Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:16, реферат
Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании.
Анимизм - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытой за конкретными видимыми вещами души как особого призрака, которая покидает человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии.
Неверно также считать
3. Фрейда исключительно приверженным
теории пансексуализма. Его поздние работы
(после 1-й мировой войны) уже признают
роль не только полового влечения, но и
влечения к смерти, роль агрессии и т.д.
Кроме того, либидо и раньше не понималось
как исключительно половое влечение в
узком смысле слова. Согласно К. Юнгу, оно
скорее являлось универсальной космической
энергией, потоки которой принимают различные
направления (сублимация) . Это - нечто
вроде "мировой сексуальности", понятие,
которое объясняет энергетические и динамические
процессы в природе и обществе. К 3. Фрейду,
как и ко всякому другому ученому, следует
применять принцип историзма, т.е. рассматривать
его взгляды в конкретной обстановке,
имевшей место в науке в то время. Так,
например, учение о неврозах в конце 80-х
г. г. XIX в. (т.е. до клинической концепции
3. Фрейда) практически отсутствовало,
истерия рассматривалась в духе Ж. Шарко
как наследственно-дегенеративное заболевание,
психостения П. Жанэ еще не была описана,
навязчивый синдром понимался невропатологами
как часть органических заболеваний мозга.
Применяя принцип
историзма и в дальнейшем, мы видим,
что психоанализ уже при жизни
3. Фрейда распался на несколько основных
направлений: групповой психоанализ,
возникший в СШЛ (Т. Бэрроу) , психосоматическое
направление (Ф. Данбэр, Ф. Александр) ,
индивидуальную психологию А. Адлера,
аналитическую психотерапию К. Юнга. Подчеркивалась
мысль о незыблемости основных признаков
психоанализа (ведущей роли бессознательного,
инфантильных психических травм, символического
симптомообразования) , но одновременно
в учение о неврозах проникали и эволюционно-биологические
взгляды Э. Кречмера и социально-культурные
подходы неофрейдистов. Менялась и техника
психоанализа. С одной стороны, она обогащалась
новыми приемами (использование прожективных
тестов, гипноза, групповых процессов,
ролевой техники) , с другой - упрощались
связи с увеличением числа больных, недостатком
времени, высокой стоимостью курса классического
ортодоксального психоанализа (впрочем,
таковой имеется и в настоящее время, но
распространен ограниченно, главным образом
в США) .
Можно сказать, что
чистота и корректность различных
методик психоанализа, за которыми
тщательно следили
Недостатком современной
психотерапии является то, что главное
внимание уделяется бесконечному дроблению
технической стороны дела, созданию
все новых и новых технических
приемов, в то время как вопрос
о содержании психотерапии, индивидуализации
этого содержания и вопрос об его
усвоении, принятии пациентом все
время остается в тени. По-прежнему,
часто встречается подмена
Главное же - это наличие
постоянного глубокого
Психотерапевтический
контакт - механизм бессознательный. В
разных школах он называется по-разному:
экзистенциальная коммуникация, перенос
(трансферт) и противоперенос (контртрансферт)
, идентификация паттернов и т.д. В возникновении
контакта важную роль играют установка
(Д. Н. Узнадзе) , формируемый образ партнера
(имидж) , вообще, активность бессознательного
той личности, с которой устанавливается
контакт (способность к эмпатии - сопереживанию)
. Можно назвать это способностью к резонансу,
обретению соответствующих другому человеку
ритмов психологической деятельности.
Значительную роль играет в этом интуиция
- бессознательные механизмы понимания
друг другом.
Практически, это
сводится к умению длительное время
выслушивать больного, вникая в его
эмоциональное состояние. При этом
врач получает максимум информации от
пациента, давая (на первоначальном этапе)
минимум своей информации, т.к. последняя,
выдвинутая сразу же, подавляет активность
больного, усиливает его сопротивление,
способствует пассивному следованию в
русле психотерапевта. При правильной
тактике психотерапевт остается
не связанным предвзятым отношением,
он свободен и пластичен при восприятии
больного. Лишь иногда короткими репликами
он предвосхищает высказывания больного
(на основании своего опыта) , что ведет
последнего к впечатлению о том, что врач
глубоко его понимает (прием преднамеренного
угадывания проблем пациента) . Врач использует
в это время невербальные воздействия
(выражение лица, сдержанные жесты, поза
и т.д.) . Невербальные компоненты контакта,
идущие от врача, могут как сопровождать
слова больного, так и опережать их, что
дает последнему возможность иначе оценить
то, что он говорит, снизить эмоциональную
сторону рассказываемого. Например, рассказывая
врачу о том, что положение, в которое он
попал, якобы "безвыходное", он может
на несколько секунд раньше увидеть как
психотерапевт отрицательно качает головой
или делает иронический жест рукою. Тогда
больной уже иначе относится к словам
"положение безвыходное", которое
он привык воспринимать без критики.
В рассказе больного
психотерапевт особенно выделяет то,
что относится к его детству
и, особенно, к нуклеарной группе (т.е.
отец, мать, братья и сестры, обращает внимание
на неполноту этой группы, и на особенности
взаимоотношений в ней. Еще важнее - взаимоотношения
с матерью (в раннем, детстве) и подробное
ознакомление с ее личностью, особенно
ее эмоциональной сферой. Сухая, холодная,
замкнутая (аутистическая) мать служит
источником повышенного риска для ребенка
в отношении развития у него в будущем
шизофрении (шизофреногенная мать) , психопатии,
неврозов, психосоматических заболеваний
(например, бронхиальной астмы) . На этом
основан ряд психоаналитических методик
лечения (групповая психотерапия матерей,
семейная психотерапия и др.) .
Часть такого рассказа
больного может осуществляться в
гипнозе (гипнокатарсис) , при растормаживании
и введении эйфоризирующих и снотворных
средств (наркопсихотерапия, наркоанализ)
, в процессе игры и двигательных упражнений
(ролевая терапия, кинезиотерапия) . Также
определенная часть рассказа может осуществляться
невербальными приемами (пантомима, рисунок
и пр.) . В процессе выслушивания решаются
следующие психотерапевтические задачи:
1) первичное отреагирование, облегчение
у больного, уменьшение тревожности, напряжения;
2) сбор у больного так называемого динамического
аналитического материала (факты жизни,
оценки, сновидения, фантазии, внутренняя
субъективная "концепция болезни",
взаимоотошения с людьми, конфликты и
т.д.) ; 3) изучение переноса, контрпереноса
и сопротивления; 4) изучение механизмов
психологической защиты у больного, его
"имиджа", ролей, взятых им на себя;
5) создание врачом своего собственного
образа и ориентированный выбор психотерапевтического
стиля ("отец", "друг", "собеседник",
"маг", "соперник" и т.д.) . В конечном
итоге, речь идет о пробуждении взаимной
симпатии, психотерапевтического контакта.
Сам по себе контакт как перенос и сопротивление,
тоже является объектом дальнейшего анализа.
Одним из основных принципов
психоанализа является понимание всей
психологической продукции, которую
дает больной, не с бытовой, обыденной,
прямолинейной точки зрения, а
с точки зрения тех глубинных,
бессознательных процессов, которые
эти поверхностные факты и
явления выражают. Надо научиться
находить связи между симптомами
(как соматическими, так и психическими)
, которые мы находим при клиническом обследовании
больного и бессознательными конфликтами
(чаще всего между потребностями и возможностями
их удовлетворения) , имея в виду, что эти
симптомы проявляются в зашифрованной,
символической форме. Эту закономерность
3. Фрейд объяснил наличием цензуры, одностороннего
для прохождения информации механизма
на границе сознательной и бессознательной
сфер психики человека. Проход психотравмирующей
информации из сознания в бессознательное
был назван "вытеснением" (психогенная
амнезия) . Обратный процесс в обычном
виде невозможен. Лишь в сновидениях, бессознательных
жестах, поступках или ошибках, в фантазиях
или в фактах переноса и контрпереноса,
в проекциях эта информация снова может
выйти на поверхность, но уже в закрытом,
символическом виде. Следует также иметь
в виду, что каждая психоаналитическая,
а также и другие (экзистенциальная, трансактная)
школы имеют свое толкование этой продукции,
свою систему символики.
Символика ортодоксальной
школы 3. Фрейда почти полностью исчерпывается
сексуальными символами, но в других
школах дело обстоит иначе. У К. Г.
Юнга солнце и ветер олицетворяют
мужское начало, земля и вода -
женское; в символику его школы
входит понятие об архетипах-элементах
передающего по наследству "коллективного
бессознательного".
Экзистенциальная
символика охватывает основные жизненные
понятия - "путь", "смерть", "человек",
"неудача", "преграда" и т.п.
Например, дорога - символ жизненного пути,
кольцевая дорога - безвыходность, повторяемость;
заборы, стены - преграды на пути к цели;
лестница - карьера, путь наверх и т.д.
В ортодоксальном психоанализе
фаллический символ (мужского полового
члена) - все длинные узкие предметы
- палки, зонтики, деревья, трости, а
также башни, небоскребы, мачты и
пр; символ женских половых органов - предметы,
имеющие внутреннюю полость (пространство)
и вход (пещеры, комнаты, шляпы, туннели,
шкатулки, а также триумфальные арки, подъезды,
ворота и т.д.) . Потеря каких-нибудь частей
тела, особенно с кровотечением (например,
удаление зубов, ампутация ноги или руки)
, относится к символике, связанной с комплексом
кастрации. Много символических конструкций
относится к половому акту, особенно в
рамках так называемой "инфантильной
сексуальности". 3. Фрейд считал характерным
для полового акта три показателя - наличие
влечения (желание) , связанного с ростом
напряжения (тумесценция) , наличие наслаждения,
которое достигая высшей точки, переживается
как оргазм, и наличие разрядки, спад напряжения
после оргазма (детумесценция) , удовлетворение,
которое переживается как облегчение,
снятие тяжести, невесомость (ощущение
полета) .
Именно, в связи
с этим сновидения, связанные с
полетами, невесомостью, необыкновенной
легкостью, рассматриваются
Психотерапия - это
не наука или искусство говорить,
внушать или убеждать. Правильнее
сказать - эта задача тоже входит в
систему психотерапии, но она не
является первоочередной. Главные задачи
- умение наблюдать и умение слушать
и понимать пациента.
Бессознательное можно
изучать не только при помощи прожективных
тестов, в гипнозе, при анализе сновидений
и фантазий. Целенаправленное наблюдение
больного дает необычайно много для понимания
его бессознательных мотиваций.
Сознание, конечно, контролирует
бессознательное, но не полностью, иначе
говоря, в различной степени, а
также по-разному в различных
ситуациях. Бессознательные мотивы
лучше всего защищены в общественных
поступках, в ситуациях, относящихся
к престижу, самоутверждению. Однако
сам характер этого контроля, этого
прикрытия позволяет получить материал
о более глубоких процессах. Очень
важно видеть нарушение чувства
меры в этом контроле, особенно в
сторону его увеличения, усиления.
Характерный пример приводит А. С. Пушкин:
"Слово это (prude) означает женщину,
чрезмерно щекотливую в своих понятиях
о чести (женской) - недотрогу. Таковое
свойство предполагает нечистоту воображения,
отвратительную в женщине, особенно молодой...
невинность есть лучшее украшение молодости.
". Таким образом, мы видим, что чрезмерный,
нарочитый контроль приводит к обратным
результатам, производя неблагоприятное
впечатление. То же самое имеет место при
употреблении эвфемизмов - слов-заменителей,
"смягчающих" слишком точное или
откровенное обозначение понятий, чаще
всего относящихся к половой жизни - свидетельствует
о претенциозности, сообщает личности
отпечаток провинциальности.
Близко к этому
употребление стандартных выражений,
носящих утрированно социально-