История античной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:16, реферат

Описание работы

Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании.
Анимизм - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытой за конкретными видимыми вещами души как особого призрака, которая покидает человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии.

Работа содержит 1 файл

История античной психологии.docx

— 87.56 Кб (Скачать)

Контроль может  ослабеть от соматических и, вообще, биологических  причин: возрастного фактора (климактерический период и др.) , астении после различных заболеваний, травмы черепа, влияния алкоголя и наркотических средств, переутомления и т.д. Ослабление контроля (временное или постоянное) может быть следствием психогенных воздействий (психическая травма, стресс, ситуативные факторы, в частности, семейные) .  

Усиление контроля может быть вызвано воспитанием, особенностями характера, ответственной  обстановкой или целью. Однако, следует подчеркнуть, что управление контролем над бессознательным, по крайней мере частично, зависит от самого бессознательного.  

Кроме усиления и  уменьшения контроля, следует рассмотреть  его распределение во времени  и пространстве. Контроль неравномерен. По-видимому, он зависит от биоритмов  организма, от суточных колебаний настроения, даже от времени года и климатических  условий. Что касается его распределения  в пространстве, то речь идет, главным  образом, о невербальных реакциях - жестах, мимике, позах, походке, осанке, степени напряжения и расслабления различных мышц тела и т.д. Одним  из наиболее важных объектов наблюдения является лицо, что дало в свое время  импульс такой науке как физиогномика, одним из основателей которой  был Лафатер, а в России о ней писал И. А. Сикорский.  

Не углубляясь в  детали, можно сказать, что на лице выделяются два поля наблюдения - верхнее (лоб, глаза, нос) и нижнее (рот, нижняя челюсть) . Верхнее поле обычно контролируется лучше. По-видимому, это связано с тем, что при общении большую роль играет взаимное осматривание друг друга. Нижняя часть лица становится особенно характерной лишь в определенные моменты - когда человек ест, когда он в гневе ("оскал") , выражает некоторые элементы удовольствия (облизывается, причмокивает губами и т.д.) .  

Важное значение имеет наблюдение рук пациента, особенно его пальцев (тревога, гнев,) , сцепление  рук (верхняя защита) . Многое означает несоответствие смысла речи и жеста, который иногда идет даже вразрез с тем, что говорит человек. Это свидетельствует либо о душевной дисгармонии, либо о примитивности, недифференцированности личности. Конечно, учитываются и сосудистые реакции (окраска кожных покровов, гипергидроз и т.д.) . Распределение красных и розовых пятен па лице, шее, груди имеет серьезное значение.  
 

Дисгармоничность  различных частей тела может быть скрытой, т.е. проявляться лишь в  определённых ролевых ситуациях, при  определенных условиях (утомление, стресс, внезапно возникающее препятствие  при важной для пациента деятельности - например, при половом акте и  т.д.) . Она проявляется в танцах, ритмике, пантомиме, разыгрывании этюдов и т.д. В этот период выявляются бессознательные мотивы, конфликты, переживания, которые как бы прорываются через привычные, социализированные моторные и речевые реакции.  

Несмотря на огромный успех технической оснащенности психоанализа (экспериментальные методики) , основными и для практической работы достаточными остаются наблюдение, беседа, клинический опыт и интуиция врача, который занимаются психоанализом. Сейчас целью психоанализа считается улучшение самоидентификации, то есть отношений человека и окружающей среды.  

После смерти З. Фрейда прошло полвека, но не снижается накал  полемики, острой борьбы мнений вокруг оценки личности учёного и его  учения о бессознательном. Проблемы творческого наследия Фрейда активно обсуждаются на страницах сотен журналов, специальных бюллетеней, заседаниях психоаналитических обществ (только во Франции, например, функционирует около 30 психоаналитических обществ и ассоциаций) , международных съездах и конференциях. Вновь и вновь поднимается вопрос: является ли учение З. Фрейда наукой или же каким-то новым феноменом знания?  

Сегодня, как и  во времена первых публикаций З. Фрейда, диапазон его оценок характеризуется  удивительным разнообразием: от ненависти  и полного отрицания до преклонения  и слепого следования каждому  слову Учителя, боязнью совершить  ошибку и отступить от буквы "первоучения". Почему же психоанализ почти целое столетие оказывается и предметом восхищения, и мишенью для нападок? Ответ на этот вопрос, по-видимому, следует искать не только во взглядах и мировоззрении самого З. Фрейда, но и в подходе к психоанализу учёных различного типа.  

К критикам З. Фрейда относятся учёные-рационалисты, для  которых превыше всего логика, для которых каждое умозаключение  должно быть основано на воспроизводимости результатов и эксперименте. Для них познать это значит измерить, они строят свои научные исследования на иных методологических принципах, придерживаются иной парадигмы науки. Предмет исследований этих учёных - сфера нормального и нарушенного сознания, а не бессознательное.  

И вдруг появляется Зигмунд Фрейд - человек, который  дерзнул изучить нечто такое, что изучению не поддавалось. Он заявляет, что бессознательная сфера не подчиняется законам времени  и пространства, что причину многих форм психических расстройств надо искать в самых ранних периодах жизни  младенца, начиная с акта рождения, что видимая причина психического заболевания не есть истинная причина, а только вершина айсберга, чьё  основание уходит в неведомую  глубину. Ну как после этого канонизированным учёным с их "железной" логикой, чёткими прямолинейными умозаключениями  не назвать Фрейда "выскочкой" и не начать обвинять его в мистике. Фрейд выступил в науке как  революционер, и оппозиция, которую  встретил психоанализ в кругах психиатрической  официальной науки, свидетельствует, что были нарушены вековые научные  и моральные традиции, был сделан шаг за пределы дозволенного. Сам Фрейд замечательно написал об этом в статье "Трудности на пути психоанализа".  

К. Г. Юнг, А. Адлер, О. Ранк рано отошли от Фрейда, но развили его мысль в новых направлениях, оттолкнувшись от смелых догадок своего великого учителя.

Информация о работе История античной психологии