Исследование проявления агрессии в среде старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:56, дипломная работа

Описание работы

Виды агрессии, и гендерные различия в склонности к проявлению агрессии привлекают большое внимание общественности. В данной работе исследованы гендерные различия и сделаны выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1Проявление насилия и агрессии в среде старшеклассников….
Основные причины проявления агрессии и насилия в среде старшеклассников
1.2. Особенности возникновения буллинга
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ В среде старшеклассников
2.1Программа исследования
Глава3.Эмипирическое исследование проявления насилия в среде старшеклассников
3.1. Апробация исследования агрессии у старших подростков с помощью теста Басса-Дарки
3.2. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
3.3 Методика определений акцентуации характера К.Леонгарда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Работа содержит 1 файл

диплом1.docx

— 225.95 Кб (Скачать)

35 и менее очков. Вы  чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!

Если по семи и более  вопросам Вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам —  по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности  носят скорее разрушительный, чем  конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.Если же по семи и более вопросам Вы получите по одному очку и менее, чем по семи вопросам — по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам не присущи вспышки агрессивности, но Вы подавляете их уж слишком тщательно.

Приложение 3.

Методика определений  акцентуаций характера К.Леонгарда.

Инструкция к  тесту 

Вам будут предложены утверждения, касающиеся некоторых особенностей вашего характера и поведения. Если вы согласны с утверждением, рядом  с его номером поставьте знак «+», если нет - знак «-». Над вопросами долго не задумывайтесь, правильных и неправильных ответов нет.

 

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

  1. У вас часто веселое и беззаботное настроение?
  2. Вы чувствительны к оскорблениям?
  3. Бывает ли, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, в беседе и пр.?
  4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?
  5. В детстве вы были таким же смелым и отчаянным, как все ваши сверстники?
  6. Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безразличия до отвращения к жизни?
  7. Являетесь ли вы центром внимания в коллективе, в компании?
  8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать?
  9. Вы серьезный человек?
  10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-либо?
  11. Предприимчивы ли Вы?
  12. Вы быстро забываете, если вас кто-то оскорбит?
  13. Мягкосердечны ли Вы?
  14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало?
  15. Стремитесь ли Вы считаться в числе лучших сотрудников?
  16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой, а может, такое чувство бывает и теперь?)
  17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?
  18. Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств?
  19. Любят ли Вас ваши знакомые?
  20. Часто ли у вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?
  21. У Вас часто бывает несколько подавленное настроение?
  22. Бывали ли у вас хотя бы один раз истерики или нервные срывы?
  23. Трудно ли Вам усидеть на одном месте?
  24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы?
  25. Можете ли Вы зарезать курицу, овцу?
  26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно, стремитесь ли Вы сразу же поправить их?
  27. В детстве Вы боялись оставаться один в доме?
  28. Часто ли у Вас беспричинно меняется настроение?
  29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным специалистом в своем деле?
  30. Быстро ли Вы начинаете злиться или впадать в гнев?
  31. Можете ли Вы быть совсем веселым?
  32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?
  33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий, конферансье в концерте, представлении?
  34. Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно и недвусмысленно?
  35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у  Вас неприятного ощущения?
  36. Любите ли Вы работу, где необходима высокая личная ответственность?
  37. Склонны ли Вы выступать в защиту тех, по отношению к которым поступили, на Ваш взгляд, несправедливо?
  38. Вам трудно, страшно спускаться в темный подвал?
  39. Предпочитаете ли Вы работу, где необходимо действовать быстро, но не требуется высокого ее качества?
  40. Общительный ли Вы человек?
  41. В школе Вы охотно декламировали стихи?
  42. Убегали ли Вы из дома в детстве?
  43. Кажется ли вам жизнь трудной?
  44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что заниматься делом казалось просто невыносимо?
  45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувство юмора?
  46. Предпринимаете ли Вы первые шаги к примирению, если Вас кто-нибудь обидел?
  47. Вы очень любите животных?
  48. Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке?
  49. Преследует ли Вас неясная мысль о том, что с Вами, Вашими близкими может случиться что-то страшное?
  50. Считаете ли Вы, что ваше настроение очень изменчиво?
  51. Трудно ли Вам докладывать, выступать перед аудиторией?
  52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?
  53. У вас очень большая потребность в общении с другими людьми?
  54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочаровании впадает в глубокое отчаяние?
  55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?
  56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?
  57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступят слезы?
  58. Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы предыдущего или будущего дня  все время крутятся у Вас в голове?
  59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?
  60. Требуется ли Вам большое напряжение, чтобы ночью пройти одному через кладбище?
  61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы вещи в вашей квартире были точно на своем месте?
  62. Бывает ли так, что, перед сном у Вас хорошее настроение, а утром Вы встаете мрачным?
  63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?
  64. Бывают ли у вас головные боли?
  65. Вы часто смеетесь?
  66. Можете ли Вы быть приветливым с теми, кого вы явно не уважаете, не любите, не цените?
  67. Вы подвижный человек?
  68. Вы очень часто переживаете из-за несправедливости?
  69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?
  70. Уходя из дома или ложась спать, Вы проверяете, выключен ли газ, погашен ли свет, и заперты ли двери?
  71. Вы очень боязливы?
  72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?
  73. В молодости Вы охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности, а может, и сейчас участвуете?
  74. Вы расцениваете жизнь скорее пессимистично, нежели радостно?
  75. Часто ли вас тянет попутешествовать?
  76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмой подавленностью?
  77. Легко ли Вам удается поднять настроение подчиненных?
  78. Долго ли Вы переживаете обиду?
  79. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей?
  80. Часто ли, будучи школьником, Вы переписывали страницу своей тетради, если в ней допускали помарки?
  81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?
  82. Часто ли Вы видите страшные сны?
  83. Бывает ли так, что Вы остерегаетесь того, что можете броситься под колеса проходящего поезда
  84. В веселой компании Вы обычно веселы?
  85. Способны ли Вы отвлечься от трудной проблемы, требующей обязательного решения?
  86. Вы становитесь менее сдержанными и чувствуете себя более свободно, если принимаете алкоголь?
  87. В беседе Вы скупы на слова?
  88. Если бы Вам необходимо было играть на сцене, Вы смогли бы так войти в роль, чтобы забыли о том, что это только игра?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание уровня акцентуированного выражения личности производиться по ключевой таблице  и результаты выражаются на графике.

 

 

                 Среднее значение

Ярко выраженные акцентуации

    Отсутствие выраженности

ДМ      П     З   В       Г       Ди   Ал  Аэ      Т      Эм

24

12

10

8

0

(типы акцентуаций)

 

 

Ключ к тесту

Подсчитайте количество ответов  «Да» (+) на одни указанные вопросы и количество «Нет» (-) на другие, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число.

 

Условное название шкалы

Наименование  шкалы

Знак ключи 

№ вопросов

Коэффициент

1.        Г-1

Гипертимые

+

1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77

х 3 (умножить на 3)

-

Нет

2.        Г-2

Застревающие, ригидные

+

2,15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81

х 2

-

12, 46, 59

3.        Г-3

Эмотивные, лабильные

+

3,13, 35, 47, 57, 69, 79

х 3

-

25

4.         Г-4

Педантичные

+

4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83

х 2

-

36

5.        Г-5

Тревожные

+

16, 27, 38, 49, 60, 71, 82

х 3

-

5

6.        Г-6

Циклотимные

+

6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84

х 3

-

нет

7.        Г-7

Демонстративные

+

7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88

х 2

-

51

8.        Г-8

Неуравновешенные, возбудимые

+

8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86

х 3

-

нет

9.         Г-9

Дистимичные

+

9, 21,43, 75, 87

х 3

-

31, 53, 65

10.       Г-10

Экзальтированные

+

10, 32, 54, 76

х 6

-

нет

 

  

  Максимальный показатель  по каждому виду акцентуации  равен 24 баллам. Признаком акцентуации,  т.е сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 12 баллов. Если ни одно свойство не превышает показателя 12 баллов, можно подсчитать средний показатель по всем свойствам.

Акцентуация  характера, по Личко,- это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдается не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении».

При повзрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

     Классификация  акцентуаций характеров у подростков, которую предложил            А.Е. Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипергимный тип.  Подростки этого типа  отличаются  подвижностью, общительностью, склонностью к озорству, В происходящие вокруг  события они всегда вносят много шума,  любят неспокойные компании  сверстников,  при хороших общих способностях они обнаруживают  неусидчивость,  не достаточную дисциплинированность, учатся неровно.  Настроение  у них всегда  хорошее, приподнятое. Со взрослыми, родителями, педагогами у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений,  но  эти увлечения,  как правило,  поверхностны  и   быстро   проходят.   Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности,  бывают  слишком самоуверенными,  стремятся  показать  себя,  прихвастнуть,  произвести   на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Он  характеризуется повышенной раздражительностью  и склонностью к апатии. Подростки  данного типа предпочитают  находиться  дома одни вместо того, чтобы  где-то быть  со  своими  сверстниками. Они тяжело переживают даже  незначительные неприятности, и  на замечания реагируют  крайне  раздражительно. Настроение у них периодически меняется от  приподнятого  до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в  две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот  тип крайне изменчив в  настроении,  причем  оно зачастую непредсказуемо: Поводы дня неожиданного изменения  настроения могут быть самые  ничтожные, например, кем-то случайно  оброненное  обидное  слово,  чей-то неприветливый взгляд. Все   они  "способны  погрузиться   в  уныние  и мрачное расположение  духа при отсутствии каких-либо  серьезных неприятностей и неудач". От сиюминутного настроения этих  подростков зависит многое  в   их психологии и поведении.  Соответственно этому настроению  настоящее и будущее для них  может расцвечиваться то  радужными,  то  мрачными  красками.  Такие  подростки, когда они находятся  в подавленном настроении. крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто  мог  бы  их  настроение  поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь.

4.  Астеноневротический  тип.  Этот  тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью.  Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной задачи.  Склонность к ипохондрии является особо типичной чертой.

5 Сензитивный тип.  Ему свойственна повышенная  чувствительность  ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных,  подвижных,  озорных игр,  Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми,  кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами  и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают  большую привязанность к родителям.  В юношеском возрасте  у таких подростков  могут возникать трудности   адаптации   к   кругу    сверстников,    а    также    "комплекс неполноценности".  Вместе  с тем у этих  же  подростков   довольно   рано формируется чувство долга, обнаруживаются  высокие моральные требования  к себе  и окружающим  людям.  Недостатки  в своих способностях  они   часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным  усердием.  Эти подростки разборчивы в нахождении дня себя друзей и приятелей,  обнаруживают большую привязанность в дружбе,  обожают друзей,  которые старше  их  по возрасту.

6. Психастенический  тип.  Эти   подростки   характеризуются   ранним интеллектуальным развитием,  склонностью к размышлениям  и   рассуждениям,  к самоанализу  и оценкам поведения  других  людей.  Такие  подростки,  однако, нередко бывают больше сильны  на словах, чем в деле. Самоуверенность   у  них сочетается  с  нерешительностью,  а  безаппеляционность   суждений   -   со скоропалительными действиями, предпринимаемых как раз в  те  моменты,  когда требуется  осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный  тип.  Его   наиболее   существенной   чертой   является замкнутость» Эти подростки  не очень  тянутся  к   сверстникам,  предпочитают быть  одни, находиться в компании взрослых. "Душевное  одиночество  даже  не тяготит шизоидного полростка,  который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами". Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса  Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний   мир   зачастую   наполнен     различными           фантазиями, особыми   увлечениями.    Во     внешнем     проявлении  своих чувств  они достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти  подростки часто плачут,  изводят   окружающих, особенно в раннем  детстве. " Такие дети, - любят мучить  животных,  избивать и дразнить  младших и слабых,  издеваться  над  беспомощными  и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство,  а на роль властелина. В группе детей, которыми  они управляют,  такие подростки устанавливают свои  жесткие,  почти террористические  порядки,  причем  их личная  власть  в таких группах держится  в основном   на   добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях  жесткого  дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на  высоте,  'умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть.., постами, дающими в рук, власть, установить диктат - над другим".

9.Истероидный тип. Главная   черта  этого  типа  -  эгоцентризм,  жажда постоянного внимания к  своей особе.  У  подростков  данного  типа  выражена склонность  к  театральности,  позерству,  рисовке,  Такие  дети  с   трудом выносят, когда в их  присутствии хвалят их товарища,  когда  другим  уделяют больше  внимания, чем им самим. "Желание  привлекать к  себе  взоры,  слушать восторги и похвалы  становиться для них насущной  потребностью".  Дня  таких  подростков  характерны  претензии   на   исключительное   положение   среди сверстников, и  чтобы   оказать  влияние  на  окружающих,  привлечь  к  себе внимание, они часто выступают в группах  в роли зачинщиков и заводил.  Вместе с тем, будучи не способными выступить как настоящие лидеры и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет,  они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый   тип   Его иногда   неверно   характеризуют   как слабовольный, плывущий по  течению,  Подростки  данного   типа  обнаруживают повышенную  склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также   к безделью и праздности, У  них отсутствуют какие-либо серьезные,  в том  числе профессиональные  интересы, они почти не думают  о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный  тип демонстрирует бездумное,  а часто конъюнктурное подчинение  любым  авторитетам,  большинству   в  группе. Такие подростки  обычно склонны к  морализаторству   и  консерватизму,  а  их  главное жизненное кредо - "быть, как все", Это тип приспособленца,  который ради своих собственных интересов готов предать товарища,  покинуть  его в трудную минуту, но, что бы он ни  совершил,  он  всегда  найдет  оправдание своему поступку, причем нередко не одно.

 

 

 

приложение 4.

Характеристика  каждого  типа акцентуации характера.

1. Гипертимный тип: от слова «тимус» - настроение, фон которого постоянно повышен. Это общительные, энергичные люди, хорошие собеседники, часто меняющие свое окружение, место работы; предприимчивые и увлекающиеся.

+ черты: Общительность,  энергичность, оптимизм, инициативность, легкое отношение к жизненным  проблемам, эрудированность.

- черты: Импульсивность, необдуманность поведения, высказываний, необязательность, леность, легкомысленность, раздражительность, склонность к позе к фразе.

+ситуации. Трудовое общение,  множество поверхностных контактов,  необходимость оперативных решений  без их глубокой проработки.

-ситуации: Необходимость  спокойного анализа, ответственных  решений, работа в неспешном  ритме, вынужденное одиночество,  однообразие обстановки.

2. Возбудимый тип: от  бес- и сознательного переноса собственного состояния вовне, в силу чего поведение таких людей иногда непредсказуемо. В гневе могут совершаться поступки, о которых затем высказывается сожаление, контроль за своим поведением вообще ослаблен вследствие увлеченности какой-либо мыслью, идеями.

+ч.: Энергичность, деловитость,  инициативность, домовитость, хозяйственность,  добросовестность, любовь к детям  и животным.

-ч.: Раздражительность, склонность  к гневу, нетерпимость к противоречию  и самостоятельности других, способность  «поднять руку», безудержность  в увлечениях.

+с.: Ситуации умственной  и физической активности, работа  в одиночестве.

-с.: Ситуации обвинения,  противодействия, морального и  материального ущерба.

3. Эмотивный тип: Эмоции  доминируют в содержании мотивации  поведения, - любое событие, свой  вклад в него переживаются  необычайно глубоко и длительно;  возможны изящность чувств, склонность  к состраданию и сочувствию, мягкость, участливость, альтруизм, желание  помочь делом.

Информация о работе Исследование проявления агрессии в среде старшеклассников