Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:16, реферат
Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании.
Анимизм - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытой за конкретными видимыми вещами души как особого призрака, которая покидает человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии.
История античной психологии
Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании.
Анимизм - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытой за конкретными видимыми вещами души как особого призрака, которая покидает человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии.
В некоторых других учениях того времени (например, Пифагора) души представлялись бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений.
Позже древние греки под "psycho" понимали движущее начало всех вещей. Древним грекам принадлежит учение о всеобщей одушевлённости материи - гилозоизм: весь мир - универсум, космос - изначально живой, наделённый способностью ощущать, запоминать и действовать. Всё рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии).
Развитие гилоизма связано с именем Гераклита, рассматривавшего универсум как вечно изменяющийся огонь, а душу как его искру.
Идея развития в
учении Гераклита "перешла" в идею
причинности Демокрит. По Демокриту,
душа, тело и макрокосмос состоят из атомов
огня; случайными нам кажутся только те
события, причину которых мы не знаем;
согласно Логосу нет беспричинных явлений,
все они - неотвратимый результат соударения
атомов. Впоследствии принцип причинности
назвали детерминизмом.
Принцип причинности
позволил Гиппократу, дружившему с
Демокритом, построить учение о темпераментах.
Нарушение здоровья Гиппократ соотносил
с дисбалансом различных "соков",
присутствующих в организме. Соотношение
этих пропорций Гиппократ назвал темпераментом.
Названия четырёх темпераментов дошли
до наших дней: сангвинистический (преобладает
кровь) , холерический (преобладает жёлтая
желчь) , меланхолический (преобладает
чёрная желчь) , флегматический (преобладает
слизь) . Так была оформлена гипотеза, согласно
которой бесчисленные различия между
людьми умещались в несколько общих картин
поведения. Тем самым Гиппократ положил
начало научной типологии, без которой
не возникли бы современные учения об
индивидуальных различиях между людьми.
Источник и причину различий Гиппократ
искал внутри организма. Душевные качества
ставились в зависимость от телесных.
Однако не все
философы принимали идеи Гараклита
и его воззрение на мир как огненный поток,
идеи Демокрита - на мир атомных вихрей.
Они строили свои концепции. Так, афинский
философ Анаксагор искал начало, благодаря
которому из беспорядочного скопления
и движения мельчайших частиц возникают
целостные вещи, из хаоса организованный
мир. Он признал таким началом разум; от
того, какова степень его представленности
в различных телах, зависит их совершенство.
Идея организации
(системности) Анаксагора, идея причинности
Демокрита и идея закономерности Гераклита,
открытые две с половиной тысячи лет назад,
стали на все времена основой познания
душевных явлений.
Поворот от природы
к человеку был совершён группой
философов, названных софистами ("учителями
мудрости") . Их интересовала не природа
с её не зависящими от человека законами,
а сам человек, которого они называли "мерой
всех вещей". В истории психологического
познания был открыт новый объект отношения
между людьми с использованием средств,
доказывающих любое положение, независимо
от его достоверности. В связи с этим детальному
обсуждению были подвергнуты приёмы логических
рассуждений, строение речи, характер
отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми
предметами. На передний план выступили
речь и мышление как средства манипулирования
людьми. Из представлений о душе исчезали
признаки её подчинённости строгим законам
и неотвратимым причинам, действующим
в физической природе, так как язык и мысль
лишены подобной неотвратимости. Они полны
условностей в зависимости от человеческих
интересов и пристрастий.
Впоследствии слово
"софист" стала применяться
к людям, которые с помощью
различных уловок выдают мнимые доказательства
за истинные.
Вернуть представлению
о душе, о мышлении прочность и
надёжность стремился Сократ. Формула
Гераклита "познай самого себя" означала
у Сократа обращение не к вселенскому
закону (Логосу) , а к внутреннему миру
субъекта, его убеждениям и ценностям,
его умению действовать как разумное существо.
Сократ был мастером
устного общения, пионером анализа,
цель которого - с помощью слова
обнажить то, что скрыто за покровом
сознания. Подбирая определённые вопросы,
Сократ помогал собеседнику приоткрыть
эти покровы. Создание техники диалога
впоследствии стали называть сократическим
методом. В его методике таились
идеи, сыгравшие через много столетий
ключевую роль в психологических
исследованиях мышления.
Во-первых, работа мысли
изначально носила характер диалога. Во-вторых,
она ставилась в зависимость
от задач, создающих препятствие
в её привычном течении. Именно с
такими задачами ставились вопросы,
вынуждая собеседника обратиться к
работе собственного ума. Оба признака
- диалогизм, предполагающий, что познание
изначально социально, и детерминирующая
тенденция, создаваемая задачей, - стали
в XX веке основой экспериментальной психологией
мышления.
Гениальный ученик
Сократа Платон стал родоначальником
философии идеализма. Он утвердил принцип
первичности вечных идей по отношению
ко всему преходящему в тленном
телесном мире. Согласно Платону, всякое
знание, есть воспоминание; душа вспоминает
(для этого требуются специальные усилия)
то, что ей довелось созерцать до своего
земного рождения. Платон скупал сочинения
Демокрита с целью их уничтожения. Поэтому
от учения Демокрита остались лишь фрагменты,
в то время как до нас дошло чуть ли не
полное собрание сочинений Платона.
Опираясь на опыт
Сократа, доказавшего нераздельность
мышления и общения, Платон сделал следующий
шаг. Он оценил процесс мышления, не
получивший выражения в сократовом
внешнем диалоге, как диалог внутренний.
("Душа, размышляя, ничего иного не делает,
как разговаривает, спрашивая сама себя,
отвечая, утверждая и отрицая") . Феномен,
описанный Платоном, известен современной
психологии как внутренняя речь, а процесс
её порождения из речи внешней (социальной)
получил название "интериоризация"
(от лат. internus - внутренний) . Далее Платон
попытался выделить и разграничить в душе
различные части и функции. Их пояснял
платоновский миф о вознице, правящем
колесницей, в которую впряжены два коня:
дикий, рвущийся из упряжи, и породистый,
поддающийся управлению. Возница символизирует
разумную часть души, кони - два типа мотивов:
низшие и высшие. Разум, призванный согласовать
эти два мотива, испытывает, согласно Платону,
большие трудности из-за несовместимости
низменных и благородных влечений. Так
в сферу изучения души вводился аспект
конфликта мотивов, имеющих нравственную
ценность, и роль разума в его преодолении
и интеграции поведения. Через несколько
столетий идея личности, раздираемой конфликтами,
оживёт в психоанализе З. Фрейда.
Знание о душе
росло в зависимости от уровня
знаний о внешней природе, с одной
стороны, и от общения с ценностями
культуры - с другой. Ни природа, ни культура
сами по себе не образуют область психического.
Однако ее нет без взаимодействия с ними.
Софисты и Сократ в объяснениях души пришли
к пониманию её деятельности как феномена
культуры. Ибо входящие в состав души абстрактные
понятия и нравственные идеалы невыводимы
из вещества природы. Они порождения духовной
культуры. При этом предполагалось, что
душа заносится в организм извне.
Работа по построению
предмета психологии принадлежал Аристотелю,
древнегреческому философу и естествоиспытателю,
жившему в IV веке до н.э., открывшему
новую эпоху в понимании души
как предмета психологического знания.
Не физические тела и не бестелесные идеи
стали для него источником знания, а организм,
где телесное и духовное образуют нераздельную
целостность. Душа, по Аристотелю, это
не самостоятельная сущность, а форма,
способ организации живого тела. "Правильно
думают те, - говорил Аристотель, - кому
представляется, что душа не может существовать
без тела и не является телом". Психологическое
учение Аристотеля строилось на обобщении
медико-биологических фактов. Но это обобщение
привело к преобразованию главных принципов
психологии: организации (системности)
, развития и причинности.
По Аристотелю уже
само слово "организм" следует
рассматривать в связи с
Объясняя закономерности
развития характера, Аристотель утверждал,
что человек становится тем, что
он есть, совершая те или иные поступки.
Мысль о формировании характера
в реальных поступках, которые у
людей всегда предполагают нравственное
отношение к ним, ставило психическое
развитие человека в причинную, закономерную
зависимость от его деятельности.
Раскрывая принцип
причинности, Аристотель показал, что
"природа ничего не делает напрасно";
"нужно видеть то, ради чего совершается
действие". Он утверждал, что конечный
результат процесса (цель) заранее
воздействует на его ход; психическая
жизнь в данный момент зависит
не только от прошлого, но и желаемого
будущего.
Аристотеля по праву
следует считать отцом
Психологическая мысль
эпохи эллинизма исторически
связана с возникновением и последующим
быстрым распадом крупнейшей мировой
монархии (IV век до н.э.) македонского
царя Александра. Возникает синтез
элементов культур Греции и стран
Ближнего Востока, характерный для
колониальной державы. Изменяется положение
личности в обществе. Свободная личность
грека утрачивала связи со своим
родным городом, его стабильной социальной
средой. Он оказывался перед лицом
непредсказуемых перемен, дарованных
свободой выбора. Со всё большей остротой
он ощущал зыбкость своего существования
в изменившемся "свободном" мире.
Эти сдвиги в самовосприятии личности
наложили отпечаток на представления
о душевной жизни. Вера в интеллектуальные
достижения прежней эпохи, в могущество
разума начали ставиться под сомнение.
Возникает скептицизм, воздержание от
суждений, касающихся окружающего мира,
по причине их недоказуемости, относительности,
зависимости от обычаев и т.п. Отказ от
поисков истины позволял обрести душевный
покой, достичь состояния атараксии (от
греческого слова, означавшего отсутствие
волнений) . Под мудростью понималось отрешение
от потрясений внешнего мира, попытка
сохранить свою индивидуальность. Люди
испытывали потребность в том, чтобы устоять
перед превратностями жизни с её драматическими
поворотами, лишающими душевного равновесия.
Стоики ("стоя"
- портик в Афинских храмах) объявили
вредными любые аффекты, усматривая
в них порчу разума. По их мнению,
удовольствие и страдание - ложные суждения
о настоящем, желание и страх -
ложные суждения о будущем. Только разум,
свободный от любых эмоциональных
потрясений, способен правильно руководить
поведением. Именно это позволяет
человеку выполнять своё предназначение,
свой долг.
С этической ориентации
на поиски счастья и искусства
жить, но на других космологических
началах сложилась школа
Одновременно с
построениями этих научных школ проводились
важные исследования в медико-биологических
областях знания. Врачи Александрийского
научного центра Герофил и Эразистрат
установили анатомо-физиологические различия
между чувствительными нервами, идущими
от органов чувств (глаза, уши, кожа и др.)
к мозгу и двигательными волокнами, идущими
от мозга к мышцам. Открытие было забыто,
но через две с лишним тысячи лет вновь
установлено и легло в основу важнейшего
для психологии учения о рефлексах.
Позже древнеримский
врач Гален (II век н.э.) в труде "О
частях человеческого тела) , описал
зависимость жизнедеятельности целостного
организма от нервной системы. В те времена
запрещались анатомические исследования,
но Гален, врачующий гладиаторов, наблюдавший
открытые раны головного мозга, считал
его производителем и хранителем разума.
Гален развивал, вслед за Гиппократом,
учение о темпераментах. Он утверждал,
что первичными при аффектах являются
изменение в организме ("кипение крови")
, субъективные, душевные переживания
(например, гнев) , вторичны.