Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:21, курсовая работа
Несомненно, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) нуждаются в своевременном выявлении присущих им дефектов и реализации в сензитивные сроки потенциальных возможностей их психического развития психолого-педагогическими средствами.
Введение ……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками………….7
1.1 Особенности эмоциональной сферы и социальных эмоции старших дошкольников с нормой развития…………………………………………….7
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития………..…………………………………12
1.3 Психологические особенности социально-эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития…..………..19
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников …….23
2.1 Программа эмпирического исследования………………………………23
2.2 Результаты исследования, их интерпретация………………………….29
Заключение…………………………………………………………………....44
Список литературы…………………………………………………………..46
Приложения ………………………………………………………………….50
Содержание
Введение ……………………………………………………………………...3
Глава
1. Теоретические аспекты
1.1 Особенности эмоциональной сферы и социальных эмоции старших дошкольников с нормой развития…………………………………………….7
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития………..…………………………………12
1.3 Психологические особенности социально-эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития…..………..19
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников …….23
2.1 Программа эмпирического исследования………………………………23
2.2 Результаты исследования, их интерпретация………………………….29
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения …………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Индивидуализация процесса воспитания и обучения детей требует обязательного учёта психофизиологических особенностей каждого ребёнка, создания оптимальных условий для их полноценного развития, личностного становления, оказания своевременной психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.
Несомненно, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) нуждаются в своевременном выявлении присущих им дефектов и реализации в сензитивные сроки потенциальных возможностей их психического развития психолого-педагогическими средствами.
Специальная
психология в настоящее время
располагает целым рядом
Особое место в этом перечне исследований занимают работы, посвящённые детям с ЗПР дошкольного возраста (Е.Б. Аксёнова, Е.Е. Дмитриева, И.А. Коробейников, К.А. Некрасова, Е.С. Слепович, Т.А. Стрекалова, У.В. Ульенкова, Н.А. Шивирев).
Несмотря на то, что круг исследований, посвящённых изучению дошкольников с ЗПР, постоянно расширяется, однако проблемы специфики эмоционального развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте по-прежнему остаются, можно сказать, неизученными.
Изучение эмоциональной сферы
дошкольников с ЗПР показало,
что эмоциональное развитие
Нельзя отрицать тот факт,
что многие авторы (Н.А. Деревянкина,
И.П. Воропаева, В.В.
Актуальность работы определяется необходимостью выявления методик, которые помогут педагогу диагностировать социально-эмоциональную сферу старших дошкольников с ЗПР.
Объект работы – эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет – особенности
Цель работы состоит в изучении социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Гипотеза – социальные эмоции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР характеризуются следующими особенностями:
Методы исследования - теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (психолого-педагогический эксперимент); интерпретационные (анализ); качественный вид анализа.
База исследования: ДОУ №50 комбинированного вида. Выборка - дети группы 2-ой ЗПР подготовительной к школе и старшей подготовительной к школе группы детей с нормой развития. Общее количество испытуемых по 9 детей в каждой группе.
Практическая значимость работы состоит в том, чтобы получить дополнительные данные о своеобразии эмоциональной сферы, а в частности социальных эмоций, старших дошкольников с ЗПР. Результаты исследования пополняют психолого-педагогическую характеристику 6 -7 летних детей с ЗПР в плане особенностей формирования у них социально-эмоциональной направленности.
Структура
работы: курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения,
списка литературы, включающего 34 источника
и 2 приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
Результаты исследования
Эмоциональная сфера, как сложно организованная система регуляции поведения человека, имеет большую значимость для психического развития дошкольника. В связи с тем что у большинства детей младшего возраста значительная часть проходит в дошкольном учреждении, где складывается своеобразное детское сообщество, этот период является благоприятным для развития у детей специфически человеческих эмоций, социальных не только по своей природе, но и по содержанию: сострадание и сорадости, сопереживания и сочувствия, играющих чрезвычайно важную роль для социального и особенно нравственного развития ребёнка.[3, с.25]
Фактически способность ребёнка к сопереживанию и сочувствию, к сорадости и состраданию является предпосылкой формирования у него наиболее сложных человеческих чувств – уважения и любви к другим людям. Эти эмоциональные проявления, свидетельствуя о развитии у ребёнка потребности в эмоциональном контакте с другими людьми ( К. Обуховский), о потребности в другом человеке (Л. И. Божович), наиболее «загружены» личностной функцией. Именно по отношению к данному классу эмоций, имеющих своим источником другого человека и потому называемых «социальными эмоциями» (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович), аттракцией (Л.Я Гозман), эмпатией (Т.П. Гаврилова, Л.П. Стрелкова), наиболее приемлемо высказывание Л. И. Божович : «Эмоции – это область психологии личности». [3, с.26]
А.В. Запорожец даёт следующее определение социальным эмоциям: «социальные эмоции – это эмоции, которые приобрели устойчивость и социальную направленность и отражают стремление сделать нечто полезное не только для себя, но и для других людей, для окружающих взрослых или сверстников». В результате такого усвоения ребёнок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или как отталкивающие, как интересные, удивительные или неинтересные, обычные, добрые или как злые, как красивые или как безобразные. В соответствии с ней, как пишет А.В. Запорожец, ещё до того, как дошкольник начнёт действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и оценку со стороны взрослых – педагогов и родителей. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребёнок уже заранее знает, хорошо или плохо он собирается поступить. Предвосхищение полезного результата действий, и, вызванной им высокой оценки со стороны взрослых, связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующим поведение. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребёнка. Развитие эмоциональной сферы идёт «рука об руку» со становлением произвольной регуляции. Эта произвольность сначала появляется в игровой деятельности, а на 5-6 году жизни входит в другие виды деятельности. Благодаря этому эмоциональные процессы начинают актуализировать и следы прошлого опыта, то есть как бы переносить ребёнка не только в будущее, но и в прошлое, отсюда возможность появления таких феноменов, как «стыд», «чувство вины». Вышеперечисленные эмоции и чувства являются психологическими новообразованиями, которые характеризуют личность ребёнка дошкольного возраста в целом, его «систему Я» и мироощущение (об этом говорят в своих исследованиях Л.И. Божович, Д.Б.Эльконин и другие ученые).
Показателем сформированности социальных эмоций является понимание эмоций субъектом. Понятие понимание эмоций тесно пересекается с понятием « эмоциональный интеллект», введённый для обозначения интеллектуальных операций с эмоциями (Н. Майер, П .Сэловей,1990). [1,с 119]
А. М. Щетинина выделила уровни
понимания детьми эмоциональных состояний
человека: неадекватный – дети не
понимают эмоциональное состояние, не
могут его назвать или делают грубые
ошибки; ситуативно-конкретный
– понимание эмоций в контексте конкретной
ситуации, отсутствие словесного
обозначения эмоций или выбор слов
из предложенных; уровень
словесного обозначения
и описания экспрессии – самостоятельное
называние эмоциональных состояний
или точный выбор определений
из предложенных, перечисление
некоторых элементов экспрессии;
уровень осмысления
в форме описания
между актом различения
и опознанием– самостоятельное
называние эмоционального состояния
человека, выделение и описание экспрессии,
ситуации ее проявления; уровень
осмысления в
форме истолкования
и проявления
эмоциональных состояний
– самостоятельное обозначение
эмоционального объекта с целью
опознания объекта в контексте
обобщенных эмоциональных значений
. [2, с 242]
Для детей дошкольного возраста ведущим механизмом понимания эмоций является угадывание наряду с эмпатическими реакциями, для школьников – интерпертация ситуации.
Возрастная динамика понимания детьми дошкольного возраста эмоциональных состояний может быть выражена в следующих положениях:
1) к
старшему дошкольному возрасту
уровень понимания детьми
2) к
старшему дошкольному возрасту
восприятие экспрессии
3) увеличивается
активный и пассивный словарь
обозначения эмоциональных
4) к
6 годам состояние человека
Экспериментальное изучение
Информация о работе Изучение социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.