Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:58, курсовая работа
Конфликты являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Их можно назвать одним из способов общения и взаимодействия. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия.
Введение……………………………………………………………………………
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ………………………………………………………………………
1.1. Понятие конфликта, его сущность ………………………………………….. 1.2. Классификации конфликта ……...……………………………………………
1.3. Причины и функции конфликтов……………………………………………
1.4. Конфликты в педагогической деятельности………………….......................
Глава II. Экспериментальная часть…………………………….............................
2.1. Значение личности педагога в предупреждении конфликтов в педагогическом процессе...………………………………......................................
2.2. Исследование психологических факторов конфликта в педагогической деятельности………………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Библиографический список использованной литературы ……..……………....
Приложение…………………………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Байкальский
Государственный Университет
КУРСОВАЯ РАБОТА
Исследование
психологических факторов конфликта
в педагогической деятельности.
………
Иркутск
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ………………………………………………………………………
1.1. Понятие конфликта,
его сущность ………………………………………….
1.3. Причины и
функции конфликтов………………………………
1.4. Конфликты
в педагогической деятельности…
Глава II. Экспериментальная
часть……………………………..............
2.1. Значение
личности педагога в
2.2. Исследование
психологических факторов
Заключение……………………………………………………
Библиографический список использованной литературы ……..……………....
Приложение……………………………………………………
Введение
Конфликты являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Их можно назвать одним из способов общения и взаимодействия. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия.
Для разрешения конфликта важно уметь гибко пользоваться различными подходами, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность поступать и мыслить по-новому.
Слово «конфликт» с латинского языка переводится как «столкновение». Эти столкновения наблюдаются в бытовом плане, рабочей деятельности, так и в повседневной жизни. При таком плотном общении возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам и конфликтам с учителями, родителями, детьми. Умение разрешать конфликты – одно из важнейших профессиональных умений педагога, которое напрямую зависит от его личностных качеств, влияющих на поведение в конфликтных ситуациях образовательного процесса. Как мне кажется, степень изученности и проработанности проблемы возникновения конфликтов, ещё мало изучена, поэтому изучение данной проблемы безгранично.
Цель исследования выявление личностных качеств, влияющих на поведение в конфликтных ситуациях.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучение литературы по заявленной теме.
2. Проведение исследования личностных качеств педагогов МОУ гимназии №2 г.Иркутска.
3. Обработка и анализ результатов исследования.
Объектом исследования являются личностные качества педагогов в МОУ гимназии №2.
Предмет исследования – педагоги МОУ гимназии №2.
Гипотеза исследования - существуют
личностные факторы, влияющие на поведение
педагога в конфликтной ситуации.
База
исследования. Исследование проводилось
в МОУ гимназии №2
г. Иркутска. В них приняли участие
20 педагогов различного возраста
и с разным стажем работы.
ГЛАВА 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Конфликт как социальное явление впервые был сформулирован в работе Адама Смита “Исследования о природе и причинах богатства народов” (1776 г). В ней была высказана мысль, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Проблема социального конфликта также получила обоснование в работах К. Маркса, Ф. Энгельса. Этот факт послужил основанием для западных ученых причислить марксистскую концепцию к числу “конфликтных теорий”. Нельзя не отметить, что в марксизме проблема конфликта получила упрощенное толкование. По сути, он сводился к столкновению между антагонистическими классами.
Свое
теоретическое обоснование
В современной теории конфликта существует много точек зрения на природу этого явления, неодномерны и практические рекомендации различных авторов.
Одна из них, условно называемая социально-биологической, утверждает, что конфликт присущ человеку, как и всем животным. Исследователи этого направления опираются на открытую английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвиным (1809-1882) теорию естественного отбора и из нее выводят идею естественной агрессивности человека вообще. Основное содержание его теории биологической эволюции изложено в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», изданной в 1859 году. Главная идея работы: развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. Вслед за Ч. Дарвиным появился «социальный дарвинизм» как направление, сторонники которого стали объяснять эволюцию общественной жизни биологическими законами естественного отбора. Также основанную на принципе борьбы за существование, но уже чисто социологическую концепцию разрабатывал Герберт Спенсер (1820-1903). Он считал, что состояние противоборства универсально и обеспечивает равновесие не только в рамках общества, но также между обществом и окружающей природой. Закон конфликта рассматривался Г. Спенсером как всеобщий закон, но проявления его должны наблюдаться до тех пор, пока в процессе развития общества не будет достигнуто полное равновесие между народами и расами.
Близкой точки зрения придерживался и американский социальный дарвинист Уильям Самнер (1840-1910), утверждавший, что в борьбе за существование гибнут слабые, худшие представители человеческого рода. Победители (преуспевающие американские промышленники, банкиры) являются истинными творцами человеческих ценностей, лучшими людьми.
В настоящее время идеи социального дарвинизма имеют немного последователей, но отдельные идеи этой теории оказываются полезными при разрешении нынешних конфликтов. Представители социального дарвинизма дали описание разнообразных конфликтов, выявив различные типы агрессивного поведения людей: территориальная агрессия, агрессия доминирования, сексуальная агрессия, агрессия родителей, агрессия ребенка,
моралистическая агрессия, агрессия грабителя, агрессия жертвы по отношению к грабителю.
Безусловно, в реальной жизни существует немало проявлений подобных типов агрессии, однако они, к счастью, не носят всеобщего характера.
Другая точка зрения на конфликт принадлежит функционалистам: конфликт рассматривается как искажение, дисфункциональный процесс в общественных системах.
Ведущий
представитель этого
- удовлетворение основных биологических и психологических потребностей большей части общества;
- эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нормами;
- совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками.
В Европе в 60-е годы также возродился интерес к конфликту. В 1965 году немецкий социолог Ральф Дарендорф опубликовал работу «Классовая структура и классовый конфликт», а через два года эссе под названием «Вне утопии». Его концепция «конфликтной модели общества» построена на анти утопическом, реальном видении мира – мира власти, конфликта и динамики.
«Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива. В человеческих обществах не существует постоянства, поскольку нет в них ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а также вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами».
Конфликтология в России начинает развиваться по-настоящему только сейчас, когда мы столкнулись с рядом острейших трудовых и межнациональных конфликтов.
Понятие конфликта, его сущность. Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Это – столкновение противоположных тенденций на почве соперничества, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Психологи подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями. В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом.
Определяющую роль в восприятии человеком конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот "личностный смысл", который это противоречие имеет для данного индивида. Этот личностный смысл определяется всем индивидуальным жизненным опытом человека, точнее - такими характеристиками его личности, как ценностный ориентации и мотивация.
Момент
осознания ситуации как конфликтной
связан также с превышением
Наличие огромного количества общих и частных классификаций конфликта, данных психологами, говорит о том, что их возможно столько, сколько различных сторон выявляет в нем психология. К основным признакам, на основе которых предлагаются различные типологии конфликтов, относятся: объект конфликта; особенности сторон; длительность; функции; формы проявления; тип структуры отношений; последствия и т.п.
В первичных группах конфликты разделяются на кратковременные и затяжные. Большинство конфликтов назревает постепенно, конфликтующие стороны лишь в узком кругу выражают свои претензии. Предпринимаются попытки решить вопрос мирно, путем удовлетворения просьбы или отмены приказа. Если такой способ не вызывает позитивной реакции или наталкивается на отказ, конфликт выходит из инкубационного, скрытого периода в открытую форму, при этом каждая из сторон стремится не только оправдать свои действия, но и привлечь к себе сторонников. Таким образом, конфликт приобретает затяжной характер.
Информация о работе Исследование психологических факторов конфликта в педогагической деятельности