Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:56, дипломная работа
Виды агрессии, и гендерные различия в склонности к проявлению агрессии привлекают большое внимание общественности. В данной работе исследованы гендерные различия и сделаны выводы.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1Проявление насилия и агрессии в среде старшеклассников….
Основные причины проявления агрессии и насилия в среде старшеклассников
1.2. Особенности возникновения буллинга
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ В среде старшеклассников
2.1Программа исследования
Глава3.Эмипирическое исследование проявления насилия в среде старшеклассников
3.1. Апробация исследования агрессии у старших подростков с помощью теста Басса-Дарки
3.2. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
3.3 Методика определений акцентуации характера К.Леонгарда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Уровни агрессии у девушек. Диаграмма 2.
Исследование подтвердило исходную гипотезу о том, что на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование. У всех испытуемых юношей примерно половина выборки имеет выраженность агрессивности как личностного образования.
3.2. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях
Флегматичный человек редко проявляет себя как интересный собеседник, но и с чрезмерно агрессивным, неприятно общаться.
Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли, общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда респонденты отвечают на вопросы друг за друга. ( Ярошенко Р.Д. Психологические тесты. – Спб.: 2003.)то поможет понять, насколько верна их самооценка.
Вопросы, варианты ответов, а также ключ к опроснику А.Ассингера (см. Приложение 2).В исследовании приняли участие 60 респондентов 30 юношей 30 девушек. Результаты тестирования отражены в таблице 2.Полученные данные позволяют нам отметить более высокий уровень агрессивности у юношей, чем у девушек. Рассмотрим гендерные различия и определим выборку, которая показывает, что у мальчиков было выявлено:
1.более высокий уровень агрессии
(45 и более очков) набрали в
2. средний уровень – 17респондента (57%);
3.низкий уровень выявили
5 старшеклассника, что
Что же касается девочек, то тут мы можем определить:
45 и более очков набрали 4 девочек (12,5%);
от 36-44 очка набрали 15 респондентки (50% девочек);
35 и менее очков – 11девочек старшеклассниц, что составляет 37,5%.
При этом 57% опрошенных склонны к её деструктивным проявлениям, 37,5% – к замкнутости, однако, данные параметры не связаны с их уровнем агрессивности.
Уровень агрессивности у юношей и девушек. Таблица 2
Количество баллов |
девушки |
юношию |
Всего |
45 и более очков |
4 |
8 |
12 человек |
36-44 очка |
15 |
17 |
32 человек |
35 и менее очков |
11 |
5 |
16 человека |
Эти данные мы рассмотрим
на диаграмме 3.
Диаграмма 3
Уровни агрессии у юношей и девушек.
Всего высокий уровень определили 12человек (20%), средний –девушек и юношей (54%) и низкий 16 старшеклассников (26%). Эти данные отражены на диаграмме 3.
Диаграмма 4
Общие данные по респондентам
О тех, кто набрал 45 балов и выше (высокий уровень) - можно сказать, что она излишне агрессивны, при том нередко бывают неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Эти люди надеяться добраться до "верхов", рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих.
О тех, кто набрал средний уровень агрессивности (36-44 очка) – можно сказать, что они умеренно агрессивны, но вполне успешно идут по жизни, поскольку в них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
О тех, кто набрал 35 и менее баллов (низкий уровень) – такие люди чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях.
Итак, мы можем сделать
вывод, что у обследованных
Среди форм агрессивных реакций,
встречающихся в различных
1) Физическая агрессия (нападение)
– использование физической
2) Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
3) Вербальная агрессия
– выражение негативных чувств
как через форму (крик, визг, ссора),
так и через содержание
4) Склонность к раздражению
– готовность к проявлению
при малейшем возбуждении
5) Негативизм – оппозиционная
манера поведения, обычно
Из форм враждебных реакций отмечаются: обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания; подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Полученные данные позволяют нам отметить более высокий уровень агрессивности у мальчиков, чем у девочек.
3.3 Методика определений акцентуации характера К.Леонгарда.
Однако нельзя рассматривать агрессивность только как негативное явление. Ведь проявление агрессивных поступков во много зависит от типа и акцентуации характера
. Подросток, наделенный какой-либо акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства,беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации аффективного развития.
В нашем исследовании мы применяли методику определений акцентуации характера К. Леонгарда.
Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт.
У акцентуированных личностей
может быть затруднена адаптация
в некоторых специфических
Опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности.
Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными». Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Опросник содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Максимальная сумма баллов после умножения – 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.
Полученные в результате исследований распределения по типам акцентуации представлены в таблице 3.
Интерпретация результатов по опроснику Леонгарда. Таблица 3.
Информация о работе Исследование проявления агрессии в среде старшеклассников