Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:20, курсовая работа
Цель исследования - определить условия и этапы формирования способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков.
Объектом исследования является конфликт в межличностном общении.
Предмет исследования - формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков посредством психологического тренинга.
Введение 3
Глава 1
Виды конфликтов, типология и факторы, провоцирующие возникновение 5
Понятие, типология и основные этапы развития конфликта 5
1.2 Причины конфликтности и основные модели конфликтного поведения 7
Психологические особенности подросткового возраста и причины подростковой конфликтности 8
Психологические особенности подросткового возраста 8
Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте 11
2.3. Роль межличностных конфликтов в становлении личности подростка 15
Основные причины конфликтности в подростковом возрасте 17
Способы разрешения межличностных конфликтов в общении подростков 17
Разрешение конфликтов: этапы и методы 17
Роль педагогического вмешательства в разрешение подростковых конфликтов 19
Посредничество как метод разрешения конфликтов 20
3.4 Исход конфликтов и критерии его конструктивного разрешения 23
Глава 2
1. Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков24
1.1 Описание выборки методов исследования 24
Анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования 29
Заключение 32
Список литературы 33
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет
70. Мне редко
приходит в голову, что люди
пытаются разозлить или
71. Я часто
только угрожаю людям, хотя
и не собираюсь приводить
72. В последнее время я стал занудой да нет
73. В споре я часто повышаю голос да нет
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет
75. Я лучше
соглашусь с чем-либо, чем стану
спорить да нет
Ключи
Ответы оцениваются
по восьми шкалам следующим образом:
1. Физическая агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;
«нет» = 1, «да» =
0: 9, 17, 41.
2. Косвенная агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;
«нет» = 1, «да» =
0: 10, 26, 49.
3. Раздражение:
«да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
«нет» = 1, «да» =
0: 11, 35, 69.
4. Негативизм:
«да» = 1, «нет» =
0: 4, 12, 20, 23, 36;
5. Обида:
«да»= 1, «нет» = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.
«нет» = 1, «да» =
0: 44.
6. Подозрительность:
«да» = 1, «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
«нет» = 1, «да» =
0: 65, 70.
7. Вербальная агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;
«нет» = 1, «да» =
0: 39, 66, 74, 75.
8. Чувство вины:
«да» = 1, «нет» =
0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Анализ
Интерпретация результатов.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника авторами использовались следующие принципы:
1.
Вопрос может относиться
2.
Вопросы формулируются таким
образом, чтобы в наибольшей
степени ослабить эффект
Пользуясь
данной методикой, необходимо помнить,
что агрессивность, как свойство
личности, и агрессия, как акт
поведения, могут быть поняты в контексте
психологического анализа мотивационно-
Тренинг для подростков
«Почему
люди ссорятся, или из
конфликта без потерь».
Цели:
Материалы:
• мягкая игрушка в качестве микрофона, плакат с правилами, соблюдение которых помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры.
Ход занятия.
Дети сидят по кругу.
— Начнем
сегодняшний день так: встанем (встаем,
побуждая к тому же всех участников
группы) и поздороваемся. Здороваться
будем за руку с каждым, никого не
пропуская. Не страшно, если с кем-то
вы поздороваетесь два раза. Главное
– никого не пропустить.
— Ребята, давайте повторим с вами правила нашей группы.
Психолог
предлагает ребятам по очереди зачитать
правила, написанные на плакате.
Примерные
правила:
1. Активная работа на занятии каждого участника.
2. Закон «микрофона» (говорит только тот, у кого в руках микрофон). В качестве микрофона может выступать ручка, фломастер или игрушка.
3. Внимательность к говорящему человеку.
4. Доверие друг к другу.
5. Недопустимость насмешек.
6. Не выносить обсуждение за пределы занятия.
7.
Право каждого
на свое мнение.
3. Работа по теме.
1) Беседа о конфликте.
Ведущий задает вопрос всем участникам: «Почему люди ссорятся?»
Всем предлагается подумать 3 минуты. Затем все варианты ответов записываются на доске.
— He владеют своими эмоциями.
— He принимают чужого мнения.
— Не считаются с правами других.
— Пытаются во всем доминировать.
— Не умеют слушать других.
— Хотят умышленно обидеть друг друга.
Очень
важно владеть собой при
2) Упражнение «Разожми кулак».
Один
сжимает руку в кулак, другой старается
разжать его (нельзя причинять боль).
Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются
несиловые методы, которые применялись:
уговоры, просьба, хитрость.
3) Упражнение «Толкалки без слов».
Участники
свободно двигаются по комнате, касаются
друг друга, толкаются, постукивают, щиплются,
дерутся, но никто не разговаривает.
Затем делятся своими впечатлениями.
4) Упражнение «Да и нет».
Все участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе позицию «да» или «нет». Вслух произносить можно только это. Необходимо убедить партнера поменять позицию на противоположную.
5) После игр проводится обмен мнениями:
— Какие испытывали эмоции?
— Было ли ощущение напряжения и раздражения?
— Как тебе удобнее спорить — произнося слово «да» или произнося слово «нет»?
— Ощущали ли вы предконфликтную ситуацию?
—
Что помогло избежать
конфликта?
4. Обучение выходу из конфликта.
Прежде чем перейти к обучению участников способам выхода из конфликтных ситуаций, желательно предоставить им возможность поделиться собственным опытом и рассказать, как они выходят из конфликтов.
На примерах из личного опыта проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются на доске.
Возле доски вешается плакат с правилами поведения во время конфликтной ситуации:
«Поведение, которое помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры:
1) Выслушать спокойно все претензии партнера.
2) На агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.
3) Попытаться убедить партнера говорить конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.
4) Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.
5) Извиниться, если в чем-то действительно не прав».
Все варианты обсуждаются и записываются участниками в тетрадях.
Правила
на плакате зачитываются вслух и
обсуждаются между участниками.
5. Анализ занятия.
— Можно ли постоянно контролировать свое состояние?
— Как вы думаете, сможете вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?
— Что для вас было самым трудным на занятии?
Подумайте
над высказыванием и
«Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены».
6.
Ритуал прощания.
1.2
Анализ данных, полученных
в результате эмпирического
исследования.
В результате
ознакомления с особенностями группы
подростков с помощью метода
наблюдения было установлено, что часть
испытуемых достаточно активно и заинтересованно
отнеслась к процессу тестирования. У
подростков отмечалось желание лучше
узнать себя, открытость к новому опыту.
На уроках подростки старались вести себя
сдержанно, изредка наблюдались моменты
проявления эмоциональности, неусидчивости
и рассеянности внимания. На переменах
подростки вели себя раскованно и свободно,
можно было наблюдать ситуации, в которых
проявлялись такие реакции подростков,
как раздражительность, обидчивость, эмоциональная
неустойчивость.
С помощью
метода беседы было также установлено,
что у ребят есть желание понять себя и
других, научиться чему-то новому.
По
данным опросника
А. Басса – А. Дарки большинство “испытуемых”
(52,4%) имеют физическую агрессию. Также
большинство имеют косвенную агрессию
(57,1%). Большая часть испытуемых (52,4 %) имеет
раздражительности. По шкале “негативизм”
примерно равно раздражению (52,4%). Кроме
того, уровень обидчивости группы в основном
составил (23,8%) (небольшой уровень обидчивости).
Большинство также имеет небольшой уровень
подозрительности (33,3%). Очень большой
процент вербальной агрессии (61,9%). Результаты
66,7% испытуемых попали в категорию “высокий
уровень чувства вины”.
Информация о работе Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков