Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:20, курсовая работа
Цель исследования - определить условия и этапы формирования способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков.
Объектом исследования является конфликт в межличностном общении.
Предмет исследования - формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков посредством психологического тренинга.
Введение 3
Глава 1
Виды конфликтов, типология и факторы, провоцирующие возникновение 5
Понятие, типология и основные этапы развития конфликта 5
1.2 Причины конфликтности и основные модели конфликтного поведения 7
Психологические особенности подросткового возраста и причины подростковой конфликтности 8
Психологические особенности подросткового возраста 8
Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте 11
2.3. Роль межличностных конфликтов в становлении личности подростка 15
Основные причины конфликтности в подростковом возрасте 17
Способы разрешения межличностных конфликтов в общении подростков 17
Разрешение конфликтов: этапы и методы 17
Роль педагогического вмешательства в разрешение подростковых конфликтов 19
Посредничество как метод разрешения конфликтов 20
3.4 Исход конфликтов и критерии его конструктивного разрешения 23
Глава 2
1. Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков24
1.1 Описание выборки методов исследования 24
Анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования 29
Заключение 32
Список литературы 33
Косвенные методы:
В.М. Афонькова
считает, что на высоких стадиях
развития коллектива возможна саморегуляция
конфликта. Если этого не происходит,
то целесообразно педагогическое вмешательство
в конфликт, которое может быть
полным или частичным и идти прямым
или косвенным путем. В качестве
прямых методов разрешения конфликта
это могут быть: метод «взрыва»
(предложенный А.С. Макаренко), индивидуальная
и групповая беседы, коллективное
решение, коллективная терапия, компромисс.
В качестве косвенных (педагогический
маневр) – изменение числа участников
конфликта, изменение деятельности,
теоретический анализ аналогичных
ситуаций, переключение внимания конфликтующих
на другой объект.
При посреднической
(медиаторской) форме разрешения конфликта
посредник лишь организует диалог,
подводит оппонентов к единому решению,
которое стороны принимают
Рассмотрим этапы
разрешения конфликта в интерпретации
В.И. Андреева:
3.2
Роль педагогического
вмешательства в разрешение
подростковых конфликтов.
Установлено,
что противоречия, возникающие среди
подростков, не всегда приводит к конфликту.
От умелого и чуткого
В.М.Афонькова
утверждает, что успешность педагогического
вмешательства в конфликты
· позиция
авторитарного вмешательства
в конфликт - педагог не будучи убежден,
что конфликт - это всегда плохо и что с
ним надо бороться, старается подавить
его;
· позиция
нейтралитета - педагог старается не
замечать и не вмешиваться в столкновения,
возникающие среди воспитанников;
· позиция
избежания конфликта -
педагог убежден, что конфликт - показатель
его неудач в воспитательной работе с
детьми и возникает из-за незнания, как
выйти из создавшейся ситуации;
· позиция
целесообразного вмешательства
в конфликт - педагог, опираясь на хорошее
знание коллектива воспитанников, соответствующие
знания и умения, анализирует причины
возникновения конфликта, принимает решение
либо подавить его, либо дать возможность
развиться до определенного предела.
Действия
педагога в четвертой позиции
позволяют контролировать и управлять
конфликтом.
По
нашему мнению, позиция нейтралитета
и позиция избегания конфликта
по сути одинаковы, так как предполагают
собой невмешательство в
Первые
три позиции педагога, выделяемые
В.М. Афоньковой, могут привести к
углублению конфликта, а также возможно
возникновение нового конфликта
с педагогом.
И.П. Андриади выделяет наиболее типичные ошибки педагогов при разрешении конфликта:
Кроме
того, неадекватное разрешение конфликта
педагогом, направленное на уменьшение
личной угрозы и достижение психологического
комфорта «здесь и сейчас», не учитывая
индивидуальные особенности учащегося,
без анализа ситуации и ее возможных
последствий, а также поведение,
проявляющееся в деструктивных
защитных формах реагирования, ведет
к аналогичным действиям
3.3.Посредничество
как метод разрешения
конфликтов.
Обычно под посредничеством понимается участие третьей, нейтральной стороны с целью оптимизации процесса переговоров и поиска взаимоприемлемого решения. Третья сторона подразумевает и посредника, и наблюдателя, и любое иное лицо, занятое оказанием помощи в урегулировании конфликтных отношений или решении вопросов между другими сторонами. Целью посредничества, как подчёркивает Э.А.Пушмин, является содействие мирному урегулированию конфликта. К задачам посредничества относятся организация переговоров, участие в них, поиск взаимоприемлемых формул решения.
Посредничество – достаточно гибкий способ воздействия на конфликт с целью его урегулирования мирными средствами. Оно в большинстве случаев принимается населением и не вызывает негативных реакций, которые порождает, к примеру, применение санкций или введение миротворческих войск. И ещё один важный момент: несмотря на то, что посредничество не исключает использования средств давления (угрозы, отказ в предоставлении экономической помощи в случае продолжения конфликта и т.п.), оно всё же ориентировано на диалог конфликтующих сторон между собой и каждой из них с посредником.
Посредничество
необходимо в следующих случаях:
-если стороны
вовлечены в длительное
- если они не признают друг друга;
-если стороны
связали себя множеством
Среди
всего многообразия функций посредничества
можно выделить пять основных:
1. формирование
ориентации сторон, находящихся
в конфликте, на поиск
2. создание условий
для обмена информацией и
3. оказание помощи
в диагностике ситуации и
4. помогает участникам
конфликта «сохранить своё
5. регуляционно
– контрольная функция
Например, посредник может сконцентрировать
своё внимание на оказании помощи в получении
и оценке информации (информационная помощь)
и т.д.
Задачи, которые решает посредник, зависят
друг от друга: решение одной способствует
решению другой. В частности, улучшение
коммуникации между сторонами позволяет
точнее оценить ситуацию, а формирование
ориентации участников конфликта на совместный
поиск выхода из конфликтной ситуации
побуждает их к установлению каналов коммуникации.
Кроме названных существуют побочные функции посредничества, не связанные напрямую с проблемой урегулирования конфликта. Например, в функции посредника может входить решение такой задачи, как поднятие и укрепление собственного престижа.Обычно посреднические функции осуществляются в определённой последовательности. В связи с этим принято различать следующие этапы посредничества:
Посредничество
может закончиться на любом из
перечисленных этапов, тогда как
его результатом будут либо дальнейшие
совместные действия сторон, предпринимаемые
самостоятельно, либо возврат участников
конфликта к односторонним
Существует в переговорной практике следующие
модели посреднической деятельности:
Основное различие между ними заключается в роли третьей стороны на переговорах и степени ее участия в выработке окончательного решения. Под этим углом зрения и охарактеризуем выделенные разновидности посредничества.
1.Фасилитаторство.
Роль третьей стороны сводится
главным образом к тому, что
фасилитатор (от англ, facilitate - облегчать)
оказывает участникам
2.Консультационное
посредничество. Специфика этой
разновидности посредничества
Информация о работе Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков