Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:21, курсовая работа
Несомненно, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) нуждаются в своевременном выявлении присущих им дефектов и реализации в сензитивные сроки потенциальных возможностей их психического развития психолого-педагогическими средствами.
Введение ……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками………….7
1.1 Особенности эмоциональной сферы и социальных эмоции старших дошкольников с нормой развития…………………………………………….7
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития………..…………………………………12
1.3 Психологические особенности социально-эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития…..………..19
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников …….23
2.1 Программа эмпирического исследования………………………………23
2.2 Результаты исследования, их интерпретация………………………….29
Заключение…………………………………………………………………....44
Список литературы…………………………………………………………..46
Приложения ………………………………………………………………….50
Что касается детей старшей группы, то они показали следующие результаты: высокий уровень сформированности мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности присутствует у 3 испытуемых (33 %), уровень выше среднего – у 4 детей (45 %), 2 (22 %)ребёнка имеют средний уровень.
Результаты
исследования свидетельствуют о
недостаточности развития эмоциональной
сферы дошкольников с задержкой
психического развития по сравнению
с их сверстниками. В этом случае
требуется индивидуальная, целенаправленная,
коррекционная работа по развитию и
коррекции всех сторон эмоциональной
сферы и поведения.
На четвёртом этапе исследования была поставлена цель - выявить способность детей старшего дошкольного возраста 2-ой группы ЗПР и старшей группы с нормой развития оценивать поведение по заданным моральными критериями нормам с использованием методики «Оцени поведение».
В исследовании участвовало 9 человек 2-ой группы ЗПР и 9 детей старшей группы с нормой развитии ДОУ №50 комбинированного вида г. Мурманска.
Испытуемым предъявлялась серия сюжетных картинок в определённой последовательности, в порядке номеров. После просмотра каждой картинки испытуемым предлагалось оценить поведение героя и обосновать своё мнение. Ответы ребёнка и его объяснения вносятся в протокол.
Результаты данной методики представлены в диаграмме 5.
В ходе исследования выявлено, что дети 2-ой группы ЗПР оценивают поведение персонажей методики по промежуточному основанию – 6 человек (67%); по внешнему основанию – 3 человека (33%).
Дети старшей группы с нормативным развитием оценивают поведение персонажей, используя поведенческое основание – 7 человек, что составляет 78%; промежуточное основание - 2 человека (22%).
Большинство детей старшей группы (78 %) - дети с высоким уровнем развития социальной нормативности, хорошо социализированные, умеющие выстраивать и регулировать и свое и чужое поведение. В ответах этих детей оценивается только поведение героев. Для детей этой группы характерны развернутые речевые дополнения и аргументация сделанной ими оценки, что доказывает, что эта оценка не случайна.
У детей 2-ой группы ЗПР нет устойчивых предпочтений в оценках поведения героев картинок. Несмотря на то, что эталоны, по которым оценивается поведение персонажей, достаточно осознаны ребенком, это, скорее, знаемые, а не реально действующие социальные переживания, так как в реальном поведении самих детей и в их оценке деятельности других эти знания не присутствуют; они изолированы от тех оценок, которые дети применяют в жизни к своим и чужим поступкам. В то же время эти дети временами, особенно при помощи психолога, могут вспоминать о существующих нормах оценки, особенно если поступок (добрый или злой), совершаемый героем на картинке, близок самому ребенку.
Таким
образом, оценки поведения, которые
дали дети этой группы героям картинок,
непостоянны и зависили не столько
от их знаний и развитых оценочных
норм, сколько от житейского опыта
и симпатий.
В ходе нашего исследования
мы использовали метод
1. Заполнив карту наблюдений за эмоционально-социальным развитием ребёнка с ЗПР, мы без особых усилий смогли определить уровень адекватности поведения каждого ребёнка, возможности его коммуникации со сверстниками и взрослыми, интерес к игровой деятельности и степень проявления различных эмоций. Мы сделали вывод о том, что у половины детей в исследуемой группе уровень эмоционально-социального развития определяется как ниже среднего.
2.
Тест детской тревожности
3.
Выполнение диагностической
4.
Интерпретация методики «Оцени
поведение» показала, что большинство
детей с ЗПР имеют средний
уровень социальной
Таким образом, данное исследование свидетельствует о недостаточности эмоционально-социальной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Наше предположение о том, что социальные эмоции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР характеризуются следующими особенностями:
подтвердилось в ходе исследования.
С учетом выявленных особенностей развития
и проявления социальных эмоций у детей
дошкольного возраста возможна организация
коррекционно-развивающей работы педагога-психолога
на занятиях воспитателей и других специалистов
детского сада, а также вне их.
Вне занятий, в
процессе организации режимных моментов
и свободной деятельности воспитанников
можно проводить:
• обсуждение и анализ проблемных ситуаций,
и решение смысловых задач, связанных
с социальной тематикой;
• использование «вспомогательных слов
и фраз», которые позволяют промаркировать
и проанализировать в ходе коллективного
обсуждения проблемные ситуации;
• обсуждение роли партнёрского взаимодействия
в жизни детей и в совместной деятельности
(например, в процессе учёта желаний и
интересов детей в выборе себе партнёра
и материалов для совместного конструирования);
• организация уголков совместного художественного
и технического конструирования;
• моделирование специальных ситуаций
коллективного и индивидуального одобрения
социальных и конструктивных действий
детей, в том числе, использование комплиментов;
• применение комплекса дидактических
игр, в которых вводятся правила доброжелательно
общения со сверстниками и взрослыми и
необходимость регулирования негативных
проявлений социальных эмоций.
На занятиях
условиями проявления социальных эмоций
как результата эмоционального развития
воспитанников являются:
• учёт интересов детей к различным видам
совместной деятельности;
• организация различных форм совместной
деятельности;
• вариативность заданий для детей с разным
уровнем развития;
• введение оценочных воздействий педагога
(оценка деятельности и оценка отношений,
проявления социальных эмоций);
• использование специальных упражнений
по восприятию, распознаванию и проявлению
социальных эмоций;
• включение результатов совместного
труда в жизнь группы и детского сада,
например, организация театрализованных
представлений, сюжетно-ролевых игр.
В работе с детьми
с ЗПР следует учитывать такие
их особенности, как нарушение эмоциональных
контактов (эмоциональная и социальная
депривация), дефицит опыта общения,
недостаточный уровень
Организуя взаимодействие с такими детьми, необходимо помнить о несовершенстве у них определённых механизмов переживания. Нельзя допускать формирование у них агрессивного контакта, способствовать закреплению этой своеобразной формы аутостимуляции. Нужно всегда помнить об особой потребности этих детей в признании, внимании, не забывать об их уязвимости при оценивании их возможностей.
Чтобы существенно влиять на эмоции (настроение) в процессе занятий, необходимо обеспечить реальный успех ребёнка в какой-либо деятельности (рисование, игра и т.д.)
Для коррекции и развития поведенческой и эмоциональной сфер личности ребенка-дошкольника в коррекционно – педагогический процесс необходимо включить специальную работу по развитию социальных эмоций у дошкольников с ЗПР.
Примерный план работы по развитию социальных эмоций дошкольников с ЗПР.
Этапы развития социальных эмоций | Цели и задачи этапа | Упражнения на данном этапе |
I этап - знакомство с базовыми эмоциями | Дети учатся произвольно воспроизводить определённые эмоциональные состояния мимикой, движением, учатся чувствовать своё эмоциональное состояние и вербализовать его. | Упражнение 1
(проводится после знакомства с базовыми
эмоциями) – Ребёнок изображает мимикой,
движением то чувство, которое показывает
педагог, и выбирает картинку с этими эмоциями.
Упражнение 2 – Вербализация чувств, которые ребёнок испытывает в данный момент, соотнесение эмоции с картинкой, ребёнок объясняет почему он испытывает это чувство. Упражнение 3 – Ребёнок учиться соотносить эмоциональное состояние с цветом, с музыкой, со временем года, с игрушкой и объясняет почему сделал такой выбор. Упражнение 4 – Дети садятся полукругом. Один ребёнок выходить и показывает эмоцию мимикой, остальные должны поднять картинку с нужной эмоцией. Упражнение 5 – Ребёнок показывает картинки с изображением тех чувств, которые он бы никогда не хотел испытывать, и объясняет почему. Упражнение 6 – Перед ребёнком раскладывают картинки с изображением различных чувств и просят рассказать в каких случаях он мог испытывать то или иное чувство. |
II этап - Формирование навыков социальной перцепции в процессе взаимодействия друг с другом. Дети учатся распознавать эмоциональное состояние партнёра, его отношение к себе, усваивают нормы и правила поведения. | Взаимопознание детьми друг друга, т.е. развитие взаимовосприятия и взаимопонимания друг друга, формирование оценочного отношения к происходящему, овладение нравственными представлениями в процессе моделирования нравственных ситуаций. | Упражнение 7
– «Наказание» Один участник играет роль
взрослого, а другой –его ребёнка. Каждый
должен изобразить те чувства, которые
соответствуют его роли и назвать их. Затем
дети зарисовывают эту ситуацию и собирают
индивидуальный альбом.
Упражнение 8 – «Про меня забыли»(игнорирование). Детям предлагается обыграть ситуацию: взрослый (мама или папа) играют с младшим ребёнком, а про старшего на время забывает. Упражнение 9 – «Ссора». Один участник отбирает у другого игрушку. Финал зависит от того , как обыграют ситуацию сами участники. Затем каждому герою предлагается вербально оценить собственный поступок и поступок другого, объяснить мотивы. Упражнение 10 – «Уборка игрушек». Дети изображают участников ситуации: взрослый просит ребёнка убрать разбросанные игрушки тогда, когда ребёнок заинтересован в игре больше всего. Упражнение 11 – «Одиночество» Два участника играют вместе, а третьего в игру не принимают. «Изолированный» пытается сделать всё, чтобы его приняли. Каждому предлагается оценить действия и эмоции каждого игрока. Упражнение 12 – «Сочувствие» Один из участников жалеет плачущего ребёнка. Причину случившегося необходимо обговорить предварительно. |
III этап – направлен на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. | Дети учатся переносить усвоенные навыки социальной перцепции в сферу общения со сверстниками и делать предположения о мотивах и последствиях поведения партнёров на основе определения и идентификации их эмоциональных состояний. | Упражнение 13
– Дети стоят в кругу, каждому ребёнку
поочередно предлагают представится,
назвав свое имя, фамилию, возраст, затем
немного рассказать о своих качествах(«Какой
я?») Остальные дети внимательно слушают,
тот ,кто не согласен с собственной оценкой
выступающего ребёнка, поднимает руку
и объясняет с чем он не согласен и почему.
Упражнение 14 – «Я хочу рассказать». Один из детей по желанию рассказывает случай из своей жизни, акцентируя внимание на чувствах, которые он испытывал, и объясняет, почему он испытал именно эти чувства. Упражнение 15 – Дети по очереди описывают любого ребёнка из группы так, чтобы остальные поняли, о ком идёт речь. Необходимо отметить, какие эмоции и чувства чаще всего испытывает тот, кого характеризуют. Тот, кого описали должен сказать, согласен он с характеристикой или нет и объяснить почему. Упражнение 16 – Дети встают в круг, один выходит в центр, а остальные должны сказать о нём что-нибудь хорошее и выразить своё отношение каким-либо действием (улыбкой, поглаживанием, прикосновением, объятием, мягким пожатием руки) Упражнение 17 - Детям предлагается обыграть сюжет любой сказки. После этого каждому ребёнку предлагается рассказать, что он чувствовал по отношению к партнёрам и объяснить, почему. Затем все дети рисуют понравившийся эпизод из сказки. |
Организация
описанного выше поэтапного развития
социальных эмоции позволяет научить
детей с ЗПР взаимодействовать
друг с другом, оценивать собственное
поведение, поступки сверстников, понимать
эмоциональные переживания друг друга
и адекватно реагировать на них.
Исследование эмоционально-социальной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития является достаточно актуальной проблемой. Углубление знания об особенностях социальных эмоций таких детей способствуют развитию системного подхода в устранении негативных проявлений развития.
Выполненное нами исследование, посвящённое проблеме изучения социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, позволило сделать следующие выводы:
Информация о работе Изучение социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.