Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:56, дипломная работа
Виды агрессии, и гендерные различия в склонности к проявлению агрессии привлекают большое внимание общественности. В данной работе исследованы гендерные различия и сделаны выводы.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1Проявление насилия и агрессии в среде старшеклассников….
Основные причины проявления агрессии и насилия в среде старшеклассников
1.2. Особенности возникновения буллинга
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ В среде старшеклассников
2.1Программа исследования
Глава3.Эмипирическое исследование проявления насилия в среде старшеклассников
3.1. Апробация исследования агрессии у старших подростков с помощью теста Басса-Дарки
3.2. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
3.3 Методика определений акцентуации характера К.Леонгарда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Типы акцентуации |
Девушки |
Юноши |
Всего |
Гипертимный |
1 |
2 |
3 |
Возбудимый |
6 |
8 |
14 |
Эмотивный |
2 |
3 |
5 |
Педантичный |
1 |
1 |
2 |
Тревожный |
8 |
7 |
15 |
Циклотимный |
4 |
4 |
8 |
Демонстративный |
1 |
1 |
2 |
Неуравновешенный |
4 |
2 |
6 |
Дистимный |
2 |
1 |
3 |
Экзальтированны |
1 |
1 |
2 |
Акцентуации характера у девушек.
Диаграмма 6.
Типы акцентуации характера у юношей.
Итак, после апробации нашего исследования, мы можем сделать выводы, что у 60 старшеклассников, следующие акцентуации характера:
Гипертимный – девушки 3%, юноши 7%;
Возбудимый – девушки 20%, юноши 27%;
Эмотивный – у 7% девушек и 10% юношей;
Педантичный – 3% девушек и 3% юношей;
Тревожный – 27% у девушек и 23% у юношей;
Циклотимный – выражен у 13% как девушек, так и у 13% юношей;
Демонстративный – данный тип обнаружен у 3% старшеклассников мужского и женского пола;
Неуравновешенный – 13% девушек и 7% юношей;
Дистимный – был выявлен у 7% девушек и 3% юношей;
Экзальтированный – результат исследования показал, что данный тип акцентуации присущ 3 % как девушек, так и 3% у юношей.
Чаще всего у респондентов встречалась возбудимая акцентуация, тревожная и циклотимная.
Характеристика каждого типа акцентуации в приложении 4.
Итак, можно сделать вывод, что акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. В исследовании, как мы уже сказали, в наибольшей степени были выявлены возбудимая акцентуация, тревожная и циклотимная.
Возбудимая акцентуация проявляется в повышенной импульсивности, ослаблении контроля над побуждениями и влечениями, грубости, угрюмстве, гневливости, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.
Тревожный тип – представителям данного типа свойственны – низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Представители тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.
Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры.
Циклотимый – характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные - подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.
В старшем подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость.
На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. ( Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер. – 2001. – 352 с.)
Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.
Третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.( Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М.: 2003. – 269 с.)В психологических словарях Насилие - Применение индивидом или социальной группой различных (вплоть до вооруженного воздействия) форм принуждения в отношении других индивидов, социальных групп с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных прав и привилегий.
Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим.
Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. ( Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – М.: 2000, № 6.)
Особенности личности проявляются ярче в состоянии эмоционального напряжения. Поэтому психологи внимательно изучают реакции индивида в ситуации фрустрации. Рассматривая понятие «фрустрация» в рамках психодиагностического подхода и с точки зрения межличностного взаимодействия, мы имеет в виду ситуации, в которых окружающие индивида лица специально или нечаянно ущемляют его интересы, что приводит к блокировке значимых потребностей, или задевают его самолюбие, негативно воздействуя на его самооценку.
В ситуации фрустрированности эмоциональное состояние проявляется1:
1) как реакции страха,
тревоги, отказа от
2) как наступательное, обвиняющее
других, активное или даже агрессивное
поведение, враждебные
3) как стремление подавить и те, и другие реакции, пассивно или индифферентно отнестись к случившемуся, постараться нивелировать остроту конфликта. Рост агрессивных тенденций в старшей подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. Цель исследования. Проанализировать психологические особенности старшеклассников склонных к проявлению насилия. Мы изучили литературу по проблеме исследования, рассмотрели природу и структуру агрессии, проанализировали подходы к ее изучению. Нами были определены психологические проблемы старшего подросткового возраста как кризисного периода развития. Выявлены причины агрессивности. Мы так же рассмотрели особенности возникновения буллинга в старшем подростковом возрасте.
Информация о работе Исследование проявления агрессии в среде старшеклассников