Исследование проявления агрессии в среде старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:56, дипломная работа

Описание работы

Виды агрессии, и гендерные различия в склонности к проявлению агрессии привлекают большое внимание общественности. В данной работе исследованы гендерные различия и сделаны выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1Проявление насилия и агрессии в среде старшеклассников….
Основные причины проявления агрессии и насилия в среде старшеклассников
1.2. Особенности возникновения буллинга
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ В среде старшеклассников
2.1Программа исследования
Глава3.Эмипирическое исследование проявления насилия в среде старшеклассников
3.1. Апробация исследования агрессии у старших подростков с помощью теста Басса-Дарки
3.2. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
3.3 Методика определений акцентуации характера К.Леонгарда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Работа содержит 1 файл

диплом1.docx

— 225.95 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровни агрессии у девушек.                        Диаграмма 2.

 

 

 

 

Исследование  подтвердило  исходную   гипотезу  о  том,  что  на  протяжении  старшего  подросткового  возраста  агрессивность  выступает  как относительно  устойчивое  личностное  образование. У всех испытуемых юношей примерно половина выборки имеет выраженность агрессивности как личностного  образования.

 

 

 

 

3.2. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях

Флегматичный человек  редко проявляет себя как интересный собеседник, но и с чрезмерно агрессивным, неприятно общаться.

Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли, общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда респонденты отвечают на вопросы друг за друга. ( Ярошенко Р.Д. Психологические тесты. – Спб.: 2003.)то поможет понять, насколько верна их самооценка.

Вопросы, варианты ответов, а также ключ к опроснику А.Ассингера (см. Приложение 2).В исследовании приняли участие 60 респондентов 30 юношей 30 девушек. Результаты тестирования отражены в таблице 2.Полученные данные позволяют нам отметить более высокий уровень агрессивности у юношей, чем у девушек. Рассмотрим  гендерные различия и определим выборку, которая показывает, что у мальчиков было выявлено:

1.более высокий уровень агрессии (45 и более очков) набрали в                                     эксперименте 8человек (28,5%); 

2. средний уровень –  17респондента (57%);

3.низкий уровень выявили  5 старшеклассника, что составляет 14,5%.

Что же касается девочек, то тут мы можем определить:

45 и более очков набрали  4 девочек (12,5%);

от 36-44 очка набрали 15 респондентки (50% девочек);

35 и менее очков –  11девочек старшеклассниц, что составляет 37,5%.

При этом 57% опрошенных склонны к её деструктивным проявлениям, 37,5% – к замкнутости, однако, данные параметры не связаны с их уровнем агрессивности.

 

Уровень агрессивности  у юношей и девушек.    Таблица 2 

 

 

Количество баллов

 

девушки

 

юношию

 

Всего

45 и более очков

4

8

12 человек

36-44 очка

15

17

    32 человек

35 и менее очков

11

5

16 человека

 
Эти данные мы рассмотрим на диаграмме 3.

Диаграмма 3

Уровни агрессии у юношей  и девушек.

 

Всего высокий уровень  определили  12человек (20%), средний  –девушек и юношей (54%) и низкий  16 старшеклассников (26%). Эти данные  отражены на диаграмме 3.

Диаграмма 4

Общие данные по респондентам

 

 

О тех, кто набрал 45 балов  и выше (высокий уровень) - можно  сказать, что она излишне агрессивны, при том нередко бывают неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Эти люди надеяться добраться до "верхов", рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих.

О тех, кто набрал средний  уровень агрессивности (36-44 очка) –  можно сказать, что они умеренно агрессивны, но вполне успешно идут по жизни, поскольку в них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

О тех, кто набрал 35 и менее  баллов (низкий уровень) – такие  люди чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях.

Итак, мы можем сделать  вывод, что у обследованных старшеклассников, отмечена повышенная агрессивность.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие: (Аликина Н. В. Принципы диагностики агрессивного поведения. – М.: 2002. – 140 с.)

 

1) Физическая агрессия (нападение)  – использование физической силы  против другого лица.

2) Косвенная агрессия  – действия, как окольными путями  направленные на другое лицо (сплетни,  злобные шутки), так и ни на  кого не направленные взрывы  ярости (крик, топанье ногами, битье  кулаками по столу, хлопанье  дверьми и др.).

3) Вербальная агрессия  – выражение негативных чувств  как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных  ответов (угрозы, проклятия, ругань).

4) Склонность к раздражению  – готовность к проявлению  при малейшем возбуждении вспыльчивости,  резкости, грубости.

5) Негативизм – оппозиционная  манера поведения, обычно направленная  против авторитета или руководства.  Может нарастать от пассивного  сопротивления до активной борьбы  против установившихся законов  и обычаев.

Из форм враждебных реакций  отмечаются: обида – зависть и  ненависть к окружающим, обусловленные  чувством горечи, гнева на весь мир  за действительные или мнимые страдания; подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Полученные данные позволяют  нам отметить более высокий уровень  агрессивности у мальчиков, чем  у девочек.

 

 

 

 

3.3 Методика определений акцентуации характера К.Леонгарда.

Однако  нельзя  рассматривать  агрессивность  только  как          негативное явление. Ведь проявление  агрессивных поступков во много зависит от типа и акцентуации характера

. Подросток, наделенный какой-либо  акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со   сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных      ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный  отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня  под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства,беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают  противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны  причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит      у них под знаком нарушенной адаптации аффективного развития.

В нашем исследовании мы применяли методику определений акцентуации характера К. Леонгарда.

Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт.

У акцентуированных личностей  может быть затруднена адаптация  в некоторых специфических ситуациях, хотя в других, даже более сложных  ситуациях, способность  к адаптации может быть хорошей или даже повышенной. Из-за акцентуации своего характера человек  может быть   уязвим  при определённых воздействиях, но эта уязвимость  может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим  воздействиям.

Опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности.

Теоретической основой опросника  является концепция «акцентуированных  личностей» К.Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными». Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.  Опросник содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Максимальная сумма баллов после умножения – 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.

Полученные в результате исследований распределения по типам  акцентуации представлены в таблице 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерпретация результатов  по опроснику Леонгарда. Таблица 3.

 

Информация о работе Исследование проявления агрессии в среде старшеклассников