История психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:03, реферат

Описание работы

Психодиагностика как особая научная дисциплина прошла значительный путь развития и становления.
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии, а ее возникновение в 1850-1870-е гг. связано с возросшим влиянием естествознания на область психических явлений, с процессом «физиологизации» психологии. Первыми экспериментальными методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология.

Работа содержит 1 файл

история психодиагностики.docx

— 152.11 Кб (Скачать)

  2) для построения фигуры следует использовать несколько двухцветных граней;

  3) фигуру можно сложить только из двухцветных сторон или из сочетания двухцветных и одноцветных, причем на образце не обозначена граница между соседними кубиками;

  4) образец повернут на 45°,т. е. стоит на ребре;

  5) для составления фигур требуется использовать все большее количество кубиков;

  6) образцы постепенно становятся все менее симметричными;

  7) увеличивается количество цветов на образце;

  8) образец не ограничивается рамкой, так что на краях сливается с фоном. Имеются сведения о конструктной валидности кубиков Коса. Получена значимая корреляция со шкалой умственного развития Бине-Симона (r = 0,82 – у нормальных детей и r = 0,67 – у слабоумных детей). Изучались связи показателей КК с основными тестами интеллекта, в частности шкалой умственного развития Стэнфорд-Бине (r = 0,77), прогрессивными матрицами Равена (r = 0,81). Обращается внимание на независимость друг от друга показателей КК и тестов арифметических способностей.

  Наиболее  широкое применение кубики Коса находят  в клинической психодиагностике. По данным Кошча (1976), тест весьма полезен при работе с такими контингентами испытуемых, как творческие личности с высоким уровнем способностей и, с другой стороны, умственно отсталые лица; дети с минимальной мозговой дисфункцией, нарушением концентрации внимания, нарушением пространственной ориентировки; дети, страдающие неврозами; дети с задержкой психического развития, педагогически запущенные; больные юношеского и зрелого возраста, страдающие шизофренией.

52. Компьютерные тесты

  1. Тесты, предъявление и обработка которых приспособлены к среде ЭВМ.

  2. Тесты, специально разработанные для реализации условий и возможностей современной вычислительной техники.

  На  современном этапе развития компьютерной психодиагностики преобладающее большинство  компьютерных тестов – компьютерные версии уже известных методик. Это  различные личностные опросники, реже – тесты интеллекта. Проблема, возникающая  в связи с появлением компьютерной формы методики, связана с доказательством  ее эквивалентности основной версии теста. Сегодня исследованиями доказано, что компьютерные тесты нуждаются  в изучении их психометрических параметров. Применительно к характеристике компьютерных тестов введено понятие  «эквивалентности валидности», включающее эквивалентность психометрическую, эквивалентность, относящуюся к  процессу обследования и популяционную  эквивалентность. Исследования за рубежом  ограничиваются установлением лишь психометрической эквивалентности  компьютерной версии теста. Для многих компьютерных версий тестов, используемых в странах СНГ, отсутствуют данные об их валидности, надежности, величине стандартного отклонения и других психометрических показателях.

  Собственно  компьютерные тесты, т. е. те, которые изначально разработаны с учетом требований и возможностей современной вычислительной техники, весьма немногочисленны. Их создание осуществляется в рамках так называемого адаптивного тестирования,важнейшей особенностью которого является управление со стороны компьютера основными этапами психодиагностического процесса. Это означает, что должен поддерживаться постоянный и адекватный режим диалога между компьютером и обследуемым. Несмотря на достаточно широкое распространение компьютерных тестов (свыше тысячи тестов ныне используются на Западе в психологических исследованиях, образовании, промышленности и управлении), не утихают споры об их месте в решении многих психодиагностических задач. Наибольшее неприятие исследователей вызывает компьютерная интерпретация результатов тестирования. Простейшие дескриптивные компьютерные интерпретации игнорируют паттерны множественных шкал, содержат противоречивые и взаимозаменяемые утверждения, не обладают гибкостью. Обобщенные утверждения содержат некоторую долю истины обо всех людях, но не решают задачи их дифференциации (эффект Барнума). Компьютерные интерпретации, моделирующие диагностическую деятельность специалиста, далеки от совершенства, и их использование может привести к ошибкам.

53. Контрольные шкалы. «Завершение предложения»

  Контрольные шкалы – вспомогательные диагностические средства, позволяющие оценить достоверность информации, получаемой с помощью тех или иных психодиагностических методик. Наиболее широко контрольные шкалы применяются в личностных опросниках.

  Различные варианты показателей контрольных  шкал методики ММР1 могут интерпретироваться комплексно, давая информацию о возможном характере конкретных данных.

  Существующий  комплекс шкал является ценным психодиагностическим инструментом. Шкалы могут использоваться отдельно от основной методики в сочетании  с любым другим приемом диагностики  личности в целях контроля достоверности  сообщаемых испытуемым данных, анализа  установок, искажающих информацию, полученную на основе самооценки.

  «Завершение предложения» – группа проективных методик исследования личности, представляющих собой развитие словесной ассоциации теста выступают в качестве инструмента для измерения лингвистических способностей, имеют давнюю историю в психологических исследованиях. Впервые для изучения личности «Завершение предложения» были применены А. Пейном (1928), а затем А. Тендлером (1930). Обследуемому предлагается серия незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем чтобы он их завершил по своему усмотрению, например:

  1) Будущее кажется мне…;

  2) Думаю, что настоящий друг…;

  3) Женщины…

  Предложения формулируются таким образом, что-бы стимулировать обследуемого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности. Обработка полученных данных может быть как качественной, так и количественной.

  Существует  значительное количество методик, основанных на принципе вербального завершения. Одни предназначены для выявления  мотивов, потребностей; другие – чувств обследуемого, его отношения к  семье, половой жизни, вышестоящим  по работе и т. д. Наиболее известны «Завершение предложения», разработанные Дж. Роттером (1950), Д. Саксом (1950), Б. Форером (1950), А. Роде (1957). Принцип вербального завершения используется также в методиках «Завершение истории».

  Достоинствами «Завершение предложения» являются их гибкость, возможность приспособления к разнообразным исследовательским  задачам. Валидность и надежность этих методик достаточно высоки (Р. Ват-сон, 1978). Допускается групповое обследование.

  В нашей  стране разные виды «Завершение предложения» используются преимущественно в  клинико-диагностических исследованиях.

54. Критериально-ориентированные тесты

  Критериально-ориентированные  тесты – тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (или объективного эталона) обычно рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи. Это основное отличие критериально-ориентированных тестов от традиционных психометрических тестов, оценка в которых осуществляется на основе соотнесения индивидуальных результатов с групповыми (ориентация на статистическую норму). Термин «критериально-ориентированные тесты» предложенР. Гласером в 1963 г. Установление содержательного и структурного соответствия заданий теста и реальной задачи – важнейший этап разработки критериально-ориентированных тестов. Этим целям служит так называемая спецификация, включающая:

  а) содержательный анализ критериальной задачи, описание ее возможных форм и особенностей;

  б) систематизацию знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение критериальной задачи;

  в) образцы тестовых заданий и описание стратегии их конструирования.

  Различают две разновидности критериально-ориентированных  тестов:

  1) тесты, задания которых гомогенны, т. е. сконструированы на одной или аналогичной содержательной и логической основе. Обычно такого рода критериально-ориентированные тесты разрабатываются на материале учебных программ и используются для контроля за формированием соответствующих

  знаний, умений и навыков; 2) тесты, задания  которых гетерогенны и заметно  отличаются по логической структуре. В  этом случае обычна ступенчатая структура  теста, при которой каждая ступень  характеризуется собственным уровнем  сложности, определяемым логико-функциональным анализом содержания, относящегося к  критериальной области поведения. А. Анастази (1982) считает, что акцент критериально-ориентированных тестов на содержательном смысле интерпретации  тестовых показателей может оказать  благотворное влияние на тестирование в целом. В частности, описание результатов, полученных с помощью тестов интеллекта, в терминах специфических навыков  и умений в значительной мере обогащает  фиксируемые ими показатели. Для  критериально-ориентированных тестов непригодны в большинстве случаев  обычные приемы определения валидности и надежности.

  Исходя  из социально-психологического норматива  анализируются результаты, полученные с помощью известных психометрических тестов.

55. Кодирование тестовых оценок. Шкальные оценки

  Кодирование тестовых оценок – элемент процедуры обработки данных психодиагностического обследования. Применяется в многопараметровых тестовых батареях, личностных опросниках, других методиках, предусматривающих представление результата в видепрофильных оценок.

  Кодирование тестовых оценок дает возможность более  экономного и краткого описания совокупности шкальных оценок, профиля шкал, а  также более четкой и быстрой  разбивки материала на клинически (или  характерологически) сходные группы. Кодирование тестовых оценок способствует выявлению в изучаемой группе наиболее общих характеристик и  закономерностей. Формализация комплексных  тестовых оценок является важным элементом  создания банка данных и автоматизированной обработки данных обследования (см. компьютерная психодиагностика).

  Шкальные  оценки – способ оценки результата теста путем установления его места на специальной шкале. Шкала содержит данные о внутригрупповых нормах выполнения данной методики в выборке стандартизации. Так, индивидуальные результаты выполнения заданий (первичные оценки испытуемых) сравниваются с данными в сопоставимой нормативной группе (например, результат, достигнутый учеником, сравнивается с показателями детей того же возраста или года обучения; результат исследования общих способностей взрослого сопоставляется со статистически обработанными показателями репрезентативной выборки лиц в заданных возрастных пределах).

  Шкальные  оценки в этом смысле имеют количественное содержание и могут быть использованы при статистическом анализе. Одной  из распространенных в психологической  диагностике форм оценки результата теста путем соотнесения с  групповыми данными является расчетпроцентилей. Процентиль – процентная доля индивидов из выборки стандартизации, результат которых ниже данного первичного показателя. Шкалу процентилей можно рассматривать как совокупность ранговых градаций (см. ранговая корреляция) при числе рангов 100 и отсчете от 1-го ранга, соответствующего самому низкому результату; 50-й процентиль (PSQ) соответствует медиане (см. меры центральной тенденции) распределения результатов, Р› 50 и Р ‹50, соответственно, представляют ранги результатов выше и ниже среднего уровня результата.

  Процентили  не следует смешивать с обычными процентными показателями. Последние  представляют собой долю правильных решений из общего количества заданий  теста в индивидуальном результате (см. первичные оценки).

56. Психологический диагноз. Заключение

  Психологический диагноз (от греч. diagnosis – «распознание») – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

  Предмет психологического диагноза – установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии. Важнейшим  элементом психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном  случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. По мере обогащения психологического знания этиологический элемент в ПД, вероятно, не будет иметь столь существенного  значения, как в настоящее время, во всяком случае в текущей, практической работе. Как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности указать на их причины, место в структуре личности.

  Такой уровень диагностики Л. С. Выготский назвал симптоматическим (или эмпирическим). Этот диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л. С. Выготский отмечает, что данный диагноз не является собственно научным, так как установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных.

Информация о работе История психодиагностики