Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:56, дипломная работа
Виды агрессии, и гендерные различия в склонности к проявлению агрессии привлекают большое внимание общественности. В данной работе исследованы гендерные различия и сделаны выводы.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1Проявление насилия и агрессии в среде старшеклассников….
Основные причины проявления агрессии и насилия в среде старшеклассников
1.2. Особенности возникновения буллинга
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ В среде старшеклассников
2.1Программа исследования
Глава3.Эмипирическое исследование проявления насилия в среде старшеклассников
3.1. Апробация исследования агрессии у старших подростков с помощью теста Басса-Дарки
3.2. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
3.3 Методика определений акцентуации характера К.Леонгарда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
С помощью методического инструментария – методики Басса и Дарки, . Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях), и Методики определения акцентуации характера К.Леонгарда.
Обзор литературы в теоретической
части работы показал то, что единой
точки зрения на проявление насилия,
и источника агрессии нет, что
значительно усложняет
Таким образом, результаты исследования
позволяют констатировать, что нравственные
качества являются точными характеристиками
нравственного поведения
Чем самокритичнее личность, тем лучше
она понимает социальные нормы и контролирует
свое поведение.
Дальнейшее исследование заключалось в оценку агрессивности в отношениях. Результаты Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях) позволяют нам сделать следующие выводы: что у обследованных старшеклассников, отмечена повышенная агрессивность.
Среди форм агрессивных реакций,
встречающихся в различных
1) Физическая агрессия (нападение)
– использование физической
2) Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
3) Вербальная агрессия
– выражение негативных чувств
как через форму (крик, визг, ссора),
так и через содержание
4) Склонность к раздражению
– готовность к проявлению
при малейшем возбуждении
5) Негативизм – оппозиционная
манера поведения, обычно
Из форм враждебных реакций отмечаются: обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания; подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Полученные данные позволяют нам отметить более высокий уровень агрессивности у мальчиков, чем у девочек. Для подверждения нашей 2-ой гипотезы мы использовали Методику определений акцентуации характера К.Леонгарда. Результаты данной методики таковы: что у 30 девушек и 30 юношей, следующие акцентуации характера:
Гипертимный – девушки 3%, юноши 7%;
Возбудимый – девушки 20%, юноши 27%;
Эмотивный – у 7% девушек и 10% юношей;
Педантичный – 3% девушек и 3% юношей;
Тревожный – 27% у девушек и 23% у юношей;
Циклотимный – выражен у 13% как девушек, так и у 13% юношей;
Демонстративный – данный тип обнаружен у 3% старшеклассников мужского и женского пола;
Неуравновешенный – 13% девушек и 7% юношей;
Дистимный – был выявлен у 7% девушек и 3% юношей;
Экзальтированный – результат исследования показал, что данный тип акцентуации присущ 3 % как девушек, так и 3% у юношей.
Чаще всего у респондентов встречалась возбудимая акцентуация, тревожная и циклотимная.
Данные результаты подтверждают наши гипотезы.
БИБЛИОГРАФИЯ.
Аликина Н. В. Принципы диагностики агрессивного поведения. – М.: 2002. – 140 с.
Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – М.: 2000, № 6.
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ., Брянцевой и Б.Красовского. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с
Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. – М.: 2001. – 512 с.
Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер. – 2001. – 352 с.
Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – М.: 2002, № 3.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций, Омега-Л, 2005.
Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. – М.: 2000, № 4.
Ениколопов С. Н. Агрессивность как специфическая форма активности. – М.: 2002. – 127 с.
Иванченко В. Н., Асмолов А. Г., Ениколопов С. Н. Агрессивное поведение у детей // Вопр. психол. – М.: 2000, № 2.
Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. – М.: 2004. – 368 с.
Ковалев П. Возрастно-половые
особенности отражения в
Крылов А. А., Маничева С. А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. – Санкт-Петербург, «Питер», 2000.
Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: 2001. – 208 с.
Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М.: 2003. – 269 с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов ВУЗов, Academia, 2004.
Немов Р.С. Общая психология. – Спб.: Питер. – 2005. – 304 с.
Пошивалов В. П. Новые направления в изучении агрессивного поведения // Журн. высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. – 2004, Т. 37. – Вып. 4.
Психологический словарь // Под ред. А. Н. Зинченко. – М.: 2002. – 325 с.
Психология человеческой агрессивности / Под ред. К.В. Сельченок. – Мн., 2002. – 656 с.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста // Мастера психологии. СПб., 2000.
Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – М.: 2003. – № 5.
Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 2002. – № 3.
Роберт Берон, Дебора Ричардсон «Агрессия». – Санкт-Петербург: «Питер», 2003.
Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 2004. – №5/6.
Семаго Н. Я., Семаго М. М. Руководство по психологической диагностике. – М.: 2000.
Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения и условия его коррекции. – М.: 2000. – 254 с.
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми // Под ред. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб.: 2001. – 225 с.
Фурманов И.А. Детская агрессивность. – М., 2002. – 192 с.
Чередниченко В. И. Трудные дети и трудные взрослые. – М.: 2000.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1
Диагностика состояния агрессии с помощью опросника
Басса-Дарки
Текст опросника:
1. Временами я не могу
справиться с желанием
2. Иногда я сплетничаю
о людях, которых не люблю «
3. Я легко раздражаюсь,
но быстро успокаиваюсь «да»
4. Если меня не попросят
по-хорошему, я не выполню просьбы «да» «
5. Я не всегда получаю
то, что мне положено «да» «
6. Я знаю, что люди говорят
обо мне за моей спиной «да»
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать «да» «нет»
Информация о работе Исследование проявления агрессии в среде старшеклассников