История античной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:16, реферат

Описание работы

Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании.
Анимизм - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытой за конкретными видимыми вещами души как особого призрака, которая покидает человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии.

Работа содержит 1 файл

История античной психологии.docx

— 87.56 Кб (Скачать)

Без эмпирической ткани  психологической мысли античности не могли появиться теоретические  успехи, приведшие естествознание к  современной психологии. Древние  греки выдвинули идею об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы (проблема психического в материальном мире) . Во-вторых, определили психику как форму жизни (психобиологическая проблема) . В-третьих, поставили душевную деятельность в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой (психогностическая проблема) . Таким образом были сформулированы проблемы, веками направлявшие развитие науки о человеке.  

Вместе с тем, бедствия, которые переживали народы Востока  в жестоких войнах с Великим Римом, а затем под его владычеством, способствовали развитию идеалистических  учений о душе, которые подготовили  воззрения, ассимилированные позже  христианской религией. К этим учениям  относятся, например, взгляды Филона (I век н.э.) , что тело это прах, который получает жизнь от дыхания божества. Это дыхание и есть "пневма", о которой мы говорили выше.  

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  МЫСЛИ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА И  В ПЕРИОД ВОЗРОЖДЕНИЯ  

Победившее в Европе Христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем "языческим" знаниям. В IV веке был уничтожен научный  центр в Александрии, в начале VI века закрывалась Афинская школа. Христианство культивировало неприятие  всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания. Естественнонаучное исследование природы  приостановилось. В интеллектуальной жизни Европы постепенно воцарилась схоластика, которая сводилась к  рациональному обоснованию христианского  вероучения. Накопление знаний о природе  происходило в недрах арабо-язычной  культуры, ориентированной на сближение  философского мышления с эмпирическим опытом.  

В VII веке на фундаменте ислама произошло объединение арабских племён. Вскоре арабами были покорены народы Востока, обладавшие знаниями древних  культур (эллины, народы Индии и др.) . Возникло арабо-язычное государство Халифат. Сочинения Платона и Аристотеля сжигались в Европе. Но на Востоке переводились на арабский язык, переписывались и распространялись - от Пиренейского полуострова до Средней Азии. Появлялся мощный культурно-научный строй, в котором проявились крупнейшие умы. Среди них особо следует выделить среднеазиатского врача XI века Абу Али Ибн Сину, известного в Европе как Авиценна.  

Ибн Сина был одним  из первых исследователей в области  возрастной психологии. Он изучал связь  между физическим развитием организма  и его психологическими особенностями  в различные возрастные периоды. При этом важное значение им придавалось развитию теории воспитания, определяющего воздействие психического состояния организма на его структуру. По мнению Авиценны, взрослые, вызывая у детей те или иные аффекты, изменяющие течение физиологических процессов, формируют их натуру. Идею о взаимосвязи психического и физиологического - не только зависимость психики от телесных состояний, но и её способность (при психических травмах, деятельности воображения) влиять на них - он разрабатывал, исходя из своего обширного медицинского опыта в области психофизиологии эмоциональных состояний.  

В это время в  европейской схоластике стали адаптироваться некоторые положения античного  естествознания, прежде всего - интеллектуального  наследия Аристотеля. Они наиболее убедительно раскрыты в учении Фомы Аквинского (1225-1274) , которое было канонизировано как истинно католическая философия (и психология) . Это учение получило название томизма (несколько модернизированное в наши дни неотомизма) . Фома Аквинский распространил иерархический шаблон на описание душевной жизни: каждое явление имеет своё место; в ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая) ; внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие) .  

Идеологи переходного  периода от феодальной культуры к буржуазной - эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей.  

Один из титанов  этого периода Леонардо да Винчи (XV - XVI в.) , считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности, преобразовывать природу своим творчеством. Испанский врач Х. Вивес в книге "О душе и жизни" писал, что природа человека им познаётся путём наблюдения и опытом; на природу ребёнка можно влиять, если правильно его воспитывать. Другой испанский врач, Х. Уарте, в книге "Исследование способностей к наукам" впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.  

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  МЫСЛИ В XVII ВЕКЕ И В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII ВЕК)  

С утверждением простых  технических устройств в общественном производстве принцип их действия всё  больше привлекал научную мысль, для объяснения по их образу и подобию  функций организма. Первым большим  достижением в этом аспекте стало  открытие Гарвеем системы кровообращения, в которой сердце представлялось своего рода помпой, перекачивающей жидкость, для чего не требуется участия  души.  

Новый набросок психологической  теории, ориентированной на объяснение принципов Галилея и новой  механики Ньютона, принадлежал французскому естествоиспытателю Рене Декарту (1596 - 1650гг.) . Он представил теоретическую модель организма как механически работающего автомата. При таком понимании живое тело, которое ранее рассматривалось как управляемое душой, освобождалось от её влияния и вмешательства; функции "машины тела", к которым относятся "восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления... совершаются в этой машине как движения часов".  

Позднее Декарт ввёл понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным  для психологии. Если Гарвей "устранил" душу из разряда регуляторов внутренних органов, то Декарт "покончил" с  ней на уровне целостного организма. Схема рефлекса сводилась к следующему. Внешний импульс приводит в движение лёгкие воздухообразные частицы, "животные духи", заносимые в мозг по "трубкам", из которых складывается периферическая нервная система, оттуда "животные духи" отражаются к мышцам. Схема  Декарта объяснив движущую телом силу, открыла рефлекторную природу поведения.  

Одно из важнейших  для психологии сочинений Декарта  называется "Страсти души". В  нём учёный не только "лишил" душу царственной роли во Вселенной, но и "возвёл" в степень субстанции, равноправной другим субстанциям природы. Произошёл поворот в понятии  о душе. Предметом психологии стало  сознание. Полагая, что машина тела и занятое собственными мыслями, идеями и желаниями сознание - это  две независимые друг от друга  сущности (субстанции) , Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в человеке. Объяснение, которое он предложил, было названо психофизическим взаимодействием. Оно состояло в следующем: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая его работать и изменять свой ход. Орган, где эти две несовместимые субстанции общаются, - одна из желёз внутренней секреции - "шишковидная" (эпифиз) .  

Вопрос о взаимодействии души и тела поглотил на столетия интеллектуальную энергию множества умов. Освободив  тело от души, Декарт "освободил" и душу (психику) от тела; тело может  только двигаться, душа - только мыслить; принцип работы тела - рефлекс (т.е. мозг отражает внешние воздействия) ; принцип  работы души - рефлексия (от лат. - "обращение  назад", т.е. сознание отражает собственные  мысли, идеи, ощущения) .  

Декарт создал новую  форму дуализма в виде отношения  души и тела, разделил чувства на две категории: коренящиеся в  жизни организма и чисто интеллектуальные. В своём последнем сочинении - письме к шведской королеве Христине - он объяснял сущность любви как  чувства, имеющего две формы - телесную страсть без любви и интеллектуальную любовь без страсти. По его мнению, причинному объяснению поддаётся только первая, поскольку она зависит  от организма и биологической  механики; вторую можно только понять и описать. Декарт полагал, что наука  как познание причин явлений бессильна  перед высшими и наиболее значимыми  проявлениями психической жизни  личности. Результатом его подобных рассуждений стала концепция "двух психологий" объяснительной, аппелирующей к причинам, сопряжённым с функциями организма, и описательной, состоящей в том, что только тело мы объясняем, тогда как душу понимаем.  

Попытки опровергнуть дуализм Декарта, утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного и духовного, природы  и сознания, предпринял целый ряд  великих мыслителей XVII века. Одним из был голландский философ Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677) . Он учил, что имеется единая вечная субстанция - Бог, или Природа, - с бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых свойств) . Из них, считал философ, нашему ограниченному разумению открыты только два протяжённость и мышление; из этого явствует, что бессмысленно представлять человека как место встречи двух субстанций: человек - целостное телесно-духовное существо.  

Попытка построить  психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлена  в его главном труде - "Этика". В нём поставлена задача объяснить всё многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения с точностью и строгостью геометрических доказательств. Утверждалось, что существуют три побудительные силы: влечение, радость и печаль. Доказывалось, что из этих фундаментальных аффектов выводится всё многообразие эмоциональных состояний; при этом радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль её уменьшает.  

Спиноза воспринял  от немецкого философа и математика Лейбница (1646-1716) , открывшего дифференциальное и интегральное исчисление, следующее  представление о единстве телесного  и психического. Основанием этого  единства является духовное начало. Мир  состоит из бесчисленного множества  духовных сущностей - монад (от гр. monos - единое) . Каждая из них "психична", т.е. не материальна (как атом) , но наделена способностью воспринимать всё, что происходит во Вселенной. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность "малых перцепций" неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт - апперцепция. Она включает внимание и память. Итак, Лейбниц вёл в оборот понятие бессознательной психики.  

На вопрос о том, как соотносятся между собой  духовные и телесные явления, Лейбниц  ответил формулой, известной как  психофизический параллелизм. По его  мнению, они не могут влиять одно на другое. Зависимость психики от телесных воздействий это иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Однако божественная мудрость сказывается  в том, что между ними существует предустановленная гармония. Они, подобно  паре часов, которые всегда показывают одно и тоже время, так как запущены с величайшей точностью.  

При завершении этого  раздела психологии необходимо упомянуть  имя английского философа Томаса Гоббса (1588-1679) . До него в психологических  учениях царил рационализм (от лат. racio - разум) . Гоббс предложил за основу познания принять опыт. Рационализму им был противопоставлен эмпиризм (от лат. empirio - опыт) . Так возникла эмпирическая психология.  

В XVIII веке в Европе, когда продолжался процесс укрепления капиталистических отношений, расширялось  и крепло новое движение - Просвещение. Его представители считали главной  причиной всех человеческих бед невежество. Предполагалось, что в борьбе с  ним общество избавится от социальных бедствий и пороков и в нём повсеместно воцарятся добро и справедливость. Эти идеи приобретали в различных странах разную тональность в связи со своеобразием их общественно-исторического развития. Так, в Англии И. Ньютон (1643-1727гг.) создал новую механику, воспринятую как образец и идеал точного знания, как торжество разума.  

В соответствии с  ньютоновским пониманием природы английский врач Гартли (1705-1757гг.) объяснил психический мир человека. Он представил его как продукт работы организма - "вибраторной машины". Предполагалось следующее. Вибрация внешнего эфира посредством вибраций нервов вызывают вибрации мозгового вещества, которые переходят в вибрации мышц. Параллельно с этим в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические "спутники" вибраций - от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Всё это происходит на основе закона ассоциаций. Гартли считал, что психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов путём ассоциаций смежности элементов во времени. К примеру, поведение ребёнка регулируют две мотивационные силы - удовольствие и страдание.  

Задача воспитания, по его мнению, сводится к закреплению  у людей таких связей, которые  бы отвращали от безнравственных  дел и доставляли удовольствие от нравственных, и чем эти связи  прочнее, тем больше шансов для человека стать нравственно добродетельной личностью, а для всего общества - более совершенным.  

Информация о работе История античной психологии