Исследование проявления агрессии в среде старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:56, дипломная работа

Описание работы

Виды агрессии, и гендерные различия в склонности к проявлению агрессии привлекают большое внимание общественности. В данной работе исследованы гендерные различия и сделаны выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1Проявление насилия и агрессии в среде старшеклассников….
Основные причины проявления агрессии и насилия в среде старшеклассников
1.2. Особенности возникновения буллинга
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ В среде старшеклассников
2.1Программа исследования
Глава3.Эмипирическое исследование проявления насилия в среде старшеклассников
3.1. Апробация исследования агрессии у старших подростков с помощью теста Басса-Дарки
3.2. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
3.3 Методика определений акцентуации характера К.Леонгарда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Работа содержит 1 файл

диплом1.docx

— 225.95 Кб (Скачать)

С помощью методического  инструментария – методики  Басса и Дарки, . Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях), и Методики определения  акцентуации характера К.Леонгарда.

Обзор литературы в теоретической  части работы показал то, что единой точки зрения на проявление  насилия, и источника агрессии нет, что  значительно усложняет понимание  данной проблемы. Кроме того, мало изучен такой аспект агрессии, как её устойчивость. Агрессивность в личностных характеристиках  подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания  взрослых, из-за неудовлетворенности  своим положением в обществе, что  проявляется и в соответствующем  поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут  влиять природные особенности. Кроме  того, агрессия может быть вызвана  необходимостью защитить себя или удовлетворить  свои потребности в ситуации, в  которой растущий человек не видит  иного выхода, кроме драки. В Старшем  подростковом возрасте, в силу сложности  и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий  их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход  личностного становления, создавая предпосылки для возникновения  и проявления агрессивности .В практической части мы попытались ответить на вопрос: на сколько агрессивность у девушек  отличается от агрессивности у юношей и как проявляется агрессивность у старших подростков. А так же проявление насилия зависит от личностных особенностей старшеклассников. Результы  опросника Басса-Дарки   позволяют нам отметить более высокий уровень агрессивности у юношей, чем у девушек по таким показателям как: физическая агрессия (13 респондентов, что составляет 43%),  раздражение (15 юношей или 50%), негативизм (22 человека, что соответствует 73%). В группе девушек высокий показатель косвенной агрессии (13 девушеки соответственно 43%), вербальной агрессии (14 респондентов, что составляет 46%) и угрызений совести (18 девочек или 60%). Исследование  подтвердило исходную   гипотезу  о том,  что на  протяжении  старшего  подросткового возраста  агрессивность выступает как относительно  устойчивое  личностное  образование. У всех испытуемых юношей примерно половина выборки имеет выраженность агрессивности как личностного образования.

Таким образом, результаты исследования позволяют констатировать, что нравственные качества являются точными характеристиками нравственного поведения личности. Так, например, чуткий, отзывчивый человек, скорее будет проявлять аутоагрессию, анализировать свои поступки, обвинять в чем-то себя, чем демонстрировать агрессию в отношении окружающих. 
Чем самокритичнее личность, тем лучше она понимает социальные нормы и контролирует свое поведение.

Дальнейшее исследование заключалось в оценку агрессивности  в отношениях. Результаты Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях) позволяют нам сделать следующие выводы:  что у обследованных старшеклассников, отмечена повышенная агрессивность.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

1) Физическая агрессия (нападение)  – использование физической силы  против другого лица.

2) Косвенная агрессия  – действия, как окольными путями  направленные на другое лицо (сплетни,  злобные шутки), так и ни на  кого не направленные взрывы  ярости (крик, топанье ногами, битье  кулаками по столу, хлопанье  дверьми и др.).

3) Вербальная агрессия  – выражение негативных чувств  как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных  ответов (угрозы, проклятия, ругань).

4) Склонность к раздражению  – готовность к проявлению  при малейшем возбуждении вспыльчивости,  резкости, грубости.

5) Негативизм – оппозиционная  манера поведения, обычно направленная  против авторитета или руководства.  Может нарастать от пассивного  сопротивления до активной борьбы  против установившихся законов  и обычаев.

Из форм враждебных реакций  отмечаются: обида – зависть и  ненависть к окружающим, обусловленные  чувством горечи, гнева на весь мир  за действительные или мнимые страдания; подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Полученные данные позволяют  нам отметить более высокий уровень  агрессивности у мальчиков, чем  у девочек.  Для подверждения нашей 2-ой   гипотезы мы использовали Методику определений акцентуации характера К.Леонгарда.  Результаты данной методики таковы: что у 30 девушек и 30 юношей, следующие акцентуации характера:

   Гипертимный – девушки 3%, юноши 7%;

Возбудимый – девушки 20%, юноши 27%;

Эмотивный – у 7% девушек  и 10% юношей;

Педантичный – 3% девушек и 3% юношей;

Тревожный – 27% у девушек и 23% у юношей;

Циклотимный – выражен у 13% как девушек, так и у 13% юношей;

Демонстративный – данный тип обнаружен у 3% старшеклассников мужского и женского пола;

Неуравновешенный – 13% девушек и 7% юношей;

Дистимный – был выявлен у 7% девушек и 3% юношей;

Экзальтированный – результат  исследования показал, что данный тип  акцентуации присущ 3 % как  девушек, так и 3% у юношей.

Чаще всего у респондентов встречалась возбудимая акцентуация, тревожная и циклотимная.

Данные результаты подтверждают наши гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

Аликина Н. В. Принципы диагностики агрессивного поведения. – М.: 2002. – 140 с.

Алфимова М.В., Трубников  В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – М.:  2000,  № 6.

Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ., Брянцевой и Б.Красовского. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с

Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. – М.: 2001. –              512 с.

Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер. – 2001. – 352 с.

Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – М.: 2002, № 3.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций, Омега-Л, 2005.

Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. – М.: 2000, № 4.

Ениколопов С. Н. Агрессивность как специфическая форма активности. – М.: 2002. – 127 с.

Иванченко В. Н., Асмолов А. Г., Ениколопов С. Н. Агрессивное поведение у детей // Вопр. психол. – М.: 2000,  № 2.

Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. – М.: 2004. – 368 с.

Ковалев П. Возрастно-половые  особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности  и агрессивного поведения. – СПб.: 2004. – 358 с.

Крылов А. А., Маничева С. А.  Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. – Санкт-Петербург, «Питер», 2000.

Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: 2001. – 208 с.

Лоренц К. Агрессия (так  называемое «зло»). – М.: 2003. – 269 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов ВУЗов, Academia, 2004.

Немов Р.С. Общая психология. – Спб.: Питер. – 2005. – 304 с.

Пошивалов В. П. Новые направления в изучении агрессивного поведения // Журн. высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. – 2004, Т. 37. –   Вып. 4.

Психологический словарь // Под ред. А. Н. Зинченко. – М.: 2002. – 325 с.

Психология человеческой агрессивности / Под ред. К.В. Сельченок. – Мн., 2002. – 656 с.

Райс Ф. Психология подросткового  и юношеского возраста // Мастера  психологии. СПб., 2000.

Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – М.: 2003. – № 5.

Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 2002. – № 3.

Роберт Берон, Дебора Ричардсон «Агрессия». – Санкт-Петербург: «Питер», 2003.

Румянцева Т.Г.  Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 2004. – №5/6.

Семаго Н. Я., Семаго М. М. Руководство  по психологической диагностике. – М.: 2000.

Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения и условия его коррекции. – М.: 2000. – 254 с.

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми // Под ред. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб.: 2001. – 225 с.

Фурманов И.А. Детская  агрессивность. – М., 2002. – 192 с.

Чередниченко В. И. Трудные  дети и трудные взрослые. – М.: 2000.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1

 

 

Диагностика состояния  агрессии с помощью опросника 

Басса-Дарки

 

Текст опросника:

 

1. Временами я не могу  справиться с желанием причинить  вред другим «да» «нет»

2. Иногда я сплетничаю  о людях, которых не люблю    «да» «нет»

3. Я легко раздражаюсь,  но быстро успокаиваюсь    «да» «нет»

4. Если меня не попросят  по-хорошему, я не выполню просьбы  «да» «нет»

5. Я не всегда получаю  то, что мне положено     «да» «нет»

6. Я знаю, что люди говорят  обо мне за моей спиной    «да» «нет»

7. Если я не одобряю  поведение друзей, я даю им  это почувствовать  «да» «нет»

Информация о работе Исследование проявления агрессии в среде старшеклассников