Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:21, курсовая работа
Несомненно, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) нуждаются в своевременном выявлении присущих им дефектов и реализации в сензитивные сроки потенциальных возможностей их психического развития психолого-педагогическими средствами.
Введение ……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками………….7
1.1 Особенности эмоциональной сферы и социальных эмоции старших дошкольников с нормой развития…………………………………………….7
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития………..…………………………………12
1.3 Психологические особенности социально-эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития…..………..19
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников …….23
2.1 Программа эмпирического исследования………………………………23
2.2 Результаты исследования, их интерпретация………………………….29
Заключение…………………………………………………………………....44
Список литературы…………………………………………………………..46
Приложения ………………………………………………………………….50
Т.о.,
в ходе исследования цель нашей работы
достигнута. Обращение к предложенным
методикам с целью изучения социальных
эмоций старших дошкольников с ЗПР поможет
предупредить проблемы в их развитии и
вырабатывать психологам и педагогам
эффективные рекомендации по развитию
и коррекции этих детей.
Приложение
1
Таблица 1
Карта
наблюдений за эмоционально-
№ | Параметры,
их характе-ристика |
Баллы, критерии | |||
4 | 3 | 2 | 1 | ||
|
Адекватность поведения, самоконтроль | |
|
|
|
11. | Поведение ребенка адекватно ситуации | Всегда | Чаще всего | Редко | Поведение неадекватно ситуации |
22. | Умеет следовать указаниям взрослого | Всегда | Чаще всего | Редко следует, трудно управляем | Не принимает во внимание указания взрослого |
33. | Может управлять своим поведением | Да | Чаще всего | Редко | Нет |
44. | Реагирует на положитель-ную оценку своей дея-тельности взрослыми | Доволен, увеличивает продукти-вную актив-ность | Дово-лен, последу-ющая актив-ность непродуктивна | Довольству-ется достигнутым | Неадекватно реагирует (смущается, огорчается, не замечает) |
55. | Реагирует на отрицатель-ную оценку своей дея-тельности | Адекватно, прислушивается, корректи-рует по-ведение | Прислушива-ется, пытает-ся что-то исп-равить | Не замечает | Неадекватно реагирует (радуется; проявляет агрессию; замыкается в себе) |
66. | Особенности активности: | Всегда активен, любозна-телен | Актив-ность чередуется с перио-дами отдыха | Активен, но быстро утомляется; или активен до назойли-вости. | Слишком активен,
повышенно возбудим;
вял, пассивен |
77. | Навыки самообслуживания | В состоянии обслужить себя сам полностью | В основ-ном, обслу-живает себя | Обслужи-вает себя редко | Пассивен, только принимает помощь |
Игровая деятельность | |||||
88. | Умеет понимать правила игры | Всегда понимает одним из первых | Понимает | С трудом понимает | Не понимает |
99. | Умеет принимать правила игры | Принимает правила и может конт-ролировать других детей | Прини-мает правила, старае-тся следо-вать, иногда нарушая их | Часто нарушает правила | Не принимает правила игры |
110. | Может занять себя сам | Легко находит себе занятия как в одиночку, так и в группе | Включа-ется в занятия других детей | Занимает себя, наб-людая за другими детьми | Не может себя занять, пассивен или мешает другим детям |
Особенности коммуника-ций со взрослыми: | |||||
111. | Социальные связи со взрослыми: | Легко идет на контакт со взрослыми | Избира-тельно, чаще идет на контакт | Избира-тельно, но чаще не идет на контакт | Трудно идет на контакт |
112. | Стремится к совместной деятельности со взрослыми | Всегда | Часто стремится | Недостаточ-но, редко | Нет |
113. | Принимает помощь взрослого и руководству-ется ею в своей дея-тельности | Да, всегда | Часто принимает | Недостаточ-но принима-ет, редко | Не принимает помощь |
114. | Обладает "Чувством дистанции" | Да, всегда | Чаще всего | Редко | Нет |
115. | Привязан-ность к кому-либо из взрослых | Есть
(к кому?) |
"Липнет" ко всем | Боится взрослых, плачет | Ни к кому не привязан, равнодушен |
Особенности коммуник-аций с детьми | |||||
116. | Социальные связи с детьми | Легко идет на контакт с детьми | Избира-тельно, чаще идет на контакт | Избира-тельно, но чаще не идет на контакт | Трудно идет на контакт |
117. | Умеет договари-ваться с детьми, ладит с ними | Всегда | Часто | Редко | Не умеет |
118. | Предпочита-ет играть в одиночку | Редко | Иногда | Часто | Всегда |
119. | Охотно принимает участие в играх, предложен-ных другими детьми | Очень охотно | Соглашается играть | Редко играет | Никогда не играет |
220. | Пытается быть лидером в детском коллективе | Всегда, и у него получается | Часто пытается, но не всегда удачно | Не претен-дует на роль лидера ни в чем | Отказывается быть лидером, главным |
221. | Умеет переживать и сочувст-вовать (иск-лючая конф-ликтные ситуации) | Да, помогает другому, жалеет его | Да, изредка | Наблюдает за другим ребенком | Смеется над ребенком, ведет себя неадекватно |
222. | Конфликт-ность | Неконфлик-тен | Редко | Часто | Сознательно провоцирует конфликты |
223. | Агрессив-ность | Мирно уживается с детьми | Редко и по делу | Часто | Проявляет физическую агрессию по отношению к детям и взрослым |
Эмоциональ-ные особенности | |||||
224. | Преобладающее настроение | Бодрое, уравновешенное, в основ-ном, хоро-шее; незлопамя-тен, трудно вывести из себя. | В основ-ном, ровное настроение. | Раздражи-тельное, возбужден-ное. Плохое и хорошее настроение задерживает-ся надолго. | Подавленное. Вялое. Неустойчивое, очень часто меняется по незначитель-ным поводам. |
225. | Выражен-ность эмоций | Выражены хорошо все оттенки эмоций | Эмоции на лице не выражает, ли-цо - застывшая маска | ||
226. | Тревожность и боязнь нового | Низкая тревож-ность. Активность и любозна-тельность. | Средняя мобили-зующая тревож-ность | Высокая тревож-ность, бес-покойство | Повышенная тревожность до нарушений деятельности или крайне низкая тревожность, снижен инс-тинкт само-сохранения |
227. | Пугливость | Нет | Может испугаться, но быстро успокаивается | Достаточно сильно боится чего-то одного | Много страхов |
228. | Плаксивость | Нет | Редко | Часто | Постоянно "глаза на мокром месте", плачет по незначитель-ным поводам |
229. | Доброжела-тельность | Да | Часто | Редко | Нет |
330. | Жизнера-достен и оптимисти-чен | Да | Часто | Редко | Нет |
Приложение
2
Стимульный
материал к тесту детской тревожности
Рис.1. Игра с младшим ребенком.
(Ребенок играет с малышом).
Рис.2. Ребенок и мать с младенцем. (Ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем).
Рис.3. Объект агрессии. (Ребенок убегает от нападающего на него сверстника).
Рис.4. Одевание. (Ребенок сидит на стуле и надевает ботинки).
Рис.5. Игра с взрослым. (Ребенок играет с взрослой женщиной).
Рис.6.
Укладывание спать в
Рис.7. Умывание. (Ребенок умывается в ванной комнате).
Рис.8. Выговор. (Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то).
Рис.9. Игнорирование. (Отец играет с малышом; ребенок стоит в одиночестве).
Рис.10. Агрессивное нападение. (Сверстник отбирает у ребенка игрушку).
Рис.11. Собирание игрушек. (Мать и ребенок убирают игрушки).
Рис.12. Изоляция. (Двое сверстников убегают от ребенка, остающегося в одиночестве).
Рис.13. Ребенок с родителями. (Ребенок стоит между матерью и отцом).
Рис.14.
Еда в одиночестве. (Ребенок один
сидит за столом, держа в руке
стакан).
Информация о работе Изучение социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.