Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:41, дипломная работа
Цель работы: изучение взаимосвязи акцентуации характера и ценностных ориентаций в подростковом возрасте.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
На основе анализа источников построить схему исследования влияния акцентуаций характера на ценностные ориентации подростков;
...
Введение 3
Глава 1. Теоретическая
§ 1. 1. Психологическая характеристика подросткового возраста
§ 1. 2. Понятие акцентуации
§ 1. 3. Описание типов акцентуаций характера (К. Леонгард)
§ 1. 4. Определение понятия – “ценностные ориентации”. Состав, структура и динамика ценностных ориентаций личности
§ 1. 5.Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций
подростков
Вывод по главе 1
Глава 2. Экспериментальная
2. 1. Организация и база исследования 26
2. 2. Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С.Круглова 27
2. 3. Характерологический опросник Леонгарда 28
2. 4. Статистические методы 28
2. 5. Анализ средних значений выборки 29
2. 6. Анализ взаимосвязи исследованных признаков 31
2. 7. Рекомендации для родителей и учителей 35
Вывод по 2 главе 37
Заключение 39
Список используемой литературы 40
Приложения 42
Глава 2. Экспериментальная
На основе теоретического анализа взаимосвязи между акцентуациями характера и ценностными ориентациями, мы поставили цель провести самостоятельное эмпирическое исследование, для того чтобы проверить выдвинутые гипотезы и разработать рекомендации для эффективного общения с подростками. Рекомендации разрабатываются для учителей и родителей, которые работают с подростками.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 2 г. Всеволожска. В ходе исследования нами были обследованы 30 подростка, в возрасте 15 – 16 лет. Принимали участие 15 девочек и 15 мальчиков, учащиеся 10 класса. В школе учатся дети с нормальным уровнем развития.
Штат в школе полный. Исследование проходило в двух классах.
Цель исследования: изучение взаимосвязи акцентуации характера и ценностных ориентаций в подростковом возрасте.
Цель
достигается с помощью
Объект исследования: подростки 15-16 лет.
Предмет исследования: взаимосвязь акцентуации характера и ценностных ориентаций подростков.
Гипотеза:
существует взаимосвязь акцентуации характера
и ценностных ориентаций у подростков.
Для реализации данной работы и проверки гипотезы использовались следующие методики:
Исследование проходило в несколько этапов.
На первом этапе исследования проводилась Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С.Круглова (адаптированный и модифицированный вариант методики М.Рокича) - изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Бланки с ответами в приложении 4. На этом этапе рассматривалось то, какие ценностные ориентации являются для подростков приоритетными.
На втором этапе проводился характерологический опросник Леонгарда - тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера. Бланки с ответами подростков в приложении 5.
Далее
проводилась обработка средних
значений по методикам и корреляционный
анализ по исследованным величинам,
чтобы выявить влияния
Данная методика является адаптированным и модифицированным вариантом методики М. Рокича.
Ценностные
ориентации разделяют на две группы
на основании того, каким целям
и задачам служит та или иная ценность.
Первую группу составляют ценности-цели
(терминальные ценности), вторую – ценности-средства
(инструментальные ценности). Терминальные
ценности – это основные цели человека,
они отражают долговременную жизненную
перспективу, то, к чему он стремится сейчас
и в будущем. Инструментальные ценности
характеризуют средства, которые выбираются
для достижения целей жизни. Они выступают
в качестве инструмента, с помощью которого
можно реализовать терминальные ценности
[28] (приложение 1).
Этот тест предназначен для выявления акцентуаций характера, т.е. определенного направления характера. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.
Первая
шкала характеризует личность с
высокой жизненной активностью,
вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию.
Третья шкала говорит о глубине эмоциональной
жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает
склонность к педантизму. Пятая шкала
выявляет повышенную тревожность, шестая
– склонность к перепадам настроения,
седьмая шкала говорит о демонстративности
поведения испытуемого, восьмая – о неуравновешенности
поведения. Девятая шкала показывает степень
утомляемости, десятая – силу и выраженность
эмоционального реагирования [29] (приложение
2).
Математико–статистическая обработка полученных в исследовании данных включает: анализ взаимосвязей между вошедшими в исследование признаками.
Анализ взаимосвязей между признаками проводился с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона. Корреляция представляет собой величину, заключенную в пределах от -1 до +1.Корреляция – это статистический показатель вероятности связи между двумя переменными, измеренными в количественной шкале [22, c. 416].
Для решения поставленных задач использовалась программа SPSS – компьютерная программа статистической обработки данных [23, c. 656].
В
качестве порогов значимости в нашем
исследовании приняты традиционные
для психологии уровни: р ≤ 0,05 и
р ≤ 0,01 (чем меньше значение "р",
тем более значимы коэффициенты
парной корреляции и различия в средних
величинах признака между подвыборками).
После того, когда были проведены все методики, мы начали обрабатывать каждую из них, полученные результаты оформили в сводной таблице (приложение 6).
На первом этапе исследования проводилась методика "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С.Круглова (адаптированный и модифицированный вариант методики М.Рокича) - изучение ценностно-мотивационной сферы человека, поэтому рассмотрение средних значений мы начнем именно с нее. Бланки с ответами учащихся находятся в приложении 4.
Из
таблицы 1 следует, что в основном
выборка характеризуется
Самые низкие показатели среднего значения имеют следующие ценности: «Равенство (братство, равные возможности для всех)» и «Творчество (возможность творческое деятельности)», что говорит о меньшей значимости данных ценностей в выборке.
Таблица 1
Содержание целей (ценностей) жизни | Среднее значение |
Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках | 4,2 |
Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) | 4,4 |
Материальная обеспеченность | 4,4 |
Здоровье (физическое и психическое) | 4,8 |
Удовольствия | 4,3 |
Интересная работа | 4,4 |
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком ) | 4,5 |
Свобода как независимость в поступках и действиях | 4,4 |
Красота
(переживание прекрасного в |
4,1 |
Хорошие и верные друзья | 4,7 |
Познание (возможно расширение своего образования, кругозора) | 4,2 |
Счастливая семейная жизнь | 4,5 |
Творчество (возможность творческое деятельности) | 3,7 |
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива) | 4,1 |
Активная, деятельная жизнь | 4,2 |
Равенство (братство, равные возможности для всех) | 3,7 |
Из таблицы 2 следует, что в выборке преобладают такие инструментальные ценности (качества личности), как «Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)» и «Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)». Мы можем предположить, что именно эти ценности выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности.
Низкие средние значения по следующим ценностям: «Нетерпимость к недостаткам в себе и других», «Высокие запросы (высокие притязания)». Мы можем предположить, что эти ценности скорее всего не будут приоритетными в выборе инструмента достижения терминальных ценностей.
Таблица 2
Качества личности (как ценности) | Среднее значение |
Высокие запросы (высокие притязания) | 3,8 |
Чуткость (заботливость) | 4,3 |
Воспитанность (хорошие манеры, вежливость) | 4,4 |
Жизнерадостность (чувство юмора) | 4,5 |
Эффективность в делах (трудолюбие, эффективность в работе) | 4,3 |
Смелость в отстаивании своего взгляда, мнения | 4,5 |
Исполнительность (дисциплинированность) | 4,1 |
Нетерпимость к недостаткам в себе и других | 3,7 |
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы) | 4,4 |
Честность (правдивость, искренность) | 4,6 |
Образованность (широта знаний, высокая общая культура) | 4,4 |
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) | 4,4 |
Терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать ошибки) | 4,4 |
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) | 4,7 |
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения) | 4,7 |
Ответственность (чувство долга, умение держать слово) | 4,6 |
В следующей таблице представлены результаты среднего значения по опроснику Леонгарда, который направлен на выявление акцентуаций характера. Бланки с ответами подростков представлены в приложении 5. В выборке преобладают следующие акцентуации: «Гипертимный», «Циклотимный», «Экзальтированный». Это говорит о том, что в выборке преобладают общительные, оптимистичные, активные, эмоциональные подростки.
А в наименьшей степени выражены «Дистимный» и «Педантичный», что свидетельствует о том, что в выборке в меньшем количестве присутствуют аккуратные, нерешительные, пессимистически настроенные подростки.
Таблица 3
Акцентуация | Среднее значение |
Гипертимный |
|
Застревающий |
|
Эмотивный |
|
Педантичный |
|
Тревожный |
|
Циклотимный |
|
Демонстративный |
|
Возбудимый |
|
Дистимный |
|
Экзальтированный |
|
При обработке статистических данных нами был использован корреляционный анализ компьютерной программы SPSS 19.0 , в результате чего получилась матрица, представленная в приложении 3.
В соответствие с целью нашего исследования - изучить взаимосвязь акцентуации характера и ценностных ориентаций в подростковом возрасте - были высчитаны коэффициенты линейной корреляции Пирсона между акцентуацией характера и ценностными ориентациями.