Исследование взаимосвязи акцентуации характера и ценностных ориентаций подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:41, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучение взаимосвязи акцентуации характера и ценностных ориентаций в подростковом возрасте.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
На основе анализа источников построить схему исследования влияния акцентуаций характера на ценностные ориентации подростков;
...

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая
§ 1. 1. Психологическая характеристика подросткового возраста
§ 1. 2. Понятие акцентуации
§ 1. 3. Описание типов акцентуаций характера (К. Леонгард)
§ 1. 4. Определение понятия – “ценностные ориентации”. Состав, структура и динамика ценностных ориентаций личности
§ 1. 5.Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций
подростков
Вывод по главе 1
Глава 2. Экспериментальная
2. 1. Организация и база исследования 26
2. 2. Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С.Круглова 27
2. 3. Характерологический опросник Леонгарда 28
2. 4. Статистические методы 28
2. 5. Анализ средних значений выборки 29
2. 6. Анализ взаимосвязи исследованных признаков 31
2. 7. Рекомендации для родителей и учителей 35

Вывод по 2 главе 37

Заключение 39

Список используемой литературы 40

Приложения 42

Работа содержит 1 файл

мой диплом111.doc

— 453.00 Кб (Скачать)

     Еще одна характеристика, относящаяся к  подростковому возрасту - это большое  значение, которое юноши и девушки  придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими.

     С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству  показателей более реалистичны  и объективны, чем юношеские, а юношеские, чем подростковые. Но эта тенденция не является линейной, необходимо учитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки. Если в средних классах ребенок сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах деятельности, значимость которых - учеба, спорт, какие-то любительские занятия - может быть совершенно разной. Это резко снижает значение отметки как стимула к учебе, но одновременно отражает рост самостоятельности, дифференциации интересов и т. д. Подростковые самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий сознания.

     Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.

     Говоря  о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность этого периода состоит не только в вышеперечисленных особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем.

     Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно  связанный с кризисом смысла жизни.

     Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В.С. Савина отмечает: «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен выработать определенные позиции».

     Сложность задачи, стоящей перед взрослеющим  человеком заключается, с одной стороны, в том, чтобы прояснить свою роль как члена общества, с другой, понять свои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл и направленность жизни.

     Практически каждая жизненная ситуация требует  от человека определенного выбора, осуществить который он может лишь уяснив свою позицию относительно разных сфер жизни. Структура идентичности включает в себя личностную и социальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют два вида характеристик: положительного - каким человек должен стать и отрицательного - каким человек не должен стать.

     Становление идентичности может происходить  на фоне социально-благополучного окружения  подростка при высоком уровне взаимопонимания с близкими взрослыми, сверстниками, при достаточно высокой самооценке. Выбор образцов поведения в этом случае осуществляется в реальном круге общения. При неблагоприятной ситуации, чем ирреальнее эти образцы, тем сложнее переживается подростком кризис идентичности, тем больше у него проблем с окружающими». Обретение подростком и юношей личной идентичности является многоуровневым процессом, имеющим определенную структуру, состоящим из нескольких фаз, различающихся как психологическим содержанием ценностно-волевого аспекта развития личности, так и характером проблематики жизненных трудностей, переживаемых личностью [19, с. 12-23].

     Одна  из причин подросткового кризиса  и конфликтов с окружающими в  этом возрасте - переоценка своих возросших  возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости  и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

     Ориентация  на общение со сверстниками часто  проявляется в боязни быть отвергнутым  сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она  занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей [13, с. 43].

     Интенсивно  формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться  в своем поведении. Зачастую у  юношей формируются системы своих требований и норм, на совпадающие с требованиями взрослых.

     Подростковый  кризис также понимается как состояние, в котором могут возникать  искажения отношений подростка  с действительностью. Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчуждения своего Я (деперсонализации), своего одиночества и оторванности от мира.

     Деперсонализация  является ключевым феноменом кризиса  личности. Она охватывает широкий  круг расстройств - от ослабления образного  компонента восприятия окружающего, потери сопереживания к нему до случаев бредового раздвоения личности. Разные авторы относят к деперсонализации как глубоко патологические явления с феноменами полного отчуждения собственной воли, мыслей и чувств, так и проявления десоциализации с нарушением “правового чувства”, способности различать добро и зло, справедливость и подлость и т. д.

     Применительно к понятию кризиса личности деперсонализация выступает, прежде всего, как экзистенциально-феноменологический признак. Процесс открытия своего Я, склонность к самонаблюдению, столкновение между преувеличенной самооценкой и оценкой окружающими ведет к противоречивым пубертатным конфликтам: от отрицания авторитетов до стремления к зависимости от них.

     Подросток ощущает себя незащищенным, сомневающимся  в своей идентичности и автономности, он лишен чувства последовательности и связанности своих действий. Это приводит к тому, что его жизнь направлена на самосохранение себя, а обстоятельства жизни воспринимаются как угрожающие его существованию.

     Неуверенность в стабильности своего внутреннего мира, обеспокоенность тем, что этот мир может быть утерян, составляют основу постоянного стресса.

     Субъективно тягостное ощущение внутреннего  разлада, измененности собственного Я, своей идентичности, составляющие ядро деперсонализации, смешиваются с чувством дискомфорта, снижением аффективного настроя к окружающему, трудностью сосредоточения внимания, рефлексией. Вытекающие из измененного чувства самосознания и эмоционального фона установки, мотивы и ориентации обусловливают нарушения поведения и деятельности личности.

     В подростковом возрасте начинает формироваться  устойчивый круг интересов, который  является психологической базой  ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего, период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста).

     Важнейшими  детерминантами процесса формирования личности старшеклассника, регулирующими  процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в  общении и потребность в обособлении.

     Общение в этот период приобретает ряд  специфических черт: расширение круга  контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая  избирательность в общении, которая  проявляется в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности. Л.И. Божович, И.С.Кон, А.В. Мудрик связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности.

     Под обособлением А.В. Мудрик понимает внутреннее выделение себя личностью из общности, к которой она принадлежит  в следствие достижения ею определенного уровня самосознания. Как вне процесса общения невозможно усвоение общественного опыта, так без процесса обособления невозможно личностное присвоение этого опыта. Общение способствует включению личности в социум, в группу, что дает ей ощущение собственной защищенности, сопричастности к жизни группы, чувство эмоционального благополучия и устойчивости, значение которого особенно велико для старшеклассников, так как именно в этом возрасте возрастает роль понимания, сопереживания, эмоционального контакта в общении. Обособление личности позволяет ей персонифицировать себя, осознать свою индивидуальность [20, с. 18].

     И.С.Кон  считает главным психологическим  приобретением ранней юности открытие своего внутреннего мира, осознание  своей уникальности, неповторимости и непохожести на других. Это открытие непосредственно связано с обособлением личности и переживается старшеклассниками как ценность [14, с. 39].

     Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных  исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. 
 
 
 
 
 

    • 1. 2. Понятие акцентуации.

    Понятие “акцентуации” впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского  университета Карл Леонгард (K.Leonhard). Им же разработана и описана известная классификация акцентуаций личности. В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром, профессором А. Е. Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.

    В наиболее лаконичном виде акцентуацию  можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного  рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

    При этом важно отметить, что избирательная  уязвимость в отношении определенного  рода воздействий, имеющая место  при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или  даже повышенной устойчивостью к  другим воздействиям. Точно так же, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженные с данной акцентуацией), могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти “другие” ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией.

    В работах К. Леонгарда используется как сочетание “акцентуированная личность”, так и “акцентуированные черты характера”. Хотя все-таки главным у него является понятие “акцентуация личности”. Сама классификация К. Леонгарда есть классификация акцентуированных личностей [16, c. 12]. А. Е. Личко полагает, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенностях характера и типологии характера идет речь. Скорее всего, следует считать, что справедливым является использование обоих сочетаний - и акцентуированная личность и акцентуация характера. В отечественной психологии сложилась традиция четко, а иногда и резко подчеркивать различие в понятиях личность и характер. При этом имеется ввиду, что понятие личность более широкое, включающее в себя направленность, мотивы, установки, интеллект, способности и т.д. Между тем в западной психологии часто говоря “личность” - имеют ввиду ее характерологию. К этому есть определенные основания, потому что характер - это не только базис личности (так считают многие, хотя это и дискуссионно), но и интегративное образование. В характере находят свое выражение и система отношений личности, ее установки, ориентации и т.д. Если же обратиться именно к описаниям различных акцентуаций (все равно в какой типологии - К. Леонгарда или А. Личко), то легко увидеть, что многое в них характеризует именно личность в различных ее аспектах.

Информация о работе Исследование взаимосвязи акцентуации характера и ценностных ориентаций подростков