История античной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:16, реферат

Описание работы

Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании.
Анимизм - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытой за конкретными видимыми вещами души как особого призрака, которая покидает человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии.

Работа содержит 1 файл

История античной психологии.docx

— 87.56 Кб (Скачать)

Одновременно с  В. Вундтом философ Ф. Брентано изложил программу изучения психологии в работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874г.) . Согласно Ф. Брентано, область психологии - это не содержание сознания (ощущения, восприятия, мысли, чувства) , а его акты, психические действия, благодаря которым оно появляется. Например, одно явление свет, другое - акт видения света. По мышлению философа, изучение актов и есть уникальная сфера психологии.  

В научных разработках  уровень теоретических представлений  о предмете психологии отличался  от уровня конкретной эмпирической работы, где под власть эксперимента подпадал всё более широкий круг явлений.  

Методы экспериментальной  психологии начал разрабатывать  немецкий психолог Г. Эббингауз (1850-1909гг.) . Он экспериментировал мнемонические процессы, более сложные, чем сенсорные. В книге "О памяти" (1885г.) учёный изложил результаты проведённых на себе опытов с целью вывести законы, по которым сохраняется и воспроизводится выученный материал. При решении проблемы он составил 2300 бессмысленных слов, состоящий из трёх звуков - согласный + гласный + согласный (например, "мон", "пит" и т.п.) . Были испробованы и тщательно просчитаны различные варианты, касающиеся времени и объёма их заучивания, динамики их забывания (репутацию "классической" приобрела "кривая забывания", показывающая, что примерно половина забытого падает на первые полчаса после заучивания) , последующего воспроизведения материала различного объёма, различных фрагментов этого материала (начала списка слогов и его конца) .  

Психологическая практика требовала информации о высших психических  функциях в целях диагностики  индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретения знаний и выполнения сложных форм деятельности. Первый вариант решения этой задачи представил французский психолог Анри Бине (1857-1911гг.) . В поисках психологических средств, с помощью которых удалось бы отделить детей, способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдает врождёнными интеллектуальными дефектами, экспериментальные задания по изучению внимания, памяти, мышления А. Бине превратил в тесты, установив шкалу, каждое деление которой соответствовало заданиям, выполнимым нормальными детьми определённого возраста.  

Позже германский учёный В. Штерн ввёл понятие "коэффициент  интеллекта" (по-английски - Ай-Кью) . По нему соотносился "умственный" возраст (определяемый по шкале А. Бине) с хронологическим ("паспортным") . Их несовпадение считалось показателем либо умственной отсталости, либо одарённости.  

Чем успешнее шла  в психологии экспериментальная  работа, тем обширнее становилось  поле изучаемых ею явлений. Рушилось понимание сознания как замкнутого в себе мира. Восприятие и память, навыки и мышление, установки и  чувства стали трактоваться как  своего "инструменты" организма, работающие над решением задач, с  которыми его сталкивают жизненные  ситуации.  

В начале XX века возникает  несколько направлений в психологии, отличающихся друг от друга пониманием предмета психологии, методами исследования и системой основных понятий. В Европе это были фрейдизм и гештальтпсихология, в США функционализм, бихевиоризм  и школа Курта Левина.  

В 1912 году во Франкфурте-на-майне под руководством М. Вертгеймера (1880-1943гг.) возникла новая психологическая школа - гештальпсихология (от нем. "gestalt" - форма, структура) . В неё входили известные психологи В. Келер (1887-1967гг.) и К. Коффка (1886-1941гг.) . В опытах М. Вертгеймера по восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты) , не разлагаемые на сенсорные первоэлементы, т.е. психические образы - это не комплексы ощущений.  

Прогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении  ею "атомизма" в психологии - представления  о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений. Существует некая  изначальная упорядоченность сенсорно-интеллектуальных структур. М. Вертгеймер стал приверженцем деятельной сущности сознания: сознание активно, посредством определённых действий оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на изначально имеющиеся структуры гештальты.  

В исследованиях  гештальпсихологов было открыто более ста закономерностей зрительного восприятия: апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека) , взаимодействие фигуры и фона, целостность и структурность восприятия, прегнантность (стремление к простоте и упорядоченности восприятия) , константность восприятия (постоянство образа предмета несмотря на изменение условий его восприятия) , феномен "близости" (тенденция к объединению элементов, смежных во времени и пространстве) , феномен "замыкания" (тенденции к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры) .  

Адаптивные формы  поведения объяснялись универсальным  понятием "инсайта" (от англ. "insight" - озарение) - внезапным схватыванием отношений при решении проблемных задач. Но, к сожалению, гештальтисты пытались объяснить сознание, исходя из него самого.  

В это время в  американской психологии возникает  её ведущее направление - бихевиоризм (от англ. "behavior" - поведение) . Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание, как явление, не подающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии. Изучалось лишь реально проявляющееся поведение. Это хорошо увязывалось с прагматическим направлением всей американской науки того времени. Одним из основателем бихевиоризма был Э. Торндайк (1874-1949гг.) , изложивший обширный экспериментальный материал в своей докторской диссертации "Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов".  

Он изучал на животных законы интеллекта как научения. Для этого использовал так называемые "проблемные" ящики. Помещённое в ящик животное могло выйти из него, или получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство - нажав на пружину, потянув петлю и т.п. Первоначально животное совершало множество движений, бросалось в разные стороны, царапало ящик и т.п., пока одно из движений случайно не оказывалось для него удачным. "Пробы, ошибки и случайный успех" - таково было заключение, принятое учёным для всех типов поведения как животных, так и человека. Открытия Э. Торндайка были истолкованы как законы образования навыков. При этом под интеллектом имелась в виду выработка организмом "формулы" реальных действий, позволяющих успешно справиться с проблемной ситуацией. Вводился в обиход "вероятностный стиль мышления": в органическом мире выживает лишь тот, кому удаётся, "пробуя и ошибаясь", отобрать наиболее выгодный из многих возможных вариант реакции на среду.  

Сложное поведение  животных и человека бихевиоризм  рассматривал как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние  воздействия - стимулы (S) . S->R - такова формула бихевиоризма. Достижением  бихевиоризма стала разработка экспериментальных  методик, основанных на контроле внешних  воздействий и реакции организма  на эти воздействия. Согласно бихевиоризму человек при рождении имеет определённое количество врождённых схем поведения, над которыми надстраиваются более  сложные формы - "регуляторы поведения". Удачные реакции закрепляются и  в будущем имеют тенденцию  к воспроизведению. Закрепление  реакций происходит по "закону упражнений" - в результате многократного повторения они автоматизируются. Американские бихевиористы проводят параллель между периодами развития ребёнка и предполагаемыми эпохами развития первобытного общества.  

В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков. Но были игнорированы важнейшие компоненты действия - мотивация  и психический образ действия как ориентировочная основа его  реализации. Из психологи полностью исключался социальный фактор. Мозг рассматривался как "чёрный ящик".  

Такое понимание  открывало широкие перспективы  для внедрения в психологию статистических методов. Многие из них связаны с  разработкой Ф. Гальтона (племянника Ч. Дарвина) проблем генетики поведения, индивидуальных различий. Ф. Гальтон применял тесты, касающиеся работы органов чувств, времени реакции, образной памяти и других чувствительно-двигательных функций. В его лаборатории в Лондоне каждый желающий мог за небольшую плату определить свои физические и психические возможности. Свои испытания он обозначил словом "тест", которое широко вошло впоследствии в психологический лексикон. В своей книге "Наследственный гений" (1869г.) исследователь доказывал, ссылаясь на множество фактов, что выдающиеся способности передаются по наследству.  

Функционализм расширял предметную область психологии, охватывал  психические функции как внутренние операции, которые производятся не бестелесным субъектом, а организмом с целью удовлетворить его  потребность в приспособлении к  среде.  

В 1895 году заведующий кафедрой нервных болезней Венского университета Зигмунд Фрейд (1856-1939) , работая над "Проектом программы  научной психологии", пришёл к  необходимости теоретически осмыслить  свой опыт врача невропатолога, который  не укладывался в рамки традиционной трактовки сознания. Психоанализ  Фрейда оказал явно или неявно влияние  почти на все современные психологические  теории.  

Ортодоксальный психоанализ  был основан Зигмундом Фрейдом  на рубеже XIX и XX столетий, т.е. именно в  период ломки традиционных для того времени представлений о психике  и психических процессов. Господствующий методологический принцип в психологии и медицине отражал локализационистский подход фон Вирхова, т.е. поиск конкретного "полома", соответствующего любому болезненному явлению.  

Возникновение новых  направлений в психологии, социологии и философии обнажало узкое, примитивное  толкование причинно-следственных связей локализационистского подхода. Проблема неосознаваемых (бессознательных) психических процессов становится предметом пристального внимания исследователей различных специальностей.  

И. Кант говорил о  бессознательном в психике человека, описывая "смутные" представления, которыми рассудок пытается овладеть, т.к. он не способен "избавиться от тех  нелепостей, к которым его приводит влияние этих представлений... ". Гегель рассматривает бессознательный  тайник, в котором "сохраняется  мир бесконечно многих образов и  представлений без наличия их в сознании". А. Шопенгауэр продвигается несколько дальше, формулируя вывод  о примате бессознательного над сознанием в своем произведении "Мир как воля и представление". Ф. Ницше уже пытается наполнить бессознательное определенными сюжетными механизмами, такими как "бессознательная воля к власти". К концу XIX века проблемой бессознательного занимаются не только философы, но и представители экспериментального направления в науке. В 1868 году английский физиолог Карпентер выступает с сообщением, посвященным бессознательной мозговой деятельности человека. Доклад, прослушанный в Лондонском королевском институте вызвал оживленную дискуссию. В 1886 году Майерс высказывает мысль о существовании "подкоркового сознания", функционирующего во многих актах жизнедеятельности человека. Эти факты и послужили объективным фоном для создания 3. Фрейдом знаменитой психоаналитической теории.  

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в г. Фрайбурге (бывшая Моравия) , входившим в состав Австро-Венгрии (ныне - Чехословакия) . Рос в буржуазной семье среднего достатка. В автобиографии (1925) он писал: "Мои родители были евреями, и я остался евреем". В 1873 году поступает на медицинский факультет Венского университета, где проявляет интерес к таким наукам, как сравнительная анатомия, гистология, физиология. Будучи студентом, под руководством Брюкке, выполняет ряд вполне самостоятельных исследований по перечисленным дисциплинам. С 1882 года работает врачом в отделении внутренних болезней Венской общей клиники, далее - в психиатрической клинике под руководством Мейнерта.  

1885 году уезжает  на годичную стажировку к Шарко в клинику "Сальпетриер" (Париж) . Там же овладевает методом гипнотерапии. По возвращении прослушал курс лекций по психологии философа Франца Брентано, после чего отмечает возникновение интереса к психической жизни человека и ее законам. До этого совместно с Карлом Колером открывает местноанестезирующее действие кокаина. Начинает заниматься вопросами патогенеза истерии, публикует первые клинические статьи, работает вместе с Брейером, в основном используя гипнотерапию. Параллельно продолжает исследования чисто неврологического характера (проблемы детского паралича, афазий, локализации мозговых функций) .  

Информация о работе История античной психологии