Исследование проявления агрессии в среде старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:56, дипломная работа

Описание работы

Виды агрессии, и гендерные различия в склонности к проявлению агрессии привлекают большое внимание общественности. В данной работе исследованы гендерные различия и сделаны выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1Проявление насилия и агрессии в среде старшеклассников….
Основные причины проявления агрессии и насилия в среде старшеклассников
1.2. Особенности возникновения буллинга
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ В среде старшеклассников
2.1Программа исследования
Глава3.Эмипирическое исследование проявления насилия в среде старшеклассников
3.1. Апробация исследования агрессии у старших подростков с помощью теста Басса-Дарки
3.2. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
3.3 Методика определений акцентуации характера К.Леонгарда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Работа содержит 1 файл

диплом1.docx

— 225.95 Кб (Скачать)

Таким образом, развертывание  явно агрессивных действий является совместной функцией:

1. количества накопленной  агрессивной энергии;

2. силы особых, облегчающих  разрядку агрессии стимулов в  непосредственном окружении.

Другими словами, чем больше количества агрессивной энергии  имеется в данный момент, тем меньшей  силы стимул нужен для того, чтобы  агрессия выплеснулась вовне. Фактически, если с момента последнего агрессивного проявления прошло достаточно времени, подобное поведение может развернуться и спонтанно, в отсутствие высвобождающего стимула.              В теории социального научения, ее автором является А.Бандура, агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении. Образец поведения рассматривается как средство межличностного воздействия. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению.  Драйв - это сильный стимул, который побуждает организм к действию. При рождении побуждается к действию относительно узких кругом возбудителей - первичных или врожденных драйвов. Такие возбудители связаны с основными физиологическими процессами, и уменьшение силы возбуждения существенно для выживания организма. Таким образом, освобождение от дистресса на ранних этапах жизни ребенка зависит от действия окружающих его взрослых; именно эта связь других людей, особенно матери, со снижением силы первичного драйва и составляет основу процесса социализации.  Дети научаются путем наблюдения за поведением других людей и подражанием своим родителям. Этот процесс называется моделированием. Позднее процесс моделирования переходит в процесс социализации, в ходе которого формируются привычные модели реакций. Растущие дети подражают различным примерам, взятым из их социального окружения. Он выделил 3 наиболее важных момента, которые нужно учитывать при изучении агрессии:

1. способ усвоения подобных  действий

2. факторы, провоцирующие  их проявление

3. условия, при которых  они закрепляются

А.Бандура также вводит понятия замещения подкрепления и само подкрепления. Замещение подкрепления - положительные или отрицательные последствия чужих поступков, наблюдаемые индивидом. Вероятность агрессивного поведения возрастает, если он наблюдал, как другие люди были вознаграждены за подобное поведение. Само подкрепляющий эффект влияет на поведение индивида как внешнее подкрепление. После того как желательная модель реакции приобретает отрицательную оценку, роль само подкрепления начинает играть приятые ощущения, испытываемые подростком.  Остановимся подробнее на работе А.Бандуры и Р.Уолтерса, которая полностью посвящена подростковой агрессии. Основная концепция данной книги: процесс социализации состоит в развитии привычных ответных реакций, принятых в обществе, в котором индивид живет. Научение таким навыкам или ассоциациям требует наличие какого-нибудь мотивационного процесса (драйв) и вознаграждения.  Из-за часто повторяющейся связи с освобождением от физического дискомфорта такие воздействия окружающей среды, как поведение матери при кормлении грудью приобретают ценность вторичного вознаграждения. К тому времени, когда ребенок повзрослеет настолько, что сможет воспринимать активное социальное обучение, мать, проявляя свою привязанность к нему, сможет усилить воздействие на те реакции ребенка, которые она бы хотела развить. Социализация значительно облегчается, если применяется система поощрений, наград в процессе обучения. Награды, связанные с редуцированием первичных драйвов, нельзя задерживать на длительное время, если ребенок не страдает серьезными физическими недостатками, но вторичными наградами можно пользоваться в процессе обучения свободно и эффективно.  Тревожность может вызвать значительную часть мотивационных свойств всех вторичных мотивов. Роль, которую играет тревожность в создании мотивационной составляющей, огромна. И если тревожность связанна с угрозой физической боли и лишением вознаграждения, то у родителей есть много дополнительных средств для воспитания ребенка и контроля за его поведением Далее акценты, сделанные автором будут выделяться курсивом.

Процесс научения. Воспитание родителей состоит из поощрения социально приемлемых способов поведения, осуждение нежелательных привычек.

Искоренение социально неадекватного  поведения может осуществляться двумя путями:

1. такие поведенческие  акты надо оставлять без подкрепления, без награды;

2. такие поведенческие  акты надо активно наказывать;

Если родители не обращают внимание на социально неадекватное поведение, оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаются  другие поведенческие акты, которые  подкрепляются, то остающиеся поведенческие  акты постепенно «отмирают» или угасают.Активное наказание так же может привести к «исчезновению» социально неадекватного поведения. Но его действие намного сложнее. Если ребенка постоянно наказывают за социально неадекватное поведение, то импульс для таких поведенческих актов ввиду его связи с наказанием будет стимулом для тревожности. А тревожность затем мотивирует конкурирующие реакции, которые, если они достаточно сильны, препятствуют или тормозят социально неадекватное поведение. Но заторможенные реакции могут не потерять свою силу и проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее. Наказание может помешать угасанию привычки: если привычка полностью заторможена, она не может реализовать и, таки образом, не может получить подкрепление. Наказание может помешать научению таким формам поведения, которые в какое-то время запрещаются под страхом наказания, но разрешаются в более поздние периоды жизни. Таким образом, сочетание наказания и подкрепления может облегчить научение некоторым формам поведения. Генерализация и дискриминация. В первые годы жизни формы поведения генерализуются очень легко. Значительное место в научении ребенка играет все возрастающая способность различать те или иные нормы поведения. Научение различению достигается при одновременном действии подкрепления и наказания. Этот процесс значительно облегчается при применении вербальных сигналов. Ребенок, научившись соответствующим реакциям на вербальные сигналы, может выгодно использовать опыт других, не проходя длительного научения методом проб и ошибок. Социализация начинается задолго до того, как ребенок овладеет речью. В течение первых месяцев жизни ребенка родители часто вынуждены прибегать к ограничительным мерам или наказания, чтобы ребенок не причинил себе вреда. Можно считать, что с этой доречевой стадии легко могут возникнуть конфликтная ситуация. Могут возникнуть две подобные ситуации. По причинам, которые ребенок не может понять, его в одном случае наказывают, а в другой - поощряют. В любой новой ситуации возникнут конкурирующие реакции. Одна из которых будет заставлять ребенка приближаться к цели, а вторая - избегать этого. Такие невербальные конфликты способны вызвать в будущем много проблем. Условия для развития агрессии. Для того чтобы процесс социализации был эффективен, необходимо соблюдение минимальных условий. Первое условие состоит в развитии мотивации зависимости, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих. Это вторичное подкрепление может обуславливать приспособление ребенка к требованиям и запретам, как со стороны родителей, так и со стороны общества. Установление зависимости хотя и является необходимым условием социализации, но не является достаточным. Необходимо так же «давление» социализации в форме требований и ограничений. Недостатки социализации не всегда проявляются в деструктивных формах поведения. Представляется, что существенным условием развития асоциальной агрессии является фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказания со стороны либо одного, либо обоих родителей. Если оба родителя постоянно наказывают ребенка, его социализация может совсем не осуществиться. Другим условием, которое может быть причиной неудачи с социализацией, а также вызвать враждебность и чувство обиды, является несогласованность в требованиях к ребенку со стороны родителей. В своей работе Бандура рассматривал агрессию в ряде параметров: Зависимость. Фрустрация детской потребности в зависимости, происходящая вследствие недостатка или отсутствия нежной заботы и привязанности со стороны родителей приводит к чувству агрессивности. Это разрушение зависимости имеет значение для процесса социализации. Если у ребенка нет тесной зависимости от своих родителей, у него немного будет возможностей подражать им и воспринимать формы поведения. Тревожность при зависимости как реакция на неприятие и наказание. Подросток с асоциальной агрессией не способен формировать и поддерживать эмоциональные отношения со сверстниками. Они склонны к эмоциональной замкнутости или безразличию. При рождении ребенок слаб и не в состоянии сам удовлетворить основные потребности - для этого ему необходим взрослый. Поэтому почти у всех детей до некоторой степени развивается мотивация зависимости. Если атмосфера любви при воспитании малыша отсутствовала, его стремление к зависимости развивается слабо. Агрессивность как реакция на фрустрацию зависимости. Фрустрация, которая создается при пренебрежительном и негативном отношении к ребенку, часто рождает страх и агрессивность. Агрессивность, в данном случае, приносит ему временное облегчение и в то же время может заставить окружающих обратить на него внимание. Развитие агрессивности. Агрессивность по своей сути полностью инструментальна, это средство получения желаемого или избавления от неприятного. Агрессивность может быть наученной реакцией на условия напряжения и может возникать даже тогда, когда напряженная ситуация в зоне агрессии не порождает конфликта. По мере того как проходит процесс социализации, ребенок научается замещать физические формы агрессивности легче переносимыми вербальными. Этот процесс, в котором заменяет более тяжело переносимую форму, представляет собой реакцию переноса. Агрессивные импульсы, первоначально направленные против родителей, которые вынуждены создавать фрустрирующие ситуации в процессе воспитания и контроля ребенка, должны направляться на других людей и даже на неодушевленные объекты. Это вторая форма переноса, при которой агрессивный акт переносится с вызвавшего этот акт объекта на другой объект, называется объектным переносом. Процесс социализации агрессивности включает воспитание у ребенка способности реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом. В результате исследований было выяснено, что непоследовательность родителей агрессивных мальчиков в управлении агрессивным поведением своих сыновей, является важным фактором, который способствует развитию асоциальных ориентации у мальчиков. Ограничения, требования и дисциплинарные методы. В младенчестве и раннем детстве все потребности ребенка удовлетворяются, и от него почти ничего не требуется. По мере того, как он овладевает моторикой и все больше становится способен управлять своим поведением, его родители начинают ограничивать и направлять его активность. Определенные ограничения необходимы, чтобы обеспечить его безопасность.

В целом ограничения предъявляются  детям с целью не допустить  нежелательного поведения. Родительские требования призваны способствовать поведению, которое они считают социально  значимым. Ограничения нужны, чтобы  сдерживать нежелательное спонтанное поведение, которое иначе могло  бы иметь место; требования нужны, чтобы  сформировать желаемое поведение, которое  иначе не возникнет, и способствовать развитию вторичной социальной мотивации.

Дисциплинарные меры являются действиями, которые должны обеспечивать выполнение требований и ограничений. Некоторые нацелены на усиление желательного поведения, другие обеспечивают контроль в ситуации неподчинения. Если требования в направлении социализации предъявляются  ему в тот период, когда родительское внимание и одобрение исключительно  важны для ребенка, у него будет  сильная мотивация делать то, что  от него ожидают родители, чтобы  чувствовать себя уверенно в зависимой  роли. Чем раньше оказывается воздействие, тем сильнее это отражается на развитии совести и, соответственно, на развитии вины.

Идентификация и  интериоризация контроля. Для успешной социализации необходимо постепенное замещение внешних санкций и требований внутренними контролем и управлением. При отсутствии самоконтроля и интериоризированной системы ценностей индивидуальное поведение, подобно флюгеру, становится слишком подверженным внешним влияниям, и, если при этом желании индивидуума вступают в конфликт с требованиями и ограничениями общества, необходимо застраховаться от возможности того, что он полностью не считается с правами и желаниями других. Агрессивные мальчики показали значительно меньшую идентификацию со своими отцами, чем мальчики из контрольной группы. Также агрессивные мальчики практически не чувствуют вины за допущенное нарушение. Для мальчиков из контрольной группы избегание вины было сильным мотивирующим фактором, удерживающим их поведение в рамках социально приемлемого, поведение же агрессивных мальчиков управляется, в основном, страхом перед внешним наказанием. Развитие совести рассматривалось как постепенное замещение контроля, основанного целиком на страхе перед последствиями, интериоризированной системой ценностей, которая должна предупреждать нарушения социальных норм, даже если нет опасности разоблачения. Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Дети, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастает и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности ( принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности. А.А. Реан в относительно недавних исследованиях выявил высокий уровень агрессии в группе внешних вполне благополучных старшеклассников. 53 % участников эксперимента дали высокие показатели по параметру спонтанная агрессия, а достоверно низкие - только 9%. Спонтанная агрессия - это подсознательная радость, которую испытывает личность наблюдая трудности у других. Такому человеку доставляет удовольствие демонстрировать окружающим их ошибки. Это спонтанно возникающее, немотивированное желание испортить кому-то настроение, разозлить досадить, поставить в тупик своим вопросом или ответом. По параметре реактивная агрессия высокие показатели имели чуть менее половины испытуемых, а низкие только 4%. Реактивная агрессия проявляется в недоверчивости к людям; обид они просто гак, как правило, не прощают и долго их помнят. Очевидна конфликтность личности, агрессивность в отстаивания своих интересов, высок показатель раздражительности как эмоциональной неустойчивости, быстрая потеря самообладания, неадекватно резкую реакцию вызывают даже мелочи. Целесообразно различать типы ординарной и парадоксальной социализации агрессии. Ординарная социализация агрессии - это непосредственное усвоение навыков агрессивного поведения и развитие агрессивной готовности личности либо в результате деятельного опыта, либо как следствие наблюдения агрессии. При парадоксальной социализации агрессии изменения личности происходит независимо от вышеупомянутых факторов. Агрессивность как устойчивая личностная характеристика формируется вследствие значительного опыта подавления возможностей самореализации. Подавление осуществляется вне агрессивного контекста, напротив, блокирование актуальных личностных потребностей чаще всего связано с излишней заботой о личности, в рамках воспитательной стратегии, описываемой как "гипер-опека". Парадоксальную социализацию агрессии можно рассматривать как агрессивный след социального опыта, лишающего личность самостоятельности. Подтверждением этого подхода являются полученные данные о прямой связи таких личностных качеств, как "застенчивость" и "спонтанная агрессивность".

 

 

 

 

 

       

1.2Особенности возникновения буллинга.

Проблема насилия и  агрессии привлекает внимание ученых и общественности на протяжении многих лет. Сцены насилия обрушиваются на нас с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов, с  насилием мы сталкиваемся в повседневной жизни. Согласно опубликованному в 2002 г. докладу Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ) “Насилие и его  влияние на здоровье. Сегодня можно утверждать, что совершение насильственных действий детьми по отношению к другим детям напрямую связано с их собственным психологическим неблагополучием: как правило, в основе жестокого поведения детей и подростков лежит собственный травматический опыт.

Анонимность больших школ и отсутствие многообразия выбора образовательных  учреждений. В большом школьном коллективе к насилию предрасполагает большая  анонимность, то есть меньшая вероятность  выявления акта насилия и его  ограничения, в силу того, что учителю  трудно «дойти» до каждого, углубиться в его проблемы.

Анализ современных зарубежных и отечественных работ, посвященных  проблемам буллинга в образовательной среде, показывает необходимость глубокого и систематического  изучения этого феномена. Общими признаками буллинга в образовательной среде, выделяемые рассмотренными авторами исследований, стали:

буллинг – это насилие (физическое, психологическое, эмоциональное).

буллинг осуществляется в одиночку или группой людей.

буллинг направлен против человека, который заведомо слабее психологически/физически.

буллинг носит систематичный и длительный характер.

По нашему мнению, наиболее полным и одновременно точным является определение буллинга, данное Д. Лейном: «Буллинг представляет собой длительное физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации» Буллинг - это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство прежде всего тем, что школа - это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов.В школе складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве школы, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой. Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей - это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других - порча их личных вещей, заталкивание под парту, вымогательство. Для третьих - откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим. Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления буллинга в две большие группы:

Информация о работе Исследование проявления агрессии в среде старшеклассников