Исследование представлений об образе родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Одной из наиболее серьезных эмоциональных проблем современных детей и подростков, эмоционально наиболее значимой является проблема взаимоотношений и взаимопонимания с родителями. В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 530.00 Кб (Скачать)

Последовательность рисования членов семьи может быть более достоверно интерпретирована в контексте анализа особенностей графической презентации фигур. Если первой нарисованная фигура является самой большой, но нарисована схематично, не декорирована, то такая презентация указывает на воспринимаемую ребенком значимость этого лица, силу, доминирование в семье, но не указывает на положительные чувства ребенка в его отношении. Однако если первая фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похож.

Как правило, дети, получив задание нарисовать семью, начинают рисовать членов семьи. Некоторые же дети сперва, рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т. д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Есть основание считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитной реакцией, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также может быть последствием плохого контакта ребенка с психологом.

Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка. Как непроизвольные движения человека иногда показывают актуальное содержание психики, так возвращение к рисованию тех же элементов рисунка соответствуют движению мысли, отношению ребенка и может указывать на главное, доминирующее переживание, связанное с определенными деталями рисунка.

Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, связанные с негативными эмоциями.

Стирание нарисованного, перерисованного может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к так рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования. Если стирание и перерисовывание не привели к заметно лучшей графической презентации — можно судить о конфликтном отношении ребенка к этому человеку.

Спонтанные комментарии часто проясняют смысл рисуемого содержания. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться. Также надо иметь в виду, что кажущиеся иррелевантными комментарии все же являются средством ослабления внутреннего напряжения, и их появление выдает наиболее эмоционально "заряженные" места рисунка. Это может помочь направить и вопросы после рисования, и сам процесс интерпретации.

Таким образом, данные методики позволили исследовать особенности образа родителей с асоциальным поведением в сознании детей и подростков.

 

 

2.2             Анализ результатов изучения образа родителей с асоциальным поведением в сознании детей и подростков

 

Анализируя результаты, полученные при использовании опросника «Родителей оценивают дети» в экспериментальной и контрольной выборках, мы выбрали 6 шкал, позволившие нам определить особенности эмоциональной стороны общения  подростков с родителями, с требуемой стороны. Были получены следующие результаты (таблица 2. 1 и таблица 2.2):

Таблица 2.1 – Отношение подростков к матери, %

Группа респон-дентов

Критерии отношений к матери, %

приня-тие

эмпатия

эмоц. дистанция

монито-ринг

удовлетворение потребностей ребенка

удовлетво-рение отношениями

ЭГ

8,7

17,4

65,2

21,7

65,2

71,3

КГ

50

50

100

50

50

100

 

Проанализируем данные, представленные в таблице.

Уровень демонстрации матерью любви и внимания удовлетворяет лишь 8,7 % подростков, находящихся в социальном приюте и 50% подростков из благополучных семей (Шкала «Принятие»).

17,4 % респондентов из социального приюта считают, что мать понимает их чувства и состояния. Такого же мнения о своих матерях 50% подростков из благополучных семей (Шкала «Эмпатия»).

Наличием высокого качества эмоциональной связи оценили свои отношения с матерью подростки из социального приюта – 65,2%. Для детей из благополучных семей эмоциональная дистанция отсутствует (100% респондентов придерживаются этого мнения) (Шкала «Эмоциональная дистанция»).

21,7% воспитанников социального приюта считают, что их мать достаточно осведомлена об их делах и интересах, и 50% респондентов контрольной группы согласны с этим утверждением (Шкала «Мониторинг»).

65,2% подростков из социального приюта удовлетворены качеством удовлетворения своих материальных потребностей, потребностей во внимании, в информации со стороны матери. Показатель этого критерия у подростков из благополучных семей составляет 50% (Шкала «Удовлетворение потребностей»).

Общая оценка подростком качества отношений с матерью принимает следующий вид: 71,3% воспитанников социального приюта в целом удовлетворены сложившимися отношениями с матерью, и 100% респондентов контрольной группы не желают что-либо меня в своих отношениях с матерью (Шкала «Удовлетворение отношениями»).

Рассмотрим далее отношение подростков к отцу (таблица 2.2.)

 

 

 

Таблица 2.2 – Отношение  подростков к отцу, %

Группа респон-

дентов

Критерии отношения к отцу, %

приня-тие

эмпатия

эмоц. дистанция

монито-ринг

удовлетво-рение потребностей ребенка

удовлетво-рение отношениями

ЭГ

39,1

69,7

43,5

69,6

8,7

26,1

КГ

100

100

100

50%

23,6

100

 

Уровень демонстрации отцом любви и внимания удовлетворяет лишь 39,13% подростков, находящихся в социальном приюте и 100% подростков из благополучных семей («Шкала принятие»).

69,56% респондентов из социального приюта считают, что отец понимает их чувства и состояния. Такого же мнения о своих отцах 100% подростков из благополучных семей (Шкала «Эмпатия»).

Наличием высокого качества эмоциональной связи оценили свои отношения с отцом подростки из социального приюта – 43,47%. Для детей из благополучных семей эмоциональная дистанция отсутствует (100% респондентов придерживаются этого мнения) (Шкала «Эмоциональная дистанция»).

69,56% воспитанников социального приюта считают, что их отец достаточно знает об их делах и интересах, увлечениях и 50% респондентов контрольной группы согласны с этим утверждением (Шкала «Мониторинг»).

8,69% подростков из социального приюта удовлетворены качеством удовлетворения своих материальных потребностей, потребностей во внимании, в информации со стороны отца. Показатель этого критерия у подростков из благополучных семей составляет 23,6% (Шкала «Удовлетворение потребностей»).

Общая оценка подростком качества отношений с отцом принимает следующий вид: 26,08% воспитанников социального приюта в целом удовлетворены сложившимися отношениями с отцом, и 100% респондентов контрольной группы не желают что-либо меня в своих отношениях с отцом (Шкала «Удовлетворение отношениями»).

С целью изучения наличия / отсутствия взаимосвязей между изученными нами переменными, нами были использованы методы математической статистики. Так, используя критерий Спирмена, мы оценили результаты, полученные при проведении методики «Родителей оценивают дети» и получили следующие данные:

                  У подростков, воспитывающихся в социальных приютах, наблюдается значимая корреляционная связь между признаками принятие и удовлетворенность отношениями (R = 0,68; p≤ 0,001). Это говорит о том, чем больше родители уделяют внимания и проявляют любовь к своему ребенку, тем выше удовлетворенность ребенка сложившимися отношениями с родителями;

                  Также у респондентов контрольной группы выявлена зависимость между имеющейся эмоциональной дистанцией и удовлетворением потребностей ребенка (R = 0,68; p≤ 0,001). Чем меньше эмоциональная дистанция, тем больше ребенок удовлетворяет свои потребности материального плана, внимания и заботы;

                  Для отношений подростков из социального приюта их родителями характерна корреляционно значимая связь с требовательностью  (R = 0,68; p≤ 0,001). Родители к таким подросткам не требовательны, наблюдается низкий контроль за учебной деятельностью;

                  Для контрольной группы характерен контроль (R = 0,68; p≤ 0,001) за действиями ребенка со стороны родителей и авторитарность (R = 0,68; p≤ 0,001). То есть, дети из благополучных детей чаще находятся под контролем родителей и прислушиваются к их мнению;

                  Как для экспериментальной (R = 0,68; p≤ 0,001), так и для контрольной группы (R = 0,68; p≤ 0,001) характерна следующая зависимость – чем выше удовлетворенность отношениями с матерью, тем выше и удовлетворенность отношениями с отцом.

С целью изучения системы отношений подростков была использована методика «Незаконченные предложения».

Результаты, полученные при проведении методики «Незаконченные предложения» для экспериментальной группы были поделены на группы согласно требуемым шкалам и представлены в таблице 2.3:

Таблица 2.3. – Характеристика систем отношений подростков ЭГ, %

Характеристика систем отношений, %

Шкалы

Респонденты ЭГ

Отношение к будущему (часто думаю о..)

маме

28,6

дому

42,9

родным

28,6

Страхи и опасения (я больше всего боюсь)

попасть в детдом

71,4

ничего

28,6

Нереализованные возможности (мне не хватает)

семьи

71,4

еды

14,3

вещей

14,3

Отношение, к вышестоящим лицам (я хочу чтобы меня больше любили)

семья

28,6

никто

42,9

все

28,6

Отношение к семье

хорошая

57,1

не думаю о ней

28,6

плохая

28,6

Отношение к матери

исправиться

28,6

не думаю о ней

42,9

лучшая

28,6

Информация о работе Исследование представлений об образе родителей