Разработанные
рекомендации, по нашему мнению, могут
быть использованы родителями и учителями.
Список
используемой литературы:
- Алексеев
В.Г. Ценностные ориентации личности
и проблема их формирования. М.,
1979. – 178 с.
- Ананьев Б.Г.
Человек как предмет познания. Л., 1968. –
339 с.
- Барабанщиков
Б.А. Системная организация и развитие
психики // Психологический журнал. 2003.
№1 (Т.24). – 91 с.
- Всемирная
энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред.
и сост. А.А. Грицанов. М.: Минск, 2001. – 1312
с.
- Гаврилюк
В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций
в период социальной трансформации // Социол.
исслед. 2002. №1. – 143 с.
- Дивицына
Н.Ф. «Семьеведение», М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,
2006. – 325 с.
- Игошев К.Е.,
Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. —
М. Юрид.лит., 1989. – 624 с.
- Залесский
Г.Е. Психологические вопросы формирования
личности. М. Мысль 1976. – 117 с.
- Здравомыслов
А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М.
1986. – 318 с.
- Киприянова
Е.В. Исследование ценностных ориентаций
старшеклассников и управление социализацией
личности // Обществознание в школе. –
1999. – №2. – 87 с.
- Крапивская
Л.В. Личность и ее ценностные ориентации.
М. 1983. – 269 с.
- Крутецкий
В.А., Лухин В.С. Психология подростков.
М., Просвещение 1965. – 336 с.
- Кожеурова
Н.С. Роль идеала в становлении жизненной
позиции молодежи (теоретический аспект)
// Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч.
ст. – М., 2001. – Вып 4, ч.1. – 113 с.
- Кон И.С. Психология
ранней юности. М., Просвещение 1989. – 252
с.
- Кон. И.С.
Социология личности. М., 1967 – 383 с.
- Леонгард
К. / Акцентуированные личности. «Высшая
Школа», 1981 г. – 390 с.
- Личко А.
Е. Типы акцентуаций характера и психопатий
у подростков. М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС,
ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,1999. – 403 с.
- Лукина В.С.
Исследование мотивации профессионального
развития // Вопросы психологии. 2004. – 286
с.
- Мамедова
Ж.С. Ценностные ориентации личности в
контексте временной перспективы. // Гуманитарные
и социально-экономические науки. Спецвыпуск
«Педагогика» № 6. Ростов-на-Дону, издательство
РГПУ, 2006. – 179 с.
- Немов Р.С.
Психология. Учебник для студентов педагогических
учебных заведений. М., Владос 1998. – 426 с.
- Ольшанский
В. Старшеклассник в изменяющемся мире:
Социол. Исслед. // Нар. образование. – 2000.
– №3. – 640 с.
- Реан А.А.
Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая
психология. СПб.: ПитерКом, 1999. – 416 с.
- Реан А.А.
Психология человека от рождения до смерти.
Серия «Психологическая энциклопедия».
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
- Словарь
практического психолога. Минск, 1997. –
800 с.
- Философский
энциклопедический словарь. М., 1989. – 1434
с.
- Эльконин
Д.Б. К проблеме периодизации психологического
развития в детском возрасте // Вопр. психол.
1971. № 4. – 211 с.
- Понятие
акцентуации
- Методика
"Определение сформированности ценностных
ориентаций" Б.С.Круглова (адаптированный
и модифицированный вариант методики
М.Рокича)
http://vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/278-method-determination-of-formation-of-value-orientations-bs-kruglov
- Характерологический
опросник Леонгарда
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
1
Методика
«Определение сформированности ценностных
ориентаций» Б.С. Круглов (адаптированный
и модифицированный вариант методики
М. Рокича).
Ход работы:
учащимся предлагается две инструкции:
Инструкция
1: «Ниже приводится список основных
целей, которые люди стремятся достичь
в своей жизни. Укажите, какие из них являются
для Вас ценными, значимыми, проставив
у каждого пункта баллы от 1 до 5 (наиболее
значимый – 5)»
Бланк
1. (Т – ценности)
Содержание
целей (ценностей) жизни |
Балл
от 1 до 5 |
Самостоятельность
как независимость в суждениях
и оценках |
|
Уверенность
в себе (свобода от внутренних противоречий,
сомнений) |
|
Материальная
обеспеченность |
|
Здоровье
(физическое и психическое) |
|
Удовольствия
|
|
Интересная
работа |
|
Любовь
(духовная и физическая близость с
любимым человеком ) |
|
Свобода
как независимость в поступках
и действиях |
|
Красота
(переживание прекрасного в природе
и искусстве) |
|
Хорошие
и верные друзья |
|
Познание
(возможно расширение своего образования,
кругозора) |
|
Счастливая
семейная жизнь |
|
Творчество
(возможность творческое деятельности) |
|
Общественное
признание (уважение окружающих, коллектива) |
|
Активная,
деятельная жизнь |
|
Равенство
(братство, равные возможности для
всех) |
|
Инструкция
2: «Ниже приводится список основных
качеств личности человека. Укажите, какие
из них являются для Вас нужными, ценными,
значимыми, проставив у каждого пункта
баллы от 1 до 5 (наиболее значимые – 5)».
Бланк
2. (И – ценности)
Качества
личности (как ценности) |
Балл
от 1 до 5 |
Высокие
запросы (высокие притязания) |
|
Чуткость
(заботливость) |
|
Воспитанность
(хорошие манеры, вежливость) |
|
Жизнерадостность
(чувство юмора) |
|
Эффективность
в делах (трудолюбие, эффективность
в работе) |
|
Смелость
в отстаивании своего взгляда, мнения |
|
Исполнительность
(дисциплинированность) |
|
Нетерпимость
к недостаткам в себе и других |
|
Широта
взглядов (умение понять чужую точку
зрения, уважать иные вкусы) |
|
Честность
(правдивость, искренность) |
|
Образованность
(широта знаний, высокая общая культура) |
|
Самоконтроль
(сдержанность, самодисциплина) |
|
Терпимость
(к взглядам и мнениям других людей,
умение прощать ошибки) |
|
Твердая
воля (умение настоять на своем, не отступать
перед трудностями) |
|
Рационализм
(умение здраво и логично мыслить,
принимать обдуманные решения) |
|
Ответственность
(чувство долга, умение держать слово) |
|
Обработка
результатов методики "Определение
сформированности ценностных ориентаций":
Проводится
качественный анализ ценностных ориентаций
испытуемого – в соответствии с полученным
баллом выделяют наиболее и наименее значимые
ценности. Такой анализ применим только
к первой группе испытуемых. Ценности,
получившие наивысший балл, характеризуют
общую направленности личности. Ценности,
получившие наименьший балл, также важны
для характеристики направленности личности,
так как показывают незначимость этих
целей и средств личности. Ценности,
которые находятся в середине иерархической
структуры малоинформативны с точки зрения
общей направленности личности: для них
характерна тенденция к изменению рангового
места в зависимости от обстоятельств
жизни.
Приложение
2
Характерологический
опросник Леонгарда.
Перед
проведением опроса дается инструкция.
Время ответов не ограничивается.
Инструкция:
“Вам предлагаются утверждения и вопросы,
касающиеся Вашего характера. Если Вы
согласны с утверждением или отвечаете
на вопрос “да”, то поставьте в бланке
под его номером знак “+”, если же не согласны
или отвечаете “нет”, то знак “–”. Над
ответами долго думать не следует, правильных
и неправильных ответов здесь нет”.
Бланк
ответов
Вопросы
опросника:
- У Вас чаще
бывает веселое и беззаботное настроение.
- Вы чувствительны
к оскорблениям.
- Бывает ли
так, что у Вас на глаза навертываются
слезы в кино, театре, в беседе и т. п.?
- Сделав что-либо,
Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно,
и не успокаиваетесь до тех пор, пока не
убедитесь еще раз в этом.
- В детстве
вы были таким же смелым, как другие Ваши
сверстники.
- Часто ли
у Вас резко меняется настроение от состояния
безграничного ликования до отвращения
к жизни, к себе?
- Являетесь
ли вы обычно центром внимания в обществе,
в компании?
- Бывает ли
так, что вы беспричинно находитесь в таком
ворчливом настроении, что с Вами лучше
не разговаривать?
- Вы серьезный
человек.
- Способны
ли вы восхищаться, восторгаться чем-нибудь?
- Предприимчивы
ли Вы?
- Вы быстро
забываете, если Вас кто-то обидит.
- Мягкосердечны
ли Вы?
- Опуская
письмо в ящик, проверяете ли Вы, проводя
рукой по щели ящика, что письмо упало
в него?
- Стремитесь
ли вы всегда считаться в числе лучших
работников?
- Бывало ли
Вам в детстве страшно во время грозы или
при встрече с незнакомой собакой (а может
быть, такое чувство бывает и теперь)?
- Вы стремитесь
во всем и повсюду соблюдать порядок.
- Ваше настроение
зависит от внешних обстоятельств.
- Любят ли
вас ваши знакомые?
- Часто ли
у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства,
ощущение возможной неприятности, беды?
- У вас часто
бывает несколько подавленное настроение.
- Переживали
ли Вы хотя бы раз истерику или нервный
срыв?
- Трудно ли
вам долго усидеть на месте?
- Если по отношению
к Вам несправедливо поступили, Вы обычно
считаете нужным энергично отстаивать
свои интересы.
- Можете ли
Вы зарезать курицу или овцу?
- Вас раздражает,
если дома занавес или скатерть висят
неровно, и вы сразу же стараетесь поправить
их.
- Вы в детстве
боялись оставаться в одиночестве дома.
- Часто ли
у вас бывают беспричинные колебания настроения?
- Вы стремитесь
быть высококвалифицированным работником
в своей профессии.
- Быстро ли
Вы начинаете сердиться или впадать в
гнев?
- Можете ли
Вы быть абсолютно беззаботным?
- Бывает ли
так, что ощущение полного счастья буквально
пронизывает Вас?
- Как Вы думаете,
получился бы из Вас ведущий в юмористическом
концерте?
- Вы обычно
высказываете свое мнение достаточно
откровенно, прямо и недвусмысленно.
- Вам трудно
переносить вид крови, он вызывает у Вас
неприятные ощущения.
- Нравится
ли Вам работа с большой личной ответственностью?
- Вы склонны
выступать в защиту лиц, по отношению к
которым допущена несправедливость.
- Было бы Вам
страшно спускаться в темный подвал?
- Вы предпочитаете
работу, в которой надо действовать быстро,
но требования к качеству выполнения невысоки.
- Общительны
ли Вы?
- В школе вы
охотно декламировали стихи.
- Убегали
ли Вы в детстве из дома?
- Кажется
ли Вам жизнь трудной?
- Бывает ли
так, что после конфликта, обиды Вы были
до того расстроены, что идти на работу
казалось просто невыносимым?
- Можно ли
сказать, что при неудаче Вы не теряете
чувства юмора?
- Если бы Вас
кто-либо обидел, предприняли бы Вы первым
шаги к примирению?
- Вы очень
любите животных.
- Вы иногда
возвращаетесь, чтобы убедиться, что оставили
дом или рабочее место в порядке, и там
ничего непредвиденного не случилось.
- Вас иногда
преследует неясная мысль, что с Вами или
Вашими близкими может случиться что-то
страшное.
- Считаете
ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?
- Трудно ли
Вам выступать перед большим количеством
людей?
- Вы можете
ударить обидчика, если он Вас оскорбит.
- У Вас очень
велика потребность в общении с другими
людьми.
- Вы относитесь
к тем, кто при каких-либо разочарованиях
впадает в глубокое отчаяние.
- Вам нравится
работа, требующая энергичной организаторской
деятельности.
- У Вас хватает
настойчивости добиваться поставленной
цели, несмотря на то, что на пути к ней
приходится преодолевать много препятствий.
- Трагический
фильм может взволновать Вас так, что на
глазах выступают слезы.
- Часто ли
вам бывает трудно уснуть из-за того, что
проблемы прожитого или будущего дня все
время крутятся в голове?
- В школе Вы
подсказывали или давали списывать товарищам.
- Вам потребовалось
бы большое напряжение воли, чтобы пройти
ночью одному через кладбище.
- Тщательно
ли Вы следите за тем, чтобы дома каждая
вещь была всегда на своем месте?
- Бывает ли
так, что Вы ложитесь вечером спать в хорошем
настроении, а наутро встаете в подавленном,
которое длится чуть ли не весь день?
- Легко ли
Вы привыкаете к новым ситуациям?
- Бывают ли
у Вас головные боли?
- Вы часто
смеетесь.
- Вы можете
быть приветливым даже с теми, кого Вы
явно не цените и не уважаете.
- Вы подвижный
человек.
- Вы очень
переживаете из-за несправедливости.
- Вы настолько
любите природу, что можете назвать ее
своим другом.
- Уходя из
дома или ложась спать, проверяете ли Вы,
закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты
ли двери?
- Вы очень
боязливы.
- Изменяется
ли Ваше настроение при приеме алкоголя?
- В юности
Вы охотно участвовали в художественной
самодеятельности.
- Вы расцениваете
жизнь несколько пессимистически, без
ожидания радости.
- Часто ли
Вас тянет путешествовать?
- Ваше настроение
может изменяться так резко, что состояние
радости вдруг сменяется угрюмостью и
подавленностью.
- Легко ли
Вас удается поднять настроение друзей
в компании?
- Долго ли
Вы переживаете обиду?
- Долго ли
Вы переживаете горести других людей?
- Будучи школьником,
Вы нередко переписывали страницу, если
случайно ставили на ней кляксу.
- Вы относитесь
к людям скорее с осторожностью и недоверием,
чем доверчивостью.
- Часто ли
Вы видите страшные сны?
- Бывает ли,
что вы остерегаетесь того, что броситесь
под колеса проходящего поезда или выпадете
из окна, расположенного на высоком этаже?
- В веселой
компании Вы обычно веселы.
- Способны
ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих
Вашего решения?
- Вы становитесь
менее сдержанным и чувствуете себя свободнее
под влиянием алкоголя.
- В беседе
вы скупы на слова.
- Если бы Вам
надо было играть на сцене, Вы смогли бы
войти в роль настолько, чтобы забыть,
что это только игра?
Обработка
результатов.
После
заполнения бланка подсчитывается число
баллов отдельно по каждому из 10 типов
акцентуаций в следующей последовательности:
1. гипертимный
тип
А. Суммируется
число ответов «да» на вопросы
№ 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.
Б. Полученная
сумма умножается на 3.
2. застревающий
тип (ригидный)
А. Суммируется
число ответов «да» на вопросы
№ 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 и число ответов
«нет» на вопросы № 12, 46, 59.
Б. Полученная
сумма умножается на 2.
3. эмотивный
тип.
А. Суммируется
число ответов «да» на вопросы
№ 3, 13, 35,47, 57, 69,79 и ответ «нет»
на вопрос № 25.
Б. Полученная
сумма умножается на 3.
4. педантичный
тип
А. Суммируется
число ответов «да» на вопросы
№ 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 и ответ
«нет» на вопрос № 36.
Б. Полученная
сумма умножается на 2.
5. тревожный
тип
А. Суммируется
число ответов «да» на вопросы
№ 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 и ответ «нет» на вопрос
№ 5.
Б. Полученная
сумма умножается на 3.
6. циклотимный
тип
А. Суммируется
число ответов « да» на вопросы
№ 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.
Б. Полученная
сумма умножается на 3.
7. демонстративный
тип
А. Суммируется
число ответов «да» на вопросы №
7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 и ответ «нет» на
вопрос № 51.
Б. Полученная
сумма умножается на 2.
8. возбудимый
тип (неуправляемый)
А. Суммируется
число ответов «да» на вопросы
№ 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.
Б. Полученная
сумма умножается на 3.
9. дистимный
тип
А. Суммируется
число ответов «да» на вопросы
№ 9, 21, 43, 75, 87 и число ответов «нет»
на вопросы № 31, 53, 65.
Б. Полученная
сумма умножается на 3.