Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить условия и этапы формирования способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков.
Объектом исследования является конфликт в межличностном общении.
Предмет исследования - формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков посредством психологического тренинга.

Содержание

Введение 3
Глава 1
Виды конфликтов, типология и факторы, провоцирующие возникновение 5
Понятие, типология и основные этапы развития конфликта 5
1.2 Причины конфликтности и основные модели конфликтного поведения 7
Психологические особенности подросткового возраста и причины подростковой конфликтности 8
Психологические особенности подросткового возраста 8
Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте 11
2.3. Роль межличностных конфликтов в становлении личности подростка 15
Основные причины конфликтности в подростковом возрасте 17
Способы разрешения межличностных конфликтов в общении подростков 17
Разрешение конфликтов: этапы и методы 17
Роль педагогического вмешательства в разрешение подростковых конфликтов 19
Посредничество как метод разрешения конфликтов 20
3.4 Исход конфликтов и критерии его конструктивного разрешения 23
Глава 2
1. Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков24
1.1 Описание выборки методов исследования 24
Анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования 29
Заключение 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

мой курсовик.docx

— 104.46 Кб (Скачать)
lign="center">   

   

   В начале тренинга у ребят появилась мотивация к работе, при обсуждении занятий многие из группы говорили о том, что раньше не думали о том, как важно правильно общаться, уметь выходить из конфликтов. “Мы хотели бы измениться, научиться общаться без ссор и споров” - такие слова можно было услышать от детей.

   Подростки изучили особенности и стили  поведения в конфликтной ситуации, с помощью ролевых игр учились  правильно выходить из конфликтов.

   Упражнения  данного раздела ставили своей  целью отработку новых знаний и развитие коммуникативных навыков. Подростки говорили о своих друзьях, о том, что они делают, чтобы  не ссорится со своими друзьями (уступают, первые идут на примирение, спустя какое-то время после ссоры начинают разговаривать, как ни в чем не бывало).

   По  окончании тренинга были поставлены и выполнены задачи по закреплению навыков взаимодействия и навыков поведения в конфликтной ситуации, а также дополнительно проработаны те темы, которые оказались наиболее актуальными для участников группы. 

   Для подростков 17 лет характерными особенностями являются: 

    • развитие  взрослости, потребность в самостоятельности  и стремление к самопознанию, значимость отношений со сверстниками, бунт против родителей и социальных норм;
    • эмоциональная неустойчивость, чувствительность, агрессивность, конфликтные отношения с окружающими и склонность к крайним суждениям и оценкам;
    • в подростковом возрасте прослеживаются некоторые сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными особенностями ребят. Однако, при всей тяге к самостоятельности, подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших;
    • развитие конфликтности у подростков имеет многофакторную обусловленность, в которой социальные и психологические факторы представлены в едином неразрывном комплексе на протяжении всего возрастного периода. Эти факторы в своём тесном переплетении дополняют формирование личности;
    • повышенная конфликтность подростка может быть обусловлена не только стабильными внутриличностными факторами, но также, что не менее важно, семейной ситуацией и внешней средой.
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     1. Проведенное исследование подтвердило  известную мысль о том, что  в проблемной ситуации подросток  очень нуждается во взрослом  человеке, но не в каждом взрослом. Подростку взрослый нужен как  партнер, опора, ориентир в  быстро меняющемся мире. Одним  из эффективных способов помощи  подросткам в разрешении межличностных  проблем в их среде является  включение их в практику совместного  переустройства мира к лучшему  (в соответствии с отстаиваемыми  педагогом идеалами и ценностями).  

     2. Подросток нуждается в героях. Как бы это ни смущало нас,  как бы мы ни пытались проповедовать  “великую правду маленького человека”,  подросток будет искать кумира  для подражания. И этим кумиром  чаще всего становится тот,  кому не жалко ярких красок, сильных эмоций и громких дел,  разворачиваемых на глазах подростка.  Кто-то будет утверждать, что проблема  героев выходит за рамки компетенции  социального педагога, что этим  должны заниматься деятели искусства  и специалисты по общественным  отношениям. Есть еще одно суждение  – “у нас сейчас слишком  негероическое время”. С таким  утверждением можно согласиться  (хотя и не хочется), но нельзя  согласиться с тем, что подросток  остается один на один со  своей неутоленной потребностью  “следовать за Звездой и подражать  Звезде”.  

     3. Подросток нуждается в коллективе  как естественной среде нормального  развития. Без детского сообщества  подросток так же не может  обойтись, как ребенок без игры. Поэтому необходимо восстановить для каждого социального педагога, смысл таких словосочетаний, как коллективное творческое дело, развитие коллектива, коллективное и индивидуальное поручение, малая группа, лидер детского сообщества, линия трех перспектив, чередование традиционных поручений. При этом необходимо помнить, что коллектив не самоцель, а необходимое пространство становления индивидуальности, живущей в обществе других индивидуальностей. 

     4. Подростка необходимо убедить  в том, что другой человек,  отличный от него не должен  становиться предметом оценки  “хуже он или лучше”, он просто  – другой, но равный тебе по  общечеловеческой ценности. 

     Последнее, видимо, особо актуально, поскольку  у нас нет и не будет возможности  хотя бы раз начать педагогический процесс с “чистого листа бумаги”. Педагогические ошибки, родительское непонимание, социальная нерасположенность  – все это тот фон, на котором  подросток действительно становится трудным – не только для себя, но и для других. Мы должны научиться  помогать подростку решать его собственные  проблемы так, чтобы они служили  его позитивному развитию и не усложняли, а улучшали мир окружающих его людей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Пушмин  Э.А. Переговоры при конфликте. Москва, Аспект-пресс, 1999 г.
  2. Бодалёв А.А. "Личность и общение": Избранные труды. М, 1983
  3. Божович Л. И. "Личность и её формирование в детском возрасте" М. Просвещение,1968
  4. "Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков" под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В.-М. Просвещение, 1967
  5. Добрович А.Б. "Воспитателю о психологии и психогигиене общения", М. Просвещение ,1967
  6. Зимняя И.А. "Педагогическая психология". Учебное пособие. Ростов на Дону: Издательство "Феникс ",1997
  7. Кон И. С. "Психология старшеклассника" : Пособие для учителя - М. Просвещение. 1980.
  8. Лисина М.И. "Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии", М, 1978.
 
  1. Мудрик  А.В. "Общение как фактор воспитания школьников", М. Педагогика, 1984
  2. "Психология современного подростка" под редакцией Д.И.Фельдштейна - М. Педагогика, 1987
  3. Фельдштейн Д.И. "Психологические аспекты изучения современного подростка." Вопросы психологии,1985, №1
  4. Фельдштейн Д.И. "Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности подростка", Вопросы психологии, 1980, №4
  5. Афонькова  В.М.  К  вопросу  о  конфликтах  в  процессе   общения   в коллективе// Общение как педагогическая проблема.  –  М.:  Изд-во  АПН СССР, 1974. – С. 28 – 40.
  6. Афонькова В.М. Конфликты  в  коллективе  старшеклассников  и  пути  их преодоления: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1975. – 201 с.
  7. Гиляров Е.М. Конфликтология: лекция. – Домодедово: РИПК МВД РФ,  1995. – 32с.
  8. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч. Т.4. М., 1984.

Информация о работе Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков