Исследование проявления агрессии в среде старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:56, дипломная работа

Описание работы

Виды агрессии, и гендерные различия в склонности к проявлению агрессии привлекают большое внимание общественности. В данной работе исследованы гендерные различия и сделаны выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1Проявление насилия и агрессии в среде старшеклассников….
Основные причины проявления агрессии и насилия в среде старшеклассников
1.2. Особенности возникновения буллинга
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ В среде старшеклассников
2.1Программа исследования
Глава3.Эмипирическое исследование проявления насилия в среде старшеклассников
3.1. Апробация исследования агрессии у старших подростков с помощью теста Басса-Дарки
3.2. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
3.3 Методика определений акцентуации характера К.Леонгарда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Работа содержит 1 файл

диплом1.docx

— 225.95 Кб (Скачать)
gn:center">

 

Типы акцентуации

 

Девушки

 

Юноши

 

Всего

Гипертимный

1

2

3

Возбудимый

6

8

14

Эмотивный

2

3

5

Педантичный

1

1

2

Тревожный

8

7

15

Циклотимный

4

4

8

Демонстративный

1

1

2

Неуравновешенный

4

2

6

Дистимный

2

1

3

Экзальтированны

1

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           

 

 

 

 

 

                                                                                                Диаграмма 5.

Акцентуации характера  у девушек.

 

 

Диаграмма 6.

Типы акцентуации  характера у юношей.

 

Итак, после апробации  нашего исследования, мы можем сделать выводы, что у  60 старшеклассников, следующие акцентуации характера:

   Гипертимный – девушки 3%, юноши 7%;

Возбудимый – девушки 20%, юноши 27%;

Эмотивный – у 7% девушек  и 10% юношей;

Педантичный – 3% девушек и 3% юношей;

Тревожный – 27% у девушек и 23% у юношей;

Циклотимный – выражен у 13% как девушек, так и у 13% юношей;

Демонстративный – данный тип обнаружен у 3% старшеклассников мужского и женского пола;

Неуравновешенный – 13% девушек и 7% юношей;

Дистимный – был выявлен у 7% девушек и 3% юношей;

Экзальтированный – результат  исследования показал, что данный тип  акцентуации присущ 3 % как  девушек, так и 3% у юношей.

Чаще всего у респондентов встречалась возбудимая акцентуация, тревожная и циклотимная.

Характеристика  каждого типа акцентуации в приложении 4.

Итак, можно сделать вывод, что акцентуации характера –  это крайние варианты нормы, при которых  отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная  уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. В исследовании, как мы уже сказали, в наибольшей степени были выявлены возбудимая акцентуация, тревожная и циклотимная.

Возбудимая акцентуация  проявляется в повышенной импульсивности, ослаблении контроля над побуждениями и влечениями, грубости, угрюмстве, гневливости, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

Тревожный тип – представителям данного типа свойственны – низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Представители тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.

Свойственные им с детства  обидчивость, чувствительность, застенчивость  мешают сблизиться с теми, с кем  хочется особо слабым звеном является реакция на отношение к ним  окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры.

Циклотимый – характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные - подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

В старшем  подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость.

На замечания реагируют  раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при  этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают  в себе отвращение к занятиям. У  лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. ( Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер. – 2001. – 352 с.)

Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы  те или иные действия были квалифицированы  как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или  оскорбления, а не просто приводить  к таким последствиям. 

Третья точка зрения, высказанная  Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.( Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М.: 2003. – 269 с.)В  психологических словарях Насилие - Применение индивидом или социальной группой различных (вплоть до вооруженного воздействия) форм принуждения в отношении других индивидов, социальных групп с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных прав и привилегий.

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений  агрессии, многие специалисты в области  социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В  это определение входит как категория  намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим.

Таким образом, в настоящее  время большинством принимается  следующее определение: агрессия –  это любая форма поведения, нацеленного  на оскорбление или причинение вреда  другому живому существу, не желающему  подобного обращения. (  Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – М.:  2000,  № 6.)

Особенности личности проявляются  ярче в состоянии эмоционального напряжения. Поэтому психологи внимательно  изучают реакции индивида в ситуации фрустрации. Рассматривая понятие «фрустрация» в рамках психодиагностического  подхода и с точки зрения межличностного взаимодействия, мы имеет в виду ситуации, в которых окружающие индивида лица специально или нечаянно ущемляют его интересы, что приводит к блокировке значимых потребностей, или задевают его самолюбие, негативно воздействуя  на его самооценку.

В ситуации фрустрированности эмоциональное состояние проявляется1:

1) как реакции страха, тревоги, отказа от самореализации, может сопровождаться чувством  вины, стремлением уйти от конфликта;

2) как наступательное, обвиняющее  других, активное или даже агрессивное  поведение, враждебные высказывания  или действия;

3) как стремление подавить  и те, и другие реакции, пассивно  или индифферентно отнестись  к случившемуся, постараться нивелировать  остроту конфликта. Рост агрессивных тенденций в старшей подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. Цель исследования. Проанализировать психологические особенности старшеклассников склонных к проявлению насилия. Мы изучили литературу по проблеме исследования, рассмотрели природу и структуру агрессии, проанализировали подходы к ее изучению. Нами были определены психологические проблемы старшего  подросткового возраста как кризисного периода развития. Выявлены причины агрессивности.  Мы так же рассмотрели особенности возникновения буллинга в старшем подростковом возрасте.

Информация о работе Исследование проявления агрессии в среде старшеклассников