Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить условия и этапы формирования способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков.
Объектом исследования является конфликт в межличностном общении.
Предмет исследования - формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков посредством психологического тренинга.

Содержание

Введение 3
Глава 1
Виды конфликтов, типология и факторы, провоцирующие возникновение 5
Понятие, типология и основные этапы развития конфликта 5
1.2 Причины конфликтности и основные модели конфликтного поведения 7
Психологические особенности подросткового возраста и причины подростковой конфликтности 8
Психологические особенности подросткового возраста 8
Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте 11
2.3. Роль межличностных конфликтов в становлении личности подростка 15
Основные причины конфликтности в подростковом возрасте 17
Способы разрешения межличностных конфликтов в общении подростков 17
Разрешение конфликтов: этапы и методы 17
Роль педагогического вмешательства в разрешение подростковых конфликтов 19
Посредничество как метод разрешения конфликтов 20
3.4 Исход конфликтов и критерии его конструктивного разрешения 23
Глава 2
1. Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков24
1.1 Описание выборки методов исследования 24
Анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования 29
Заключение 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

мой курсовик.docx

— 104.46 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3 

Глава 1

  1. Виды конфликтов, типология и факторы, провоцирующие возникновение 5
    1. Понятие, типология и основные этапы развития конфликта 5

    1.2 Причины конфликтности и основные модели конфликтного поведения 7

  1. Психологические особенности подросткового возраста и причины подростковой конфликтности 8
    1. Психологические особенности подросткового возраста 8
    2. Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте 11

    2.3. Роль межличностных  конфликтов в становлении личности подростка 15

    1. Основные причины конфликтности в подростковом возрасте 17
  1. Способы разрешения межличностных конфликтов в общении подростков 17
    1. Разрешение конфликтов: этапы и методы 17
    2. Роль педагогического вмешательства в разрешение подростковых конфликтов 19
    3. Посредничество как метод разрешения конфликтов 20

    3.4 Исход конфликтов и критерии его конструктивного разрешения 23

Глава 2

    1. Экспериментальное  изучение межличностных конфликтов  в общении подростков24

       1.1 Описание выборки методов исследования 24

    1. Анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования 29

Заключение 32

Список литературы 33

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     

                                                          
 

Введение 

     Напряженные социальная, экономическая, демографическая и экологическая ситуации обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.  

Причины конфликтов в подростковом возрасте имеют, как правило, объективный характер, а значит, конфликты между подростками в процессе развития неизбежны. 
  Наиболее остро эти тенденции проявляются в подростковом возрасте - остропротекающем периоде перехода ребенка из собственно детства во взрослую жизнь. 
Всем известно,  какую большую роль в жизни подростка играют друзья. Но ни в одном возрасте не возникает такого количества проблем, связанных со сверстниками. Одни проводят с ними почти все личное время, чем вызывают неодобрение родителей, другие сторонятся сверстников, не знают, как найти с ними общий язык, подвергается насмешкам. У третьих часто случаются конфликты, ссоры, которые подростки глубоко переживают. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение: лидера, хорошего товарища, авторитета в каком-то деле. Часто именно невозможность добиться желаемого положения является причиной недисциплинированности поведения и агрессии подростков. 
  Если у подростка конфликт с одноклассниками в школе, его часто задевают, унижают, ему не помогут утешения родителей «Не обращай внимания», «Старайся не общаться, сторонись». Но подросток не может не обращать внимания,  ему плохо от сложившейся ситуации. Если обвинять в ней своего ребенка («Что не можешь постоять за себя, сдачу сдай») то у него создастся ощущение, что и родители его не понимают, и ситуация только усугубится. Если же обвинить во всем сверстников, их невоспитанность и бесконтрольность, то ребенок отдалиться от них, замкнется на себе и своих переживаниях, то есть ситуация снова не будет разрешена. Важно в первую очередь его выслушать, не спешить с советами. Важно просто побыть рядом, послушать, дать ему понять, что родители его хотят понять и помочь («Я понимаю, это обидно», «Грустно, что с тобой произошла такая история», «Я бы тоже разозлилась»). А потом, когда эмоции поутихнут, попробовать все-таки разобраться, как можно исправить ситуацию. Желательно при этом дать возможность подростку самому подумать над разными вариантами, попробовать увидеть их последствия. Самое важное для подростка в этой ситуации  возможность поговорить с родителями, быть выслушанным ими.

     Научная проблема настоящего исследования определяется противоречием между существующей потребностью в психологической  помощи подросткам в вопросах конфликтного взаимодействия и недостаточной  разработанностью конкретных методов  профилактики подростковых межличностных  конфликтов, в частности специализированных тренингов, ориентированных на формирование способов эффективного поведения в  конфликтной ситуации и способности  к конструктивному разрешению конфликтов.

Цель  исследования - определить условия и этапы формирования способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков.

Объектом  исследования является конфликт в межличностном общении.  
Предмет исследования - формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков посредством психологического тренинга.

Гипотеза: применение методов ранней диагностики межличностных конфликтов в образовательном процессе и владение инструментарием гибкого реагирования в конфликте способствует оптимальному разрешению конфликтных ситуаций между подростками. 

Задачи  исследования:

  1. Анализ литературы.
  2. Подобрать методы и методики;
  3. Организовать детей для проведения исследования;
  4. Провести эмпирическую часть исследования;
  5. Проанализировать данные;
  6. Оформить результаты анализа данных в виде таблиц, графиков;
  7. Интерпретация (выводы);
  8. Написание практической рекомендации для родителей и учителей.

Для решения  поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  1. Теоретические методы: анализ литературы.
  2. Организационные методы.
  3. Эмпирические методы: наблюдение, беседа.
  4. Методы математической статистики
  5. Метод интерпретации

Использованные  методики: тренинг «Почему люди ссорятся, или из конфликта без потерь». Диагностика состояния агрессии (опросник А. Басса – А. Дарки).

База  исследования: исследования проводились на базе школы №226 г.Снежногорска, где был протестирован 11 Г класс в количестве учащихся 21 человек.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Виды  конфликтов, типология  и факторы, провоцирующие  возникновение.
 

1.1 Понятие, типология и этапы развития конфликта. 

     Конфликт - форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой - в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.

     Говоря  иначе, конфликт - ситуация, когда два  или более субъекта взаимодействует  таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для  другого или других.

     Выделяют  четыре вида конфликтов:

     внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;

     межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;

     межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;

     личностно-групповой  - возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

     Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала  разобраться, имеется ли проблема, которая  возникает в тех случаях, когда  есть противоречие, рассогласование  чего-то с чем-то. Далее устанавливается  направление развития конфликтной  ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам  поведения. Наконец, анализируется  содержание инцидента.

     Типологическое  подразделение конфликтов:

     - "подлинный" - когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-л. легко изменяющегося фактора;

     - "случайный или условный" - когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

     - "смещенный" - когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связанны с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинных конфликтных отношений, но в какой-л. символической форме;

     - "неверно приписанный" - когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника, "затушевывая" тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силу отсутствия действительно истинной информации о существующем конфликте;

     - "скрытый" - когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;

     - "ложный" - конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.

     Развиваясь  по своим закономерностям, конфликт имеет свою динамику развития, традиция изучения которой прослеживают от представлений  Л.А. Петровской. 
 

     Обычно выделяют  следующие этапы  развития конфликта:  

  1. возникновение объективной конфликтной ситуации (предконфликтная ситуация);
  2. осознание ситуации как конфликтной;
  3. конфликтное взаимодействие;
  4. разрешение конфликта.
 

В динамике развития конфликта  существует ряд стадий: 

1. Предполагающая стадия - связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов. К этим условиям относятся: а) длительное бесконфликтное состояние коллектива или группы, когда все себя считают свободными, не несут никакой ответственности перед другими, рано или поздно возникает желание искать виновных; каждый считает себя правой стороной, обиженной несправедливо, то порождает конфликт; бесконфликтное развитие чревато конфликтами; б) постоянное переутомление, вызванное перегрузками, которые ведут к стрессам, нервозности, возбудимости, неадекватной реакции на самые простые и безобидные вещи; в) инфорационно-сенсорный голод, недостаток жизненно важной информации, длительное отсутствие ярких, сильных впечатлений; в основе всего этого лежит эмоциональная перенасыщенность будничной повседневностью. Отсутствие необходимой информации в широких общественных масштабах провоцирует появление слухов, домыслов, порождает тревогу (у подростков - увлечение рок-музыкой, как наркотиками); г) разные способности, возможности, условия жизни - все это ведет к зависти к преуспевающему, способному человеку. Главное, чтобы в любом классе, коллективе, группе никто не чувствовал себя обделенным, “человеком второго сорта”; д) стиль организации жизни и управления коллективом. 

2. Стадия зарождения конфликта - столкновение интересов различных групп или отдельных людей. Оно возможно в трех основных формах: а) принципиальное столкновение, когда удовлетворение одних может быть реализовано определенно только за счет ущемления интересов других; б) столкновение интересов, которое затрагивает лишь форму отношений между людьми, но не задевает серьезно их материальных, духовных и других потребностей; в) возникает представление о столкновении интересов, но это мнимое, кажущееся столкновение, не задевающее интересов людей, членов коллектива. 

Информация о работе Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков