Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:20, курсовая работа
Цель исследования - определить условия и этапы формирования способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков.
Объектом исследования является конфликт в межличностном общении.
Предмет исследования - формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков посредством психологического тренинга.
Введение 3
Глава 1
Виды конфликтов, типология и факторы, провоцирующие возникновение 5
Понятие, типология и основные этапы развития конфликта 5
1.2 Причины конфликтности и основные модели конфликтного поведения 7
Психологические особенности подросткового возраста и причины подростковой конфликтности 8
Психологические особенности подросткового возраста 8
Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте 11
2.3. Роль межличностных конфликтов в становлении личности подростка 15
Основные причины конфликтности в подростковом возрасте 17
Способы разрешения межличностных конфликтов в общении подростков 17
Разрешение конфликтов: этапы и методы 17
Роль педагогического вмешательства в разрешение подростковых конфликтов 19
Посредничество как метод разрешения конфликтов 20
3.4 Исход конфликтов и критерии его конструктивного разрешения 23
Глава 2
1. Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков24
1.1 Описание выборки методов исследования 24
Анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования 29
Заключение 32
Список литературы 33
Содержание
Введение 3
Глава 1
1.2 Причины конфликтности и основные модели конфликтного поведения 7
2.3. Роль межличностных конфликтов в становлении личности подростка 15
3.4 Исход конфликтов и критерии его конструктивного разрешения 23
Глава 2
1. Экспериментальное
изучение межличностных
1.1 Описание выборки методов исследования 24
Заключение 32
Список литературы 33
Приложение
Введение
Напряженные социальная, экономическая, демографическая и экологическая ситуации обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.
Причины конфликтов
в подростковом возрасте имеют, как правило,
объективный характер, а значит, конфликты
между подростками в процессе развития
неизбежны.
Наиболее остро эти тенденции проявляются
в подростковом возрасте - остропротекающем
периоде перехода ребенка из собственно
детства во взрослую жизнь.
Всем известно, какую большую роль в жизни
подростка играют друзья. Но ни в одном
возрасте не возникает такого количества
проблем, связанных со сверстниками. Одни
проводят с ними почти все личное время,
чем вызывают неодобрение родителей, другие
сторонятся сверстников, не знают, как
найти с ними общий язык, подвергается
насмешкам. У третьих часто случаются
конфликты, ссоры, которые подростки глубоко
переживают. Для подростка важно не просто
быть вместе со сверстниками, но и занимать
среди них удовлетворяющее его положение:
лидера, хорошего товарища, авторитета
в каком-то деле. Часто именно невозможность
добиться желаемого положения является
причиной недисциплинированности поведения
и агрессии подростков.
Если у подростка конфликт с одноклассниками
в школе, его часто задевают, унижают, ему
не помогут утешения родителей «Не обращай
внимания», «Старайся не общаться, сторонись».
Но подросток не может не обращать внимания,
ему плохо от сложившейся ситуации. Если
обвинять в ней своего ребенка («Что не
можешь постоять за себя, сдачу сдай»)
то у него создастся ощущение, что и родители
его не понимают, и ситуация только усугубится.
Если же обвинить во всем сверстников,
их невоспитанность и бесконтрольность,
то ребенок отдалиться от них, замкнется
на себе и своих переживаниях, то есть
ситуация снова не будет разрешена. Важно
в первую очередь его выслушать, не спешить
с советами. Важно просто побыть рядом,
послушать, дать ему понять, что родители
его хотят понять и помочь («Я понимаю,
это обидно», «Грустно, что с тобой произошла
такая история», «Я бы тоже разозлилась»).
А потом, когда эмоции поутихнут, попробовать
все-таки разобраться, как можно исправить
ситуацию. Желательно при этом дать возможность
подростку самому подумать над разными
вариантами, попробовать увидеть их последствия.
Самое важное для подростка в этой ситуации
возможность поговорить с родителями,
быть выслушанным ими.
Научная
проблема настоящего исследования определяется
противоречием между
Цель исследования - определить условия и этапы формирования способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков.
Объектом
исследования является конфликт в межличностном
общении.
Предмет исследования - формирование
способности к конструктивному разрешению
конфликтов у подростков посредством
психологического тренинга.
Гипотеза: применение
методов ранней диагностики межличностных
конфликтов в образовательном процессе
и владение инструментарием гибкого реагирования
в конфликте способствует оптимальному
разрешению конфликтных ситуаций между
подростками.
Задачи исследования:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Использованные методики: тренинг «Почему люди ссорятся, или из конфликта без потерь». Диагностика состояния агрессии (опросник А. Басса – А. Дарки).
База
исследования: исследования проводились
на базе школы №226 г.Снежногорска, где
был протестирован 11 Г класс в количестве
учащихся 21 человек.
1.1
Понятие, типология
и этапы развития конфликта.
Конфликт - форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой - в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
Говоря иначе, конфликт - ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.
Выделяют четыре вида конфликтов:
внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;
межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;
межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;
личностно-групповой - возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.
Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.
Типологическое подразделение конфликтов:
- "подлинный" - когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-л. легко изменяющегося фактора;
- "случайный или условный" - когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;
- "смещенный" - когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связанны с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинных конфликтных отношений, но в какой-л. символической форме;
- "неверно приписанный" - когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника, "затушевывая" тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силу отсутствия действительно истинной информации о существующем конфликте;
- "скрытый" - когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;
- "ложный" - конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.
Развиваясь
по своим закономерностям, конфликт
имеет свою динамику развития, традиция
изучения которой прослеживают от представлений
Л.А. Петровской.
Обычно выделяют
следующие этапы
развития конфликта:
В
динамике развития конфликта
существует ряд стадий:
1. Предполагающая
стадия - связана с появлением условий,
при которых может возникнуть столкновение
интересов. К этим условиям относятся:
а) длительное бесконфликтное состояние
коллектива или группы, когда все себя
считают свободными, не несут никакой
ответственности перед другими, рано или
поздно возникает желание искать виновных;
каждый считает себя правой стороной,
обиженной несправедливо, то порождает
конфликт; бесконфликтное развитие чревато
конфликтами; б) постоянное переутомление,
вызванное перегрузками, которые ведут
к стрессам, нервозности, возбудимости,
неадекватной реакции на самые простые
и безобидные вещи; в) инфорационно-сенсорный
голод, недостаток жизненно важной информации,
длительное отсутствие ярких, сильных
впечатлений; в основе всего этого лежит
эмоциональная перенасыщенность будничной
повседневностью. Отсутствие необходимой
информации в широких общественных масштабах
провоцирует появление слухов, домыслов,
порождает тревогу (у подростков - увлечение
рок-музыкой, как наркотиками); г) разные
способности, возможности, условия жизни
- все это ведет к зависти к преуспевающему,
способному человеку. Главное, чтобы в
любом классе, коллективе, группе никто
не чувствовал себя обделенным, “человеком
второго сорта”; д) стиль организации
жизни и управления коллективом.
2. Стадия
зарождения конфликта - столкновение
интересов различных групп или отдельных
людей. Оно возможно в трех основных формах:
а) принципиальное столкновение, когда
удовлетворение одних может быть реализовано
определенно только за счет ущемления
интересов других; б) столкновение интересов,
которое затрагивает лишь форму отношений
между людьми, но не задевает серьезно
их материальных, духовных и других потребностей;
в) возникает представление о столкновении
интересов, но это мнимое, кажущееся столкновение,
не задевающее интересов людей, членов
коллектива.
Информация о работе Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков