Исследование взаимосвязи акцентуации характера и ценностных ориентаций подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:41, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучение взаимосвязи акцентуации характера и ценностных ориентаций в подростковом возрасте.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
На основе анализа источников построить схему исследования влияния акцентуаций характера на ценностные ориентации подростков;
...

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая
§ 1. 1. Психологическая характеристика подросткового возраста
§ 1. 2. Понятие акцентуации
§ 1. 3. Описание типов акцентуаций характера (К. Леонгард)
§ 1. 4. Определение понятия – “ценностные ориентации”. Состав, структура и динамика ценностных ориентаций личности
§ 1. 5.Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций
подростков
Вывод по главе 1
Глава 2. Экспериментальная
2. 1. Организация и база исследования 26
2. 2. Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С.Круглова 27
2. 3. Характерологический опросник Леонгарда 28
2. 4. Статистические методы 28
2. 5. Анализ средних значений выборки 29
2. 6. Анализ взаимосвязи исследованных признаков 31
2. 7. Рекомендации для родителей и учителей 35

Вывод по 2 главе 37

Заключение 39

Список используемой литературы 40

Приложения 42

Работа содержит 1 файл

мой диплом111.doc

— 453.00 Кб (Скачать)

     Разработанные рекомендации, по нашему мнению, могут  быть использованы родителями и учителями. 

 

Список  используемой литературы: 

    1.  Алексеев  В.Г. Ценностные ориентации личности  и проблема их формирования. М., 1979. – 178 с.
    2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. – 339 с.
    3. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. №1 (Т.24). – 91 с.
  1. Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: Минск, 2001. – 1312 с.
  2. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социол. исслед. 2002. №1. – 143 с.
  3. Дивицына Н.Ф. «Семьеведение», М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325 с.
  4. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. — М. Юрид.лит., 1989. – 624 с.
  5. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. М. Мысль 1976. – 117  с.  
  6. Здравомыслов А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М. 1986. – 318 с.
  7. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. – 1999. – №2. – 87 с.
  8. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. М. 1983. – 269 с.
  9. Крутецкий В.А., Лухин В.С. Психология подростков. М., Просвещение 1965. – 336 с.
  10. Кожеурова Н.С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодежи (теоретический аспект) // Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. ст. – М., 2001. – Вып 4, ч.1. – 113 с.
  11. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение 1989. – 252 с.
  12. Кон. И.С. Социология личности. М., 1967 – 383 с.
  13. Леонгард К. / Акцентуированные личности. «Высшая Школа», 1981 г. – 390 с.
  14. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.:  ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,1999. – 403 с.
  15. Лукина В.С. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии. 2004. – 286 с.
  16. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы. // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика» № 6. Ростов-на-Дону, издательство РГПУ, 2006. – 179 с.
  17. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1998. – 426 с.
  18. Ольшанский В. Старшеклассник в изменяющемся мире: Социол. Исслед. // Нар. образование. – 2000. – №3. – 640 с.
  19. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: ПитерКом, 1999. – 416 с.
  20. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Серия «Психологическая энциклопедия». СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
  21. Словарь практического психолога. Минск, 1997. – 800 с.
  22. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. – 1434 с.
  23. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. № 4. – 211 с.
  24. Понятие акцентуации

    http://www.narcom.ru/parents/parents/26.html

  1. Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С.Круглова (адаптированный и модифицированный вариант методики М.Рокича)

    http://vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/278-method-determination-of-formation-of-value-orientations-bs-kruglov

  1. Характерологический опросник Леонгарда

    http://psylist.net/praktikum/21.htm 
     
     
     

 

     
     
     
     
     

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Методика  «Определение сформированности ценностных ориентаций» Б.С. Круглов (адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича).

Ход работы: учащимся предлагается две инструкции:

Инструкция 1: «Ниже приводится список основных целей, которые люди стремятся достичь в своей жизни. Укажите, какие из них являются для Вас ценными, значимыми, проставив у каждого пункта баллы от 1 до 5 (наиболее значимый – 5)»

   Бланк 1. (Т – ценности)

Содержание  целей (ценностей) жизни Балл  от 1 до 5
Самостоятельность как независимость в суждениях  и оценках  
Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)  
Материальная  обеспеченность  
Здоровье (физическое и психическое)  
Удовольствия   
Интересная работа  
Любовь (духовная и физическая близость с  любимым человеком )  
Свобода как независимость в поступках  и действиях  
Красота (переживание прекрасного в природе  и искусстве)  
Хорошие и верные друзья  
Познание (возможно расширение своего образования, кругозора)  
Счастливая  семейная жизнь  
Творчество (возможность творческое деятельности)  
Общественное  признание (уважение окружающих, коллектива)  
Активная, деятельная жизнь  
Равенство (братство, равные возможности для  всех)  
 

Инструкция 2: «Ниже приводится список основных качеств личности человека. Укажите, какие из них являются для Вас нужными, ценными, значимыми, проставив у каждого пункта баллы от 1 до 5 (наиболее значимые – 5)». 
 
 
 
 

   Бланк 2. (И – ценности)

Качества  личности (как ценности) Балл от 1 до 5
Высокие запросы (высокие притязания)  
Чуткость (заботливость)  
Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)  
Жизнерадостность (чувство юмора)  
Эффективность в делах (трудолюбие, эффективность  в работе)  
Смелость  в отстаивании своего взгляда, мнения  
Исполнительность (дисциплинированность)  
Нетерпимость  к недостаткам в себе и других  
Широта  взглядов (умение понять чужую точку  зрения, уважать иные вкусы)  
Честность (правдивость, искренность)  
Образованность (широта знаний,  высокая общая культура)  
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)  
Терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать ошибки)  
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать  перед трудностями)  
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)  
Ответственность (чувство долга, умение держать слово)  

    Обработка результатов методики "Определение  сформированности ценностных ориентаций":

    Проводится качественный анализ ценностных ориентаций испытуемого – в соответствии с полученным баллом выделяют наиболее и наименее значимые ценности. Такой анализ применим только к первой группе испытуемых. Ценности, получившие наивысший балл, характеризуют общую направленности личности. Ценности, получившие наименьший балл, также важны для характеристики направленности личности, так как показывают незначимость этих целей и средств личности.   Ценности, которые находятся в середине иерархической структуры малоинформативны с точки зрения общей направленности личности: для них характерна тенденция к изменению рангового места в зависимости от обстоятельств жизни. 
 
 

    Приложение 2

Характерологический опросник Леонгарда.

   Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается.

  Инструкция: “Вам предлагаются утверждения и вопросы, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением или отвечаете на вопрос “да”, то поставьте в бланке под его номером знак “+”, если же не согласны или отвечаете “нет”, то знак “–”. Над ответами долго думать не следует, правильных и неправильных ответов здесь нет”. 
 

   Бланк ответов

 
 
 
 
 
 
 

Вопросы опросника:

  1. У Вас чаще бывает веселое и беззаботное настроение.
  2. Вы чувствительны к оскорблениям.
  3. Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т. п.?
  4. Сделав что-либо, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в этом.
  5. В детстве вы были таким же смелым, как другие Ваши сверстники.
  6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?
  7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, в компании?
  8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?
  9. Вы серьезный человек.
  10. Способны ли вы восхищаться, восторгаться чем-нибудь?
  11. Предприимчивы ли Вы?
  12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидит.
  13. Мягкосердечны ли Вы?
  14. Опуская письмо в ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо упало в него?
  15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников?
  16. Бывало ли Вам в детстве страшно во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь)?
  17. Вы стремитесь во всем и повсюду соблюдать порядок.
  18. Ваше настроение зависит от внешних обстоятельств.
  19. Любят ли вас ваши знакомые?
  20. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной неприятности, беды?
  21. У вас часто бывает несколько подавленное настроение.
  22. Переживали ли Вы хотя бы раз истерику или нервный срыв?
  23. Трудно ли вам долго усидеть на месте?
  24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, Вы обычно считаете нужным энергично отстаивать свои интересы.
  25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?
  26. Вас раздражает, если дома занавес или скатерть висят неровно, и вы сразу же стараетесь поправить их.
  27. Вы в детстве боялись оставаться в одиночестве дома.
  28. Часто ли у вас бывают беспричинные колебания настроения?
  29. Вы стремитесь быть высококвалифицированным работником в своей профессии.
  30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?
  31. Можете ли Вы быть абсолютно беззаботным?
  32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?
  33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом концерте?
  34. Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно.
  35. Вам трудно переносить вид крови, он вызывает у Вас неприятные ощущения.
  36. Нравится ли Вам работа с большой личной ответственностью?
  37. Вы склонны выступать в защиту лиц, по отношению к которым допущена несправедливость.
  38. Было бы Вам страшно спускаться в темный подвал?
  39. Вы предпочитаете работу, в которой надо действовать быстро, но требования к качеству выполнения невысоки.
  40. Общительны ли Вы?
  41. В школе вы охотно декламировали стихи.
  42. Убегали ли Вы в детстве из дома?
  43. Кажется ли Вам жизнь трудной?
  44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым?
  45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?
  46. Если бы Вас кто-либо обидел, предприняли бы Вы первым шаги к примирению?
  47. Вы очень любите животных.
  48. Вы иногда возвращаетесь, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке, и там ничего непредвиденного не случилось.
  49. Вас иногда преследует неясная мысль, что с Вами или Вашими близкими может случиться что-то страшное.
  50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?
  51. Трудно ли Вам выступать перед большим количеством людей?
  52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит.
  53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми.
  54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние.
  55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности.
  56. У Вас хватает настойчивости добиваться поставленной цели, несмотря на то, что на пути к ней приходится преодолевать много препятствий.
  57. Трагический фильм может взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы.
  58. Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого или будущего дня все время крутятся в голове?
  59. В школе Вы подсказывали или давали списывать товарищам.
  60. Вам потребовалось бы большое напряжение воли, чтобы пройти ночью одному через кладбище.
  61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы дома каждая вещь была всегда на своем месте?
  62. Бывает ли так, что Вы ложитесь вечером спать в хорошем настроении, а наутро встаете в подавленном, которое длится чуть ли не весь день?
  63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?
  64. Бывают ли у Вас головные боли?
  65. Вы часто смеетесь.
  66. Вы можете быть приветливым даже с теми, кого Вы явно не цените и не уважаете.
  67. Вы подвижный человек.
  68. Вы очень переживаете из-за несправедливости.
  69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее своим другом.
  70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?
  71. Вы очень боязливы.
  72. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя?
  73. В юности Вы охотно участвовали в художественной самодеятельности.
  74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости.
  75. Часто ли Вас тянет путешествовать?
  76. Ваше настроение может изменяться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмостью и подавленностью.
  77. Легко ли Вас удается поднять настроение друзей в компании?
  78. Долго ли Вы переживаете обиду?
  79. Долго ли Вы переживаете горести других людей?
  80. Будучи школьником, Вы нередко переписывали страницу, если случайно ставили на ней кляксу.
  81. Вы относитесь к людям скорее с осторожностью и недоверием, чем доверчивостью.
  82. Часто ли Вы видите страшные сны?
  83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или выпадете из окна, расположенного на высоком этаже?
  84. В веселой компании Вы обычно веселы.
  85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих Вашего решения?
  86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя свободнее под влиянием алкоголя.
  87. В беседе вы скупы на слова.
  88. Если бы Вам надо было играть на сцене, Вы смогли бы войти в роль настолько, чтобы забыть, что это только игра?
 
 
 
 
 
 

Обработка результатов.

    После заполнения бланка подсчитывается число  баллов отдельно по каждому из 10 типов  акцентуаций в следующей последовательности: 

1. гипертимный  тип

А. Суммируется  число ответов «да» на вопросы  № 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

Б. Полученная сумма умножается на 3. 

2. застревающий  тип (ригидный)

А. Суммируется  число ответов «да» на вопросы  № 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 и число ответов «нет» на вопросы № 12, 46, 59.

Б. Полученная сумма умножается на 2. 

3. эмотивный  тип.

А. Суммируется  число ответов «да» на вопросы  № 3, 13, 35,47, 57, 69,79 и ответ «нет»  на вопрос № 25.

Б. Полученная сумма умножается на 3. 

4. педантичный  тип

А. Суммируется  число ответов «да» на вопросы  № 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 и ответ  «нет» на вопрос № 36.

Б. Полученная сумма умножается на 2. 

5. тревожный  тип

А. Суммируется  число ответов «да» на вопросы  № 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 и ответ «нет» на вопрос № 5.

Б. Полученная сумма умножается на 3. 

6. циклотимный  тип

А. Суммируется  число ответов « да» на вопросы  № 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

Б. Полученная сумма умножается на 3. 

7. демонстративный  тип

А. Суммируется  число ответов «да» на вопросы № 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 и ответ «нет» на вопрос № 51.

Б. Полученная сумма умножается на 2. 

8. возбудимый  тип (неуправляемый)

А. Суммируется  число ответов «да» на вопросы  № 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Б. Полученная сумма умножается на 3. 

9. дистимный  тип

А. Суммируется  число ответов «да» на вопросы  № 9, 21, 43, 75, 87 и число ответов «нет»  на вопросы № 31, 53, 65.

Б. Полученная сумма умножается на 3. 

Информация о работе Исследование взаимосвязи акцентуации характера и ценностных ориентаций подростков