Исследование психологических факторов конфликта в педогагической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Конфликты являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Их можно назвать одним из способов общения и взаимодействия. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………

Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ………………………………………………………………………

1.1. Понятие конфликта, его сущность ………………………………………….. 1.2. Классификации конфликта ……...……………………………………………

1.3. Причины и функции конфликтов……………………………………………

1.4. Конфликты в педагогической деятельности………………….......................

Глава II. Экспериментальная часть…………………………….............................

2.1. Значение личности педагога в предупреждении конфликтов в педагогическом процессе...………………………………......................................

2.2. Исследование психологических факторов конфликта в педагогической деятельности………………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………

Библиографический список использованной литературы ……..……………....

Приложение…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсИсследование псих.факторов конфликта в педаг.деятельности.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

      В самом деле, в педагогике основное внимание уделяется совершенствованию  методов обучения, воспитания и развития обучаемых, а также формированию их умений и навыков. Разумеется, важность тех и других умалять нельзя.

      В. А. Сухомлинский о  конфликтах в школе  писал: “Конфликт  между педагогом  и ребенком, между  учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива”. 

Учащийся-педагог.

      Противоречия  между педагогом и учащимися  всегда отрицательно сказываются не только на взаимоотношениях, но и на эмоционально-психическом состоянии  каждой из конфликтующих сторон. Не случайно в последнее время специалисты все чаще отмечают такое негативное явление в педагогической среде, как “синдром психического выгорания”, который чаще всего является следствием затяжного профессионального стресса.

      Конфликты в педагогической деятельности надолго  нарушают систему взаимоотношений между педагогом и учащимися, вызывают у педагога глубокое стрессовое состояние и неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической деятельности зависит от поведения учащихся, что может привести к появлению состояния зависимости педагога от “милости” его воспитанников.

      По  мнению психолога М.М. Рыбаковой  между педагогом и учащимися  чаще всего встречаются следующие  виды конфликтов:

конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости учащихся, выполнения ими учебных и внеучебных заданий;

конфликты поведения (поступков), возникающие  в связи с нарушением учащимися  правил поведения в учебном заведении, чаще всего на занятиях, и за пределами  учебного учреждения;

конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и педагогов, в рамках их общения в процессе совместной педагогической деятельности.

      Конфликты деятельности между педагогом и  учащимися чаще всего проявляются  в отказе учащегося выполнять  учебное задание или связаны с плохим (недобросовестным) его выполнением. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание педагога вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты чаще происходят с учащимися, испытывающими трудности в учебной деятельности, когда педагог ведет учебные занятия по своему предмету непродолжительное время, и отношения между ним и группой ограничиваются только учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение числа таких конфликтов из-за того, что педагоги часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а оценки (отметки) используют как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину или не выполняет предъявляемые требования. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из учебных заведений разного уровня способных, самостоятельных и творчески мыслящих учащихся, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.

      Конфликты поступков в основном связаны  с особенностями поведения отдельных учащихся как в учебных, так и во внеучебных ситуациях. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если педагог ошибся при анализе поступка учащегося, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Один и тот же поступок может вызываться разными мотивами. Педагог часто корректирует поведение учащихся, оценивая их поступки при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между своими воспитанниками, поэтому вполне возможны ошибки при оценке их поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учащихся.

      Конфликты отношений часто возникают в  результате неумелого разрешения педагогом  проблемных ситуаций и имеют, как  правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь учащегося к педагогу, надолго нарушают их взаимодействие.

      Педагогические  конфликты имеют свои особенности, которые отличают их от других конфликтов в сфере социального взаимодействия. Среди таких специфических характеристик можно выделить, следующие:

 - ответственность педагога за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, так как любое учебное заведение - это прежде всего доступная возрасту учащихся модель общества, где они усваивают нормы отношений между людьми;

 - участники конфликта имеют разный социальный статус (педагог-учащийся), чем и определяется их поведение в конфликте;

 - разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов; различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами педагога” и “глазами учащегося” видится по-разному), поэтому педагогу не всегда легко понять глубину переживаний учащегося, а учащемуся — справиться со своими отрицательными эмоциями и подчинить их разуму;

 - присутствие других учащихся в ситуации столкновения педагога и отдельного учащегося делает их не просто свидетелями, а участниками конфликта, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них. Об этом всегда приходится помнить педагогу;

 - профессиональная позиция педагога в конфликте с учащимся обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы учащегося как формирующейся и зависящей от него личности;

 - всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые, в которые включаются другие учащиеся;

конфликт  в педагогической деятельности легче  предупредить, чем разрешить.

      Выполнение  последнего правила во многом зависит  от того, насколько глубоко и правильно педагог осознает истинные причины своих конфликтных отношений с учащимися. Нередко эти причины кроются в особенностях его личности, а также в уровне профессионально-педагогической компетентности, касающейся психологической подготовки педагога:

 - ограниченные возможности педагога прогнозировать на учебных занятиях поведение учащихся. Неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход работы, вызывает у педагога раздражение и стремление любыми средствами убрать помехи. Недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего сложившейся обстановке тона обращения;

 - свидетелями ситуации являются другие учащиеся, поэтому педагог стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию, до конфликтной;

 - педагогом, как правило, оценивается не отдельный поступок учащегося, а его личность в целом (глобальная педагогическая оценка). Такая оценка часто определяет отношение к учащемуся других педагогов и сверстников.

      Часто общение педагога с повзрослевшими или уже взрослыми учащимися  продолжает строиться на тех же принципах, что и с воспитанниками младших  возрастных категорий, обеспечивающих ему возможность требовать от них беспрекословного подчинения. Такой  тип отношений не соответствует возрастным особенностям учащихся, которые в личностном плане стремятся занять равное с педагогом положение. Благополучное разрешение конфликта в такой ситуации невозможно без психологической готовности педагога перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими или взрослыми учащимися. Инициатором таких взаимоотношений должен быть педагог.

      Основные  рекомендации педагогам по управлению конфликтами с учащимися могут  сводиться к следующим психологическим  правилам:

 - контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”;

 - не приписывать учащемуся свое понимание его позиции, перейти на “я - высказывания (не “ты меня обманываешь”, а “я чувствую себя обманутым”);

не оскорблять учащегося (есть слова, которые, прозвучав из уст педагога, наносят такой ущерб отношениям с учащимися, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);

 - стараться не удалять учащихся из учебного помещения за какие-либо проступки;

 - по возможности не обращаться к административным мерам разрешения конфликтных ситуаций и не привлекать в качестве своих помощников представителей административных структур;

 - не отвечать на агрессию агрессией (это принизит достоинство педагога в первую очередь), не затрагивать личности воспитанника, если дело касается только его конкретного действия или поступка. Давать не абстрактную, а конкретную оценку только его определенным действиям;

 - дать себе и учащемуся право на ошибку, не забывая о том, что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”;

 - независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношения с учащимся;

 - не бояться конфликтов, брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.

 - “Опереться можно только на того, кто сопротивляется” Стендаль. 

Конфликт  “Учащийся-учащийся”.

      Косвенно  педагог всегда втянут в конфликтные  отношения между учащимися и  обязан участвовать в их разрешении.

      Причины конфликтных ситуаций в классе: атмосфера  соперничества, вражды, нетерпимости, недоверия, неумение общаться, неадекватность выражения эмоций, отсутствие навыков разрешения конфликтов, злоупотребление властью со стороны педагогов.

      Сами  конфликты в педагогическом процессе можно разделить на три вида.

      Первый - конфликты, возникающие из-за недостатка ресурсов (чего-то не хватает на всех: учебных пособий, внимания педагога, дружбы сверстников). Такие ситуации уладить легче всего.

      Второй - конфликты, связанные с желаниями, стремлениями, потребностями (включая  стремление к власти, дружбе, самоутверждению, достижению), которые приходят в  противоречие с желаниями других людей. С этими конфликтами справиться труднее, так как причины их скрыты.

      Третий - конфликты между личностными  ценностями. Это самый трудный  случай. Когда ставятся под сомнение наши ценности, мы ощущаем это как  угрозу смыслу своей жизни и становимся совершенно нетерпимыми (необязательно  считать, что речь при этом идет о религиозных или политических взглядах). Конфликты между целями относятся к той же категории. У каждого человека есть какие-то цели; наши старания достигнуть цели отражают ее ценность для нас. Когда вступают в противоречие цели разных людей, достичь согласия нелегко.

      Как распознать какой именно конфликт происходит? Например, учащиеся обсуждают какую-то захватывающую проблему и спорят, кому из них высказываться первому. Что это - борьба за власть или за ресурс, т. е. право первого голоса? Возможно, то и другое. Но разрешить конфликт можно только тогда, когда ясна его суть.

      Американский  педагог-исследователь В. Крайдлер предлагает такую “формулу конфликта”. Два (или более) человека вступают во взаимодействие и ощущают несовместимые  отличия друг от друга или угрозу своим ресурсам, возможностям, потребностям, ценностям. В ответ изменяется их поведение. В этом - суть любого конфликта.

      При возникновении конфликта особое внимание следует обратить на обстоятельства, его усиливающие. Среди таковых  можно выделить:

если  в поведении участников преобладают  отрицательные эмоции (гнев, фрустрация и др.);

если  усилится ощущение угрозы;

если  в конфликт окажутся втянутыми другие люди;

если  учащиеся до конфликта не были дружны;

если  учащиеся не владеют навыками общения  и решения конфликтов.

      Наиболее  распространены среди учащихся конфликты  лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок  за первенство в своей учебной  группе. Например, в средних классах  общеобразовательной школы часто  конфликтуют между собой группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного учащегося и всего класса. По наблюдениям психологов (О.Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость - явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли себе подобных. К сожалению, в последнее время подобное негативное явление стало все чаще встречаться и в детской, и в подростково-молодежной среде.

      Кроме того, было подтверждено, что конфликтные  юноши воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура), поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс). Не злоупотребляйте наказаниями!

Информация о работе Исследование психологических факторов конфликта в педогагической деятельности