отметить, что по вопросу определения
конкретного типа ведущей деятельности
для подросткового периода
1.
Общение принимает статус
2.
В качестве ведущего типа
Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.
Мудрик А.В. отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков, считает Мудрик А.В., по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков он объясняет так:
Во-первых, общение со сверстниками – очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Во-вторых,
Это специфический вид
В-третьих,
это специфический вид
Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка во многом определяя все остальные сторона его поведения и деятельности. Божович Л.И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.
К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других -ограничивается только школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы.
На первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и так далее.
Однако различие между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.
Общение
девочек выглядит более пассивным,
зато более дружественным и
С раннего возрасте мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое.
Социометрическое лонгитюдное исследование (Д. Эдер и М. Халлинен, 1978) нескольких школьных классов (возраст детей от 9 до 12 лет) показало, что диады девочек являются более закрытыми для посторонних, нежели мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными с родительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и устойчивый порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых.
Кон
И.О. считает, что психология общения
в подростковом возрасте и юношеском
возрасте строится на основе противоречивого
переплетения двух потребностей: обособления
(приватизации) и афорилиации, т.е. потребности
в принадлежности, включённости в
какую-то группу или общность. Обособление
чаще всего проявляется в
Чувство
одиночества и неприкаянности, связанное
с возрастными трудностями
Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками.
Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориснтированную.
Интимно- личностное общение – взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.
Информация о работе Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков