Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:16, реферат
Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании.
Анимизм - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытой за конкретными видимыми вещами души как особого призрака, которая покидает человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии.
Одновременно с
В. Вундтом философ Ф. Брентано изложил
программу изучения психологии в работе
"Психология с эмпирической точки зрения"
(1874г.) . Согласно Ф. Брентано, область психологии
- это не содержание сознания (ощущения,
восприятия, мысли, чувства) , а его акты,
психические действия, благодаря которым
оно появляется. Например, одно явление
свет, другое - акт видения света. По мышлению
философа, изучение актов и есть уникальная
сфера психологии.
В научных разработках
уровень теоретических
Методы экспериментальной
психологии начал разрабатывать
немецкий психолог Г. Эббингауз (1850-1909гг.)
. Он экспериментировал мнемонические
процессы, более сложные, чем сенсорные.
В книге "О памяти" (1885г.) учёный изложил
результаты проведённых на себе опытов
с целью вывести законы, по которым сохраняется
и воспроизводится выученный материал.
При решении проблемы он составил 2300 бессмысленных
слов, состоящий из трёх звуков - согласный
+ гласный + согласный (например, "мон",
"пит" и т.п.) . Были испробованы и тщательно
просчитаны различные варианты, касающиеся
времени и объёма их заучивания, динамики
их забывания (репутацию "классической"
приобрела "кривая забывания", показывающая,
что примерно половина забытого падает
на первые полчаса после заучивания) ,
последующего воспроизведения материала
различного объёма, различных фрагментов
этого материала (начала списка слогов
и его конца) .
Психологическая практика
требовала информации о высших психических
функциях в целях диагностики
индивидуальных различий между людьми,
касающихся приобретения знаний и выполнения
сложных форм деятельности. Первый вариант
решения этой задачи представил французский
психолог Анри Бине (1857-1911гг.) . В поисках
психологических средств, с помощью которых
удалось бы отделить детей, способных
к учению, но ленивых, от тех, кто страдает
врождёнными интеллектуальными дефектами,
экспериментальные задания по изучению
внимания, памяти, мышления А. Бине превратил
в тесты, установив шкалу, каждое деление
которой соответствовало заданиям, выполнимым
нормальными детьми определённого возраста.
Позже германский учёный
В. Штерн ввёл понятие "коэффициент
интеллекта" (по-английски - Ай-Кью) .
По нему соотносился "умственный"
возраст (определяемый по шкале А. Бине)
с хронологическим ("паспортным")
. Их несовпадение считалось показателем
либо умственной отсталости, либо одарённости.
Чем успешнее шла
в психологии экспериментальная
работа, тем обширнее становилось
поле изучаемых ею явлений. Рушилось
понимание сознания как замкнутого
в себе мира. Восприятие и память,
навыки и мышление, установки и
чувства стали трактоваться как
своего "инструменты" организма,
работающие над решением задач, с
которыми его сталкивают жизненные
ситуации.
В начале XX века возникает
несколько направлений в
В 1912 году во Франкфурте-на-майне
под руководством М. Вертгеймера (1880-1943гг.)
возникла новая психологическая школа
- гештальпсихология (от нем. "gestalt"
- форма, структура) . В неё входили известные
психологи В. Келер (1887-1967гг.) и К. Коффка
(1886-1941гг.) . В опытах М. Вертгеймера по восприятию
было установлено, что в составе сознания
существуют целостные образования (гештальты)
, не разлагаемые на сенсорные первоэлементы,
т.е. психические образы - это не комплексы
ощущений.
Прогрессивное значение
гештальтпсихологии состояло в преодолении
ею "атомизма" в психологии - представления
о том, что образы сознания строятся
из кирпичиков ощущений. Существует некая
изначальная упорядоченность
В исследованиях
гештальпсихологов было открыто более
ста закономерностей зрительного восприятия:
апперцепция (зависимость восприятия
от прошлого опыта, от общего содержания
психической деятельности человека) ,
взаимодействие фигуры и фона, целостность
и структурность восприятия, прегнантность
(стремление к простоте и упорядоченности
восприятия) , константность восприятия
(постоянство образа предмета несмотря
на изменение условий его восприятия)
, феномен "близости" (тенденция к
объединению элементов, смежных во времени
и пространстве) , феномен "замыкания"
(тенденции к заполнению пробелов между
элементами воспринимаемой фигуры) .
Адаптивные формы
поведения объяснялись
В это время в
американской психологии возникает
её ведущее направление - бихевиоризм
(от англ. "behavior" - поведение) . Бихевиоризм
признавал в качестве единственного объекта
психологического изучения поведение,
поведенческие реакции. Сознание, как
явление, не подающееся наблюдению, было
исключено из сферы бихевиористской психологии.
Изучалось лишь реально проявляющееся
поведение. Это хорошо увязывалось с прагматическим
направлением всей американской науки
того времени. Одним из основателем бихевиоризма
был Э. Торндайк (1874-1949гг.) , изложивший
обширный экспериментальный материал
в своей докторской диссертации "Интеллект
животных. Экспериментальное исследование
ассоциативных процессов".
Он изучал на животных
законы интеллекта как научения. Для
этого использовал так называемые "проблемные"
ящики. Помещённое в ящик животное могло
выйти из него, или получить подкормку,
лишь приведя в действие специальное устройство
- нажав на пружину, потянув петлю и т.п.
Первоначально животное совершало множество
движений, бросалось в разные стороны,
царапало ящик и т.п., пока одно из движений
случайно не оказывалось для него удачным.
"Пробы, ошибки и случайный успех"
- таково было заключение, принятое учёным
для всех типов поведения как животных,
так и человека. Открытия Э. Торндайка
были истолкованы как законы образования
навыков. При этом под интеллектом имелась
в виду выработка организмом "формулы"
реальных действий, позволяющих успешно
справиться с проблемной ситуацией. Вводился
в обиход "вероятностный стиль мышления":
в органическом мире выживает лишь тот,
кому удаётся, "пробуя и ошибаясь",
отобрать наиболее выгодный из многих
возможных вариант реакции на среду.
Сложное поведение
животных и человека бихевиоризм
рассматривал как совокупность двигательных
реакций (R) в ответ на внешние
воздействия - стимулы (S) . S->R - такова
формула бихевиоризма. Достижением
бихевиоризма стала разработка экспериментальных
методик, основанных на контроле внешних
воздействий и реакции
В рамках бихевиоризма
были установлены многие закономерности
выработки навыков. Но были игнорированы
важнейшие компоненты действия - мотивация
и психический образ действия
как ориентировочная основа его
реализации. Из психологи полностью исключался
социальный фактор. Мозг рассматривался
как "чёрный ящик".
Такое понимание
открывало широкие перспективы
для внедрения в психологию статистических
методов. Многие из них связаны с
разработкой Ф. Гальтона (племянника
Ч. Дарвина) проблем генетики поведения,
индивидуальных различий. Ф. Гальтон применял
тесты, касающиеся работы органов чувств,
времени реакции, образной памяти и других
чувствительно-двигательных функций.
В его лаборатории в Лондоне каждый желающий
мог за небольшую плату определить свои
физические и психические возможности.
Свои испытания он обозначил словом "тест",
которое широко вошло впоследствии в психологический
лексикон. В своей книге "Наследственный
гений" (1869г.) исследователь доказывал,
ссылаясь на множество фактов, что выдающиеся
способности передаются по наследству.
Функционализм расширял
предметную область психологии, охватывал
психические функции как
В 1895 году заведующий
кафедрой нервных болезней Венского
университета Зигмунд Фрейд (1856-1939)
, работая над "Проектом программы
научной психологии", пришёл к
необходимости теоретически осмыслить
свой опыт врача невропатолога, который
не укладывался в рамки
Ортодоксальный психоанализ
был основан Зигмундом Фрейдом
на рубеже XIX и XX столетий, т.е. именно в
период ломки традиционных для того
времени представлений о
Возникновение новых
направлений в психологии, социологии
и философии обнажало узкое, примитивное
толкование причинно-следственных связей
локализационистского подхода. Проблема
неосознаваемых (бессознательных) психических
процессов становится предметом пристального
внимания исследователей различных специальностей.
И. Кант говорил о
бессознательном в психике
Зигмунд Фрейд родился
6 мая 1856 г. в г. Фрайбурге (бывшая Моравия)
, входившим в состав Австро-Венгрии (ныне
- Чехословакия) . Рос в буржуазной семье
среднего достатка. В автобиографии (1925)
он писал: "Мои родители были евреями,
и я остался евреем". В 1873 году поступает
на медицинский факультет Венского университета,
где проявляет интерес к таким наукам,
как сравнительная анатомия, гистология,
физиология. Будучи студентом, под руководством
Брюкке, выполняет ряд вполне самостоятельных
исследований по перечисленным дисциплинам.
С 1882 года работает врачом в отделении
внутренних болезней Венской общей клиники,
далее - в психиатрической клинике под
руководством Мейнерта.
1885 году уезжает
на годичную стажировку к Шарко
в клинику "Сальпетриер" (Париж) .
Там же овладевает методом гипнотерапии.
По возвращении прослушал курс лекций
по психологии философа Франца Брентано,
после чего отмечает возникновение интереса
к психической жизни человека и ее законам.
До этого совместно с Карлом Колером открывает
местноанестезирующее действие кокаина.
Начинает заниматься вопросами патогенеза
истерии, публикует первые клинические
статьи, работает вместе с Брейером, в
основном используя гипнотерапию. Параллельно
продолжает исследования чисто неврологического
характера (проблемы детского паралича,
афазий, локализации мозговых функций)
.