Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:16, реферат
Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании.
Анимизм - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытой за конкретными видимыми вещами души как особого призрака, которая покидает человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии.
Контроль может
ослабеть от соматических и, вообще, биологических
причин: возрастного фактора (климактерический
период и др.) , астении после различных
заболеваний, травмы черепа, влияния алкоголя
и наркотических средств, переутомления
и т.д. Ослабление контроля (временное
или постоянное) может быть следствием
психогенных воздействий (психическая
травма, стресс, ситуативные факторы, в
частности, семейные) .
Усиление контроля
может быть вызвано воспитанием,
особенностями характера, ответственной
обстановкой или целью. Однако, следует
подчеркнуть, что управление контролем
над бессознательным, по крайней мере
частично, зависит от самого бессознательного.
Кроме усиления и
уменьшения контроля, следует рассмотреть
его распределение во времени
и пространстве. Контроль неравномерен.
По-видимому, он зависит от биоритмов
организма, от суточных колебаний настроения,
даже от времени года и климатических
условий. Что касается его распределения
в пространстве, то речь идет, главным
образом, о невербальных реакциях -
жестах, мимике, позах, походке, осанке,
степени напряжения и расслабления
различных мышц тела и т.д. Одним
из наиболее важных объектов наблюдения
является лицо, что дало в свое время
импульс такой науке как
Не углубляясь в
детали, можно сказать, что на лице
выделяются два поля наблюдения - верхнее
(лоб, глаза, нос) и нижнее (рот, нижняя
челюсть) . Верхнее поле обычно контролируется
лучше. По-видимому, это связано с тем,
что при общении большую роль играет взаимное
осматривание друг друга. Нижняя часть
лица становится особенно характерной
лишь в определенные моменты - когда человек
ест, когда он в гневе ("оскал") , выражает
некоторые элементы удовольствия (облизывается,
причмокивает губами и т.д.) .
Важное значение
имеет наблюдение рук пациента, особенно
его пальцев (тревога, гнев,) , сцепление
рук (верхняя защита) . Многое означает
несоответствие смысла речи и жеста, который
иногда идет даже вразрез с тем, что говорит
человек. Это свидетельствует либо о душевной
дисгармонии, либо о примитивности, недифференцированности
личности. Конечно, учитываются и сосудистые
реакции (окраска кожных покровов, гипергидроз
и т.д.) . Распределение красных и розовых
пятен па лице, шее, груди имеет серьезное
значение.
Дисгармоничность
различных частей тела может быть
скрытой, т.е. проявляться лишь в
определённых ролевых ситуациях, при
определенных условиях (утомление, стресс,
внезапно возникающее препятствие
при важной для пациента деятельности
- например, при половом акте и
т.д.) . Она проявляется в танцах, ритмике,
пантомиме, разыгрывании этюдов и т.д.
В этот период выявляются бессознательные
мотивы, конфликты, переживания, которые
как бы прорываются через привычные, социализированные
моторные и речевые реакции.
Несмотря на огромный
успех технической оснащенности
психоанализа (экспериментальные методики)
, основными и для практической работы
достаточными остаются наблюдение, беседа,
клинический опыт и интуиция врача, который
занимаются психоанализом. Сейчас целью
психоанализа считается улучшение самоидентификации,
то есть отношений человека и окружающей
среды.
После смерти З. Фрейда
прошло полвека, но не снижается накал
полемики, острой борьбы мнений вокруг
оценки личности учёного и его
учения о бессознательном. Проблемы
творческого наследия Фрейда активно
обсуждаются на страницах сотен журналов,
специальных бюллетеней, заседаниях психоаналитических
обществ (только во Франции, например,
функционирует около 30 психоаналитических
обществ и ассоциаций) , международных
съездах и конференциях. Вновь и вновь
поднимается вопрос: является ли учение
З. Фрейда наукой или же каким-то новым
феноменом знания?
Сегодня, как и
во времена первых публикаций З. Фрейда,
диапазон его оценок характеризуется
удивительным разнообразием: от ненависти
и полного отрицания до преклонения
и слепого следования каждому
слову Учителя, боязнью совершить
ошибку и отступить от буквы "первоучения".
Почему же психоанализ почти целое столетие
оказывается и предметом восхищения, и
мишенью для нападок? Ответ на этот вопрос,
по-видимому, следует искать не только
во взглядах и мировоззрении самого З.
Фрейда, но и в подходе к психоанализу
учёных различного типа.
К критикам З. Фрейда
относятся учёные-рационалисты, для
которых превыше всего логика,
для которых каждое умозаключение
должно быть основано на воспроизводимости
результатов и эксперименте. Для них познать
это значит измерить, они строят свои научные
исследования на иных методологических
принципах, придерживаются иной парадигмы
науки. Предмет исследований этих учёных
- сфера нормального и нарушенного сознания,
а не бессознательное.
И вдруг появляется
Зигмунд Фрейд - человек, который
дерзнул изучить нечто такое,
что изучению не поддавалось. Он заявляет,
что бессознательная сфера не
подчиняется законам времени
и пространства, что причину многих
форм психических расстройств надо
искать в самых ранних периодах жизни
младенца, начиная с акта рождения,
что видимая причина
К. Г. Юнг, А. Адлер, О. Ранк рано отошли от Фрейда, но развили его мысль в новых направлениях, оттолкнувшись от смелых догадок своего великого учителя.