Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:16, реферат
Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании.
Анимизм - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытой за конкретными видимыми вещами души как особого призрака, которая покидает человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии.
Последним из основных
защитных механизмов, описанных Фрейдом,
является сублимация. Здесь предполагается
превращение социально и
В целом защитные
механизмы призваны поддерживать известную
целостность, устойчивость и идентичность
индивидуального самосознания в
условиях, когда конфликт различных
установок ставит его под угрозу.
Важность указанного хорошо ясна психиатрам,
т.к. неустойчивость самооценок, разорванное
самосознание, и отсутствие последовательных
и адекватных представлений о самом себе
обуславливают симптоматику многих психических
заболеваний.
В истории психоанализа
поражает не только разнообразие его
толкований и оценок, но и какое-то
навязчивое стремление к его неприятию
и критике. Десятилетиями в отечественной
критике шло негласное
Эдипов комплекс
Разрабатывая учение
о неврозах, Фрейд пришел к выводу
о сексуальности их этимологии. Обращаясь
за подтверждением своей гипотезы к
мифологическим сюжетам, художественным
и литературным памятникам истории,
Фрейд особое внимание уделяет древнегреческому
мифу о царе Эдипе.
Эдипов комплекс
- согласно 3. Фрейду, это комплекс детских
переживаний, состоящий из влечения
мальчика к матери с ревностью
и недоброжелательством по отношению
к отцу. В дальнейшем этот комплекс
вытесняется в сферу
Название комплекса
основано на древнегреческой мифологии.
Эдип - сын царя Фив Лайя и царицы
Иокасты, которым было предсказано, что
их сын убьет отца и станет мужем собственной
матери. Когда родился Эдип, царь приказал
проколоть ему ступни (Эдип - значит пухлоногнй,
с распухшими ногами) и бросить на съедение
зверям. Раб пожалел мальчика и отдал его
пастуху коринфского царя Полиба. Эдип
вырос в уверенности, что царь Полиб ему
отец. Вновь Дельфийский оракул предсказывает
уже самому Эдипу, что тот убьет своего
отца и женится на матери. Устрашенный
этим предсказанием, Эдип решает покинуть
дом, который он считал родным. В пути Эдип
встречает Лайя и, вступив с ним в спор,
убивает его. Так исполнилась первая часть
пророчества: Эдип становится убийцей
своего отца. На пути в Фивы Эдип встречает
Сфинкса, который стережет город и пожирает
всех путников, не разгадавших его загадку.
Эдип решает загадку, Сфинкс бросается
в пропасть, и дорога в Фивы становится
свободной. Эдип входит в город, и благодарные
фиванцы избирают его царем и дают в жены
вдову прежнего царя Иокасту. От этого
брака родились сыновья Этеокл и Полиник
и дочери Йемена и Антигона. Так сбывается
вторая часть пророчества - Эдип становится
мужем своей матери. Через несколько лет
в Фивах начался свирепый голод, и вспыхнула
эпидемия чумы. Дельфийский оракул предсказывает,
что бедствия прекратятся после того,
как будет обнаружен убийца Лайя. В результате
расследования Эдип с ужасом узнает правду,
ослепляет себя и покидает Фивы, Иокаста
кончает жизнь самоубийством.
Таков миф о Эдипе.
Интересно, что подобные легенды распространены
у многих народов. Кара, постигшая Эдипа,
отражает восходящее к глубокой древности
запрещение брачных отношений между прямыми
родственниками (инцест) . Нечто подобное,
происшедшее с женщиной, описано в мифе
об Электре.
В этом мифологическом
сюжете Фрейд усматривает не только
доказательства того, что сексуальные
влечения являются основой деятельности
человека, но и подтверждение идеи
о существовании тех
Следует сказать, что
не вдаваясь в критический анализ этого
изложения, можно фиксировать опыт клинических
наблюдений, когда действительно отмечалась
бессознательная тенденция пациента осуществлять
выбор сексуального партнера на основе
неосознаваемого "сличения" его с
каким-либо символическим признаком (физическим
или психологическим) родителя противоположного
пола.
Эрос и Танатос
Задолго до Фрейда многие
философы задумывались над тем, что
именно определяет жизнедеятельность
человека и какую роль в ней
играют влечения. Фрейд также поставил
задачей определиться в отношении
того, что он назвал "первичными влечениями".
В первых публикациях в качестве
"первичных" он рассматривал лишь
сексуальные влечения. Далее он приходит
к выводу, что "первичные влечения"
составляют полярную пару созидательной
любви и влечения к деструкции.
Эти размышления приводят к созданию
концепции о том, что деятельность
человека обусловлена переплетением
сил "инстинкта жизни" (Эрос) и
"инстинкта смерти" (Танатос) .
Эти полярные силы являются основными
бессознательными влечениями, предопределяющими
всю жизнедеятельность человека. И, если
"инстинкт жизни" (Эрос) более ясен
читателю в качестве животворящей силы,
то в отношении "инстинкта смерти"
(Танатос) требуются дополнительные разъяснения.
Предположение о
существовании в человеке этого
инстинкта Фрейд выводит из эволюции
всего живого, которое, достигнув
максимума органического бытия,
со временем начинает обратный путь и
в результате смерти возвращается к
неорганическому состоянию. В рамках
этой гипотезы влечение к сохранению
жизни лишь обеспечивает живому организму
собственный путь к смерти, что
было сформулировано Фрейдом в виде
положения "целью всякой жизни
является смерть", причем жизненный
путь является ареной борьбы между
Эросом и Танатосом. Понимая относительность
аргументации в пользу этого положения,
сам Фрейд подчеркивал, что эти мысли являются
только лишь гипотезой. Бедствия, принесенные
человечеству первой мировой войной, натолкнули
Фрейда на размышления о склонности индивида
к агрессии и деструктивности. Социальные
институты, пытаясь регулировать отношения
в обществе в целях самого общества, противостоят
индивиду как чуждая и сдерживающая сила.
Развитие культуры рассматривается с
этого периода Фрейдом как борьба общества
с разрушительными тенденциями индивида
и непрерывно протекающее противоборство
"инстинкта жизни" (Эрос) и "инстинкта
смерти" (Танатос) .
Миф о первобытной
орде
Психоаналитический
взгляд на историю развития человечества,
начиная с его первобытного состояния,
впервые был дан 3. Фрейдом в
работе "Тотем и табу" (1913) , где
он детально анализирует процесс
становления и эволюции психической
жизни примитивного человека. Его
последняя работа "Моисей и единобожие"
(1939) также возвращается к этим положениям.
Объяснения типичных явлений, характерных
для первобытного общества, таких
как определенных механизмов функционирования
психики примитивного человека, процессов
образования первобытных
Фрейдовская картина
первобытной орды выглядит следующим
образом: на заре своей истории примитивный
человек жил в орде, где безраздельно главенствовал
вожак. Этот сильный самец, обладая любой
из приглянувшихся ему самок был, по сути,
отцом всех молодых членов орды. Его силе
и воле беспрекословно подчинялись все
сыновья. Если подросшие сыновья пытались
предъявить права на обладание какой-либо
самкой, они жестоко карались отцом, либо
изгонялись из орды. Отец отстаивал монопольное
право на самок, пользуясь своим авторитетом
и физической силон. Естественно, такое
противостояние не могло продолжаться
долго. Однажды обиженные сыновья объединились
в одном порыве и убили отца. В связи с
тем, что описываемый эпизод происходил
в период каннибализма, они же съели убитого
отца. На этом первый этап первобытной
орды закончился. Но, совершив описанное,
находились по отношению к отцу под властью
амбивалентных чувств: ненависть восхищение.
Эта амбивалентность отмечается повсеместно
у детей и невротиков.
Удовлетворив чувство
ненависти убийством отца, они
остались наедине со вторым компонентом
- любовью и восхищением к нему
же. Это вызвало возникновение
мучительных чувств вины и раскаяния.
Для снижения насыщенности этих чувств
образ отца был запечатлен в виде
тотема, священного символа. Убийство
отца (родителей) стало недопустимо
и предельно аморально. Это же
чувство вины за содеянное привело
к отказу от желанных самок, большинство
которых были единокровными сестрами
этих самцов, что далее побудило
создать запрет на инцест (кровосмесительные
контакты) . Так возникли основные табу
(запреты) этого периода истории человечества.
Именно с этого момента по Фрейду, начинается
собственно культура общества. "Общество
покоится теперь на соучастии в совместно
совершенном преступлении, религия - на
сознании вины и раскаивания, нравственность
- отчасти на потребностях этого общества,
отчасти на раскаянии, требуемом сознанием
вины".
Фактически вся
современная культура, согласно взглядам
психоаналитиков, зиждется на чувстве
вины за когда-то содеянное. Это же чувство
входит составной частью и в Эдипов комплекс.
В силу вечного конфликта внутрипсихических
образований личности культура и цивилизация
постоянно находятся под угрозой разрушения
и уничтожения.
Вечной проблемой
человечества Фрейд представлял
установление целесообразного соотношения,
определенного равновесия между
глубинными бессознательными влечениями
индивида и моральными требованиями
культуры, цивилизованного общества.
Психогидравлическая
модель общества
В рамках психоанализа
любое общество имеет два варианта
развития, в зависимости от репрессивного
(подавляющего) отношения общественной
морали к сексуальности индивида,
или пермиссивного (разрешающего) отношения.
В первом случае общество
с помощью всех социальных механизмов
воспитывает человека в ханжески-ограничивающей
атмосфере по отношению к проявлениям
сексуальности. Человек в таком
обществе глубинно несчастней, невротичен,
т.к. постоянно блокирует массу
своих потребностей, внутренних импульсов.
Общество же имеет много шансов на
прогрессивное развитие, т.к. масса
неотработанной сексуальной энергии
индивида постоянно переключается
(сублимируется) на общественно полезные
виды деятельности: наука, производство,
искусство, бизнес и т.п.
Второй вариант
зеркально отражает описанное. Благодаря
разрешительным по отношению к человеческой
сексуальности установкам общества, индивид
в этом случае счастлив, раскован, лишен
невротического напряжения. Само же общество
обречено на застой, т.к. механизм сублимации
не выражен, энергии на развитие необходимых
для развития общественно-необходимых
сфер деятельности фактически нет.
Психоанализ никогда
не выдвигал ни единого постулата
в защиту раскрепощения общественно
вредных тенденций личности; напротив,
он всегда призывал к осознанию глубинных
механизмов бессознательного, к сознательному
овладению влечениями человека, разоблачая
всевозможные мифы и иллюзии, будь то
политические, религиозные или
Клинические аспекты
психоанализа
Психоанализ можно
понимать и в широком (как аналитическое
исследование психики) и в узком
(как метод психотерапии, разработанный
3. Фрейдом и его учениками) смысле. Конечно,
анализ психических механизмов, в том
числе и бессознательных, проводился и
до 3. Фрейда. Более того, можно сказать,
что в других понятиях, других терминах
были описаны бессознательные мотивационные
процессы, символика психической продукции,
роль сексуальной травмы и т.д. Но только
3. Фрейд в относительно короткий срок
(1895-1905 г. г.) создал из этих разрозненных
данных целостную картину. Он создал и
практические приемы психоаналитической
работы с больными (исследование свободных
ассоциаций, истолкование сновидений
и фантазий, изучение ошибок речи и ошибочных
действий, анализ переноса и сопротивления)
. Позже число таких приемов увеличилось
в несколько раз, и сама техника психоанализа
сильно изменилась. Впрочем, 3. Фрейд особенно
не настаивал на скрупулезном следовании
жестким правилам. Он говорил о том, что
психотерапевт, который признает перенос
и сопротивление и использует интерпретацию
этих феноменов в своей работе, уже является
психоаналитиком.