Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:20, курсовая работа
Цель исследования - определить условия и этапы формирования способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков.
Объектом исследования является конфликт в межличностном общении.
Предмет исследования - формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков посредством психологического тренинга.
Введение 3
Глава 1
Виды конфликтов, типология и факторы, провоцирующие возникновение 5
Понятие, типология и основные этапы развития конфликта 5
1.2 Причины конфликтности и основные модели конфликтного поведения 7
Психологические особенности подросткового возраста и причины подростковой конфликтности 8
Психологические особенности подросткового возраста 8
Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте 11
2.3. Роль межличностных конфликтов в становлении личности подростка 15
Основные причины конфликтности в подростковом возрасте 17
Способы разрешения межличностных конфликтов в общении подростков 17
Разрешение конфликтов: этапы и методы 17
Роль педагогического вмешательства в разрешение подростковых конфликтов 19
Посредничество как метод разрешения конфликтов 20
3.4 Исход конфликтов и критерии его конструктивного разрешения 23
Глава 2
1. Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков24
1.1 Описание выборки методов исследования 24
Анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования 29
Заключение 32
Список литературы 33
3. Посредничество
с элементами арбитража. В
Однако многое
зависит не только от самого посредника,
но и от стадии развития конфликта,
характера взаимоотношений
3.4.Исход
конфликта и критерии
его конструктивного
разрешения.
Исход конфликта может происходить нескольким путями. Е. М. Гиляров выделяет следующие:
Далее Е.М. Гиляров отмечает, что для разрешения конфликта, в отличие от его исхода необходимы сознательные волевые усилия людей, заинтересованных в этом. Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать конфликтную ситуацию:
Предупреждение
и снятие конфликтов: повышение открытости
и взаимного доверия членов группы,
выяснение причин поступка, установление
прямого контакта друг с другом,
открытое, непредвзятое обсуждение и
совместный анализ сложившейся ситуации
или же прекращение всех контактов
с оппонентом (в крайнем случае).
Личные конфликты предупреждать
и устранять труднее, чем деловые,
так как они связаны с чертами
характера, взглядами, убеждениями, социальными
установками и имеют свои истоки
в глубоких внутренних конфликтах.
Глава 2:
Экспериментальное
изучение межличностных
конфликтов в общение
подростков
Целью нашей исследовательской работы стало изучение межличностных конфликтов в общении подростков. В эксперименте приняли участие ученики старшего школьного возраста в количестве 21 человек. Исходя из цели нашего исследования, перед нами были поставлены следующие эмпирические задачи:
Для решения
поставленных задач, в исследовании
нами были использованы следующие методики:
1. Метод
наблюдения.
Диагностика
состояния агрессии (опросник
А. Басса – А. Дарки).
Опросник личностный, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
Данный
опросник широко распространен в
зарубежных исследованиях, в которых
подтверждаются его высокие валидность
и надежность. Опросник используется
также и в отечественных
Тест
состоит из 75 утверждений, на которые
учащиеся должны ответить «да» или «нет».
1. Временами
я не могу справиться с
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
3. Я легко
раздражаюсь, но быстро
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет
5. Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет
8. Когда мне
случалось обмануть кого-
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет
10. Я никогда
не раздражаюсь настолько,
11. Я всегда
снисходителен к чужим
12. Если мне
не нравится установленное
13. Другие умеют
почти всегда пользоваться
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет
15. Я часто бываю не согласен с людьми да нет
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет
19. Я гораздо
более раздражителен, чем
20. Если кто-то
воображает себя начальником,
я всегда поступаю ему
21. Меня немного огорчает моя судьба да нет
22. Я думаю, что многие люди не любят меня да нет
23. Я не могу
удержаться от спора, если
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет
26. Я не способен на грубые шутки да нет
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет
30. Довольно многие люди завидуют мне да нет
31. Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" да нет
34. Я никогда не бываю мрачен от злости да нет
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет
37. Хотя я и
не показываю этого, меня
38. Иногда мне
кажется, что надо мной
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям да нет
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет
41. Я редко
даю сдачи, даже если кто-
42. Когда получается
не по-моему, я иногда
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" да нет
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю да нет
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею да нет
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет
51. Если бы
все знали, что я чувствую, меня
бы считали человеком, с
52. Я всегда
думаю о том, какие тайные
причины заставляют людей
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет
54. Неудачи огорчают меня да нет
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие да нет
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да нет
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет
60. Я ругаюсь только со злости да нет
61. Когда я
поступаю неправильно, меня
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет
64. Я бываю
грубоват по отношению к людям,
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет
67. Я часто думаю, что жил неправильно да нет
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет
Информация о работе Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков