Изучение социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Несомненно, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) нуждаются в своевременном выявлении присущих им дефектов и реализации в сензитивные сроки потенциальных возможностей их психического развития психолого-педагогическими средствами.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками………….7

1.1 Особенности эмоциональной сферы и социальных эмоции старших дошкольников с нормой развития…………………………………………….7

1.2 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития………..…………………………………12

1.3 Психологические особенности социально-эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития…..………..19

Глава 2. Эмпирическое исследование социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников …….23

2.1 Программа эмпирического исследования………………………………23

2.2 Результаты исследования, их интерпретация………………………….29

Заключение…………………………………………………………………....44

Список литературы…………………………………………………………..46

Приложения ………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Изучение социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.docx

— 127.72 Кб (Скачать)

     Что касается детей старшей группы, то они показали следующие результаты: высокий уровень сформированности мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности присутствует у 3 испытуемых (33 %), уровень выше среднего – у 4 детей (45 %), 2  (22 %)ребёнка имеют средний уровень.

     Результаты  исследования свидетельствуют о  недостаточности развития эмоциональной  сферы дошкольников с задержкой  психического развития по сравнению  с их сверстниками. В этом случае требуется индивидуальная, целенаправленная, коррекционная работа по развитию и  коррекции всех сторон эмоциональной  сферы и поведения. 

     На четвёртом этапе  исследования была поставлена цель - выявить способность детей старшего дошкольного возраста 2-ой группы ЗПР и старшей группы с нормой  развития   оценивать поведение по заданным моральными критериями нормам с использованием методики «Оцени поведение».

     В исследовании участвовало 9 человек 2-ой группы ЗПР и 9 детей старшей группы  с нормой развитии ДОУ №50 комбинированного вида г. Мурманска.

       Испытуемым предъявлялась серия сюжетных картинок в определённой последовательности, в порядке номеров. После просмотра  каждой картинки испытуемым предлагалось оценить поведение героя и обосновать своё мнение. Ответы ребёнка и его объяснения вносятся в протокол.

       Результаты данной методики представлены в диаграмме 5.

                                                                                                     Диаграмма 5                                                                                         

         В ходе исследования выявлено, что дети 2-ой  группы ЗПР оценивают поведение персонажей методики по промежуточному основанию – 6 человек (67%); по внешнему основанию – 3 человека (33%).

        Дети старшей группы с нормативным развитием оценивают поведение персонажей, используя поведенческое основание – 7 человек, что составляет 78%; промежуточное основание - 2 человека (22%).

       Большинство детей старшей  группы (78 %) - дети с высоким уровнем развития социальной нормативности, хорошо социализированные, умеющие выстраивать и регулировать и свое и чужое поведение. В ответах этих детей оценивается только поведение героев. Для детей этой группы характерны развернутые речевые дополнения и аргументация сделанной ими оценки, что доказывает, что эта оценка не случайна.

        У детей 2-ой группы  ЗПР нет устойчивых предпочтений в оценках поведения героев картинок. Несмотря на то, что эталоны, по которым оценивается поведение персонажей, достаточно осознаны ребенком, это, скорее, знаемые, а не реально действующие социальные переживания, так как в реальном поведении самих детей и в их оценке деятельности других эти знания не присутствуют; они изолированы от тех оценок, которые дети применяют в жизни к своим и чужим поступкам. В то же время эти дети временами, особенно при помощи психолога, могут вспоминать о существующих нормах оценки, особенно если поступок (добрый или злой), совершаемый героем на картинке, близок самому ребенку.

Таким образом, оценки поведения, которые  дали дети этой группы героям картинок, непостоянны и зависили не столько  от их знаний и развитых оценочных  норм, сколько от житейского опыта  и симпатий. 

                                 Выводы по второй главе

       В ходе нашего исследования  мы использовали метод наблюдения  и три методики определения  эмоционального уровня развития  старших дошкольников с ЗПР.  В результате были выявлены  некоторые общие характеристики  дошкольников с задержкой психического  развития, важные с точки зрения  организации диагностической процедуры. 

     1. Заполнив карту наблюдений за эмоционально-социальным развитием ребёнка с ЗПР,  мы без особых усилий смогли определить уровень адекватности поведения каждого ребёнка, возможности его коммуникации со сверстниками и взрослыми, интерес к игровой деятельности и степень проявления различных эмоций. Мы сделали вывод о том, что у половины детей в исследуемой группе уровень эмоционально-социального развития определяется как ниже среднего.

     2. Тест детской тревожности способствовал  определению индивидуального индекса  тревожности  и группового  уровня тревожности в эмоционально-социальной  сфере дошкольников с ЗПР. Мы  установили, что средний ИТ находится на границе между средним и высоким ИТ.

      3.  Выполнение диагностической методики  «Изобрази» показало невысокий  уровень вербальных и невербальных (мимических и пантомимических)  средств эмоциональной выразительности.  Это говорит о недостаточно сформированном умении передавать собственное эмоциональное состояние с помощью жестов и мимики.

      4.     Интерпретация методики «Оцени  поведение» показала, что большинство  детей с ЗПР имеют средний  уровень социальной нормативности  и составляют 2 группу: социальные  мотивы ещё не интериоризированы  в деятельность и соответственно  социальные переживания не регулируют  поведение детей.

  Таким образом, данное исследование свидетельствует о недостаточности эмоционально-социальной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Наше предположение о том, что социальные эмоции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР характеризуются следующими особенностями:

    • трудности в распознавании и вербализации собственных  эмоциональных состояний;
    • неумение сравнивать причины возникновения своих эмоциональных состояний со сходными проявлениями у сверстников ;
    • свои собственные эмоциональные состояния дети распознают хуже, чем состояния персонажей картин и рассказов;
    • дефицит эмоциональной отзывчивости

подтвердилось в ходе исследования.

         С учетом выявленных особенностей развития и проявления социальных эмоций у детей дошкольного возраста возможна организация коррекционно-развивающей работы педагога-психолога на занятиях воспитателей и других специалистов детского сада, а также вне их.  
        Вне занятий, в процессе организации режимных моментов и свободной деятельности воспитанников можно проводить:

 
• обсуждение и анализ проблемных ситуаций, и решение смысловых задач, связанных  с социальной тематикой;  
• использование «вспомогательных слов и фраз», которые позволяют промаркировать и проанализировать в ходе коллективного обсуждения проблемные ситуации;  
• обсуждение роли партнёрского взаимодействия в жизни детей и в совместной деятельности (например, в процессе учёта желаний и интересов детей в выборе себе партнёра и материалов для совместного конструирования);  
• организация уголков совместного художественного и технического конструирования;  
• моделирование специальных ситуаций коллективного и индивидуального одобрения социальных и конструктивных действий детей, в том числе, использование комплиментов;  
• применение комплекса дидактических игр, в которых вводятся правила доброжелательно общения со сверстниками и взрослыми и необходимость регулирования негативных проявлений социальных эмоций.

 
      

 На занятиях условиями проявления социальных эмоций как результата эмоционального развития воспитанников являются:  
• учёт интересов детей к различным видам совместной деятельности;  
• организация различных форм совместной деятельности;  
• вариативность заданий для детей с разным уровнем развития;  
• введение оценочных воздействий педагога (оценка деятельности и оценка отношений, проявления социальных эмоций);  
• использование специальных упражнений по восприятию, распознаванию и проявлению социальных эмоций;  
• включение результатов совместного труда в жизнь группы и детского сада, например, организация театрализованных представлений, сюжетно-ролевых игр.

В работе с детьми с ЗПР следует учитывать такие  их особенности, как нарушение эмоциональных  контактов (эмоциональная и социальная депривация), дефицит опыта общения, недостаточный уровень умственного  и речевого развития (социальная и  педагогическая запущенность) , нарушения  поведения, низкий уровень сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимооотношений со взрослыми и сверстниками.

     Организуя взаимодействие с такими детьми, необходимо помнить о несовершенстве у них  определённых механизмов переживания. Нельзя допускать формирование у  них агрессивного контакта, способствовать закреплению этой своеобразной формы  аутостимуляции. Нужно всегда помнить  об особой потребности этих детей  в признании, внимании, не забывать об их уязвимости при оценивании их возможностей.

     Чтобы существенно влиять на эмоции (настроение) в процессе занятий, необходимо обеспечить реальный успех ребёнка в какой-либо деятельности (рисование, игра и т.д.)

     Для коррекции и развития поведенческой  и эмоциональной сфер личности ребенка-дошкольника  в коррекционно – педагогический процесс необходимо включить специальную работу по развитию социальных эмоций у дошкольников с ЗПР.

     Примерный план работы по развитию социальных эмоций дошкольников с ЗПР.

Этапы развития социальных эмоций Цели и задачи этапа Упражнения  на данном этапе
I этап - знакомство с базовыми эмоциями Дети учатся произвольно воспроизводить определённые эмоциональные состояния мимикой, движением, учатся чувствовать своё эмоциональное состояние и вербализовать его. Упражнение 1 (проводится после знакомства с базовыми эмоциями) – Ребёнок изображает мимикой, движением то чувство, которое показывает педагог, и выбирает картинку с этими эмоциями.

Упражнение 2 – Вербализация чувств, которые ребёнок испытывает в данный момент, соотнесение эмоции с картинкой, ребёнок объясняет почему он испытывает это чувство.

Упражнение 3 – Ребёнок учиться соотносить эмоциональное состояние с цветом, с музыкой, со временем года, с игрушкой и объясняет почему сделал такой выбор.

Упражнение 4 – Дети садятся полукругом. Один ребёнок выходить и показывает эмоцию мимикой, остальные должны поднять картинку с нужной эмоцией.

Упражнение 5 – Ребёнок показывает картинки с изображением тех чувств, которые он бы никогда не хотел испытывать, и объясняет почему.

Упражнение 6 – Перед ребёнком раскладывают картинки с изображением различных чувств и просят рассказать в каких случаях он мог испытывать то или иное чувство.

II этап - Формирование навыков социальной перцепции в процессе взаимодействия друг с другом. Дети учатся распознавать эмоциональное состояние партнёра, его отношение к себе, усваивают нормы и правила поведения. Взаимопознание  детьми друг друга, т.е. развитие взаимовосприятия и взаимопонимания друг друга, формирование оценочного отношения к происходящему, овладение нравственными представлениями в процессе моделирования нравственных ситуаций. Упражнение 7 – «Наказание» Один участник играет роль взрослого, а другой –его ребёнка. Каждый должен изобразить те чувства, которые соответствуют его роли и назвать их. Затем дети зарисовывают эту ситуацию и собирают индивидуальный альбом.

Упражнение 8 – «Про меня забыли»(игнорирование).

Детям предлагается обыграть ситуацию: взрослый (мама или папа) играют с младшим  ребёнком, а про старшего на время  забывает.

Упражнение 9 – «Ссора». Один участник отбирает у другого игрушку. Финал зависит от того , как обыграют ситуацию сами участники. Затем каждому герою предлагается вербально оценить собственный поступок и поступок другого, объяснить мотивы.

Упражнение 10 – «Уборка игрушек».

Дети  изображают участников ситуации: взрослый просит ребёнка убрать разбросанные игрушки тогда, когда ребёнок  заинтересован в игре больше всего.

Упражнение 11 – «Одиночество» Два участника играют вместе, а третьего в игру не принимают. «Изолированный» пытается сделать всё, чтобы его приняли. Каждому предлагается оценить действия и эмоции каждого игрока.

Упражнение 12 – «Сочувствие» Один из участников жалеет плачущего ребёнка. Причину случившегося необходимо обговорить предварительно.

III этап – направлен на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. Дети учатся переносить усвоенные навыки социальной перцепции в сферу общения  со сверстниками и делать предположения о мотивах и последствиях поведения партнёров на основе определения и идентификации их эмоциональных состояний. Упражнение 13 – Дети стоят в кругу, каждому ребёнку поочередно предлагают представится, назвав свое имя, фамилию, возраст, затем немного рассказать о своих качествах(«Какой я?») Остальные дети внимательно слушают, тот ,кто не согласен с собственной оценкой выступающего ребёнка, поднимает руку и объясняет с чем он не согласен и почему.

Упражнение 14 – «Я хочу рассказать». Один из детей по желанию рассказывает случай из своей жизни, акцентируя внимание на чувствах, которые он испытывал, и объясняет, почему он испытал именно эти чувства.

Упражнение 15 – Дети по очереди описывают любого ребёнка из группы так, чтобы остальные поняли, о ком идёт речь. Необходимо отметить, какие эмоции и чувства чаще всего испытывает тот, кого характеризуют. Тот, кого описали должен сказать, согласен он с характеристикой или нет и объяснить почему.

Упражнение 16 – Дети встают в круг, один выходит в центр, а остальные должны сказать о нём что-нибудь хорошее и выразить своё отношение каким-либо действием (улыбкой, поглаживанием, прикосновением,  объятием, мягким пожатием руки)

Упражнение 17 -  Детям предлагается обыграть сюжет любой сказки. После этого каждому ребёнку предлагается рассказать, что он чувствовал по отношению к партнёрам и объяснить, почему. Затем все дети рисуют понравившийся эпизод из сказки.


 

     Организация описанного выше поэтапного  развития социальных эмоции позволяет научить  детей с ЗПР взаимодействовать  друг с другом, оценивать собственное поведение, поступки сверстников, понимать эмоциональные переживания друг друга и адекватно реагировать на них. 

                                                Заключение.

     Исследование  эмоционально-социальной сферы старших  дошкольников с задержкой психического развития является достаточно актуальной проблемой. Углубление знания об особенностях социальных эмоций таких детей способствуют развитию системного подхода в устранении негативных проявлений развития.

     Выполненное  нами  исследование, посвящённое  проблеме изучения социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, позволило сделать следующие  выводы:

  • одним из показателей полноценно развивающейся личности являются её социальные взаимоотношения с окружающими людьми, а для детей дошкольного возраста - с близкими взрослыми (педагогами и родителями) и сверстниками;
  • сфера социальных эмоций у дошкольников с ЗПР в своём становлении проявляет типичные для  этих детей специфические особенности психического развития, обусловленные структурой дефекта: в условиях стихийного нормирования их потенциальные  возрастные возможности  оказываются нереализованными. Сниженный темп психического, интеллектуального развития, затрудненное личностное формирование сказывается на снижении темпа формирования  эмоциональной коррекции поведения;
  • эмоционально-социальная сфера у детей дошкольного возраста с ЗПР имеет специфические качественные  особенности развития, обусловленные не  только структурой дефекта, но и спецификой микро социальной и микро педагогической среды, без изучения которых невозможно организовать им целенаправленную и  индивидуализированную педагогическую помощь;
  • применение предложенных методик дает возможность количественной и содержательной оценки состояния отдельных уровней эмоционально-социальной сферы старших дошкольников с ЗПР;
  • использованные в работе диагностические методики, направленные на выявление характерных особенностей и уровней социальных эмоций, оказались достаточно информативными,  что позволяет рекомендовать их в качестве диагностических в практику работы с детьми  с ЗПР.

Информация о работе Изучение социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР.