Изучение социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Несомненно, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) нуждаются в своевременном выявлении присущих им дефектов и реализации в сензитивные сроки потенциальных возможностей их психического развития психолого-педагогическими средствами.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками………….7

1.1 Особенности эмоциональной сферы и социальных эмоции старших дошкольников с нормой развития…………………………………………….7

1.2 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития………..…………………………………12

1.3 Психологические особенности социально-эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития…..………..19

Глава 2. Эмпирическое исследование социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников …….23

2.1 Программа эмпирического исследования………………………………23

2.2 Результаты исследования, их интерпретация………………………….29

Заключение…………………………………………………………………....44

Список литературы…………………………………………………………..46

Приложения ………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Изучение социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.docx

— 127.72 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение  ……………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР  в сравнении с нормально развивающимися сверстниками………….7

      1.1 Особенности эмоциональной сферы и социальных эмоции старших дошкольников с нормой развития…………………………………………….7

      1.2 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития………..…………………………………12

      1.3 Психологические особенности  социально-эмоциональной сферы старших дошкольников  с задержкой психического развития…..………..19

Глава 2. Эмпирическое исследование социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников …….23

2.1 Программа эмпирического исследования………………………………23

2.2 Результаты исследования, их интерпретация………………………….29

Заключение…………………………………………………………………....44

Список литературы…………………………………………………………..46

Приложения ………………………………………………………………….50 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Индивидуализация  процесса  воспитания  и  обучения детей требует обязательного учёта психофизиологических особенностей каждого ребёнка, создания оптимальных  условий  для их полноценного  развития,  личностного становления, оказания  своевременной  психолого-педагогической  помощи детям  с  отклонениями  в развитии.

     Несомненно, что  дети  с  задержкой  психического  развития (ЗПР)   нуждаются в  своевременном  выявлении  присущих  им дефектов  и  реализации в  сензитивные  сроки  потенциальных возможностей  их психического развития психолого-педагогическими  средствами.

     Специальная  психология  в настоящее  время  располагает целым рядом исследований,  посвящённых изучению  конкретного  проявления и причин снижения  темпа  психического  развития у этих детей  (Т.А. Власова, 3.И.Калмыкова, В.В. Ковалёв, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Менчинская,  М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова и др.).

     Особое  место  в  этом перечне   исследований  занимают работы, посвящённые  детям  с  ЗПР дошкольного  возраста (Е.Б. Аксёнова,  Е.Е. Дмитриева,  И.А. Коробейников,  К.А. Некрасова,  Е.С. Слепович,  Т.А. Стрекалова,  У.В. Ульенкова,  Н.А. Шивирев).

     Несмотря  на то, что круг исследований,  посвящённых  изучению дошкольников с  ЗПР, постоянно  расширяется,  однако проблемы специфики  эмоционального развития детей  с  ЗПР  в дошкольном возрасте  по-прежнему остаются, можно  сказать,  неизученными.

       Изучение эмоциональной сферы  дошкольников с ЗПР показало, что эмоциональное развитие детей  данной категории задержано: они  постоянно испытывают трудности  со средой адаптации, что нарушает  их эмоциональный комфорт и  психическое равновесие. Для этой  группы детей характерны такие  черты как эмоциональная неустойчивость, колебание настроения, повышенная  утомляемость, нарушение самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения, недостаточный уровень умственного и речевого развития, нарушение поведения, проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

        Нельзя отрицать  тот факт,  что  многие  авторы (Н.А. Деревянкина,  И.П. Воропаева, В.В.Лебединский,  Т.Н. Павлий, О.Е. Шаповалова), изучали  и изучают эту сферу  психического  развития  ребёнка. Тем не менее,  отсутствуют исследования, направленные  на выявление взаимосвязи личностных  качеств и эмоциональной сферы.

       Актуальность работы определяется необходимостью выявления методик, которые помогут педагогу  диагностировать социально-эмоциональную сферу старших дошкольников с ЗПР.

     Объект  работы – эмоциональная сфера  детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

       Предмет – особенности развития  социальных эмоций старших дошкольников  с ЗПР.

     Цель  работы  состоит в  изучении социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.

       Для решения поставленной цели  необходимо решить ряд задач:

  • осуществить теоретический анализ литературы по теме работы; 
  • раскрыть  особенности  эмоциональной  сферы  старших  дошкольников с нормой развития;
  • раскрыть  особенности  эмоциональной сферы старших    дошкольников с ЗПР;
  • выявить современные методики  диагностирования эмоциональной сферы старших дошкольников;
  • экспериментально изучить особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками;
  • разработать методические рекомендации к коррекционной психолого-педагогической работе для предупреждения и преодоления эмоциональной незрелости дошкольников с ЗПР.
 

          Гипотеза – социальные эмоции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР характеризуются следующими особенностями:

    • трудности в распознавании и вербализации собственных  эмоциональных состояний;
    • неумение сравнивать причины возникновения своих эмоциональных состояний со сходными проявлениями у сверстников ;
    • свои собственные эмоциональные состояния дети распознают хуже, чем состояния персонажей картин и рассказов;
    • дефицит эмоциональной отзывчивости (невозможно проявление сочувствия и сопереживания своему товарищу не только в ситуации его неблагополучия, но и когда он испытывает радость).

     Методы  исследования - теоретические (анализ психолого-педагогической  литературы), эмпирические (психолого-педагогический эксперимент); интерпретационные (анализ); качественный вид анализа.

     База  исследования: ДОУ №50 комбинированного вида. Выборка -  дети группы 2-ой ЗПР  подготовительной к школе и старшей подготовительной к школе группы детей с нормой развития. Общее количество испытуемых по 9 детей в каждой группе.

     Практическая  значимость работы состоит в том, чтобы получить дополнительные данные о своеобразии эмоциональной сферы, а в частности социальных эмоций, старших дошкольников с ЗПР. Результаты исследования пополняют психолого-педагогическую характеристику 6 -7 летних детей с ЗПР в плане особенностей формирования у них социально-эмоциональной направленности.

     Структура работы: курсовая работа состоит из введения,  двух глав,  заключения, списка литературы, включающего 34 источника и 2 приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические аспекты социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

    1. Особенности эмоциональной сферы и социальных эмоции старших дошкольников с нормой развития.
 

         Результаты исследования проблем  функционирования и классификаций  эмоций привели учёных к мысли  о том, что в эмоциональной  сфере человека существует несколько  уровней. Простейшие эмоциональные  процессы выражаются в органических, двигательных, секреторных изменениях  и принадлежат к числу врождённых  реакций. Но в ходе развития  эмоции утрачивают свою инстинктивную  основу, дифференцируются и образуют  многообразные виды высших эмоций: социальных, интеллектуальных, эстетических. [1,c 43]

        Эмоциональная сфера, как сложно организованная система регуляции поведения человека, имеет большую значимость для психического развития дошкольника. В связи с тем что у большинства детей младшего возраста значительная часть проходит в дошкольном учреждении, где складывается своеобразное детское сообщество, этот период является благоприятным для развития у детей специфически человеческих эмоций, социальных не только по своей природе, но и по содержанию: сострадание и сорадости, сопереживания и сочувствия, играющих чрезвычайно важную роль для социального и особенно нравственного развития ребёнка.[3, с.25]

    Фактически способность ребёнка к сопереживанию и сочувствию, к сорадости и состраданию является предпосылкой формирования у него наиболее сложных человеческих чувств – уважения и любви к другим людям. Эти эмоциональные проявления, свидетельствуя о развитии у ребёнка потребности в эмоциональном контакте с другими людьми ( К. Обуховский), о потребности в другом человеке (Л. И. Божович), наиболее «загружены» личностной функцией. Именно по отношению к данному классу эмоций, имеющих своим источником другого человека и потому называемых «социальными эмоциями» (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович), аттракцией (Л.Я Гозман),  эмпатией (Т.П. Гаврилова, Л.П. Стрелкова), наиболее приемлемо высказывание Л. И. Божович : «Эмоции – это область психологии личности». [3, с.26]

       А.В. Запорожец даёт следующее определение социальным эмоциям: «социальные эмоции – это эмоции, которые приобрели устойчивость и социальную направленность и отражают стремление сделать нечто полезное не только для себя, но и для других людей, для окружающих взрослых или сверстников». В результате такого усвоения ребёнок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или как отталкивающие, как интересные, удивительные или неинтересные, обычные, добрые или как злые, как красивые или как безобразные. В соответствии с ней, как пишет А.В. Запорожец, ещё до того, как дошкольник начнёт действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и оценку со стороны взрослых – педагогов и родителей. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребёнок уже заранее знает, хорошо или плохо  он собирается поступить. Предвосхищение полезного результата действий, и, вызванной им высокой оценки со стороны взрослых, связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующим поведение. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребёнка. Развитие эмоциональной сферы идёт «рука об руку» со становлением произвольной регуляции. Эта произвольность сначала появляется в игровой деятельности, а на 5-6 году жизни входит в другие виды деятельности. Благодаря этому эмоциональные процессы начинают актуализировать и следы прошлого опыта, то есть как бы переносить ребёнка не только в будущее, но и в прошлое, отсюда возможность появления таких феноменов, как «стыд», «чувство вины». Вышеперечисленные эмоции и чувства являются психологическими новообразованиями, которые характеризуют личность ребёнка дошкольного возраста в целом, его «систему Я» и мироощущение (об этом говорят в своих исследованиях Л.И. Божович, Д.Б.Эльконин и другие ученые).

         Показателем  сформированности социальных эмоций является понимание эмоций субъектом. Понятие понимание эмоций  тесно пересекается с понятием « эмоциональный интеллект», введённый для обозначения интеллектуальных операций с эмоциями (Н. Майер, П .Сэловей,1990). [1,с 119]

         А. М. Щетинина  выделила уровни  понимания детьми эмоциональных состояний человека: неадекватный – дети не понимают эмоциональное состояние, не могут его назвать или делают грубые  ошибки;  ситуативно-конкретный – понимание эмоций в контексте конкретной ситуации,  отсутствие  словесного  обозначения  эмоций или   выбор слов из предложенных; уровень словесного  обозначения  и  описания  экспрессии – самостоятельное  называние  эмоциональных  состояний  или  точный  выбор  определений  из  предложенных,  перечисление  некоторых  элементов  экспрессии;  уровень осмысления в форме описания  между актом различения и опознанием–  самостоятельное  называние  эмоционального  состояния человека, выделение и описание  экспрессии,  ситуации  ее  проявления;  уровень  осмысления  в  форме  истолкования  и  проявления  эмоциональных  состояний – самостоятельное  обозначение  эмоционального объекта с  целью  опознания  объекта  в  контексте  обобщенных  эмоциональных  значений . [2, с 242] 

        Для детей дошкольного возраста ведущим механизмом понимания эмоций является угадывание наряду с эмпатическими реакциями, для школьников – интерпертация ситуации.

        Возрастная динамика понимания  детьми дошкольного возраста  эмоциональных состояний может  быть выражена в следующих  положениях:

1)  к  старшему дошкольному возрасту  уровень понимания детьми эмоциональных  состояний повышается;

2)  к  старшему дошкольному возрасту  восприятие экспрессии становится  всё более дифференцированном, что  сказывается на точности оценки  переживания другого человека;

3) увеличивается  активный и пассивный словарь  обозначения эмоциональных состояний;

4) к  6 годам состояние человека становиться  объектом познания, а экспрессия  выполняет роль значимых сигналов.[1,с 120]

      Экспериментальное изучение онтогенеза  и особенностей высших эмоции  у детей также выявило значимые  закономерности: на протяжении детства  происходит динамика эмоциональных  процессов, взаимосвязанных с  регуляцией деятельности, в плане  изменения содержания эмоций, которое  связывается с социальными переживаниями.

Информация о работе Изучение социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.