Исследование взаимосвязи акцентуации характера и ценностных ориентаций подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:41, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучение взаимосвязи акцентуации характера и ценностных ориентаций в подростковом возрасте.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
На основе анализа источников построить схему исследования влияния акцентуаций характера на ценностные ориентации подростков;
...

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая
§ 1. 1. Психологическая характеристика подросткового возраста
§ 1. 2. Понятие акцентуации
§ 1. 3. Описание типов акцентуаций характера (К. Леонгард)
§ 1. 4. Определение понятия – “ценностные ориентации”. Состав, структура и динамика ценностных ориентаций личности
§ 1. 5.Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций
подростков
Вывод по главе 1
Глава 2. Экспериментальная
2. 1. Организация и база исследования 26
2. 2. Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С.Круглова 27
2. 3. Характерологический опросник Леонгарда 28
2. 4. Статистические методы 28
2. 5. Анализ средних значений выборки 29
2. 6. Анализ взаимосвязи исследованных признаков 31
2. 7. Рекомендации для родителей и учителей 35

Вывод по 2 главе 37

Заключение 39

Список используемой литературы 40

Приложения 42

Работа содержит 1 файл

мой диплом111.doc

— 453.00 Кб (Скачать)

    Одной из распространенных практических ошибок, является трактовка акцентуации как установленной патологии. Очень часто такую интерпретацию можно услышать не только в устных выступлениях и лекциях, но даже и в весьма солидных психологических публикациях. Так, в одном (в целом в очень неплохом) учебном пособии, адресованном школьным психологам, читаем: “в массовой школе среди “трудных” подростков акцентуированные встречаются не чаще, чем среди остальных. Из этого следует вывод, что психопатологические  особенности характера не являются фактором, непосредственно обуславливающим школьные трудности” (Психол. служба школы. М. 1995). Однако отождествление акцентуаций с психопатологией характера неправомерно. Возможно, этот ошибочный стереотип приобрел столь заметную устойчивость и распространенность потому, что само понятие “акцентуация” появилось и поначалу употреблялось преимущественно в клинической психологии [27]. Однако уже в работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированные люди не являются не нормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию [16, c. 36]. К. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону; но столь же мало вероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личнoстям, напрoтив, присуща гoтoвнoсть к особенному, т.е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию.

      Обобщая все сказанное, oчевидно можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

    • 1. 3. Описание типов акцентуаций характера  (К. Леонгард)

Демонстративный тип.

    Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элементом этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий.

Возбудимый  тип.

    Особенностью  возбудимой личности является импульсивность поведения. Вся манера общения и  поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что часто может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.

Дистимический тип.

    Дистимическая личность есть противоположность гипертима. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в  поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.

Экзальтированный  тип.

    Главной особенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживание сочетаются с ярким их внешним выражением.

Педантичный тип.

    Хорошо  заметными внешними проявлениями этого  типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность  и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, а если это требуется, то с трудомидут на это. Любят свое производство, привычную работу. В быту им характерна добросовестность.

Тревожный тип.

    Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных  неудач, беспокойство за свою судьбу и  судьбу близких. При этом объективных  поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

Циклотимический тип.

    Важнейшей особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний. При этом такие перемены являются и нередкими и неслучайными. В гипертимической фазе поведение типичное — радостные события вызывают не только радостные эмоции, но также и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

Гипертимический тип.

    Заметной  особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. Гипертим может находиться в приподнятом  настроении, несмотря на отсутствие для  этого каких-либо внешних поводов. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь смотрят оптимистически, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей. Трудности часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности и деятельности.

Застревающий  тип.

    Застревающий  тип личности характеризуется высокой  устойчивостью аффекта, длительностью  эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и  достоинства, как правило, долго  не забывается и никогда просто не прощается. В связи с этим, окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основание: переживания аффекта часто сочетаются с фантазированием, вынашиванием плана ответа обидчику, мести. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легко уязвимыми, но в сочетании и в контексте вышесказанного.

Эмотивный тип.

    Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакция личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость («глаза на мокром месте») [16, c. 34-127].

    Таким образом, мы видим, что Карл Леонгард дал описание десяти типам акцентуаций характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый,

гипертимический,  дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический. 

    • 1. 4. Определение понятия – “ценностные ориентации”. Состав, структура и динамика ценностных ориентаций личности.

     Что же такое ценностные ориентации? Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью  его переживаний и отграничивающие  значимое, существенное для данного  человека от незначимого несущественного [25, с. 607]. По мнению философии, ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов. Развитые ценностные ориентации – признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций – признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности.

     В социальной психологии понятие “Ценностные  ориентации” используется в двух значениях, как: 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания  оценок субъектом действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости. Формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности.

     В более новой интерпретации “Ценностные  ориентации – это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними. Ценностные ориентации, следовательно задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного “проекта” жизни”. Ценностные ориентации это емкое и важное для жизни понятие.

     Состав, структура и динамика ценностных ориентаций личности.

     Исследование, изучение ценностных ориентаций –  это забота социальной философии, социальной психологии, социальной педагогики и, конечно, социологии молодежи. Для более целостного понимания ценностных ориентаций ученые выделяют типы систем ценностей, основные виды по уровню их организации. Так В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, в одной из своих публикаций выделяют четыре основных типа систем ценностей: “– смысложизненную систему, объединяющую ценности человеческой жизни, определяющую цели бытия, человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты, т.е. общечеловеческие ценности; – витальную систему – это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта; – интеракционистскую систему – это ценности и суждения важные в межличностном и групповом общении: хорошие отношения, спокойная совесть, власть, взаимопомощь…; – социализационную систему – ценности, которые определяют процесс формирования личности: социально одобряемые и наоборот” [5, с. 96-105].

     Барабанщиков  Б.А. в своей статье “Системная организация  и развитие психики” в результате анализа основных видов ценностей  специалистами выделяет три уровня их организации:

     Наиболее  обобщенные, абстрактные ценности: духовные, социальные, материальные; духовные ценности в свою очередь дифференцируются на познавательные, эстетические, гуманистические  и др., социальные – на ценности социального уважения, социальных достижений, социальной активности и т.д.

     Ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности  и проявляющиеся как свойства личности: общительность, любознательность, активность, доминантность и т.п.

     Наиболее  характерные способы поведения личности, выраженные в реализации и закреплении ценностей свойств [2, с. 35-36].

     В этой же статье автор отмечает, что  “получены эмпирические данные, доказывающие, что ценности-идеалы связаны с  конкретными формами и способами  поведения; формированию этих ценностей способствуют определенные личностные свойства, хотя связь личностных свойств и ценностей носит многозначный характер. Так, одно и то же свойство соотносимо с разными ценностями, а последние – одновременно с несколькими способами поведения. Установлено, что ценности-идеалы могут реализоваться через поведение, обусловленной либо данной ценностью, либо направленное на реализацию других ценностей. Вместе с тем они могут оставаться не реализованными, что может явиться причиной внутриличностного конфликта. Конкретное проявление ценностей в поведении человека зависит от особенностей структуры ценностей данной личности” [2, с. 35-36]. Таковы, по мнению ученого-психолога, состав, структура и динамика ценностных ориентаций личности.

     Таким образом, ценностная ориентация - разделяемые личностью социальные ценности: выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения; являющиеся важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности и ее поведение. Выделяют абстрактные ценности, ценности как свойства личности, ценности как характерные способы поведения.  
 

    • 1. 5. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков.

     Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влияния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориентациям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствия целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и устроила бы, если бы формирующиеся стихийно жизненные ценности благотворно влияли на гармоничное развитие подростков, и на общественный прогресс в целом. Но, к сожалению, такой картины пока не наблюдается.

     Сказанное ранее дает основание полагать, что  ценностные ориентации, усваиваемые  в процессе развития зависят от того, в какую деятельности включена личность [1, с. 14]. В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения.

Информация о работе Исследование взаимосвязи акцентуации характера и ценностных ориентаций подростков