Исследование взаимосвязи акцентуации характера и ценностных ориентаций подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:41, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучение взаимосвязи акцентуации характера и ценностных ориентаций в подростковом возрасте.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
На основе анализа источников построить схему исследования влияния акцентуаций характера на ценностные ориентации подростков;
...

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая
§ 1. 1. Психологическая характеристика подросткового возраста
§ 1. 2. Понятие акцентуации
§ 1. 3. Описание типов акцентуаций характера (К. Леонгард)
§ 1. 4. Определение понятия – “ценностные ориентации”. Состав, структура и динамика ценностных ориентаций личности
§ 1. 5.Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций
подростков
Вывод по главе 1
Глава 2. Экспериментальная
2. 1. Организация и база исследования 26
2. 2. Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С.Круглова 27
2. 3. Характерологический опросник Леонгарда 28
2. 4. Статистические методы 28
2. 5. Анализ средних значений выборки 29
2. 6. Анализ взаимосвязи исследованных признаков 31
2. 7. Рекомендации для родителей и учителей 35

Вывод по 2 главе 37

Заключение 39

Список используемой литературы 40

Приложения 42

Работа содержит 1 файл

мой диплом111.doc

— 453.00 Кб (Скачать)

      В получившейся корреляционной матрице (приложение 3) есть взаимосвязи значимые на уровне p ≤ 0,01 и на уровне p ≤ 0,05.

      Корреляционный анализ выявил следующие значимые взаимосвязи между признаками по всей выборке представленные корреляционными  плеядами

      

      

        

     - обнаружена положительная взаимосвязь между акцентуацией характера «гипертимный тип» и ценностными ориентациями «образованность» (r=0,500, p=0,01) и «терпимость» (r=0,470, p=0,01). Мы предполагаем, что чем выше показатель по гипертимному типу, тем ярче проявляются такие ценностные ориентации, как «образованность» и « терпимость». Это может быть связано с тем, что подростки, часто находящиеся в приподнятом настроении, сочетающимся с жаждой деятельности могут направлять свою активность на расширение знаний, приобщение к общей культуре. А так же с тем, что люди, которые на жизнь смотрят оптимистически, более терпимы к взгядам и мнениям других людей.

     - обнаружена положительная взаимосвязь между акцентуацией характера «гипертимный тип» и ценностными орентациями «интересная работа» (r=0,369, p=0,05), «свобода как независимость в поступках и действиях» (r=0,410, p=0,05), «хорошие и верные друзья» (r=0,459, p=0,05). Мы можем предположить, что чем больше у подростка выражен «гипертимный тип», тем больше проявляются данные ценности, это может быть связано с тем, что трудности они часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности и деятельности.

       
 

      - обнаружена положительная взаимосвязь между акцентуацией характера «застревающий тип» и ценностной орентацией «здоровье» (r=0,419, p=0,05). Мы предполагаем, что чем выше показатели по застревающему типу, тем ярче проявляется ценность здоровья, это может быть связано с тем, что чувствительные, легко уязвимые люди очень много внимания уделяют своему здоровью, т.к. хотят почувствовать себя защищенными.

     

     

        

      - обнаружена отрицательная корреляция  между акцентуацией характера «эмотивный тип» и ценностными ориентациями «любовь» (r=-0,395, p=0,05) и «терпимость» (r=-0,434, p=0,05). Мы предполагаем, что чем выше показатели по эмотивному типу, тем меньше проявляются данные ценности. Это может быть связано с тем, что подростки имеют на столько  высокую чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций, что духовная и физическая близость с любимым человеком а также терпимость мало возможны.

 

      - обнаружена положительная взаимосвязь между акцентуацией характера «педантичный тип» и ценностными ориентациями «самоконтроль» »(r=0,441, p=0,05) и «рационализм» (r=0,379, p=0,05). Мы предполагаем, что чем ниже показатель по педантичному типу, тем меньше проявляются такие ценностные ориентации, как «самоконтроль» и «рационализм». Это может быть связано с тем, что подростки, у которых меньше проявляются аккуратность, пунктуальность, осторожность, в меньшей степени орентированы на умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения, сдержанность и самоконтоль.

     

     - обнаружена отрицательная корреляция между акцентуацией характера «тревожный тип» и ценностью «любовь» (r=-0,421, p=0,05). Мы предполагаем, что чем выше показатели по тревожному типу, тем меньше проявляется данная ценность. Это может быть связано с тем, что у мало уверенных в себе подростков, главной особенностью которых является повешенная тревожность, заниженная самооценка,  духовная и физическая близость с любимым человеком вызывает чувство страха, переживания. 

     

 
 
 

     -  обнаружена положительная корреляция между акцентуацией характера «демонстративный тип» и ценностными ориентациями «познание» »(r=0,508, p=0,01) и «образованность» (r=0,479, p=0,01). Мы предполагаем, что чем выше показатель по демонстративному типу, тем ярче проявляются такие ценностные ориентации. Это может быть связано с тем, что человек, желающий привлечь к себе большее внимание, желает расширить свои знания, кругозор.

     - обнаружена положительная взаимосвязь между акцентуацией характера «демонстративный тип» и ценностными орентациями «самостоятельность как независимость в суждениях и оценках» (r=0,376, p=0,05), «красота» (r=0,370, p=0,05), «воспитанность» (r=0,385, p=0,05), «эффективность в делах» (r=0,439, p=0,05).  Мы можем предположить, что чем больше у подростка выражен «демонстративный тип», тем больше проявляются данные ценности,  это может быть связано с тем, что такие подростки стремятся показать свою самостоятельность, ориентируются на привлечение внимание с помощью красоты.

     

 

     - обнаружена положительная взаимосвязь между акцентуацией характера «экзальтированный тип» и ценностной ориентацией «эффективность в делах» »(r=0,366, p=0,05).  Мы можем предположить, что чем больше у подростка выражен «экзальтированный тип», тем больше проявляется данная ценность,  это может быть доказательством того, что умение работать «на износ» экзальтированных подростков является следствием эффективности в делах, трудолюбии.

     - обнаружена отрицательная корреляция между акцентуацией характера «экзальтированный тип» и ценностью «терпимость» (r=-0,384, p=0,05). Мы предполагаем, что чем выше показатели по экзальтированному типу, тем меньше проявляется данная ценность. Это может быть связано с тем, что несдержанность чувств, гневливость, эгоизм, характеризующие людей с данной акцентуацией, мешает быть терпимым к взглядам других людей, умению легко прощать ошибки.

         

     Такие типы акцентуаций характера как «циклотимный», «возбудимый», «дистимный» не скоррелировали ни с одной из ценностей и мы можем предположить, что у данных типов есть взаимосвязи с другими ценностными ориентациями, которые не были представлены в проводимой нами методикой.

       Таким образом, обобщая выше представленные данные, можно говорить о том, что имеются значимые связи, например, между акцентуацией характера «гипертимный тип» и ценностными ориентациями «образованность», между акцентуацией характера «педантичный тип» и ценностными ориентациями «самоконтроль» и «рационализм», между акцентуацией характера «тревожный тип» и ценностью «любовь», что является доказательством того, что наша гипотеза, о том, существует взаимосвязь акцентуации характера у подростка и его ценностных ориентаций, подтвердилась. И это даёт нам основание для разработки рекомендаций для родителей.

  • 2. 7. Рекомендации для родителей и учителей

      Анализ проработанной литературы и полученных результатов после проведения экспериментальной части работы дали нам основание для разработки следующих рекомендаций:

  1. При работе с гипертимами педагогам следует иметь ввиду, что особые трудности возникают у таких учащихся в ситуациях строгой регламентации, жесткой дисциплины, постоянной навязчивой опеки и мелочного контроля, поэтому стоит избегать подобных мер.
  2. Во взаимодействии с эмотивным подростком чрезвычайную важность приобретают эмоциональная открытость, чувствительность и эмоциональная отзывчивость педагога. В силу того, что потребность в сочувствии и сопереживании у них актуализирована и ярко выражена, соответствующее эмпатийное поведение педагога оказывается чрезвычайно желательным.
  3. Подростки с демонстративным типом акцентуации характера будут нередко выступать в роли зачинщиков и «зажигателей» новых начинаний и полезных инициатив, поэтому их можно делегировать в различные общественные дела.
  4. При общении с застревающей личностью желательно избегать оскорблений личных интересов и унижения достоинства. Помощь такому человеку в первую очередь заключается в «ускорении» его выхода из «застревания». С этой целью полезно разбирать с ним причины неудач, избегая поиска виноватого, обучать умению видеть в жизни, людях и самом себе положительные стороны.
  5. Подросткам педантичного типа можно доверять ответственные поручения и быть уверенным, что они справятся. Такие дети нуждаются в подбадривании, т. к. часто являются неуверенными в себе.
  6. В работу в проектных группах необходимо включать подростков возбудимого типа. Проявляйте во взаимоотношениях с возбудимой личностью терпение, неторопливость и тактичность. Полезно предложить такому человеку подходящее дело, отвлекающее от отрицательных эмоций, снимающее напряжение. Поощряйте достижения, способствуйте самоутверждению в позитивном лидерстве, труде, спорте.
  7. Дистимических подростков нужно подбадривать, повышая их самооценку, оптимистически настраивать на будущее.
  8. В период спада циклоидные личности нуждаются в особом  отношении, требуют повышенного внимания. Следует избегать предъявления особых требований, нельзя провоцировать конфликты – необходимо просто оказать ему теплую психологическую поддержку, помочь справиться с упадком сил.  
    В фазе подъема можно и нужно поговорить с ним о том, что ему следует сделать, чтобы понимать свои особенности и лучше себя контролировать. Очень хорошо, если циклоид понимает, что он «так устроен»: скорее всего, колебаний настроения избежать не удастся, однако можно научиться их легче переносить.
  9. При работе с тревожными детьми снижайте количество замечаний, предъявляйте адекватные возможностям ребенка требования, хвалите ребенка даже за незначительный успех, избегайте длинных нотаций.
  10. Экзальтированным подросткам необходимо вырабатывать более трезвый и уверенный взгляд на мир, так как они склонны к преувеличению в оценке событий. Энергию эмоций нужно направлять на практические дела.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод по 2 главе

     В проведенном нами исследовании принимали  участие 30 подростков, в возрасте 15 – 16 лет. Для реализации целей исследования и проверки экспериментальной гипотезы были использованы следующие методы:

    1. Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С.Круглова (адаптированный и модифицированный вариант методики М.Рокича) - изучение ценностно-мотивационной сферы человека.
    2. Характерологический опросник Леонгарда - тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера.

      После проведения и обработки ряда методик  мы смогли сделать корреляционный анализ всех полученных результатов. Были выявлены следующие корреляции:

      На  уровне 0, 01 были выявлены: положительная взаимосвязь между акцентуацией характера «гипертимный тип» и ценностными ориентациями «образованность» и «терпимость»; положительная корреляция между акцентуацией характера «демонстративный тип» и ценностными ориентациями «познание» и «образованность».

      Также были выявлены корреляции на уровне 0,05.

      Положительные – между акцентуацией характера «гипертимный тип» и ценностными орентациями «интересная работа», «свобода как независимость в поступках и действиях», «хорошие и верные друзья; между акцентуацией характера «застревающий тип» и ценностной орентацией «здоровье»; между акцентуацией характера «педантичный тип» и ценностными ориентациями «самоконтроль» и «рационализм»; между акцентуацией характера «демонстративный тип» и ценностными орентациями «самостоятельность как независимость в суждениях и оценках», «красота», «воспитанность», «эффективность в делах»; между акцентуацией характера «экзальтированный тип» и ценностной ориентацией «эффективность в делах».

      Отрицательная – между акцентуацией характера «эмотивный тип» и ценностными ориентациями «любовь» и «терпимость»; между акцентуацией характера «тревожный тип» и ценностью «любовь»; между акцентуацией характера «экзальтированный тип» и ценностью «терпимость».

      После проведения и описания данных корреляций, мы можем предположить, что наша гипотеза о том, что существует взаимосвязь акцентуации характера у подростка и его ценностных ориентаций, подтвердилась.

      После проведения исследования и обработки  результатов был составлен ряд  рекомендаций для родителей.

 

Заключение

     Анализ  литературы по психологии подросткового  возраста показывает, что в данный период по всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. Именно в этом возрасте возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы при решении различных жизненных вопросов – главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.

    В начале данного психологического исследования была поставлена гипотеза – существует взаимосвязь акцентуации характера и ценностных ориентаций у подростков. В ходе исследования при выявлении взаимосвязи между исследуемыми значениями, была выявлены связи между акцентуациями характера и ценностными ориентациями, что подтвердило нашу гипотезу.

     В нашей работе представлена попытка разработать рекомендации для родителей и учителей.

     В начале нашей работы, мы поставили  перед собой цель: «Изучить взаимосвязь  акцентуации характера и ценностных ориентаций в подростковом возрасте», проведя исследование и обработав  полученные результаты, мы видим, акцентуация характера влияет на выбор ценностных ориентаций – это две взаимозависимые величины.

В работе решены следующие задачи:

     - Подобраны психодиагностические  методики

     - Проведено экспериментальное исследование

     - Проведена количественная и качественная  интерпретация полученных результатов исследования.

     -На  основе полученных результатов  созданы рекомендации для родителей  с целью более эффективного  взаимодействия и оказания помощи  подросткам.

     Полученные  результаты нашего исследования свидетельствуют об актуальности данной темы и дают обширный фронт работ для учителей и психологов, как данного заведения, так и для остальных, работающих с подростками данного возраста.

Информация о работе Исследование взаимосвязи акцентуации характера и ценностных ориентаций подростков