Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:16, реферат
Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании.
Анимизм - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытой за конкретными видимыми вещами души как особого призрака, которая покидает человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии.
Без эмпирической ткани
психологической мысли
Вместе с тем, бедствия,
которые переживали народы Востока
в жестоких войнах с Великим Римом,
а затем под его владычеством,
способствовали развитию идеалистических
учений о душе, которые подготовили
воззрения, ассимилированные позже
христианской религией. К этим учениям
относятся, например, взгляды Филона
(I век н.э.) , что тело это прах, который
получает жизнь от дыхания божества. Это
дыхание и есть "пневма", о которой
мы говорили выше.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА И
В ПЕРИОД ВОЗРОЖДЕНИЯ
Победившее в Европе
Христианство привнесло воинственную
нетерпимость ко всем "языческим"
знаниям. В IV веке был уничтожен научный
центр в Александрии, в начале
VI века закрывалась Афинская школа.
Христианство культивировало неприятие
всякого знания, основанного на опыте,
греховность попытки понять устройство
и предназначение человеческой души,
отличное от библейского понимания.
Естественнонаучное исследование природы
приостановилось. В интеллектуальной
жизни Европы постепенно воцарилась
схоластика, которая сводилась к
рациональному обоснованию
В VII веке на фундаменте
ислама произошло объединение арабских
племён. Вскоре арабами были покорены
народы Востока, обладавшие знаниями древних
культур (эллины, народы Индии и др.)
. Возникло арабо-язычное государство
Халифат. Сочинения Платона и Аристотеля
сжигались в Европе. Но на Востоке переводились
на арабский язык, переписывались и распространялись
- от Пиренейского полуострова до Средней
Азии. Появлялся мощный культурно-научный
строй, в котором проявились крупнейшие
умы. Среди них особо следует выделить
среднеазиатского врача XI века Абу Али
Ибн Сину, известного в Европе как Авиценна.
Ибн Сина был одним
из первых исследователей в области
возрастной психологии. Он изучал связь
между физическим развитием организма
и его психологическими особенностями
в различные возрастные периоды.
При этом важное значение им придавалось
развитию теории воспитания, определяющего
воздействие психического состояния организма
на его структуру. По мнению Авиценны,
взрослые, вызывая у детей те или иные
аффекты, изменяющие течение физиологических
процессов, формируют их натуру. Идею о
взаимосвязи психического и физиологического
- не только зависимость психики от телесных
состояний, но и её способность (при психических
травмах, деятельности воображения) влиять
на них - он разрабатывал, исходя из своего
обширного медицинского опыта в области
психофизиологии эмоциональных состояний.
В это время в
европейской схоластике стали адаптироваться
некоторые положения античного
естествознания, прежде всего - интеллектуального
наследия Аристотеля. Они наиболее
убедительно раскрыты в учении Фомы
Аквинского (1225-1274) , которое было канонизировано
как истинно католическая философия
(и психология) . Это учение получило
название томизма (несколько модернизированное
в наши дни неотомизма) . Фома Аквинский
распространил иерархический шаблон на
описание душевной жизни: каждое явление
имеет своё место; в ступенчатом ряду расположены
души (растительная, животная, человеческая)
; внутри самой души иерархически располагаются
способности и их продукты (ощущение, представление,
понятие) .
Идеологи переходного
периода от феодальной культуры к буржуазной
- эпохи Возрождения считали главной задачей
возрождение античных ценностей.
Один из титанов
этого периода Леонардо да Винчи
(XV - XVI в.) , считал, что человек может воплощать
свои духовные силы в реальные ценности,
преобразовывать природу своим творчеством.
Испанский врач Х. Вивес в книге "О душе
и жизни" писал, что природа человека
им познаётся путём наблюдения и опытом;
на природу ребёнка можно влиять, если
правильно его воспитывать. Другой испанский
врач, Х. Уарте, в книге "Исследование
способностей к наукам" впервые в истории
психологии поставил задачу изучить индивидуальные
различия между людьми с целью определения
их пригодности к различным профессиям.
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ В XVII ВЕКЕ И В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ
(XVIII ВЕК)
С утверждением простых
технических устройств в
Новый набросок психологической
теории, ориентированной на объяснение
принципов Галилея и новой
механики Ньютона, принадлежал французскому
естествоиспытателю Рене Декарту (1596 -
1650гг.) . Он представил теоретическую модель
организма как механически работающего
автомата. При таком понимании живое тело,
которое ранее рассматривалось как управляемое
душой, освобождалось от её влияния и вмешательства;
функции "машины тела", к которым
относятся "восприятие, запечатление
идей, удержание идей в памяти, внутренние
стремления... совершаются в этой машине
как движения часов".
Позднее Декарт ввёл
понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным
для психологии. Если Гарвей "устранил"
душу из разряда регуляторов внутренних
органов, то Декарт "покончил" с
ней на уровне целостного организма.
Схема рефлекса сводилась к следующему.
Внешний импульс приводит в движение
лёгкие воздухообразные частицы, "животные
духи", заносимые в мозг по "трубкам",
из которых складывается периферическая
нервная система, оттуда "животные
духи" отражаются к мышцам. Схема
Декарта объяснив движущую телом силу,
открыла рефлекторную природу поведения.
Одно из важнейших
для психологии сочинений Декарта
называется "Страсти души". В
нём учёный не только "лишил" душу
царственной роли во Вселенной, но и
"возвёл" в степень субстанции,
равноправной другим субстанциям природы.
Произошёл поворот в понятии
о душе. Предметом психологии стало
сознание. Полагая, что машина тела
и занятое собственными мыслями,
идеями и желаниями сознание - это
две независимые друг от друга
сущности (субстанции) , Декарт столкнулся
с необходимостью объяснить, как же они
сосуществуют в человеке. Объяснение,
которое он предложил, было названо психофизическим
взаимодействием. Оно состояло в следующем:
тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти
в виде чувственных восприятий, эмоций
и т.п. Душа, обладая мышлением и волей,
воздействует на тело, понуждая его работать
и изменять свой ход. Орган, где эти две
несовместимые субстанции общаются, -
одна из желёз внутренней секреции - "шишковидная"
(эпифиз) .
Вопрос о взаимодействии
души и тела поглотил на столетия интеллектуальную
энергию множества умов. Освободив
тело от души, Декарт "освободил"
и душу (психику) от тела; тело может
только двигаться, душа - только мыслить;
принцип работы тела - рефлекс (т.е. мозг
отражает внешние воздействия) ; принцип
работы души - рефлексия (от лат. - "обращение
назад", т.е. сознание отражает собственные
мысли, идеи, ощущения) .
Декарт создал новую
форму дуализма в виде отношения
души и тела, разделил чувства на
две категории: коренящиеся в
жизни организма и чисто
Попытки опровергнуть
дуализм Декарта, утвердить единство
мироздания, покончить с разрывом
телесного и духовного, природы
и сознания, предпринял целый ряд
великих мыслителей XVII века. Одним из
был голландский философ Барух (Бенедикт)
Спиноза (1632-1677) . Он учил, что имеется единая
вечная субстанция - Бог, или Природа, -
с бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых
свойств) . Из них, считал философ, нашему
ограниченному разумению открыты только
два протяжённость и мышление; из этого
явствует, что бессмысленно представлять
человека как место встречи двух субстанций:
человек - целостное телесно-духовное
существо.
Попытка построить
психологическое учение о человеке
как целостном существе запечатлена
в его главном труде - "Этика".
В нём поставлена задача объяснить
всё многообразие чувств (аффектов) как
побудительных сил человеческого поведения
с точностью и строгостью геометрических
доказательств. Утверждалось, что существуют
три побудительные силы: влечение, радость
и печаль. Доказывалось, что из этих фундаментальных
аффектов выводится всё многообразие
эмоциональных состояний; при этом радость
увеличивает способность тела к действию,
тогда как печаль её уменьшает.
Спиноза воспринял
от немецкого философа и математика
Лейбница (1646-1716) , открывшего дифференциальное
и интегральное исчисление, следующее
представление о единстве телесного
и психического. Основанием этого
единства является духовное начало. Мир
состоит из бесчисленного множества
духовных сущностей - монад (от гр. monos -
единое) . Каждая из них "психична",
т.е. не материальна (как атом) , но наделена
способностью воспринимать всё, что происходит
во Вселенной. В душе непрерывно происходит
незаметная деятельность "малых перцепций"
неосознаваемых восприятий. В тех же случаях,
когда они осознаются, это становится
возможным благодаря тому, что к простой
перцепции (восприятию) присоединяется
особый акт - апперцепция. Она включает
внимание и память. Итак, Лейбниц вёл в
оборот понятие бессознательной психики.
На вопрос о том,
как соотносятся между собой
духовные и телесные явления, Лейбниц
ответил формулой, известной как
психофизический параллелизм. По его
мнению, они не могут влиять одно
на другое. Зависимость психики от
телесных воздействий это иллюзия.
Душа и тело совершают свои операции
самостоятельно и автоматически. Однако
божественная мудрость сказывается
в том, что между ними существует
предустановленная гармония. Они, подобно
паре часов, которые всегда показывают
одно и тоже время, так как запущены с величайшей
точностью.
При завершении этого
раздела психологии необходимо упомянуть
имя английского философа Томаса
Гоббса (1588-1679) . До него в психологических
учениях царил рационализм (от лат.
racio - разум) . Гоббс предложил за основу
познания принять опыт. Рационализму им
был противопоставлен эмпиризм (от лат.
empirio - опыт) . Так возникла эмпирическая
психология.
В XVIII веке в Европе,
когда продолжался процесс
В соответствии с
ньютоновским пониманием природы английский
врач Гартли (1705-1757гг.) объяснил психический
мир человека. Он представил его как продукт
работы организма - "вибраторной машины".
Предполагалось следующее. Вибрация внешнего
эфира посредством вибраций нервов вызывают
вибрации мозгового вещества, которые
переходят в вибрации мышц. Параллельно
с этим в мозгу возникают, сочетаются и
сменяют друг друга психические "спутники"
вибраций - от чувствования до абстрактного
мышления и произвольных действий. Всё
это происходит на основе закона ассоциаций.
Гартли считал, что психический мир человека
складывается постепенно в результате
усложнения первичных сенсорных элементов
путём ассоциаций смежности элементов
во времени. К примеру, поведение ребёнка
регулируют две мотивационные силы - удовольствие
и страдание.
Задача воспитания,
по его мнению, сводится к закреплению
у людей таких связей, которые
бы отвращали от безнравственных
дел и доставляли удовольствие от
нравственных, и чем эти связи
прочнее, тем больше шансов для человека
стать нравственно