Исследование взаимосвязи акцентуации характера и ценностных ориентаций подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:41, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучение взаимосвязи акцентуации характера и ценностных ориентаций в подростковом возрасте.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
На основе анализа источников построить схему исследования влияния акцентуаций характера на ценностные ориентации подростков;
...

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая
§ 1. 1. Психологическая характеристика подросткового возраста
§ 1. 2. Понятие акцентуации
§ 1. 3. Описание типов акцентуаций характера (К. Леонгард)
§ 1. 4. Определение понятия – “ценностные ориентации”. Состав, структура и динамика ценностных ориентаций личности
§ 1. 5.Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций
подростков
Вывод по главе 1
Глава 2. Экспериментальная
2. 1. Организация и база исследования 26
2. 2. Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С.Круглова 27
2. 3. Характерологический опросник Леонгарда 28
2. 4. Статистические методы 28
2. 5. Анализ средних значений выборки 29
2. 6. Анализ взаимосвязи исследованных признаков 31
2. 7. Рекомендации для родителей и учителей 35

Вывод по 2 главе 37

Заключение 39

Список используемой литературы 40

Приложения 42

Работа содержит 1 файл

мой диплом111.doc

— 453.00 Кб (Скачать)

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Государственное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования 

педагогический  колледж № 1 им. Н.А. Некрасова 

Санкт-Петербурга 

 
 
 
 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Исследование взаимосвязи акцентуации характера и ценностных ориентаций подростков 
 
 

              Выполнила:

              Крылова Анастасия Николаевна

              студентка 5-8 группы

              специальность:

              050702 «Организация воспитательной деятельности  с дополнительной подготовкой  в области

              психологии» 

              Научный руководитель:

              Торопова  Юлия Анатольевна,

              преподаватель психологии 

              Рецензент:

              Потапова  Мария Александровна

              преподаватель психологии 
               
               
               
               
               
               

Санкт-Петербург

2011

 

Содержание

 Введение            3

 Глава 1. Теоретическая

    • 1. 1. Психологическая характеристика подросткового возраста   5
    • 1. 2. Понятие акцентуации          11
    • 1. 3. Описание типов акцентуаций характера  (К. Леонгард)    13
    • 1. 4. Определение понятия – “ценностные ориентации”.  Состав, структура и динамика ценностных ориентаций личности       16
    • 1. 5.Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций

 подростков           18

 Вывод по главе 1           25

 Глава 2. Экспериментальная

    • 2. 1. Организация и база исследования       26
    • 2. 2. Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С.Круглова           27
    • 2. 3. Характерологический опросник Леонгарда      28
    • 2. 4. Статистические методы        28
    • 2. 5. Анализ средних значений выборки       29
    • 2. 6. Анализ взаимосвязи исследованных признаков     31
    • 2. 7. Рекомендации для родителей и учителей      35

 Вывод по 2 главе           37

 Заключение           39

 Список используемой литературы        40

 Приложения           42 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

     Актуальность  темы исследования. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм [2, с. 16].

     В кризисные периоды состояния  общества подростки оказываются, как отмечают ученые В.Г. Алексеев, Б.С. Волков, И.С. Кон и др., - самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).

     Практически все психологи сходятся на том, что  подростковый возраст является совершенно особым этапом развития личности [9, с. 47].

     Цель  работы: изучение взаимосвязи акцентуации характера и ценностных ориентаций в подростковом возрасте.

     В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

    1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
    2. На основе анализа источников построить схему исследования влияния акцентуаций характера на ценностные ориентации подростков;
    3. Подобрать методики для проведения исследования;
    4. Обработать результаты  и сделать соответствующие выводы;
    5. На основе полученного материала создать рекомендации для учителей и психологов с целью более эффективного взаимодействия и оказания помощи подросткам.
 

       Объект  исследования: подростки 15-16 лет.

       Предмет исследования: взаимосвязь акцентуации характера и ценностных ориентаций подростков.

       Гипотеза: существует взаимосвязь акцентуации характера и ценностных ориентаций у подростков.

     Для реализации данной работы и проверки гипотезы использовались следующие  методики:

    1. Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С.Круглова (адаптированный и модифицированный вариант методики М.Рокича) - изучение ценностно-мотивационной сферы человека.
    2. Характерологический опросник Леонгарда - тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретическая 

    • 1. 1. Психологическая характеристика подросткового возраста
 

     Подростковый  возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с  возрастом обязательного участия  человека в общественной жизни.

     Подростковый  период развития охватывает возраст  от 12 до 15 лет (± 2 года) [10, с. 9-10].

     Особое  положение подросткового периода  в развитии ребенка отражено в  его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них  зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального.

     По  всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

     Рассмотрим  более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять механизм формирования ценностных ориентаций в этом возрастном периоде.

     Первая  общая закономерность и острая проблема подросткового возраста - это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых [21, с. 81].

     Первый  из этих моментов связан с внутренними  гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

     Второй  момент - окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка.

     Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу [11, с. 36].

     Важность  этого вопроса в том, что почти  каждый подросток, во время переходного  возраста сталкивается с особыми  трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст - самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.

     Вторая  особенность и ценнейшее психологическое  приобретение подростка - открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и  самоопределения. В тесной связи  с поисками смысла жизни находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует юношу к размышлению о себе и своих проблемах.

     Юность  особенно чувствительна к «внутренним», психологическим, проблемам. «Открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда - растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества» [8, с. 65].

     Представление подростка о себе всегда соотносятся  с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.

     «Свойственное многим старшеклассникам преувеличение  собственной уникальности с возрастом  обычно проходит, но отнюдь не ценой  ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше он находит различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми» [10, с. 9-10].

     Но  как осознание своей единственности и особенности приводит к открытию одиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и понятием смерти. Это еще одна проблема, связанная с экзистенциальным кризисом юности. Не все юноши и девушки склонны к философской рефлексии. Одни уходят от пугающих переживаний в повседневность, у других все сводится к возрождению иррационального детского страха. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, что время остановилось. Юноша попеременно чувствует себя то очень молодым, то совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Подростковому возрасту представления о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайне субъективны: 14-летнему 25-летний кажется уже старым, а взрослость нередко отождествляется с неподвижностью и обыденностью [12, с. 38].

Информация о работе Исследование взаимосвязи акцентуации характера и ценностных ориентаций подростков