Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:21, курсовая работа
Несомненно, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) нуждаются в своевременном выявлении присущих им дефектов и реализации в сензитивные сроки потенциальных возможностей их психического развития психолого-педагогическими средствами.
Введение ……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками………….7
1.1 Особенности эмоциональной сферы и социальных эмоции старших дошкольников с нормой развития…………………………………………….7
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития………..…………………………………12
1.3 Психологические особенности социально-эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития…..………..19
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников …….23
2.1 Программа эмпирического исследования………………………………23
2.2 Результаты исследования, их интерпретация………………………….29
Заключение…………………………………………………………………....44
Список литературы…………………………………………………………..46
Приложения ………………………………………………………………….50
Из всех видов деятельности, по мнению автора, наибольшую значимость приобретают те, в которых дети могут добиться реальных успехов, соответственно – пережить положительные эмоции, почувствовать уверенность в своих силах [5, с. 97].
Таким
образом, анализ психолого-педагогической
литературы показал, что задержка психического
развития характеризуется следующими
основными особенностями
1.3 Психологические особенности социально-эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
Незрелость
эмоционально-волевой сферы
Отмечаются
проблемы в формировании нравственно-этической
сферы - страдает сфера социальных эмоций,
дети не готовы к "эмоционально теплым"
отношениями со сверстниками, могут
быть нарушены эмоциональные контакты
с близкими взрослыми, дети слабо
ориентируются в нравственно-
При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я". В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.
Известно,
что для успешного
Вопросы
влияния общения детей с
Принципиальный подход к изучению социализации аномального ребенка предложен Л.С. Выготским [5, с. 38], который рассматривал общение детей с окружающими как фактор коррекции их недостатков. Он считал, что первичные нарушения создают почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения детей и отношений с окружающими, в установлении широких социальных связей. Все это в свою очередь оказывает отрицательное влияние на формирование основных психических процессов, которые при нормальном ходе развития возникают и преобразуются непосредственно в общении ребенка с окружающими.
Общение с ровесниками дошкольников с задержкой психического развития отличается от общения нормативно развивающихся детей. По собственной инициативе они не включаются в игру со сверстниками. Некоторые из них наблюдают за предметно-игровыми действиями, рисованием, работой с конструктором других детей. Организатором игры этих дошкольников во всех случаях является взрослый. Но и в этой ситуации полноценного взаимодействия старших дошкольников не обнаруживается. [13, с. 15].
Психологи подчеркивают своеобразие соотношения в играх старших дошкольников с задержкой психического развития двух составляющих содержания сюжетной игры – практической и социальной. Коррекционная работа обеспечивает полноценное проведение сюжетных игр, содержанием которых являются предметные действия. Переход к играм, основным содержанием которых являются отношения между людьми, крайне затруднен. Дети испытывают трудности в построении ролевого поведения, требующего определенного уровня социальной и коммуникативной компетентности. Мир отношений моделируется детьми поверхностно, примитивно, зачастую просто неадекватно.
Развитие общения ребёнка с ЗПР со сверстником проходит в дошкольном возрасте несколько этапов. В 2–4 года сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении детей. В 4–6 лет возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. В 6–7 лет общение со сверстником приобретает черты внеситуативности: оно строится не только в связи с внешней ситуацией, но и вследствие избирательных отношений между детьми.
Старшие
дошкольники с задержкой
Л.С. Выготский писал, что «… своего дефекта ребенок непосредственно не ощущает. Он воспринимает те затруднения, которые проистекают из дефекта. Непосредственное следствие дефекта – снижение социальной позиции ребенка, дефект реализуется как социальный вывих. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде… перестраиваются» [5, с. 73].
Особенности общения детей с задержкой психического развития, сочетающиеся со сниженной познавательной активностью и спецификой умственной деятельности, препятствуют их благоприятной социализации, становлению личности. Минимизированное общение дошкольников с задержкой психического развития не может создать «продукт общения – как образ себя и другого» (М.И. Лисина), ребенок не учится «смотреть на себя глазами другого» (М.М. Бахтин), «быть собой и другим» (Н.И. Непомнящая). Отсутствие осознания себя в системе отношений с другими приводит к формированию ряда негативных качеств, значительно осложняющих вхождение ребенка в нормальную социальную жизнь. В частности, большинство детей с задержкой психического развития, поступающих в школу, характеризует неправомерно завышенная самооценка. Неумение сравнивать причины возникновения своих эмоциональных состояний со сходными проявлениями у сверстников приводит к эмоциональной глухоте, дефициту эмоциональной отзывчивости, к трудностям формирования у этих детей морально-этических правил поведения и, в конечном счете, к ограниченности внутренней жизни ребенка.
Изучение
особенностей социальных эмоций старших
дошкольников с ЗПР позволит педагогу
организовать целенаправленную коррекционную
работу по их развитию.
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников .
2.1. Программа
эмпирического исследования
Объект работы – эмоциональная
сфера детей старшего
Предмет – особенности
Цель работы состоит в изучении социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Гипотеза – социальные эмоции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР характеризуются следующими особенностями:
Методы исследования - теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (психолого-педагогический эксперимент); интерпретационные (анализ); качественный вид анализа.
База
исследования: ДОУ №50 комбинированного
вида. Выборка - дети группы 2-ой ЗПР
подготовительной к школе и старшей
подготовительной к школе группы детей
с нормой развития. Общее количество испытуемых
по 9 детей в каждой группе.
Изучив психолого-
Эмпирическое
исследование проводилось в несколько
этапов.
I этап. Наблюдение.
Объектом нашего наблюдения были дети группы 2-ой ЗПР подготовительной к школе и старшей подготовительной к школе группе с нормой развития ДОУ №50 комбинированного вида.
Предметом – эмоционально-
Цель
наблюдения – определить уровень
эмоционально-социального
Все данные наблюдения были занесены в карту наблюдений за эмоционально-социальным развитием каждого ребенка, которая представлена таблицей №1 (см. приложение 1).
Воспитателю предлагается заполнять данную карту на каждого ребёнка 1-2 раза в год, а также при поступлении новых детей в группу.
Обработка результатов:
4 балла - Высокий уровень: (100 - 120 баллов по карте)
3 балла - Средний уровень:(78 - 99 баллов по карте)
2 балла - Ниже среднего: (53 - 77 баллов по карте)
1 балл - Низкий уровень: (30-52 баллов по карте)
II этап.
На втором этапе исследования использовался тест детской тревожности.
Цель - изучить степень тревожности детей.
Детский тест тревожности предназначен для диагностики эмоциональных реакций ребенка на некоторые привычные для него жизненные ситуации. Методика подготовлена к публикации В.М.Астаповым и включает в себя 14 рисунков (наборы для мальчиков и для девочек), изображающих ребенка без лица (присутствует лишь контур головы). Дошкольнику нужно предположить – какое лицо следовало нарисовать ребенку: грустное или веселое.
В зависимости от возраста и особенностей ребенка, а также от целей исследования, может предъявляться меньшее количество карточек. Педагог задаёт вопросы и записывает ответы.
Информация о работе Изучение социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.