История психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:03, реферат

Описание работы

Психодиагностика как особая научная дисциплина прошла значительный путь развития и становления.
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии, а ее возникновение в 1850-1870-е гг. связано с возросшим влиянием естествознания на область психических явлений, с процессом «физиологизации» психологии. Первыми экспериментальными методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология.

Работа содержит 1 файл

история психодиагностики.docx

— 152.11 Кб (Скачать)

  В психодиагностике валидность – обязательная и наиболее важная часть сведений о методике, включающая данные о степени согласованности  результатов теста с другими  сведениями об исследуемой личности, полученными из различных источников (теоретические ожидания, наблюдение, экспертные оценки, результаты других методик, достоверность которых  установлена и т. д.), связь изучаемой области поведения или особенности личности с определенными психологическими конструктами.

  Важнейшая составляющая валидности – определение  области изучаемых свойств –  имеет принципиальное теоретическое  и практическое значение при выборе методики исследования и интерпретации  ее данных.

  В большей  степени достоверность данных теста  определяется набором измеряемых свойств. Различные категории этих сведений и способы их получения образуют типы валидности .

  Диагностическая (конкурентная) валидность отражает способность теста дифференцировать испытуемых по изучаемому признаку. Сведения, характеризующие степени обоснованности и статистической надежности развития исследуемой психологической особенности в будущем, составляют прогностическую валидность методики.

  Два этих типа валидности нередко объединяют в понятие эмпирической валидности. Здесь подчеркивается общность подхода к их определению, который осуществляется путем статистического коррелирования баллов (оценок) по тесту и показателей по внешнему параметру, избранному в качестве валидизации критерия (см. валидности критериальная). Критерий валидности выступает в качестве меры, показателя исследуемых психологических особенностей.

  Подтверждение гипотез свидетельствует о теоретической  обоснованности методики, т. е. о степени ее конструктной валидности. Этот тип валидности является наиболее сложным и комплексным.

  Валидность  содержательная (внутренняя, логическая) – комплекс сведений о репрезентативности заданий теста по отношению к измеряемым свойствам и особенностям.

  Наряду  с перечисленными основными типами валид-ности (содержательной, критериальной  и конструктной) на практике выделяютфакторную, перекрестную (конвергентную) и дискриминантную валидности.

22. Основные типы валидности. Понятие «комплекса валидности». Обоснование необходимости периодической валидизации психодиагностических методик

  Классификация типов валидности в достаточной  мере условна, так как нередко  для различных критериев валидности применяются общие методы определения, а с другой стороны, одни и те же исходные данные могут интерпретироваться с точки зрения различных типов  валидности.

  Классификация типов валидности:

  1) конструктная;

  2) дифференциальная;

  3) конвергентная;

  4) дискриминативная (дискриминантная);

  5) факторная;

  6) валидность по возрастной дифференциации;

  7) критериальная;

  8) диагностическая (конкурентная);

  9) текущая;

  10) прогностическая;

  11) инкрементная;

  12) синтетическая;

  13) ретроспективная;

  14) эмпирическая;

  15) содержательная;

  16) лицевая (очевидная). Другие виды валидности:

  1) иллюзорная;

  2) экологическая.

  В психологической  диагностике не существует универсального подхода к характеристике валидности.

  Для валидизации каждого вида психодиагностических процедур и отдельных тестов могут  применяться различные типы валидности. Сведения, входящие в комплекс валидности, можно оценить качественно и  количественно (при помощи коэффициента валид-ности), нередко их можно описать. Однако в силу сложности, комплексности, ситуативности по отношению к  конкретным условиям применения методики валидность в целом невозможно измерить, о ней можно лишь судить.

  Реальная валидность раскрывается только в результате накопления значительного опыта работы с тестами. Получение новых, расширенных данных о валидности может радикально изменить представление о сфере применения и эффективности методики. Некоторые методики, разработанные для диагностики вербальных факторов интеллекта, с достаточной валидностью отражают лишь уровень осведомленности. Сфера применения теста в ходе его длительной валидизации может быть, напротив, расширена. В качестве примера можно привести прогрессивные матрицы Равена, которые оказались в значительной степени насыщены фактором, общим для тестов интеллекта. Реальная валидность ряда психодиагностических методик, особенно тестов интеллекта, достижений в обучении, профессиональной пригодности, личностных опросников, изменяется со временем. Это объясняется устареванием возрастных статистических норм, изменением социальных норм и образцов поведения, методов обучения и содержания заданий, требований к профессиям. Данное обстоятельство создает необходимость периодического контроля валидности методик.

23. Конструктная валидность. Конвергентная и дискриминантная валидности

  Конструктная  валидность – один из основных типов валидности, отражающий степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. В качестве конструкта могут выступать практический или вербальный интеллект, эмоциональная неустойчивость, интроверсия, понимание речи, переключаемость внимания и т. д. Конструктная валидность определяет область теоретической структуры психологических явлений, измеряемых тестом.

  Среди конкретных методов характеристики конст-руктной валидности в первую очередь необходимо назвать сопоставление  исследуемого на предмет конструктной валидности теста с другими методиками, конструктное содержание которых известно. Наличие корреляции между новым  и аналогичным по конструкту тестом указывает на то, что разрабатываемый  тест «измеряет» примерно ту же сферу  поведения, способность, личностное качество, что и эталонная методика.

  В отличие  от критериальной валидизации при  анализе конструктной валидности не требуется высокой степени связи  результатов двух тестов. Если окажется, что новый и эталонный тесты  практически идентичны по содержанию, результатам и разрабатываемая  методика не обладает преимуществами краткости или легкости применения, это означает лишь дублирование теста, оправданное только с точки зрения создания параллельной формы теста.

  Смысл процедуры конструктной валидности состоит в установлении одновременно как сходства, так и различия психологических  феноменов, измеряемых новым тестом по сравнению с известным.

  Конвергентная и дискриминантная  валидности. При анализе конструктной валидности методики обычно формулируют ряд гипотез о том, как будет коррелировать разрабатываемый тест с другими тестами, направленными на конструкты, находящиеся в теоретически известной или предполагаемой связи с исследуемыми. При этом конструктная валидность характеризуется не только связями проверяемого теста с близкородственными показателями, но и с теми, где значимых связей наблюдаться не должно. Эти подходы определяются как конвергентная(проверка степени близости прямой или обратной связи) и дискриминантная (установление отсутствия связи) валидизации. Подтверждение совокупности теоретически ожидаемых связей составляет важный круг сведений конструктной валидности. В англоязычной психодиагностике такое операциональное определение конструктной валидности обозначается как «предполагаемая валидность» (assumed validity).

24. Факторная валидность

  Факторная валидность. Прямое отношение к характеристике конструктной валидности имеет факторный анализ, позволяющий строго статистически проанализировать структуру связей показателей исследуемого теста с другими известными и латентными факторами, выявить общие и специфические для группы сопоставляемых тестов факторы, степень их представленности в результатах, т. е. определить факторный состав и факторные нагрузки результата теста. Исключительная важность такой процедуры является основанием для выделения ее в особый вид конструктной валидности – факторную валидность.

  Важным  аспектом конструктной валидности является внутренняя согласованность, отражающая то, насколько определенные пункты (задания, вопросы), составляющие материал теста, подчинены основному направлению  теста как целого, ориентированы  на изучение одних и тех же конструктов. Анализ внутренней согласованности  осуществляется путем коррелирования ответов на каждое задание с общим  результатом теста.

  При определении конструктной валидности важное место принадлежит изучению динамики измеряемого конструкта. При  этом мы можем опираться на гипотезы о его возрастном развитии, влиянии  тренировок, обучения, освоения профессии  и т. д. Одним из таких подходов является применение критерия возрастной дифференциации, что предусматривает согласование результатов теста с ожидаемыми изменениями, которые претерпевает изучаемое психическое свойство в возрастной динамике при переходе на новый этап развития. Этот метод конструктной валидности особенно важен для валидизации тестов интеллекта, достижений в обучении.

  В комплекс сведений о конструктной валидности методики входят также данные, относящиеся  к сфере критериальной и содержательной валидности. Так, критерии, используемые при валидизации, несут информацию, позволяющую раскрыть область поведения, качества, представленные в тесте  в виде конструкта. Для характеристики конструктной валидно-сти необходимы связь с практическими формами  деятельности, достоверность прогноза реального поведения. Однако конструктная валидность является качественно более  высоким и комплексным уровнем  описания теста, характеризуя область  измеряемого поведения в широких  психологических понятиях. Благодаря  данным конструктной валидности мы можем  с психологических позиций закономерно  объяснить результаты теста и  их дисперсию, обосновать диагноз, введя  измеряемое свойство в систему психологических  категорий, прогнозировать поведение  в более широких пределах, чем  это задается областью деятельности, для которой определялась содержательная валидность.

25. Дифференциальная валидность. Валидность по возрастной дифференциации

  Дифференциальная валидность – вид конструктной валидности, рассматривающей внутренние взаимоотношения между психологическими факторами, диагностируемыми с помощью психодиагностической методики. Содержание дифференциальной валидно-сти может быть проиллюстрировано на примере тестов интересов, которые в своем большинстве обычно умеренно коррелируют с показателями общей академической успеваемости, однако в различной степени связаны с успеваемостью по отдельным дисциплинам. Дифференциальная валидность особенно важна как показатель диагностической ценности методик, используемых в профотборе.

  Валидность  по возрастной дифференциации – один из компонентов конструктной валидности, связанный с возрастной динамикой изменений исследуемого качества. Характеристика валидности по конструкту здесь заключается в определении соответствия результатов теста теоретически ожидаемым и практически наблюдаемым возрастным изменениям данного конструкта или свойства.

  Наибольшее  значение валидность по возрастной дифференциации имеет для характеристики валидности тестов, направленных на измерение  психологических свойств, функций, отличающихся быстрым изменением под  воздействием индивидуального опыта, выраженной иерархичностью ступеней развития (осведомленность, навыки). Закономерное повышение результатов выполнения заданий теста в каждой последующей  возрастной группе является основным психометрическим принципом диагностики  уровня развития, базой для построения психометрической шкалы. Прослеживается связь валидности по возрастной дифференциации с текущей валидностъю за счет более точной дифференциации возрастных этапов развития исследуемых свойств. Большое значение валидность по возрастной дифференциации имеет для характеристики валидности тестов способностей, достижений, уровня образования, навыков, умений. Высокие  показатели по этому критерию необходимы также для методик, применяемых  в клинике в целях повышения  точности дифференцированной диагностики  изменений возрастного и патологического  характера, психодиагностического  обследования лиц пожилого и преклонного  возраста.

  Иногда  валидность по возрастной дифференциации обнаруживает связь с прогностической  валидностью методик. Наличие высоких показателей по этому критерию означает стабильное изменение исследуемых свойств в большой статистической выборке при переходе от одной возрастной группы к другой, повышает точность индивидуального прогноза.

Информация о работе История психодиагностики