Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 00:08, курсовая работа
Одной из наиболее серьезных эмоциональных проблем современных детей и подростков, эмоционально наиболее значимой является проблема взаимоотношений и взаимопонимания с родителями. В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний
У 42,9% респондентов ЭГ будущее ассоциируется с родным домом и именно там, они хотели бы провести его. Острая нехватка семейного, домашнего климата угнетает детей и подростков.
71,4% респондентов страшатся попасть в детдом, опасаясь на многие годы потерять свою семью и жить в отдалении от нее, это так же показывает неудовлетворенность пребыванием в социальном приюте.
71,4% респондентов ЭГ испытывают нехватку в семье. Им не хватает эмоционального тепла, а не материальных благ.
42,9% детей и подростков из социальных приютов, удовлетворены своими отношениями с окружающими, закрыты для контактов и на диалог идут неохотно.
Чтобы не случилось в семье, где родители ведут асоциальный образ жизни, дети считают свою семью хорошей (57,1%).
Мысли о матери, 42,9% респондентов ЭГ, приносят дискомфорт, и они стараются о ней не думать. Это связано с тем, что из-за необдуманного, по взглядам детей, поведения матери, они оказались в социальном приюте, мать не смогла должным образом позаботиться о них.
Результаты, полученные при проведении методики «Незаконченные предложения» для контрольной группы, представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4. – Характеристика систем отношений подростков КГ, %
Характеристика систем отношений | ||
Шкалы | Респонденты КГ | |
Отношение к будущему (часто думаю о..) | семье | 35 |
будущем | 40 | |
друзьях | 25 | |
Страхи и опасения (я больше всего боюсь) | фобии (высоты, темноты и т.д.) | 80 |
ничего | 20 | |
Нереализованные возможности (мне не хватает) | семьи | 20 |
денег | 55 | |
времени | 25 | |
Отношение, к вышестоящим лицам (я хочу чтобы меня больше любили) | семья | 10 |
никто | 30 | |
все | 60 | |
Отношение к семье | хорошая | 70 |
не думао о ней | 20 | |
плохая | 10 | |
Отношение к матери | хорошая | 50 |
не думаю о ней | 15 | |
лучшая | 35 |
У контрольной группы наблюдается разбросанность ответов, их интересуют больше материальные ценности (55%) и они оценивают свои семьи как благополучные (70%). Страхи, возникающие у респондентов контрольной выборки, индивидуальны и касаются таких объектов как высота, темнота, социальные проблемы (потеря работы одним из родителей) (80%). Их полностью удовлетворяет то количество любви и внимания, которые они получают.
Представления о матери у респондентов контрольной группы положительные, они считают ее хорошей (50%) и лучшей (35%), и только у 15% респондентов КГ выявлены конфликтные взаимоотношения к матери.
Дети и подростки из благополучных семей настроены на будущее (40%), часто думают о семье и их семейной жизни (35%).
Получив, результаты экспериментальной группы и сравнив их с контрольной выборкой, мы выявили особенности, характерные для экспериментальной выборки, изображенные графически (рисунок 2.1, рисунок 2.2, рисунок 2.3, рисунок 2.4, рисунок 2.5):
Рисунок 2.1. – Объект мыслей детей из социального приюта
Больше всего дети из социального приюта думают о родных (28,6%), им не хватает семейной обстановки, ощущения дома (28,6 %), своих привычных вещей и конечно же главного человека в жизни любого ребенка – мамы (42,9 %).
Рисунок 2.2. – Предмет страхов детей из социального приюта
Особенностью страха детей из социального приюта является попадение в детдом и в связи с этим невозможность возвращения домой (71,4 %). Такие дети искренне любят свой дом, не смотря на отсутствие социально нормальных условий для проживания и воспитания.
Рисунок 2.3. – Отношение к собственной семье, детей из социальных приютов
Дети из социальных приютов в своем большинстве, ощутив жизнь вне семьи, очень ценят свою семью и мечтают в нее вернуться (57,1 %). Если их родители унижали их морально и физически, применяя побои, то дети предпочитают, либо не вспоминать и не думать о семье, либо относятся к ней негативно.
Рисунок 2.4. – Необходимость в любви детей из социального приюта
Часто детям, воспитанникам социального приюта, не хватает любви и ласки окружающих, в особенности собственной семьи. Но, 42,9% детей не желают чтобы из больше любили, и это всязано с двумя ситуациями: эти дети ожесточились и агрессивны ко всему окружающему, необходимость любви делает их слабее и они от этого отказываются; и дети из приютов просто не знают другово отношения.
Рисунок 2.5. – Отношение к матери детей из социального приюта
В отношении к матери воспитанники социальных приютов имеют свои особенности. Они верят в наличие любви к ним со стороны матери и любят свою мать, видя в ней лучшую мать на свете (28,6%). Но в тяжелых случаях, когда мать использовала ребенка в своих целях, применяя физическое и психологическое насилие, дети предпочитают не вспоминать о существовании такого человека.
Проанализировав эти данные, можно обобщить и сделать вывод, что в большинстве случаев, как бы тяжело и плохо не было ребенку со своими родителями, он стремиться покинуть социальный приют и проживать в своей семье, в своем доме.
При проведении методики «Рисунок семьи», были получены данные, характеризующие отношения ребенка к его семье, родителям, будущему, психологический климат внутри семьи, которые представлены в таблице 2.5:
Таблица 2.5. – Характеристики графического изображения семьи, +/-
Критерий оценки | ЭГ | КГ |
Полный состав семьи | - | + |
Разные размеры фигур | + | - |
Дополнительные персонажи | + | + |
Заполнение пространства | - | + |
Тщательность прорисовывания деталей | - | + |
Наличие автора на рисунке | + | + |
Наличие штриховки | + | - |
Сгруппированность членов семьи | - | + |
Пример рисунка семьи детей и подростков из неблагополучных семей, можно рассмотреть на рисунке 2.6:
Рисунок 2.6. –Типовой рисунок семьи для воспитанников социального приюта
Анализируя данные, пришли к следующим результатам:
Нарисованные детьми и подростками из социального приюта дополнительно к родителям лица (или вместо них), указывают на восприятие неинтегративности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в близких эмоциональных контактах. В некоторых случаях - на символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.
Близкое расположение фигур для респондентов ЭГ обусловлено замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т. п.). Тут близкое расположение может, наоборот, говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью (для этой цели ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, так как чувствует тщетность такой попытки).
На данном рисунке неблагополучной семьи, часть семьи расположена в одной группе, а один - отдаленно. На отдалении нарисован сам ребенок – это указывает на чувство невключенности, отчужденности.
О восприятии других членов семьи и «Я-образе» детей и подростков из социального приюта, можно судить на основе сравнения размеров фигур, особенностей презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом. Значительно меньшим, чем других членов семьи, себя рисует ребенок: а) ощущающие свою незначительность, ненужность и т. п: б) требующие опеки, заботы со стороны родителей.
Выражение лиц нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребенка к ним. Однако надо иметь в виду, что дети склонны рисовать улыбающихся людей, это своеобразный штамп в их рисунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга, для респондентов ЭГ это не характерно.
Дети и подростки контрольной группы изображают свою семью полностью, включая домашних животных, нередко в дополнение изображаются любимые вещи и предметы.
Респонденты КГ почти всегда изображают себя равнозначными по отношению взрослых, что свидетельствует о том, что мнение ребенка в семье выслушивают, и он принимает участие при решении семейных проблем.
Дети и подростки из благополучных семей тщательно прорисовывают детали, особенно лица и одежды.
Острые и резки линии в рисунке отсутствуют, это говорит об отсутствии острых внутрисемейных конфликтах.
Подводя итоги после проведения данной методики, сделаем вывод, что ребенок, воспитывающейся в социальном приюте чувствует невключенность в семью, ищет объект эмоциональной привязанности. Образ родителей в сознании ребенка является положительным, но отдаленным от образа ребенка.
Дети из благополучных семей полностью удовлетворены характером складывающихся отношений с родителями, как с отцом, так и с матерью. Дети из социальных приютов, остро нуждаются моральной поддержке, внимании и любви со стороны своих родителей и стремятся возвратиться домой. В образе родителей, характерном для детей и подростков из неблагополучных семей, асоциальные черты поведения стираются и ребенком не оцениваются как объективно отрицательные.
В заключении данной главы сформулируем основные выводы:
1. У воспитанников социального приюта выявлены низкие процентные показатели по уровню проявляемой родителями любви и вниманию, и как следствие неудовлетворенность отношениями с родителями и формированию идеализированного образа родителя, несоответствующего реальности. Образ родителей у детей и подростков из благополучных семей адекватен, в нем присутствуют как положительные,так и отрицательные стороны, соответствующие действительности.
2. Несмотря на наличие неудовлетворенности отношениям с родителями, дети, воспитывающиеся в социальном приюте, стремяться вернуться в семью, к своему прежнему окружению. Часто не имея объект эмоциональной привязанности в социальном приюте, стремяться вернуться в семью. Родители являются для них самыми близкими и значимыми людьми.
3. Ребенок, воспитывающейся в социальном приюте чувствует дистанцию от семьи, эмоциональную, острую потребность в своей семье. Образ родителей в сознании ребенка является положительным, часто идеализированным, но отдаленным от образа ребенка. Родители несут основную ответственность за поведение и формирование личности своих детей. При этом взаимовлиянии между родителями и детьми обоюдонаправленное: каждая форма поведения ребенка вызывает ответную реакцию родителей, которая, в свою очередь, в определенной степени контролируется и корректируется ребенком. И наоборот.
4. При психологическом искажении взаимодействия между подростками и деструктивными родителями, с асоциальным типом поведения, велика вероятность возникновения и развитие девиантного поведения у ребенка.
Таким образом, проанализировав полученные результаты по трем методикам, можно сделать вывод - что выдвинутая нами гипотеза, о том, что образы родителей, выступая существенным компонентом образа мира, имеют свои особенности и различаются у детей и подростков из неблагополучных (воспитаники социального приюта) и благополучных семей нашла свое подтверждение.
Информация о работе Исследование представлений об образе родителей