Изучение социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Несомненно, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) нуждаются в своевременном выявлении присущих им дефектов и реализации в сензитивные сроки потенциальных возможностей их психического развития психолого-педагогическими средствами.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками………….7

1.1 Особенности эмоциональной сферы и социальных эмоции старших дошкольников с нормой развития…………………………………………….7

1.2 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития………..…………………………………12

1.3 Психологические особенности социально-эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития…..………..19

Глава 2. Эмпирическое исследование социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников …….23

2.1 Программа эмпирического исследования………………………………23

2.2 Результаты исследования, их интерпретация………………………….29

Заключение…………………………………………………………………....44

Список литературы…………………………………………………………..46

Приложения ………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Изучение социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.docx

— 127.72 Кб (Скачать)

     Тестовый  материал представлен рисунками (см. приложение 2).

Обработка результатов:

     Результат диагностики может носить количественный и качественный характер. Количественный результат представляет собой индекс тревожности (ИТ), отражающий интенсивность  отрицательного эмоционального опыта  ребенка в изображаемых ситуациях.

     Качественным  результатом могут быть выводы о  характере эмоционального опыта  ребенка в этих и подобных ситуациях.

         Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

       Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях. 

      III этап.

     Методика  «Изобрази».

     Целью данной методики явилось выявление  уровня сформированности мимических и  пантомимических средств эмоциональной  выразительности.

     Испытуемым  предлагалось изобразить эмоциональные  состояния при помощи мимики и  пантомимики. Ребенку предлагалось изобразить человека, которому грустно, радостно, страшно и т.д.

     Результаты  выполнения задания по яркости и  выразительности изображения каждого  эмоционального состояния были условно  разделены на три уровня:

     – уровень выше среднего – соответствие мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности тому или иному образу, разнообразие эмоциональных состояний, проявление творчества и самостоятельности в выборе движений и мимики,

     – средний уровень – допускается повторяемость мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности, подражание своим сверстникам,

     – низкий уровень – выполнение задания с трудностями при выборе соответствующих движений и мимики или отказ от выполнения задания.

     IV этап.

        Методика «Оцени поведение» (Изотова Е.И., Никифорова Е.В.)

        Цель методики выявить способность  ребёнка старшего дошкольного  возраста оценивать поведение  по заданным моральными критериями  нормам.

        Форма проведения – индивидуальная. Ребёнку предлагается серия картинок(1-19), на которых изображены дети  в разных житейских ситуациях.  При этом дети, совершающие на  рисунках хорошие поступки, обычно  плохо, небрежно одеты, некрасивы  и иногда испачканы. Персонажи,  которые на картинках совершают  дурные поступки, обычно хорошо  одеты и красивы. В наборе 19 ситуаций,9- с положительными действиями, но внешне непривлекательными  героями, а 10 с отрицательными  действиями привлекательных детей. 

Диагностические показатели:

1.Оценка  персонажа ребёнком (характер оценки  – позитивная, негативная нейтральная);

2.Обоснование  оценки, которое может быть построено  на нескольких основаниях:

-внешнее –  оценка ориентирована на внешний  вид героя;

- поведенческое  – оценка ориентирована на  содержание действия, совершаемого  персонажем;

- промежуточное  – оценка сочетает в себе  обе составляющих. 

   Анализ  ответов детей позволяет разделить  их на 3 группы:

1 группа – дети, которые оценивают героев только на основании внешнего вида, собственных симпатий и антипатий.

2 группа – дети, у которых нет устойчивых предпочтений в оценках поведения героев картинок. Несмотря на то, что эталоны, по которым оценивается поведение ,достаточно осознаны ребёнком, они ,скорее всего, знаемые, а не реально действующие социальные переживания, так как в реальном поведении самих детей и в их оценке деятельности других эти знания не присутствуют.

3 группа  - дети с высоким уровнем развития социальной нормативности, умеющие выстраивать и регулировать своё и чужое поведение. В ответах  детей оценивается только поведение героев, хотя и отмечается, что их внешний вид не соответствует норме. Однако эти дети стараются найти положительное оправдание такой внешности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Результаты  исследования, их интерпретация.

      

     На  первом этапе нашего исследования мы использовали метод наблюдения. Объектом нашего наблюдения были дети группы 2-ой ЗПР подготовительной к школе и старшей группы для детей с нормой развития подготовительной к школе ДОУ №50 комбинированного вида г. Мурманска. Предметом изучения явилось эмоционально-социальное развитие детей данной группы.

     Была  поставлена цель - определить уровень  эмоционально-социального развития детей в группах.

        Наблюдались 9 детей 2-ой ЗПР группы и 9 детей старшей группы с нормой  развития. Все данные наблюдения заносились в карту наблюдений за эмоционально-социальным развитием каждого ребенка. 

     В результате обработки данных карт было отмечено, что поведение четырёх детей (44 %) в группе ЗПР как правило, неадекватно ситуации, на замечания взрослых они не реагируют. У четырёх из наблюдаемых детей (44 %) уровень адекватности поведения находится на уровне ниже среднего. Только один ребёнок (11 %) умеет управлять своим поведением. В старшей группе с нормой  развития результаты следующие: 6 детей (67 %) умеют управлять своим поведением, у 3 (33 %) испытуемых уровень адекватности находится на среднем уровне. Наглядно сравнительные результаты представлены в диаграмме 1.

                                                                                                                 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                             Диаграмма 1

 
 

       Анализируя данные, относящиеся  к игровой деятельности и коммуникации  со сверстниками, мы пришли к  выводу, что большинство детей  2-ой группы ЗПР, а именно 6 человек (67 %) не любят играть со своими сверстниками, предпочитают играть в одиночку, или рядом, никак не взаимодействуя со сверстниками. В то время как 8 детей (89 %) из старшей группы предпочитают игровую деятельность со сверстниками.

     Четыре  ребёнка (44 %) из 2-ой группы ЗПР редко идут на контакт с взрослыми, т.е. уровень коммуникации с взрослыми занимает позицию ниже среднего. В старшей группе  2 (22 %) испытуемых избегают общения со взрослыми.

       Большинство детей 2-ой группы ЗПР, 7 человек (78 %), имеет уровень эмоциональной сферы ниже среднего. Такие дети отличаются повышенной тревожностью и беспокойством, боязнью чего-то нового. В старшей группе такой показатель присущ одному ребёнку (11 %).

            После обработки карт всех  детей было подсчитано, что во 2-ой группе ЗПР 22% (2 ребёнка) имеют низкий уровень эмоционально-социального развития, 44% (4 ребёнка) – ниже среднего, у 22% уровень средний и 11% (1 ребенок, получивший 104 балла) имеет высокий уровень эмоционально-социального развития. В старшей группе показатели следующие: 5 испытуемых (56 %) имеют высокий уровень эмоционально-социального развития, 3 ребёнка (33 %) – средний уровень, у 1 испытуемого (11 %) уровень эмоционально-социального развития ниже среднего.   Наглядно сравнительные результаты представлены в диаграмме 2.

       Диаграмма 2 

     

      

       На втором этапе исследования  мы применили тест детской  тревожности. 

       Цель -  изучить степень  тревожности  детей.

      Тестировалось 9 детей 2-ой ЗПР группы и 9 детей старшей группы с нормативным развитием.

     Данный  тест содержит материал, приближённый к реальным социально-бытовым ситуациям, он может  использоваться при изучении социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.

        Учитывались следующие результаты:

         1. Индивидуальные индексы тревожности  (ИТ).

     2. Наибольшее количество выборов  грустных лиц для рисунков.

     3. Максимальное количество веселых  лиц для рисунков.

     После обработки данных мы подсчитали полученные индивидуальные индексы тревожности (ИТ).

     Высокий  ИТ определен у  5 детей (56 %)   2-ой группы ЗПР, у одного ребёнка (11%) индекс тревожности ниже среднего. Средний ИТ  присутствует у 3 (33 %) тестируемых.

     В старшей группе показатели следующие: низкий уровень – у 5 испытуемых (56 %), средний – у 4 человек (44 %). Наглядно сравнительные результаты представлены в диаграмме 3.  

     Диаграмма 3

     Необходимо  отметить, что ИТ зависит от количества выборов грустного лица, сделанных  ребенком. Интересно распределение  грустных и веселых лиц по рисункам.

     Наибольшее  количество грустных лиц  набрали  картинки №  8(81% детей), 12 (72%)  и 10 (63%). Таким образом, для детей с  нарушениями развития самыми травматическими  являются ситуации открытого выражения  недовольства со стороны взрослых, агрессивного нападения, игнорирования  ребенка и его интересов.

       Картинки, получившие наибольшее  количество веселых лиц: №  1 (72% детей), №7 (72% детей),  №2 (63% детей,) №14 (54% детей), №13 (54%детей).   Данные  теста позволяют сделать  выводы  о том, что для детей с  ЗПР важно общение с семьёй, привлекательной выступает ситуация умывания. На четвертой позиции находится еда в одиночестве, при этом обоснованием выбора веселого лица часто выступала фраза: «потому что ест».

     Детский тест тревожности обладает рядом  важных преимуществ: он не похож на учебные задания, так нелюбимые  детьми с задержкой развития, картинки изображают житейские ситуации, переживаемые детьми ежедневно, наконец, само обсуждение сюжетов теста часто носит  психотерапевтический характер, помогая  ребенку осознать и сформулировать собственную позицию в подобных ситуациях 

     На  третьем этапе исследования  была поставлена цель -  выявить уровни сформированности мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности старших дошкольников 2-ой группы ЗПР и старшей группы с нормой  развития с использованием методики «Изобрази».

     В исследовании участвовало 9 человек 2-ой группы ЗПР и 9 детей старшей группы  с нормой развитии ДОУ №50 комбинированного вида г. Мурманска.

       Испытуемые по просьбе воспитателя  изображали различные эмоциональные  состояния (грусть, радость, страх  и т.д.) при помощи мимики и  пантомимики. 

       Результаты данной методики представлены в диаграмме 4.

Диаграмма 4 

     Анализ  выполнения данной методики показал, что  на уровне выше среднего с заданием справились двое дошкольников из 9, что  составляет 22% от количества всех испытуемых. Два мальчика (Биринов И. и Терский С.) ярко передавали основные эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, гнев) с помощью выразительных движений и мимики. Однако надо отметить трудности в переключении с одного эмоционального состояния на другое. В этом ребятам требовалась направляющая помощь взрослого. Следовательно, требуется проведение коррекционной работы по совершенствованию эмоциональной сферы, а также развитию внимания и других психических процессов.

     На  среднем уровне с заданием справилось 5 ребят, что составляет 56% от количества всех испытуемых. Эти дети достаточно заинтересовано отнеслись к выполнению методики. Однако при выборе движений и мимики соответствующего характера  не проявляли самостоятельности, детям  требовалась помощь взрослого, либо они повторяли движения своих  сверстников. Кроме этого наблюдалось  повторение эмоциональных проявлений, например, некоторые дети, одинаково  изображали страх и удивление. В целом испытуемые более точно могли показать основные эмоции (радость, грусть, гнев), но затруднялись в определении эмоциональных оттенков. Такой характер выполнения задания свидетельствует о нескоординированоости эмоциональных проявлений, неумении определять и дифференцировать собственные эмоции. Следовательно, требуется проведение целенаправленной работы по коррекции эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития.

     На  низком уровне задание выполнили  двое ребят, что составляет 22% от количества всех испытуемых. Казаков А. и Леонов Д.   испытывали трудности при выборе эмоциональных состояний с помощью мимики и пантомимики, теряли интерес. Даже при направляющей и стимулирующей помощи взрослого дети отказывались от выполнения, говоря, что это задание не понравилось. Следовательно, требуется проведение целенаправленной работы по коррекции эмоциональной сферы и других психических процессов.

Информация о работе Изучение социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.