История психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:03, реферат

Описание работы

Психодиагностика как особая научная дисциплина прошла значительный путь развития и становления.
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии, а ее возникновение в 1850-1870-е гг. связано с возросшим влиянием естествознания на область психических явлений, с процессом «физиологизации» психологии. Первыми экспериментальными методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология.

Работа содержит 1 файл

история психодиагностики.docx

— 152.11 Кб (Скачать)

  Показана  удовлетворительная конвергентная  валид-ность методики путем установления связи между результатами, полученными  с ее помощью, и данными других личностных методик на материале  обследования пациентов психиатрической  клиники и лиц, проходящих профотбор  в штат МВД (П. В. Яньшин, 1988, 1990).

  «Нарисуй человека» (НЧ) (Draw A-Person Test,

  DAP) – проективная методика исследования личности. Разработана К. Маховер в 1948 г. на основе теста Ф. Гудинаф, предназначенного для определения уровня интеллектуального развития детей и подростков с помощью выполненного ими рисунка мужчины.

  Тест  «нарисуй человека» можно использовать для обследования как взрослых, так и детей, допускается групповое обследование.

  Обследуемому предлагают карандашом на чистом листе бумаги нарисовать человека. После выполнения рисунка ему дают задание нарисовать человека противоположного пола. Заключительный этап обследования – опрос. К. Маховер составлены специальные перечни вопросов о нарисованных фигурах. Эти вопросы касаются возраста, образования, семейного положения.

  При интерпретации данных автор исходит  из идеи о том, что рисунок является выражением «я» обследуемого. Внимание уделяется анализу разнообразных  деталей рисунка, прежде всего особенностям изображения основных частей тела, которые оценивают в соответствии с психоаналитической символикой. Изучение ва-лидности теста «нарисуй человека»  западными психологами привело  к противоречивым результатам в  силу умозрительности предлагаемых автором интерпретаций. Имеются  данные о том, что общие субъективные оценки более валидны и надежны, нежели оценки по отдельным деталям  рисунка.

47. Тест тематической апперцепции

  Тест  тематической апперцепции (ТАТ) (Thematic Apperception Test, ТАТ)– проективная методика исследования личности. Наряду с тестом Роршаха – одна из старейших и наиболее распространенных в мире. Создана X. Морган и Г. Мюрреем в 1935 г. Впоследствии методика становится более известной по имени Г. Мюррея, который внес весомый вклад в ее разработку. Стимульный материал теста тематической апперцепции – стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица, на которой обследуемый может вообразить любую картину. Таблицы, применяемые в настоящее время, – это третья редакция теста тематической апперцепции (1943). В используемых изображениях представлены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначную интерпретацию. В то же время каждый из рисунков обладает особой стимулирующей силой, провоцируя, например, агрессивные реакции или способствуя проявлению установок обследуемого в сфере семейных отношений. В ходе эксперимента предъявляются в определенной последовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста (есть картины для всех: для женщин, мужчин, мальчиков и девочек до 14 лет). Возможно использование сокращенных наборов специально подобранных картин. Обычно обследование проводится в два этапа, по 10 картин за один сеанс с интервалом между сеансами не более, чем один день. Испытуемому предлагают придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация закончится. Рассказы обследуемого записываются дословно, с фиксацией пауз, интонации, выразительных движений, других особенностей. Обычно прибегают к стенограмме, записи на скрытый магнитофон. При групповом обследовании допускается самостоятельная запись рассказа или выбор одного из множества предлагаемых вариантов. Отмечается время с момента предъявления картины до начала рассказа и общее время, затраченное на рассказ по каждой картине.

  Завершает обследование опрос, основная задача которого – получение дополнительных данных об обследуемом. Анализ рассказов, записанных при использовании теста тематической апперцепции, строится следующим образом:

  1) нахождение «героя», с которым обследуемый идентифицирует себя;

  2) определение важнейших характеристик «героя», его потребностей;

  3) сравнительная оценка сил, исходящих от «героя», и сил, исходящих из среды.

48. Тест Роршаха

  Тест  Роршаха (РТ) (Rorschach Test) – проективная методика исследования личности. Создана Г. Роршахом в 1921 г. Тест Роршаха по своей популярности в психодиагностических исследованиях личности занимает ведущее место среди других проективных методик.

  Стимульный  материал теста Роршаха состоит  из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями (так называемые «пятна» Роршаха).

  Обследуемому  предлагают ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение. Ведется дословная запись всех высказываний обследуемого, учитываются время ответа, положение, в котором рассматривается изображение, любые особенности поведения. Завершается обследование опросом, который осуществляется экспериментатором по определенной схеме (уточнение деталей изображения, по которым возникли ассоциации). Иногда применяется процедура «определения пределов», сущность которой состоит в прямом «призыве» обследуемого к определенным реакциям-ответам.

  Каждый  ответ формализуется с помощью  системы символов по следующим пяти счетным категориям:

  1) локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);

  2) детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т. д.);

  3) уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);

  4) содержание (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т. д.);

  5) оригинальность – популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30 % обследуемых).

  Эти категории имеют детально разработанные  классификации и интерпретативные характеристики. Изучаются «суммарные оценки», т. е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности.

  Основным  теоретическим предположением Г. Роршаха  является то, что активность индивидуума  определяется как внутренними, так  и внешними побуждениями. Сообразно  такому пониманию причин активности (в которой личность выражается тем  отчетливее, чем менее стереотипны  вызывающие ее стимулы) автор теста  Роршаха вводит понятия интроверсии и экстратенсии, соответствующие совокупности определенных черт, связанных с преобладающим видом активности.

49. Шкалы измерения интеллекта Векслера

  Шкалы измерения интеллекта Векслера (ШИИВ) 

  группа  наиболее известных, широко используемых тестов интеллекта. Предназначены для  измерения уровня интеллектуального  развития. Разработаны Д. Векслером. Шкала стандартизирована на выборке испытуемых в возрасте от 7 до 69 лет.

  Включает 11 субтестов, составляющих вербальную и невербальную шкалы.

  Шкала вербальная

  1. Субтест общей осведомленности. Исследует запас простых сведений и знаний. Предлагается 29 вопросов.

  2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Предлагается 14 вопросов.

  3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом.

  Испытуемый  должен устно решить серию задач. Дается оценка точности ответа и затраченного на решение времени.

  4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. В субтесте предлагается 13 пар понятий.

  5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом, обратном порядке.

  6. Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта.

  Всего в задании 42 слова: первые 10 – весьма распространенные, повседневного употребления; следующие 20 – средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой  степени сложности.

  Шкала невербальная.

  1. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков.

  2. Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали.

  3. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сен-сомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения (см. также кубики Коса).

  4. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации, предвосхищению событий.

  5. Субтест составления фигур. Испытуемому предлагают в определенной последовательности детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оценке учитывается время, правильность решения.

50. Шкала памяти Векслера

  Шкала памяти Векслера – методика психометрической оценки памяти. Тестовая батарея, включающая серии заданий для исследования отдельных мнестических функций. Разработана Д. Векслером в 1946 г. Задания методики объединяются в 7 субтестов.

  I субтест  – ориентировка и осведомленность.  Выполнение заданий предусматривает  ответы испытуемого на наиболее  общие вопросы, касающиеся личных  и общественных данных.

  II субтест  – ориентировка во времени  и пространстве.

  Первые  два субтеста методики предъявляются  в случае подозрения на наличие умственного  недоразвития, глубоких дефектов памяти, нарушение ориентировки.

  III субтест  – психический контроль. Включает  три задания: отсчитывание от 20 в обратном порядке, называние  букв алфавита, отсчитывание от 1 до 40 через 3 единицы.

  IV субтест  – логическая память. Задание  состоит в воспроизведении коротких  рассказов, отпечатанных на карточках.

  V субтест  – воспроизведение рядов цифр  в прямом и обратном порядке.

  VI субтест  – воспроизведение геометрических  фигур. Испытуемому демонстрируются  последовательно 4 карточки с  простыми геометрическими изображениями.  Экспозиция – 10 с.

  VII субтест  – воспроизведение парных ассоциаций. Обследуемому зачитывают 10 пар слов, близких или отдаленных по степени ассоциативной связи. Первые 6 пар – «легкие ассоциации», следующие 4 пары – «трудные ассоциации». При первом прочтении они расположены вперемешку. Затем трижды, каждый раз в другом порядке, экспериментатор зачитывает первое слово каждой пары и проверяет запомнившиеся ассоциации. Пауза между сериями – 10 с. Ответ, данный в течение 5 с, засчитывается как правильный.

  Результат теста получают при сложении половины суммы удавшихся «легких ассоциаций»  с суммой «трудных ассоциаций».

  Первичные результаты по всем субтестам суммируют  и, используя специальную таблицу, к «сырым» баллам прибавляют возрастную поправку, рассчитанную для возрастных групп в диапазоне от 15 до 79 лет. Корригированный по возрасту первичный  результат может быть переведен  в оценки, соответствующие баллам стандартного IQ-показателя. Имеется возможность пересчета «сырых» оценок по отдельным субтестам в шкальные оценки.

  Достоинством  шкалы памяти Векслера является возможность  количественного измерения кратковременной  и долговременной памяти, словесно-логической, визуальной и ассоциативной репродукции. Наряду с измерением многих показателей  в этой компактной и удобной для  проведения методике предусмотрен охват  широкого возрастного диапазона  испытуемых.

51. Коса Кубики

  Коса  Кубики (КК) – невербальный тест интеллекта. Предложен К. Косом в 1920 г.

  Испытуемому предлагают составить фигуры из цветных  кубиков по рисункам-образцам. Тестовый материал состоит из шестнадцати  кубиков с ребром 2,5 см, стороны которых окрашены в красный, белый, желтый и синий цвета. Оставшиеся две противоположные грани разделены по диагонали, причем одна окрашена в белый и красный цвета, а вторая – в синий и желтый. В набор включены восемнадцать образцов фигур, первый из которых является тренировочным и выполняется совместно с испытуемым. Цвета рисунков-образцов соответствуют цветам кубиков, но размеры образцов вдвое меньше. Образцы размещены посередине картонной карточки, имеющей размер 10 х 7,5 см.

  Задания следуют в порядке возрастающей трудности, что обеспечивается последовательной комбинацией следующих условий:

  1) фигуру можно построить только из одноцветных сторон кубиков;

Информация о работе История психодиагностики