Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:21, курсовая работа
Несомненно, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) нуждаются в своевременном выявлении присущих им дефектов и реализации в сензитивные сроки потенциальных возможностей их психического развития психолого-педагогическими средствами.
Введение ……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками………….7
1.1 Особенности эмоциональной сферы и социальных эмоции старших дошкольников с нормой развития…………………………………………….7
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития………..…………………………………12
1.3 Психологические особенности социально-эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития…..………..19
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников …….23
2.1 Программа эмпирического исследования………………………………23
2.2 Результаты исследования, их интерпретация………………………….29
Заключение…………………………………………………………………....44
Список литературы…………………………………………………………..46
Приложения ………………………………………………………………….50
Я. З. Неверович выявлены и
обоснованы механизмы
Важным является положения Я. Л. Коломинского о роли задаваемых взрослыми социальных образцов – эталонов в регуляции поведения ребёнка и выполнения функций определяемых социумом ориентиров поведения, вызывающих определённые установки, отношения, позиции.
В настоящее время проблема социальных переживаний продолжает исследоваться под руководством Т. Д. Марцинковской. Выявлен ряд существенных закономерностей развития социальных переживаний ребёнка:
- старший
дошкольный возраст является
сензитивным для формирования
у детей социальных
- специально
организованное в старшем
Таким образом, функциональная
роль эмоциональных процессов
складывается в онтогенезе
1.2
Особенности развития
Круг исследований, посвящённых изучению детей с ЗПР, в частности дошкольников, постоянно растёт, расширяется по проблематике, однако можно констатировать, что наиболее исследованной в настоящее время является область их познавательной деятельности и связанных с ней личностных аспектов. (Т.А. Власова , Т.В. Егорова, М.С Певзнер, Л.И. Переслени и др.) [20, с.36]. Эмоциональная сфера является более тонкой, сложной и малоизученной сферой психики старших дошкольников с ЗПР.
Проблемой изучения развития эмоциональной сферы занимались Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и другие. В исследованиях этих специалистов эмоциональная сфера рассматривается как важнейшая система психики, тесно связанная с когнитивной, волевой, мотивационной сферами, влияющая на любое проявление человеческой активности и обеспечивающая адаптацию к изменяющимся условиям окружающей действительности [10, с.43].
Проблема
специфики эмоционального развития
детей с ЗПР в дошкольном возрасте
является исключительно актуальной.
Нереализованные возрастные возможности
в эмоционально-личностном становлении
ребёнка с ЗПР не могут не отразится
на формировании его личности. Л.С. Выготский
подчёркивал, что эмоциональная сторона
личности имеет не меньшее значение, чем
другие стороны, и составляет предмет
и заботу воспитания в такой же мере ,что
ум и воля. [20, с 37].
В работах С.Л. Рубинштейн говорится, что в процессе деятельности, познания окружающего мира и самого себя, в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок испытывает разнообразные эмоции и чувства. Ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Эмоции и чувства рассматриваются автором как формы отражения действительности, проявляющиеся в отношении ребенка к окружающему миру, в переживаниях по поводу появления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей [10, с.48].
Именно
переживания ребенка, его отношение
к среде рассматривалось Л.С.
По мнению Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и других специалистов проблема исследования эмоциональной сферы у аномальных детей является особенно значимой, поскольку любой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребёнка. Умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме.
Исследования Н.Л.
Л.С. Выготский, изучая особенности эмоционально-чувственной сферы детей с задержкой психического развития, выделил следующие ее характеристики: недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций; неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды [5, с.46].
В.Б. Никишина отмечает такие нарушения в эмоционально-волевой сфере дошкольников с задержкой психического развития, как незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов [7, с.41].
О.В. Защиринская, рассматривая эмоциональные особенности детей данной категории соответственно классификации задержки психического развития К.С. Лебединской, выделяет следующие характерные черты эмоциональной сферы, присущие разным группам детей с ЗПР:
У дошкольников с задержкой психического развития незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Наблюдения В.И. Лубовского показывают, что такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность. Нередко у дошкольников с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства, тревожность [10, с. 17].
Исследования Л.В.
В.Г. Петрова указывает, что в отличие от нормально развивающихся детей дошкольники с задержкой психического развития фактически не нуждаются во взаимодействии со сверстниками. Играть они предпочитают в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, межличностные отношения неустойчивы. Взаимодействие носит ситуативный характер. Дети предпочитают общение с взрослыми или с детьми старше себя, но и в этих случаях не проявляют значительной активности [20, с.76].
В работах Л.С. Марковой указывается, что у детей с задержкой психического развития недостаточно сформирован механизм понимания эмоциональных состояний других людей – они испытывают трудности при определении эмоций, не могут их назвать (радость, печаль, гнев, страх, удивление); недостаточно сформировано умение передавать собственное эмоциональное состояние; серьёзные затруднения вызывает интонационная выразительность. Дошкольники с задержкой психического развития не умеют выражать свои чувства, выслушивать другого, просить помощи и знать не знают, как отказать другим. Они не понимают, что возможно проявление сочувствия и сопереживания своему товарищу не только в ситуации его неблагополучия, но и когда он испытывает радость, т.е. не понимают, что такое «порадоваться за другого» [26, с.92].
Л.Н. Блинова отмечает, что эмоциональное сочувствие, это не только фактор развития личности, оно выполняет ряд важных функций в воспитательных отношениях. Эмоциональные переживания во многом определяют отношение ребёнка к воспитательной ситуации. Положительный настрой является мощным мотиватором деятельности: с особым энтузиазмом выполняется то, что привлекательно, приятно, насыщено радостью. Задержанность эмоционального развития у детей с ЗПР проявляется в следующем: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Поэтому, по мнению автора, эти дети более чем обычные, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи [2, с.5].
В
своих исследованиях Н.В.
Е.Н. Васильева, учитывая имеющиеся в специальной детской психологии данные об особенностях и возможностях формирования эмоциональной сферы у детей в старшем дошкольном возрасте, а также положения Л.С. Выготского о взаимосвязи в процессе развития «аффекта и интеллекта», предполагает, что:
Информация о работе Изучение социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.