Изучение социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Несомненно, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) нуждаются в своевременном выявлении присущих им дефектов и реализации в сензитивные сроки потенциальных возможностей их психического развития психолого-педагогическими средствами.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками………….7

1.1 Особенности эмоциональной сферы и социальных эмоции старших дошкольников с нормой развития…………………………………………….7

1.2 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития………..…………………………………12

1.3 Психологические особенности социально-эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития…..………..19

Глава 2. Эмпирическое исследование социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников …….23

2.1 Программа эмпирического исследования………………………………23

2.2 Результаты исследования, их интерпретация………………………….29

Заключение…………………………………………………………………....44

Список литературы…………………………………………………………..46

Приложения ………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Изучение социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.docx

— 127.72 Кб (Скачать)

     Т.о., в ходе исследования цель нашей работы достигнута. Обращение к предложенным методикам с целью изучения социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР поможет предупредить проблемы в их развитии и вырабатывать психологам и педагогам эффективные рекомендации по развитию и коррекции этих детей. 
 

Список литературы:

  1. Изотова Б.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр Академия, 2004. — 288 с.
  1. Карелина  И.О. «Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста»/ Ярославский педагогический вестник – 2010 – № 4 – Том II (Психолого-педагогические науки)
  1. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников : учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева ; под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. - М. : Академия, 2003. - 176 с.
  1. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направ. и спец. психологии / сост. О. В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2004. - 432 с.
  1. Соколова  Е. В. Психология детей с задержкой  психического развития : [учеб. пособие] / Соколова Е. В. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 320 с.
  1. Развитие  социальных эмоций у детей дошкольного  возраста : психол. исслед. / [А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.] ; под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович ; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М. : Педагогика, 1986. - 172, [2] с. : ил.
  1.  Никишина, В.Б. Практическая психология  в работе с детьми с задержкой  психического развития: пособие  для психологов и педагогов  / В.Б. Никишина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 126 с.
  1.  Бреслав,  Г. М.Эмоциональные особенности  формирования личности в детстве  : норма и отклонения / Г. М. Бреслав. - М. : Педагогика, 1990. - 140 с. 
  1. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций : дети 5-7 лет / Кряжева Н. Л. - Ярославль : Академия развития, 2000. - 158 с. : ил.
  1. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики  аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М.: Проспект, 2009. – 100 с.
  1. Томилина  А. Д.  Роль игры в формировании эмоциональной  сферы детей с задержкой психического развития / Томилина А. Д.// Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 11. - С. 58-60.
  1. Омарова П. О.  Особенности социализации младших  школьников с задержкой психического развития / Омарова П. О.// Семья в  России. - 2009. - № 1. - С. 41-49.
  1. Серова  В. В. Формирование навыков социального  поведения у старших дошкольников с ЗПР - воспитанников детского дома / Серова В. В.// Дефектология. - 2010. - № 3. - С. 64-70.
  1. Карпекина Н. Развитие эмоций  у детей старшего дошкольного возраста / Карпекина  Н.//Школьный психолог.  – 2002. - №5. –  С.8-9.
  1.  Дмитриева  Е. Е.  Особенности коммуникативно-личностного  развития детей старшего дошкольного  и младшего школьного возраста  с легкими формами психического  недоразвития / Дмитриева Е. Е.// Специальная  психология. - 2005. - № 1. - С. 51-54.
  1. Нестерова Е. Н.  Развитие социальной уверенности  детей с ОНР и ЗПР как  профилактика школьной дезадаптации / Нестерова Е. Н.// Логопедия сегодня. - 2008. - № 4. - С. 53-55.
  1. Колпакова,  Н.   Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста / Н. Колпакова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №10. - С.41-44.
  1.  Прозорова  М.  Изучение социальных эмоций  у старших дошкольников с ЗПР  / Прозорова М.// Воспитание и обучение  детей с нарушениями развития. - 2006. - №2. - С. 66 - 69.
  1. Голикова  О. Ю.  Система работы по развитию эмоций у детей старшего дошкольного  возраста с задержкой психического развития / Голикова О. Ю.// Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С. 30 - 34.
  1.   Ульенкова У. В.  Изучение и формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении / Ульенкова У. В., Васильева Е. Н.// Дефектология. - 2001.-№ 5. - С.35-43.
  1. Павлий  Т. Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы  детей с задержкой психического развития / Павлий Т. Н.// Дефектология . - 2000.- №4.- С.34-42.
  1. Журавых  О.  Пойми меня... / О. Журавых// Дошкольное воспитание. – 2002  - №2. - С.18-20.
  1. Миняжева  Д. Р.   Развитие социальных эмоций у дошкольников с общим недоразвитием  речи / Д. Р. Миняжев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №1. - С.23-25.
  1. Башмакова С. Б.  Коррекция эмоционального развития конфликтных детей / С. Б. Башмакова// Воспитание и обучение детей с  нарушениями развития. - 2007. - №1. - С. 25 - 30.
  1. Дубовец С.   Развитие эмоций у детей / С. Дубовец// Дошкольное воспитание. - 2008. - № 1. - С. 59-64.
  1. Сидукова  Л.   Формирование эмоциональной  отзывчивости дошкольников в театрализованной деятельности / Л. Сидукова// Детский  сад от А до Я. - 2008. - № 4. - С. 116-121.
  1. Буре, Р. С.  Воспитание гуманных чувств и отношений  у дошкольников / Р. С. Буре// Современный  детский сад . - 2008. - № 6 - С. 29-35.
  1. Вайнер, М. Эмоциональное развитие детей : возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М. Вайнер// Коррекционно-развивающее  образование. - 2008. - № 4 - С. 63-72.
  1. Пазухина, И. А. Обогащение эмоционального опыта  дошкольников / И. А. Пазухина// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 3. - С. 46-51.
  1. Гребцова, Е. А.  Психолого-педагогическая программа  развития познавательной и эмоциональной  сфер детей 5 лет в рамках дополнительного  образования / Е. А. Гребцова// Логопед  в детском саду. - 2009. - № 2. - С. 42-70.
  1. Махортова, Г.   Эмоциональная напряженность : к проблеме диагностики внутренней жизни ребенка / Г. Махортова// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С. 21-31.
  1. Анисимов, В. .   Эмоциональная саморегуляция  детей: механизмы и условия развития / В. Анисимов// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 3. - С. 13-17.
  1. Калинина  Р. Программа развития эмоциональной  сферы дошкольников и младших  школьников / Калинина Р.//Школьный психолог. – 2001. - №19. – С.8-9.
 
  1.  Ежкова, Н.  Эмоциональный компонент образования: процесс реализации / Н. Ежкова// Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С.69-71.
 
 
 
 

     Приложение 1 

Таблица 1

 Карта  наблюдений за эмоционально-социальным  развитием ребенка 3-9 лет  

      № Параметры,

их характе-ристика

     Баллы, критерии
     4      3      2      1
 
      
Адекватность  поведения, самоконтроль  
 
      
 
 
      
 
 
      
 
 
      
     11. Поведение ребенка  адекватно ситуации Всегда Чаще всего Редко Поведение неадекватно  ситуации
     22. Умеет следовать  указаниям взрослого Всегда Чаще всего Редко следует, трудно управляем Не принимает  во внимание указания взрослого
     33. Может управлять  своим поведением Да Чаще всего Редко Нет
     44. Реагирует на положитель-ную  оценку своей дея-тельности взрослыми Доволен, увеличивает  продукти-вную актив-ность Дово-лен, последу-ющая актив-ность непродуктивна Довольству-ется достигнутым Неадекватно реагирует (смущается, огорчается, не замечает)
     55. Реагирует на отрицатель-ную  оценку своей дея-тельности Адекватно, прислушивается, корректи-рует по-ведение Прислушива-ется, пытает-ся что-то исп-равить Не замечает Неадекватно реагирует (радуется; проявляет агрессию; замыкается в себе)
     66. Особенности активности: Всегда активен, любозна-телен Актив-ность  чередуется с перио-дами отдыха Активен, но быстро утомляется; или активен до назойли-вости. Слишком активен, повышенно возбудим;

вял, пассивен

     77. Навыки самообслуживания В состоянии  обслужить себя сам полностью В основ-ном, обслу-живает себя Обслужи-вает себя редко Пассивен, только принимает помощь
       Игровая деятельность                                  
     88. Умеет понимать правила игры Всегда понимает одним из первых Понимает  С трудом понимает  Не понимает 
     99. Умеет принимать  правила игры Принимает правила  и может конт-ролировать других детей Прини-мает правила, старае-тся следо-вать, иногда нарушая их Часто нарушает правила Не принимает  правила игры
     110. Может занять себя сам Легко находит  себе занятия как в одиночку, так  и в группе Включа-ется в  занятия других детей Занимает себя, наб-людая за другими детьми Не может  себя занять, пассивен или мешает другим детям
       Особенности коммуника-ций  со взрослыми:                            
     111. Социальные  связи со взрослыми: Легко идет на контакт  со взрослыми Избира-тельно, чаще идет на контакт Избира-тельно, но чаще не идет на контакт Трудно идет на контакт
     112. Стремится к  совместной деятельности со взрослыми Всегда Часто стремится Недостаточ-но, редко Нет
     113. Принимает помощь взрослого и руководству-ется ею в своей дея-тельности Да, всегда Часто принимает Недостаточ-но принима-ет, редко Не принимает  помощь
     114. Обладает "Чувством дистанции" Да, всегда Чаще всего Редко Нет
     115. Привязан-ность  к кому-либо из взрослых Есть 

(к кому?)

"Липнет" ко  всем Боится взрослых, плачет Ни к кому не привязан, равнодушен
       Особенности коммуник-аций с детьми                            
     116. Социальные  связи с детьми Легко идет на контакт  с детьми Избира-тельно, чаще идет на контакт Избира-тельно, но чаще не идет на контакт Трудно идет на контакт
     117. Умеет договари-ваться с детьми, ладит с ними Всегда Часто Редко Не умеет
     118. Предпочита-ет играть в одиночку Редко Иногда Часто Всегда
     119. Охотно принимает  участие в играх, предложен-ных  другими детьми Очень охотно Соглашается играть Редко играет  Никогда не играет 
     220. Пытается быть лидером в детском коллективе Всегда, и у  него получается Часто пытается, но не всегда удачно Не претен-дует на роль лидера ни в чем Отказывается  быть лидером, главным
     221. Умеет переживать и сочувст-вовать (иск-лючая конф-ликтные  ситуации) Да, помогает другому, жалеет его Да, изредка Наблюдает за другим ребенком Смеется над  ребенком, ведет себя неадекватно
     222. Конфликт-ность Неконфлик-тен Редко Часто Сознательно провоцирует  конфликты
     223. Агрессив-ность Мирно уживается  с детьми Редко и по делу Часто Проявляет физическую агрессию по отношению к детям  и взрослым
         Эмоциональ-ные  особенности                            
     224. Преобладающее настроение Бодрое, уравновешенное, в основ-ном, хоро-шее; незлопамя-тен, трудно вывести из себя. В основ-ном, ровное настроение. Раздражи-тельное, возбужден-ное. Плохое и хорошее  настроение задерживает-ся надолго. Подавленное. Вялое. Неустойчивое, очень часто меняется по незначитель-ным поводам.
     225. Выражен-ность  эмоций Выражены хорошо все оттенки эмоций               Эмоции на лице не выражает, ли-цо - застывшая маска
     226. Тревожность и  боязнь нового Низкая тревож-ность. Активность и любозна-тельность. Средняя мобили-зующая тревож-ность Высокая тревож-ность, бес-покойство Повышенная  тревожность до нарушений деятельности или крайне низкая тревожность, снижен инс-тинкт само-сохранения
     227. Пугливость Нет Может испугаться, но быстро успокаивается Достаточно  сильно боится чего-то одного Много страхов
     228. Плаксивость Нет Редко Часто Постоянно "глаза  на мокром месте", плачет по незначитель-ным  поводам
     229. Доброжела-тельность  Да Часто Редко Нет
     330. Жизнера-достен и оптимисти-чен Да Часто Редко Нет

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 2 

     Стимульный  материал к тесту детской тревожности 

      Рис.1. Игра с младшим ребенком.

     (Ребенок  играет с малышом).

     Рис.2. Ребенок и мать с младенцем. (Ребенок  идет рядом с матерью, которая  везет коляску с младенцем).

     Рис.3. Объект агрессии. (Ребенок убегает  от нападающего на него сверстника).

     Рис.4. Одевание. (Ребенок сидит на стуле  и надевает ботинки).

     Рис.5. Игра с взрослым. (Ребенок играет с взрослой женщиной).

     Рис.6. Укладывание спать в одиночестве. (Ребенок в трусиках и маечке идет к своей кроватке, родители сидят  на диване спиной к нему).

     Рис.7. Умывание. (Ребенок умывается в  ванной комнате).

     Рис.8. Выговор. (Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то).

     Рис.9. Игнорирование. (Отец играет с малышом; ребенок стоит в одиночестве).

     Рис.10. Агрессивное нападение. (Сверстник  отбирает у ребенка игрушку).

     Рис.11. Собирание игрушек. (Мать и ребенок  убирают игрушки).

     Рис.12. Изоляция. (Двое сверстников убегают  от ребенка, остающегося в одиночестве).

     Рис.13. Ребенок с родителями. (Ребенок  стоит между матерью и отцом).

     Рис.14. Еда в одиночестве. (Ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан). 


Информация о работе Изучение социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.