Исследование психологических факторов конфликта в педогагической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Конфликты являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Их можно назвать одним из способов общения и взаимодействия. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………

Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ………………………………………………………………………

1.1. Понятие конфликта, его сущность ………………………………………….. 1.2. Классификации конфликта ……...……………………………………………

1.3. Причины и функции конфликтов……………………………………………

1.4. Конфликты в педагогической деятельности………………….......................

Глава II. Экспериментальная часть…………………………….............................

2.1. Значение личности педагога в предупреждении конфликтов в педагогическом процессе...………………………………......................................

2.2. Исследование психологических факторов конфликта в педагогической деятельности………………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………

Библиографический список использованной литературы ……..……………....

Приложение…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсИсследование псих.факторов конфликта в педаг.деятельности.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

      Конфликты в среде учащихся обусловлены важной особенностью возраста и социального статуса: с одной стороны, учащиеся считают себя взрослыми и пытаются вести соответствующим образом, а с другой, находятся в полной или частичной материальной зависимости от своих родителей. Это не позволяет им обрести равное положение со взрослыми, поэтому в среде сверстников они пытаются компенсировать свою неудовлетворенность занимаемым положением и агрессивными формами поведения, демонстрируя свою взрослость перед теми, кто в физическом или личностном плане слабее их. Как и любые конфликты, возникающие в малых группах, конфликты в среде учащихся полностью изжить практически невозможно. Усилия педагога должны быть в первую очередь направлены на то, чтобы предотвратить конфликтные взаимоотношения учащихся. Заметную роль в этом может сыграть дисциплина - умение обеспечить каждому учащемуся необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку.

      Большое влияние на конфликтное поведение  учащихся оказывает личность педагога. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.  

Во-первых, стиль взаимодействия педагога с  другими учащимися служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогический такт первого педагога (учителя) оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся. Личностный стиль и педагогическая тактика “сотрудничество” обусловливают наиболее бесконфликтные отношения учащихся друг с другом.

      Во-вторых, педагог обязан вмешиваться в  конфликты учащихся, регулировать их. Это, не означает их подавление. В зависимости  от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а  может быть — просто добрый совет. Что нужно для того, чтобы не дать разгореться конфликту? Самое главное - сосредоточиться на проблеме, а не на участниках; погасить проявление отрицательных эмоций и устранить ощущение угрозы, объективно разобраться конфликтной ситуации. 

      Исследование  психологических  причин конфликтов в педагогической деятельности.

      Чем точнее определение существенных элементов  конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобы партнеры сумели согласовать свои представления  о том, как определить ситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов.

      Определение основной конфликтной проблемы. Желательно выяснить: как я понимаю проблему; какие мои действия и какие  поступки партнера привели к возникновению и закреплению конфликта; как мой партнер видит проблему; какие, по его мнению, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта; соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации; как можно наиболее лаконично и полно изложить нашу общую проблему; в каких вопросах мы с партнером расходимся; в каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга.

      Р. Фишер и У. Юри отмечают, что  многие конфликты происходят потому, что люди занимают определенные позиции, а затем фокусируют все усилия на защите этих позиций, вместо того, чтобы определить скрытые нужды и интересы, которые вынудили их эти позиции занять. Таким образом, их ложная ориентация становится препятствием для поиска решения, которое бы учитывало скрытые интересы участвующих в конфликте сторон.

      К сожалению, по занимаемой в конфликте  позиции или по манере поведения  и действия человека не всегда просто установить, какие желания или  опасения им движут. Люди часто скрывают свои чувства. Бывает также, что люди не отдают себе отчета в своих истинных намерениях: они просто хотят чего-то, а почему они этого хотят, не знают. «Примирение интересов, а не позиций эффективнее по двум соображениям. Во-первых, для любого интереса обычно может существовать несколько возможных позиций, которые ему удовлетворяют. Чаще всего люди занимают наиболее очевидную позицию. Но если вы за противоположными позициями ищете мотивирующие интересы, вы можете обнаружить некоторую альтернативу, которая удовлетворит интересы обеих сторон». Примирение интересов может дать лучшие результаты по сравнению с примирением позиций, потому что за противоположными позициями находятся как противоположные, так и совпадающие интересы. Следовательно, решение можно найти, отыскав совместные или перекрывающиеся интересы.

      Регулирование конфликта еще не есть его разрешение, поскольку сохраняются основные структурные компоненты конфликта. Однако все действия по регулированию составляют либо предпосылки разрешения, либо моменты этого процесса. Разрешение конфликта - заключительный его этап.  Различаются полное и неполное разрешение К. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта. В частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.д.

      Ситуация  неполного разрешения конфликта  порождает его возобновление  на той же или на новой основе. Неполное разрешение конфликта нельзя рассматривать в любом случае как ущербное действие. В большинстве случаев оно объективно обусловлено, т.к. не всякий конфликт разрешается раз и навсегда. Напротив, жизнь полна конфликтов, разрешающимися временно, частично. Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, т.е. насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства. Не ведет к разрешению и отмена конфликта – это попытка избавиться от конфликта путем примирения или затушевывания, а не преодоления противоположностей, лежащих в его основе.

      Конфликту присущи свои предпосылки, специфические  этапы, стратегия и технология. Предпосылки  разрешения конфликта: достаточная  зрелость конфликта, выражающаяся в  видимых формах проявления, идентификации субъектов, манифестации ими своих позиций, в организации конфликтных групп и более или менее сложившихся способов противоборства; потребность субъектов разрешить конфликт и способность это осуществить; наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта. Опыт разрешения конфликтов показывает, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта. Формула конфликта: конфликтная ситуация + инцидент =конфликт. Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент не зависимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

      Во  многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или  найти несколько вариантов ее формулировки. Ключевую роль в разрешении конфликтов играет правильное формулирование конфликтной ситуации.

      Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта. Конфликт возникает одновременно с  инцидентом.

      Процесс разрешения любого конфликта складывается из трех этапов.

      Первый - подготовительный - это диагностика конфликта. Второй – разработка стратегии разрешения и технологии. Третий - реализация комплекса методов и средств. Диагностика конфликта включает: описание его видимых проявлений; определение уровня развития конфликта; выявление причин конфликта и его природы; измерение интенсивности; определение сферы распространенности.

      Эффективное разрешение конфликта, т.е. разрешение при наименьших потерях ресурсов и сохранении жизненно важных общественных структур, возможно при наличии некоторых  необходимых условий и реализации принципов управления конфликтом. К числу первых относятся: наличие организационно-правового механизма разрешения конфликта; наличие опыта конструктивного решения конфликтов; развитие коммуникативных связей; наличие ресурсов для осуществления системы компенсаций. Что касается принципов, то речь идет прежде всего о конкретном подходе к разрешению конкретных конфликтов. Различаются: «силовая», компромиссная и «интегративная» модели. Силовая модель ведет к исходам конфликта двух видов: «победа-поражение», «поражение-поражение». Две другие модели - к возможному разрешению конфликта по типу «победа-победа» или «выигрыш-выигрыш».

      Все методы делятся на две группы: негативные, включающие в себя все виды борьбы, преследующие цель достижения победы одной стороны над другой; позитивные, при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи между субъектами конфликта. Это - разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества. Различие негативных и позитивных методов условно. Эти методы нередко дополняют друг друга. Как ни разнообразны виды борьбы, им присущи некоторые общие признаки, ибо любая борьба - это действие с участием, по крайней мере, двух субъектов, где один из них препятствует другому.

      В любой борьбе необходимо уметь: наилучшим образом выбрать поле схватки; сосредоточить нужные силы в этом месте; выбрать оптимальный момент времени для нанесения удара. Все приемы и методы борьбы предполагают ту или иную комбинацию этих составляющих. Целью борьбы является изменение конфликтной ситуации. Это достигается тремя общими способами: непосредственным воздействием на противостоящий субъект, его средства борьбы, на обстановку; изменением соотношения сил; верной или ложной информацией оппонента о своих действиях и намерениях; получением адекватной оценки возможностей оппонента и ситуации. В разнообразных методах борьбы используются эти способы воздействия в разных сочетаниях.

      Основным  позитивным методом разрешения конфликтов являются переговоры. Переговоры - это  совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления. В том случае, когда делается акцент на переговоры как часть конфликта, их стремятся вести с позиции силы, с целью достигнуть односторонней победы.  Естественно, такой характер переговоров, обычно, приводит к временному, частичному разрешению конфликта, и переговоры служат лишь дополнением к борьбе за победу над противником. Если же переговоры понимаются имущественно как метод урегулирования конфликта, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Экспериментальная часть.

2.1.Значение  личности педагога  в предупреждении конфликтов в педагогическом процессе. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  
 
 
 
 

                                                                                  Приложение 1.

      Методика  диагностики межличностных  отношений Лири.

      Методика  создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена  для исследования представлений  субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений  в малых группах. С помощью  данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Вам предлагается указать те утверждения, которые соответствуют вашему представлению о себе, относятся к другому человеку или вашему идеалу.

      Инструкция: Поставьте знак "+" против тех  определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак "+" не ставьте).  

      1. Другие думают о нем благосклонно 

      2. Производит впечатление на окружающих 

      3. Умеет распоряжаться, приказывать 

      4. Умеет настоять на своем 

      5. Обладает чувством собственного достоинства

      6. Независимый 

      7. Способен сам позаботиться о  себе 

      8. Может проявить безразличие 

      9. Способен быть суровым 

      10. Строгий, но справедливый 

      11. Может быть искренним 

      12. Критичен к другим 

      13. Любит поплакаться 

      14. Часто печален

      15. Способен проявить недоверие 

      16. Часто разочаровывается 

      17. Способен быть критичным к  себе 

      18. Способен признать свою неправоту 

           19. Охотно подчиняется 20. Уступчивый

      21. Благородный 

      22. Восхищающийся и склонный к  подражанию

Информация о работе Исследование психологических факторов конфликта в педогагической деятельности