Исследование психологических факторов конфликта в педогагической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Конфликты являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Их можно назвать одним из способов общения и взаимодействия. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………

Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ………………………………………………………………………

1.1. Понятие конфликта, его сущность ………………………………………….. 1.2. Классификации конфликта ……...……………………………………………

1.3. Причины и функции конфликтов……………………………………………

1.4. Конфликты в педагогической деятельности………………….......................

Глава II. Экспериментальная часть…………………………….............................

2.1. Значение личности педагога в предупреждении конфликтов в педагогическом процессе...………………………………......................................

2.2. Исследование психологических факторов конфликта в педагогической деятельности………………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………

Библиографический список использованной литературы ……..……………....

Приложение…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсИсследование псих.факторов конфликта в педаг.деятельности.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

         б) У меня интересная работ

         в) Мои усилия хорошо вознаграждаются.

      14. Я люблю, когда: 

        а) Другие люди меня ценят.

         б) Испытывать удовлетворение от выполненной работы.

         в) Приятно провожу время с друзьями.

      15. Если бы обо мне решили написать  в газете, мне бы хотелось, чтобы: 

         а) Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне  довелось участвовать.

         б) Написали о моей деятельности.

         в) Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

      16. Лучше всего я учусь, если  преподаватель: 

         а) Имеет ко мне индивидуальный подход.

         б) Сумеет вызвать у меня интерес к предмету.

         в) Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

      17. Для меня нет ничего хуже, чем: 

         а) Оскорбление личного достоинства.

         б) Неудача при выполнении важного дела.

         в) Потеря друзей.

      18. Больше всего я ценю:

         а) Успех.

         б) Возможности хорошей совместной работы.

         в) Здравый практичный ум и смекалку.

      19. Я не люблю людей, которые: 

         а) Считают себя хуже других.

         б) Часто ссорятся и конфликтуют.

         в) Возражают против всего нового.

      20. Приятно, когда:

         а) Работаешь над важным для всех делом.

         б) Имеешь много друзей.

         в) Вызываешь восхищение и всем нравишься.

      21. По-моему, в первую очередь  руководитель должен быть:

         а) Доступным.

         б) Авторитетным.

         в) Требовательным.

      22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

         а) О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми.

         б) О жизни знаменитых и интересных людей.

         в) О последних достижениях науки и техники.

      23. Если бы у меня были способности  к музыке, я предпочел бы быть:

         а) Дирижером.

         б) Композитором.

         в) Солистом.

      24. Мне бы хотелось:

         а) Придумать интересный конкурс.

         б)Победить в конкурсе.

         в) Организовать конкурс и руководить им.

      25. Для меня важнее всего знать: 

         а) Что я хочу сделать.

         б) Как достичь цели.

         в) Как организовать людей для достижения цели.

      26. Человек должен стремиться к  тому, чтобы: 

         а) Другие были им довольны.

         б) Прежде всего выполнить свою задачу.

         в) Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

      27. Лучше всего я отдыхаю в  свободное время: 

         а) В общении с друзьями.

         б) Просматривая развлекательные фильмы.

         в) Занимаясь своим любимым делом.

                                                                                  Приложение 3. 

Опросник  «Психическое выгорание», разработанный на основе модели К.Маслач и С.Джексон. 

Инструкция:  «Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, как люди профессий типа «человек-человек» рассматривают свою работу и людей, с которыми они тесно сотрудничают. Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом относительно вашей работы. Если у вас не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию О - никогда. Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства».

0 1 2 3 4 5 6
никогда очень редко редко иногда часто очень

часто

всегда
 
 
Номер утверждения Баллы
0 1 2 3 4 5 6
1.              
               
22.              
 

«Ключ»  опросника

Субшкала Номер утверждения Сумма баллов

(максимальная)

Эмоциональное истощение 1,2,3,6,8,13,14,16,20 54
Деперсонализация 5,10,11,15,22 30
Редукция  личных достижений 4,7,9,12,17,18,19,21 -
 

Вариант 2 (для учителей и  преподавателей).

  1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
  2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.
  3. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.
  4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в интересах дела.
  5. Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение до минимума.
  6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.
  7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.
  8. Я чувствую угнетенность и апатию.
  9. Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учеников и коллег.
  10. В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю.
  11. Как правило, окружающие меня люди много требуют от меня или манипулируют мною. Они скорее утомляют, чем радуют меня.
  12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
  13. Я испытываю все больше жизненных разочарований.
  14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
  15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими учениками и коллегами.
  16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
  17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими учениками и коллегами.
  18. Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера.
  19. Я многое успеваю сделать.
  20. Я чувствую себя на пределе возможностей.
  21. Я многого смогу еще достичь в своей жизни.
  22. Бывает, что ученики и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                  Приложение 4.

      Опросник  «Ваше отношение  к конфликтности». 

  1. Часто ли у вас в процессе работы возникают конфликтные ситуации?

а) часто — 3 балла

б) иногда — 2 балла

в) никогда — 1 балл 

  1. Я быстро и конструктивно разрешаю конфликтные  ситуации.

а) нет — 3 балла

б) когда как  — 2 балла

в) всегда — 1 балл 

  1. Обычно  я прекрасно лажу с людьми.

а) нет — 3 балла

б) когда как  — 2 балла

в) всегда — 1 балл 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список использованной литературы:

1.Андреев В.Н.  Конфликтология: искусство спора,  ведения переговоров, разрешения  конфликтов. – Казань, 1992.

2. Кошелев  А.Н., Н.Н. Иванникова, Конфликты в  организации: виды, назначение, способы  управления, Альфа-Пресс, М., 2007.

3. Глухов  В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд.,СПб.: Питер, 2008.

4. Локутов  С.П. Конфликты в коллективе: причины,  управление, минимизация, М.: Вентана-Граф, 2001.

5. Чумиков  А.Н. Управление конфликтом, М., 1996.

6. Глухов  В.В. Основы менеджмента,Спб.: Специальная  литература,1999.

7. Виханский  О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник,  М.: Высшая школа, 2002.

8. Рахматуллина  Л.В.Управление педагогическими конфликтами. - Набережные Челны, 2010.

9. Рутицкая  В.В. Справочник кадровика, М., 2004.

10. Бершова  Л.В. Курс лекций для руководителей,  М.: Международная академия предпринимательства, 2003.

11.ккока  Л. Карьера менеджера, М,1990.

12.Гришина  Н.В. Производственные конфликты  и их регулирование, Л,1982.

13.Скотт  Дж. Сила ума. Способы разрешения  конфликтов, Спб, 1993.

14.Зигер  В., Ланг Л. Руководить без конфликтов, М,1990.

15.Фэйр  М. Выиграть может каждый М,1992.

16.Кричевский  Р.Л., Дубовская Е.М. Психологоия малой группы: теоретический и практический аспект, М, 1991.

17.Журавлев  П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов  Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера,М.:Экзамен, 2000.

18.Гришина  Н.В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов, Л, 1977.

19.Сомова  Л.К. Разрешение конфликтов, Менеджер,2000, № 11.

20.Виханский  О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник,  М.: Высшая школа, 2002. 
 
 
 

Информация о работе Исследование психологических факторов конфликта в педогагической деятельности