Исследование проявления агрессии в среде старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:56, дипломная работа

Описание работы

Виды агрессии, и гендерные различия в склонности к проявлению агрессии привлекают большое внимание общественности. В данной работе исследованы гендерные различия и сделаны выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1Проявление насилия и агрессии в среде старшеклассников….
Основные причины проявления агрессии и насилия в среде старшеклассников
1.2. Особенности возникновения буллинга
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ В среде старшеклассников
2.1Программа исследования
Глава3.Эмипирическое исследование проявления насилия в среде старшеклассников
3.1. Апробация исследования агрессии у старших подростков с помощью теста Басса-Дарки
3.2. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
3.3 Методика определений акцентуации характера К.Леонгарда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Работа содержит 1 файл

диплом1.docx

— 225.95 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Программа исследования.

Апробация данного исследования проходила в 2010 году  среди старшеклассников на базе средней школы №176г.Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие  группа  детей  в количестве 60 человек – 30 юношей и 30 девушек. Методика проводились в один день, что позволяло исключить влияние временных ситуационных факторов. Эти организационные мероприятия, на наш взгляд, позволили повысить достоверность полученных результатов.

Целью

В процессе исследования ставились  такие основные задачи:

провести диагностику  показателей и форм агрессии с  помощью теста А.Басса и А.Дарки;

Выявить гендерные различии в проявлении агресии.

По мнению большинства  исследователей, изложенному в народной Интернет энциклопедии «Википедия», буллинг включает четыре главных компонента:

Это агрессивное и негативное поведение.

Оно осуществляется регулярно.

Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.

Это поведение является умышленным.

Различают два типа буллинга: непосредственный, физический, и косвенный, который иначе называют социальной агрессией. Это поведение имеет свои возрастные, половые (гендерные) и иные психологические закономерности. Мы рассмотрим   агрессивное поведение старшеклассников .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава3.Эмипирическое исследование проявления насилия в среде старшеклассников.

Апробация данного исследования проходила в 2010 году  среди старшеклассников на базе средней школы №176г.Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие  группа  детей  в количестве 60 человек – 30 юношей и 30 девушек. Методика проводились в один день, что позволяло исключить влияние временных ситуационных факторов. Эти организационные мероприятия, на наш взгляд, позволили повысить достоверность полученных результатов.

Цель.

В процессе исследования ставились  такие основные задачи:

  • Провести диагностику показателей и форм агрессии с помощью теста А.Басса и А.Дарки;
  • Выявить гендерные различии в проявлении агрессии.
  • Оценить агрессивность в отношения с помощью теста А.Асингера.
  • Определить акцентуацию характера с помощью методики   К.Леонгарда.

С помощью данных методик  мы сможешь   выявить: влияет ли  тип характера на проявление агрессии,  И узнать проявляют ли старшеклассники  агрессивность в отношениях со своими сверстниками. Эмоции подростков отличаются большой силой и низкой степенью управляемости. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. При встрече  с трудностями возникает сильное  чувство противодействия, подросток  бросает дело, реже – становится настойчивее. У подростков сильные  эмоции часто блокируют разумное решение. Психологические особенности  подросткового возраста могут приобрести, при резкой выраженности, «подростковый  комплекс», а обусловленный ими  нарушения поведения проявляются  как «пубертатный криз».

Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием, желанием быть признанным и оцененным другими.   

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Апробация исследования агрессии у старших подростков с помощью теста Басса-Дарки.

Слово "агрессия" чрезвычайно  часто употребляется сегодня  в самом широком контексте  и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений  и отдельных смыслов.

Различные авторы в своих  исследованиях, монографиях по-разному  определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренц, Ардри);

как установку к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся  наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный  компонент человеческой активности является необходимым в созидательной  деятельности, так как потребности  индивидуального развития с неизбежностью  формируют в людях способность  к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет  различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны. Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки. А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия  – использование физической силы  против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная  на другое лицо или ни на  кого не направленная.

3. Раздражение – готовность  к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная  манера в поведении от пассивного  сопротивления до активной борьбы  против установившихся обычаев  и законов. 

5. Обида – зависть и  ненависть к окружающим за  действительные и вымышленные  действия.

6. Подозрительность –  в диапазоне от недоверия и  осторожности по отношению к  людям до убеждения в том,  что другие люди планируют  и приносят вред.

7. Вербальная агрессия  – выражение негативных чувств  как через форму (крик, визг), так  и через содержание словесных  ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает  возможное убеждение субъекта  в том, что он является плохим  человеком, что поступает зло,  а также ощущаемые им угрызения  совести. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый  отвечает "да" или "нет". После проведения диагностики состояния агрессивности с помощью теста Басса-Дарки мы получили следующие результаты.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Диагностика состояния  агрессии у старшеклассников Басса – Дарки.

Полученные  данные позволяют нам отметить более высокий уровень агрессивности у юношей, чем у девушек по таким показателям как: физическая агрессия (13 респондентов, что составляет 43%),  раздражение (15 юношей или 50%), негативизм (22 человека, что соответствует 73%). В группе девушек высокий показатель косвенной агрессии (13 девушеки соответственно 43%), вербальной агрессии (14 респондентов, что составляет 46%) и угрызений совести (18 девочек или 60%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        Диаграмма1

Информация о работе Исследование проявления агрессии в среде старшеклассников