Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:16, реферат
Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании.
Анимизм - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытой за конкретными видимыми вещами души как особого призрака, которая покидает человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии.
К 1895 г., совместно
с Брейером, разработал метод гипнокатарсиса.
После ряда клинических публикаций в 1895
году пишет монографию "Проект", в
которой совершается первая попытка умозрительно
разработать закономерности деятельности
мозга человека.
В 1886 году женится
на Марте Бернэй. К 1901 году (год публикации
монографии "Толкование сновидений")
полностью отказывается от метода гипноза
и разрабатывает оригинальную методику
свободных ассоциаций. В 1904-1905 годах публикует
"Психопатологию обыденной жизни",
"Остроумие и его отношение к бессознательному",
"Три очерка в теории сексуальности"
и другие известные монографии. К моменту
I Мировой войны 3. Фрейд сосредотачивается
на разработке философских и историко-социологических
аспектов жизни общества, т.е. начинает
создавать "метапсихологическую"
теорию. В 1908 г. проходит I Международный
психоаналитический конгресс в г. Зальцбурге.
В 1909 г. выходит в свет первый 1 международный
психоаналитический журнал. В 1909 г. совместно
с К. Юнгом посещает США, читает курс из
5 лекций в Массачусетском университете,
по окончании курса получает степень почетного
доктора права. В 1910 году создается международная
психоаналитическая ассоциация. В 1920 году
открывается первый психоаналитический
институт в Берлине. В 1930 году 3. Фрейд получает
международную премию им. Гете. В 1936 году
становится почетным иностранным членом
Королевского научного общества Англии.
В 1939 году публикует последний крупный
труд "Моисей и единобожие", в котором
продолжает развитие своих культурно-исторических
концепций.
После оккупации
нацистами Австрии подвергается
преследованиям, домашнему аресту.
По ходатайству ряда коронованных особ
и крупному выкупу, заплаченному нацистам
Международным союзом психоаналитических
обществ, смог выехать в Лондон, где
и скончался 23 сентября 1939 года. Не сумел
вызволить из Австрии сестер, которые
погибли в газовых камерах. В
последние годы жизни страдал
из-за мучительных болей (рак нижней
челюсти) . Смерть основоположника психоанализа
ни в коей мере не повлекла за собой забвение
созданного им направления.
Структура личности
по 3. Фрейду
До создания фрейдовской
теории психология в качестве объекта
исследования имела лишь феномен сознания,
что не давало возможности постичь скрытые
мотивы поведения и особенностей человека,
а следовательно и более глубинное изучение
структуры личности, Фрейд встал перед
необходимостью исследования природы
психического, в том числе и тех пластов
психики, которые не вписывались в представление
о "сознательном". Исходя из этих
задач и предпосылок исследования, Фрейд
и пришел к заключению о том, что человеческая
психика представляет собой некий сложный
конгломерат, состоящий из различных уровней
и компонентов, отражающих как сознательные,
так и бессознательные процессы.
Фрейд, ставя перед
собой задачу выявления содержательной
стороны бессознательного, подвергает
эту сферу аналитическому расчленению.
Здесь Фрейд высказывает важную
мысль о существовании двух форм
бессознательного. Это - во-первых, скрытое,
"латентное" бессознательное, т.е.
то, что ушло из сознания, но может в дальнейшем
"всплыть" в сознании; во-вторых, это
вытесненное бессознательное, т.е. те психические
образования, которые не могут стать сознательными
потому, что им противодействует какая-то
мощная незримая сила.
Первый вид бессознательного
в дальнейших работах Фрейд называет
предсознательным (ПСЗ) , а второй - собственно
бессознательным (БСЗ, или "Оно", или
"Id") . Вырабатывая психоаналитические
представления о бессознательном, Фрейд
подобно мыслителям прошлого ставит вопрос
о том, каким образом человек может судить
о том, что скрыто от его сознания. И если
философы говорили о том, что невозможно
определять то, что мы не осознаем, то Фрейд
достаточно решительно кладет учение
о бессознательном в основу своих теоретических
постулатов о психической жизни человека.
В отличие от умозрительных рассуждений
философов он пользуется конкретным материалом,
полученным из внимательных клинических
наблюдений над пациентами, страдающими
неврозом. Кроме констатации самого факта
существования в психике человека бессознательных
представлений, Фрейд старается вскрыть
особенности механизма переключения психических
актов из сферы бессознательного в сознание.
И здесь он пытается идти от обратного
путем переформулирования задачи исследования:
"Каким образом сознательные процессы
становятся бессознательными? ". Возможность
осознания бессознательных механизмов
осуществляется тогда, когда имеющееся
предметное представление облекается
в словесную форму. Отсюда и то важное
значение, которое Фрейд придавал роли
языка и законов лингвистики в раскрытии
болезненной симптоматики пациента.
Выделенные Фрейдом
психические уровни собственно бессознательного
и предсознательного объединяются
автором в одну систему в тех случаях,
когда анализируются взаимоотношения
бессознательного и сознания в структуре
психики человека. Причем, начиная с ранних
своих работ, Фрейд подчеркивает, что бессознательное
он считает центральным компонентом, составляющим
суть психики человека, а сознательное
- лишь определенной надстройкой, базирующейся
и произрастающей из сферы бессознательного.
Структура личности
в законченном виде представлена
Фрейдом в работах "По ту сторону
принципа удовольствия" (1920) ; "Массовая
психология анализ человеческого "Я"
(1921) ; "Я" и "Оно" (1923) . Предлагаемая
модель личности представляет собой взаимодействия
трех уровней, находящихся между собой
в определенных соотношениях. Это - "Оно"
(Id) , т.е. глубинный уровень бессознательных
влечений, своеобразный резервуар бессознательных
иррациональных психических реакций и
импульсов, биологических по своей природе.
Это основа деятельности личности, та
психическая инстанция, которая руководствуется
своими собственными законами. "Оно"
является единственным источником психической
энергии и руководствуется только принципом
удовольствия.
Но, понятно, что безоглядная
тяга к наслаждению, удовлетворению
эгоистических потребностей, не учитывающая
реальных жизненных условий, привела
бы человека к гибели. Поэтому в
процессе эволюции у человека появляется
"Я" (Ego) как сознательное начало, действующее
с учетом принципа реальности и выполняющее
функции посредника между иррациональными
стремлениями и желаниями "Оно" и
требованиями человеческого сообщества.
"Я", как сфера сознательного, соизмеряет
требования бессознательного "Оно"
с конкретной реальностью, целесообразностью
и необходимостью. Наконец, "Сверх-Я
(Super-Ego) " - это внутриличностная совесть,
т.е. инстанция, олицетворяющая собой ценности
и установки общества.
"Сверх-Я" воплощает
в себе интернализованные индивидом "родительские
образы", моральные запреты и нормы,
внушенные в детстве, образы первых учителей
и значимых для ребенка взрослых. В определенном
смысле - это результат "дрессировки"
индивида обществом. "Сверх-Я" описывается
как своего рода моральная цензура, которая
призвана обуздать эгоцентрические бессознательные
порывы, стремления и желания человека
и подчинить их требованиям культурной
и социальной реальности конкретного
общества. В процессе эволюции "Сверх-Я"
стала неотъемлемой частью, внутренним
элементом личности.
Для образного описания
взаимоотношений между "Я" и "Оно"
Фрейд прибегает к аналогии отношений
между всадником и лошадью, подобно
тому, как ранее А. Шопенгауэр использовал
эту же аналогию для раскрытия
взаимоотношений между
Жесткая моральная
цензура "Сверх-Я" мешает осознанию
собственных глубинных мотивов и устремлений,
осуществление которых несовместимо с
требованиями общества и морали. Это проявляется
далеко не только в сфере сексуального,
но и в обыденных поведенческих актах.
Почему, скажем, завистник далеко не всегда
осознает истинные причины своей ненависти
к объекту зависти? Потому, что им с раннего
детства усвоено, что зависть - чувство
недостойное, неприличное, низменное.
Если это осознать, то резко понизится
своя самооценка, самоуважение. Существенно
легче объяснить себе и окружающим собственные
чувства действительными или мнимыми
пороками и недостатками объекта зависти.
Таким образом и отрицательные чувства
сохранены и объяснены, и самоуважение
не страдает. Этот итог конфликта обеспечивается
действием открытых Фрейдом, так называемых,
"защитных механизмов".
Защитные психические
механизмы
Что такое "защитные
механизмы"? В связи с тем, что
как уже описывалось, согласно 3.
Фрейду, в человеческой психике происходит
постоянный конфликт между уровнями
личности, для смягчения вызываемой
этим конфликтом чувства напряженности
и вины человеческая психика выработала
ряд защитных механизмов, призванных
бессознательно подавлять или не
допускать в сознание ту информацию,
которая противоречит требованиям
цензуры "Сверх-Я" и может травмировать
личность.
Прежде всего - это
вытеснение. Под этим понятием предполагается
механизм подавления и последующего
исключения, изгнания из сознания импульса,
стимулирующего у индивида чувство
напряжения, беспокойства и тревоги.
Этот механизм отличается от сознательного
подавления какого-то вида осознанного
желания ("находясь в обществе, я
осознаю желание почесаться, но умышленно
и осознанно его подавляю")
. Механизм вытеснения имеет дело с неосознанными
импульсами. Например, человеку необходимо
принять какое-то трудное, мучительное
для него решение. Он долго собирается,
готовится к этому решению, тщательно
все обдумывает, не может решиться на конкретное
действие. Все это наполняет его напряжением,
беспокойством, тревогой. И вот "вдруг"
он "забывает" об этом деле. Имеет
место временное "третье" решение,
причем речь идет не о сознательном уклонении
от принятия решения. Это - не лицемерие.
За счет механизма вытеснения нежелательная
информация, тревожащая и напрягающая
человека, на время исчезает, освобождая
его психику.
Следующий защитный
механизм - это образование
Проекция - это бессознательная
попытка освободиться от каких-то навязчивых
тенденций, оцениваемых личностью
как отрицательные, путем приписывания
их другому или другим. Традиционный пример
механизма проекции - это представление
об аморальности и сексуальной распущенности
окружающих старой девой с ее подавленными,
но отнюдь не уничтоженными сексуальными
устремлениями и влечениями. Именно этим
механизмом объясняется такое широко
распространенное явление как ханжество,
когда ханжа провоцирует на других собственные
стремления глубинного уровня, противоречащие
его моральному самосознанию, его "Сверх-Я".
Механизм проекции универсален в сфере
национальных и расовых предубеждений
(ксенофобия) , когда ненавидимой этнической
группе приписываются собственные, но
не осознаваемые отрицательные черты
и свойства. Таким путем эти тенденции
получают определенный выход, напряжение
разряжается при том, что оценочные, моральные
установки самосознания не страдают, остаются
исходными. И. С. Кон в статье "Психология
предрассудка" ("Новый мир", 1966,
№ 9) сопоставляет стандартные обвинения
американскими белыми расистами негров
в "изнасиловании белой женщины"
и явно садистический характер большинства
линчеваний.
Одной из форм проекции
является механизм вымещения, иногда описываемый
отдельно. Здесь имеется в виду
бессознательная ориентация импульса
или чувства с одного объекта
на другой, чаще более доступный. Этот
механизм весьма распространен в
обыденной жизни - эмоции выплескиваются
либо на более близкого человека, либо
- на более слабого (например, неприятности
на работе и унижения со стороны
начальника приводят к вымещению
накопившихся эмоций на жене, детях) . В
рамках этого механизма возникла расхожая
идиома "козел отпущения". Это именно
та фигура, на которую ориентирован механизм
вымещения определенного лица, либо группы
лиц.
Защитный механизм,
получивший название "рационализация",
предусматривает определенного
рода самообман (когда имеет место
бессознательная попытка