Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить условия и этапы формирования способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков.
Объектом исследования является конфликт в межличностном общении.
Предмет исследования - формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков посредством психологического тренинга.

Содержание

Введение 3
Глава 1
Виды конфликтов, типология и факторы, провоцирующие возникновение 5
Понятие, типология и основные этапы развития конфликта 5
1.2 Причины конфликтности и основные модели конфликтного поведения 7
Психологические особенности подросткового возраста и причины подростковой конфликтности 8
Психологические особенности подросткового возраста 8
Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте 11
2.3. Роль межличностных конфликтов в становлении личности подростка 15
Основные причины конфликтности в подростковом возрасте 17
Способы разрешения межличностных конфликтов в общении подростков 17
Разрешение конфликтов: этапы и методы 17
Роль педагогического вмешательства в разрешение подростковых конфликтов 19
Посредничество как метод разрешения конфликтов 20
3.4 Исход конфликтов и критерии его конструктивного разрешения 23
Глава 2
1. Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков24
1.1 Описание выборки методов исследования 24
Анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования 29
Заключение 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

мой курсовик.docx

— 104.46 Кб (Скачать)

69. Я не огорчаюсь  из-за мелочей да нет

70. Мне редко  приходит в голову, что люди  пытаются разозлить или оскорбить  меня да нет

71. Я часто  только угрожаю людям, хотя  и не собираюсь приводить угрозы  в исполнение да нет

72. В последнее  время я стал занудой да нет

73. В споре  я часто повышаю голос да нет

74. Я стараюсь  обычно скрывать свое плохое  отношение к людям да нет

75. Я лучше  соглашусь с чем-либо, чем стану  спорить да нет 

Ключи 

Ответы оцениваются  по восьми шкалам следующим образом: 

1. Физическая агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;

«нет» = 1, «да» = 0: 9, 17, 41.  

2. Косвенная агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;

«нет» = 1, «да» = 0: 10, 26, 49.  

3. Раздражение: 

«да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;

«нет» = 1, «да» = 0: 11, 35, 69.  

4. Негативизм:

«да» = 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 23, 36;  

5. Обида: 

«да»= 1, «нет» = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.

«нет» = 1, «да» = 0: 44.  

6. Подозрительность:

«да» = 1, «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;

«нет» = 1, «да» = 0: 65, 70.  

7. Вербальная агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;

«нет» = 1, «да» = 0: 39, 66, 74, 75.  

8. Чувство вины:

«да» = 1, «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 

     Индекс  враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в  себя шкалы 1, 3, 7.

  • Враждебность = Обида + Подозрительность;
  • Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.
 

Анализ

Интерпретация результатов.

     Нормой  агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

     Создавая  свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и  А. Дарки выделили следующие виды реакций:

     1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

     2. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

     3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

     4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

     5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

     6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

     7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

     8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

     При составлении опросника авторами использовались следующие принципы:

     1. Вопрос может относиться только  к одной форме агрессии.

     2. Вопросы формулируются таким  образом, чтобы в наибольшей  степени ослабить эффект социальной желательности ответов.

     Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт  поведения, могут быть поняты в контексте  психологического анализа мотивационно-потребностной  сферы личности. Поэтому опросником А.Басса- А.Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками. 

Тренинг для подростков

«Почему люди ссорятся, или из конфликта без потерь». 

   Цели:

  1. познакомить с понятием «конфликт»;
  2. определить особенности поведения в конфликтной ситуации;
  3. обучить способам выхода из конфликтной ситуации;
  4. снизить уровень конфликтности подростков.

   Материалы:

•    мягкая игрушка в качестве микрофона, плакат с правилами, соблюдение которых  помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры.

   Ход занятия.

  1. Ритуал приветствия.

Дети  сидят по кругу.

—  Начнем сегодняшний день так: встанем (встаем, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться  будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное  – никого не пропустить. 

  1. Повторение  правил группы.

— Ребята, давайте повторим с вами правила  нашей группы.

Психолог  предлагает ребятам по очереди зачитать правила, написанные на плакате. 

Примерные правила: 

     1.  Активная работа  на занятии каждого  участника.

     2.   Закон «микрофона»  (говорит только  тот, у кого  в руках микрофон). В качестве микрофона  может выступать  ручка, фломастер  или игрушка.

     3.  Внимательность к  говорящему человеку.

     4.  Доверие друг к  другу.

     5.  Недопустимость насмешек.

     6.  Не выносить обсуждение  за пределы занятия.

   7.  Право каждого  на свое мнение. 

    3.  Работа по теме.

   1) Беседа о конфликте.

   Ведущий задает вопрос всем участникам: «Почему  люди ссорятся?»

    Всем  предлагается подумать 3 минуты. Затем  все варианты ответов записываются на доске.

—  He владеют своими эмоциями.

—  He принимают чужого мнения.

—  Не считаются с  правами других.

—  Пытаются во всем доминировать.

—  Не умеют слушать  других.

—  Хотят умышленно  обидеть друг друга.

     Очень важно владеть собой при общении  с другими людьми. Однако это бывает очень трудно. Сейчас мы выполним с  вами несколько упражнений, а потом  обсудим то, что вы чувствовали  во время их выполнения. Выполнять  упражнения будем в парах. 

     2)  Упражнение «Разожми  кулак».

     Один  сжимает руку в кулак, другой старается  разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость. 

     3)  Упражнение «Толкалки  без слов».

     Участники свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щиплются, дерутся, но никто не разговаривает. Затем делятся своими впечатлениями. 

     4)  Упражнение «Да  и нет».

     Все участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе позицию «да» или «нет». Вслух произносить можно только это. Необходимо убедить партнера поменять позицию на противоположную.

     5)  После игр проводится  обмен мнениями:

—  Какие испытывали эмоции?

—  Было ли ощущение напряжения и раздражения?

—  Как тебе удобнее спорить — произнося слово «да» или произнося слово «нет»?

—  Ощущали ли вы предконфликтную  ситуацию?

—  Что помогло избежать конфликта? 

     4. Обучение выходу  из конфликта.

     Прежде  чем перейти к обучению участников способам выхода из конфликтных ситуаций, желательно предоставить им возможность  поделиться собственным опытом и  рассказать, как они выходят из конфликтов.

     На  примерах из личного опыта проводится обсуждение возможных способов решения  конфликтных ситуаций. Выводы записываются на доске.

     Возле доски вешается плакат с правилами  поведения во время конфликтной  ситуации:

     «Поведение, которое помогает выйти из конфликтной  ситуации без ссоры:

1)  Выслушать спокойно  все претензии  партнера.

2)  На агрессивность  партнера реагировать  сдерживанием своих  эмоций и постараться  переключить разговор  на другую тему. Можно сказать  что-то доброе, неожиданное,  веселое.

3)  Попытаться убедить  партнера говорить  конкретней (только  факты) и без  отрицательных эмоций.

4)  Всегда держать  уверенную и равную  позицию, но не  переходить на  критику.

5)  Извиниться, если  в чем-то действительно  не прав».

Все варианты обсуждаются и записываются участниками  в тетрадях.

     Правила на плакате зачитываются вслух и  обсуждаются между участниками. 

     5.  Анализ занятия.

—  Можно  ли постоянно контролировать свое состояние?

—  Как  вы думаете, сможете вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?

—  Что  для вас было самым трудным  на занятии?

   Подумайте над высказыванием и постарайтесь его объяснить:

    «Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены».

   6. Ритуал прощания. 

1.2 Анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования. 

   В результате ознакомления с особенностями группы подростков с помощью метода наблюдения было установлено, что часть испытуемых достаточно активно и заинтересованно отнеслась к процессу тестирования. У подростков отмечалось желание лучше узнать себя, открытость к новому опыту. На уроках подростки старались вести себя сдержанно, изредка наблюдались моменты проявления эмоциональности, неусидчивости и рассеянности внимания. На переменах подростки вели себя раскованно и свободно, можно было наблюдать ситуации, в которых проявлялись такие реакции подростков, как раздражительность, обидчивость, эмоциональная неустойчивость.  

   С помощью  метода беседы было также установлено, что у ребят есть желание понять себя и других, научиться чему-то новому. 

   По  данным опросника А. Басса – А. Дарки большинство “испытуемых” (52,4%)  имеют физическую агрессию. Также большинство имеют косвенную агрессию (57,1%). Большая часть испытуемых (52,4 %) имеет раздражительности. По шкале “негативизм” примерно равно раздражению (52,4%). Кроме того, уровень обидчивости группы в основном составил (23,8%) (небольшой уровень обидчивости). Большинство также имеет небольшой уровень подозрительности (33,3%). Очень большой процент вербальной агрессии (61,9%). Результаты 66,7% испытуемых попали в категорию “высокий уровень чувства вины”. 

Информация о работе Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков