Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:03, реферат
Психодиагностика как особая научная дисциплина прошла значительный путь развития и становления.
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии, а ее возникновение в 1850-1870-е гг. связано с возросшим влиянием естествознания на область психических явлений, с процессом «физиологизации» психологии. Первыми экспериментальными методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология.
26. Критериальная валидность
Критериальная
валидность – комплекс характеристик,
включающий текущую и прогности
Критериальная валидность включает как комплекс связей с текущим состоянием изучаемого явления, так и вероятность, обоснованность прогноза о его состоянии в будущем. Здесь в рамках критериальной валидности различаются текущая (диагностическая, конкурентная) и прогностическая валидности. В случае характеристики текущей критериальной валидности изучение корреляции результатов теста с независимыми критериями проводится параллельно с измерением. Показатели текущей критериальной валидности указывают на степень репрезентации характеристик изучаемого психического явления в результате теста.
Предсказательная критериальная валидность может отражать как соответствие прогноза, сделанного на основании данного теста, реальному состоянию измеряемого качества спустя некоторое время, так и временной интервал, в котором результат теста является валидным.
Валидизация
по какому-либо критерию эффективно осуществляется
методом контрастных групп. При
этом, как правило, используют сложный
критерий, в котором отражено комплексное
влияние различных факторов. Например,
при характеристике критериальной
валидности теста интеллекта показатели
умственно отсталых детей могут
быть сопоставлены с показателями нормальных
школьников того же возраста. Множество
факторов, обусловивших помещение ребенка
в специальное учреждение для
детей с глубокой умственной отсталостью,
составят критерий валидизации. Аналогично
критериальной валид-ности
27. Синтетическая и инкрементная валидности
Синтетическая валидность. Более эффективным с точки зрения практической направленности теста (его адекватности как средства диагноза и прогноза реальной деятельности) является соотнесение результатов с критериальными мерами определенных существенных элементов изучаемой деятельности или способности. Тест для определения профессиональных способностей конторского служащего может включать анализ грамотности письма, счетных способностей, комбинаторного мышления. Процесс валидизации в данном случае складывается из детального анализа тестируемой деятельности для выявления ее существенных составных элементов, определения удельного веса элементов в составе сложной деятельности; определения связи с критериями по каждому из выделенных элементов деятельности; определения валидности теста путем «синтеза весов» отдельных элементов в реальной деятельности и в тесте.
Валидизация теста может осуществляться на основе критерия, отражающего событие или состояние качества в прошлом (ретроспективная валидизация). Сведения такого рода, как правило, являются дополнительными и применяются в случаях невозможности валидизировать тест по текущему или перспективному критерию. Одним из видов критериальной валидности является валидность инкрементная.
Инкрементная валидность – (англ. incremental – «приращение, прибыль») – один из компонентов критериальной валидности, прогностической валидности теста, отражающий практическую ценность методики при проведении отбора. Инкрементная валидность может быть выражена количественно при помощи коэффициента валидности.
Показатель инкрементной валидности указывает на роль теста в улучшении отбора лиц для реальной деятельности, степень улучшения результативности процедуры отбора по сравнению с традиционной, основанной на анализе объективных сведений, документов, бесед, приеме с испытательным сроком.
Инкрементная
валидность рассчитывается в зависимости
от значений индекса отбора (доля поступивших
по отношению к числу
28. Текущая и эмпирическая валидности
Текущая валидность (диагностическая, конкурентная) – характеристика теста, отражающая его способность различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данной методике. В более узком значении текущая валидность – установление соответствия результатов валидизируемого теста независимому критерию, отражающему состояние исследуемого тестом качества в момент проведения исследования.
Вместе с прогностической валидностью текущая валидность входит в комплекс сведений критериальной валидности методики. Основной процедурой определения текущей валидности является корреляционный анализ связи результатов теста с критериальными характеристиками исследуемого свойства. Распространенным способом характеристики диагностической эффективности методики является сравнение контрастных групп. Текущая валидность может определяться на основании сопоставления оценок, заключений по валидизируемому тесту с результатами другой методики, валидность которой является установленной.
Своеобразным
показателем текущей валидности
является комплекс сведений о том, насколько
удобен, экономичен тест по сравнению
с получением информации об исследуемом
качестве из других источников (наблюдение,
анализ объективных данных, экспертная
оценка). Критерий текущей валидности
является одним из ведущих при
характеристике валидности любой психодиагностической
методики. Однако наиболее высоким
требованиям текущей валидности
должны отвечать клинические тесты,
служащие для уточнения
Валидность эмпирическая – совокупность характеристик валидности теста, полученных сравнительным статистическим способом оценивания. Имеет отношение главным образом к области критериальной валидности и двум ее видам: валидности текущей и валидности прогностической.
Если
при определении содержательной
валидности оценка теста проводится
с помощью различных
29. Прогностическая валидность
Прогностическая валидность – информация о том, с какой степенью точности и обоснованности методика (тест) позволяет судить о диагностируемом психологическом качестве спустя определенное время после измерения. Прогностическая валидность отражает временной интервал, на который распространяется обоснование такого суждения.
В стандартных
требованиях к педагогическим и
психологическим тестам различают
прогностическую валидность и валидность
текущую, в зависимости от временной
связи между критерием и
Иногда текущая валидность заменяет прогностическую валидность. Часто невыгодно затягивать валидизацию, изучая отдаленные критериальные меры тестируемого свойства в обследуемой выборке валидизации. В качестве компромиссного решения для ускорения процедуры валидизации тест может быть проведен в группе, для которой уже имеются критериальные данные.
Для
быстрого получения сведений о предсказательных
возможностях можно воспользоваться ретроспе
Одним из наиболее надежных способов получения сведений о прогностических возможностях результата теста является метод «когорт».Следует проверить, насколько результат теста, предназначенного для изучения некоторых аспектов эмоциональных состояний у больных, предсказателен в отношении вероятности возникновения психосоматических заболеваний, позволяет ли определенный результат по этому тесту судить о повышенном риске подвергнуться таким расстройствам. Учитывая вероятный объем экстремальных (контрастных) групп, выборка должна быть достаточно большой.
30. Содержательная валидность. Этапы валидизации
Содержательная валидность – один из основных типов валидности методики, характеризующий степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств.
Комплекс сведений содержательной валидности традиционно имеет наибольшее значение для тестов, исследующих деятельность, близкую или совпадающую с реальной (чаще всего учебной или профессиональной). Валидность по содержанию закладывается в тест уже при подборе заданий будущей методики. Первым этапом валидизации является определение круга исследуемых свойств, видов деятельности, расчленение сложной способности или деятельности на элементы. На втором этапе разрабатывают собственно модель тестовой деятельности на основе наиболее важных элементов реальной деятельности. Наконец, на последнем этапе проводят анализ степени соответствия разработанной модели реальной деятельности, проверку соответствия пропорций представленности элементов в заданиях теста и в реальной деятельности.
Экспертная оценка адекватности содержания заданий теста может быть дополнена при характеристике содержательной валидности рядом эмпирических процедур. Роль этого критерия при оценке содержательной валидности заключается не в верификации конструкта, лежащего в основе теста, а лишь в анализе гипотез, приведших к выбору того или иного материала для теста.
Наряду
с тестами достижений содержательная
валидность является одной из важнейших
форм валидизации критериально-
При
проведении теста интеллекта эффективное
решение заданий может