Исследование представлений об образе родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Одной из наиболее серьезных эмоциональных проблем современных детей и подростков, эмоционально наиболее значимой является проблема взаимоотношений и взаимопонимания с родителями. В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 530.00 Кб (Скачать)

                  ригидные стереотипы воспитания;

                  личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;

                  влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком;

                  эмоциональное непринятие (отвержение) ребенка родителями.

Обратимся подробнее к одной из причин негативного отношения родителя к ребенку - непринятие (эмоциональное отвержение). Выделяют первичное и вторичное непринятие. При первичном непринятии, которое проявляется на ранних этапах развития отношений ребенка с родителями, увеличивается количество выкидышей, роды могут быть затянутыми или с патологией, возникают проблемы с кормлением. Причины разнообразны: например, нежелание женщины испортить свою фигуру, страх за собственное благополучие, будущее. В этом случае детей называют "нежеланными".

Вторичное - непринятие ребенка после его рождения. Причины такого отношения могут быть связаны с несоответствием пола ребенка с ожидаемым, его физические особенности, непохожесть на созданный матерью образ (например, девочка похожа на нелюбимую свекровь). Непринятие часто имеет скрытую форму, которая переходит в безразличие к своему чаду либо к гиперпротекции, когда родители отдают ребенку много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты, чрезмерно контролируя, что обусловлено неосознаваемым чувством вины.

Также была предложена (McCubin, Thompson, Pirner) классификация семей исходя из трех уровней их функционирования в течении жизненного цикла и экологической перспективы:

1.                  Эластичные семьи в качестве основных ценностей выделяют взаимосвязь и уступчивость. В них развивается взаимосвязано-гибкий паттерн среднего уровня функционирования, который ослабевает в экстремальных обстоятельствах. В этих семьях чаще всего проявляется конструктивно-создающий стиль взаимодействия, в некоторых случаях ригидный.

2.                  Регенеративные семьи характеризуются проявлением жестокости по отношению друг к другу, агрессивным стилем взаимодействия.

3.                  Ритмические семьи особое значение придают давно установившимся традициям и порядку. Для таких семей характерен конструктивно-создающий и ригидный стили взаимодействия.

4.                  Ритуальные семьи ценят традиции и торжества.

Существует множество классификаций деструктивного воспитания детей, авторами которых являются А. Спиваковская, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др. У клиентов, обратившихся на консультацию с детско-родительскими проблемами, встречаются различные типы семейного воспитания, отрицательно влияющие на развитие ребенка.

Типы деструктивного семейного воспитания:

1. Воспитание по типу "Золушки" - открытая демонстрация негативных эмоций по отношению к ребенку.

2. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности - сочетание высоких требований с недостатком внимания к ребенку, меньшей заботой о нем. Родители убеждены, что его развитие идет не так как надо, предъявляя требования, которые ребенок выполнить не в состоянии.

3. Гиперсоциальное воспитание - тип воспитания, встречающийся у педагогов или в семьях с высоким социальным положением в обществе, то есть зависящих от социальной оценки: "Все должно быть правильно и культурно, как у людей". Как правило, родители не видят или не хотят замечать проблемы. В будущем детям из такой семьи будет сложно проявлять свои негативные эмоции, которые подавляются требованием "Ты должен".

4. Тревожно-мнительное воспитание - родительская любовь перерастает в страх потерять любимого (единственного) ребенка. Впоследствии ребенок становится пассивным, робким, обидчивым и тревожным, особенно если таковой является мать.

5. Гиперопека (гиперпротекция).

Потворствующая гиперопека - ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Например, поздний ребенок, которого супруги долго ждали. Он начинает рано чувствовать свою ценность и значимость. Дети в таких семьях имеют завышенную самооценку, привыкают только к положительному отношению со стороны взрослых. В результате такого воспитания в младшем школьном возрасте возникают проблемы, связанные с изменением образа "Я - идеальное" на "Я - реальное".

Доминирующая гиперопека - жесткий контроль. Родители не проявляют своей любви и вместо покровительства относятся к ребенку строго, осуществляя надзор за его общением со сверстниками. Такой ребенок испытывает дефицит физического и эмоционального контактов, не проявляет инициативы, рассеян, пассивен, робок и безответственен.

6. Воспитание в культе болезни - преувеличение физической слабости ребенка. У него возникает представление о том, что он особенный из-за своей болезни. В будущем такие дети проявляют пессимизм.

7. Гипоопека (гипопротекция) - ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют.

8. Жестокое отношение к детям - главным средством воспитания является физическое или моральное (унижение, ограничение свободы и т. п.), наказание [7].

Причины жестокого обращения с детьми:

      педагогическая безграмотность родителей;

      нежеланный ребенок (например, перенос агрессии по отношению к супругу);

      алкоголизм, наркомания;

      нервно - психическое расстройство;

      ситуативная агрессия;

      стремление самоутвердиться за счет ребенка;

      низкий социальный, образовательный, экономический уровни;

      следование социальным стереотипам.

9. Противоречивое воспитание - неустойчивость и резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующих у ребенка упрямство и безразличие к требованиям. В результате неправильного семейного воспитания родители навязывают детям роли, которые Э.Г. Эйдемиллер назвал патологизирующими детскими ролями. Это система ролей, возникающая в связи с влиянием членов семьи, имеющих психологические проблемы и обусловленная неосознанным стремлением к их компенсации за счет психического здоровья ребенка [46].

Условно детские патологизирующие роли в семье делятся на две группы: "положительные" и "отрицательные". "Положительные роли" построены на эмоциональном слиянии родителя и ребенка. Члены семьи создают "запутанный клубок", который придает смысл их совместному существованию. "Отрицательные роли" предстают как результат треангуляции, то есть втягивание ребенка в семейный (супружеский) конфликт (теория Боуна). Представленные роли в будущем сказываются на возникновении серьезных трудностей сепарации (отделения), когда родители не готовы расстаться со "взрослым ребенком" и эмоционально, и физически (например, вступление брак выросших детей, поступление в учебное заведение в другом городе).

Положительные роли. "Кумир семьи" - восхищение родителей: "Ты наш ангел" - эта роль обуславливает единство семьи). Последствия: эгоцентризм, изворотливость, капризность детей. Например, симбиоз между сыном и матерью может привести к нарушению полоролевой идентификации.

"Роль паиньки" - воспитание послушного ребенка, который соблюдает все правила. Последствия: комплекс неполноценности, чувство вины, чувствительность к критике, жизненные трудности.

"Болезненный ребенок" - ребенок в данном случае неприкасаем. Происходит двусторонняя "выгода", то есть ребенок манипулирует родителями, пользуясь своим недугом, супруги манипулируют друг другом, оперируя тем, что ребенку нельзя волноваться.

Отрицательные роли. "Ужасный ребенок" - ребенок воспринимается взрослыми как источник проблем, забот, поэтому преднамеренно совершает негативные поступки или является их инициатором. Данная роль для родителей является поводом для изоляции самого ребенка. Например, в случае рождения второго ребенка. Выделяются три модификации данной роли. А. Семейный "козел отпущения", то есть разрядка на более слабом (на ребенке). Б. "Забитый ребенок". Как правило, в результате жестокого психического (унижение) или физического (побои) наказания. В. "Путающийся под ногами". Воспитание в гипоопеке, родители не принимают ребенка безусловно, он всем мешает, родители и родственники постоянно на него натыкаются. Последствия от всех трех ролей могут быть следующими: у ребенка формируется жажда мщения, хитрость.

"Роль Золушки" - ребенок обслуживает других членов семьи, ухаживает за младшими или за бабушкой, дедушкой и т.д. Последствия: неуверенность, завистливость, несамостоятельность [36].

Факторы, создающие негармоничные стили семейного воспитания. Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис выделили факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков.

Уровень протекции — количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка. При гиперпротекции родители посвящают ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. При гипопротекции подросток оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», за воспитание берутся, лишь когда случается что-то серьезное.

Другой важный фактор — степень удовлетворения потребностей ребенка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, балуют его. Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.

Количество и качество требований к ребенку в семье представлено разными шкалами: степень требований-обязанностей, степень требований-запретов, строгость санкций.

Потворствующая гиперпротекция — родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения ими от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний подростка, его стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.

Доминирующая гиперпротекция — ребенок также в центре обостренного внимания родителей, которые отдают ему много времени и сил, однако лишают самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.

Гипопротекция — к подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, он заброшен физически и неухожен. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка.

Эмоциональное отвержение — ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. При скрытом эмоциональном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему.

Повышенная моральная ответственность — от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких, и подросток боится их разочаровать [46].

Жестокое обращение с ребенком — склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности (этой проблемой занимались Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.).

Нарушения взаимоотношений подростка с родителями, стиль семейного воспитания могут явиться именно такими факторами, провоцирующими усиление акцентуированного поведения у подростков, невротические и психосоматические расстройства, даже психогении.

Доминирующая гиперпротекция (чрезмерная опека, мелочный контроль) оказывает наиболее неблагоприятное воздействие на гипертимных подростков: усиливает реакцию эмансипации, приводит к резкому противостоянию с родителями, может обусловить острые аффективные проявления. В то же время при психоастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуациях гиперпротекция, напротив, усиливает астенические черты: тревожность, склонность к ипохондрическим переживаниям, ощущение собственной неполноценности.

«Потворствующая гиперпротекция» (некритическое удовлетворение потребностей подростка, стремление освободить его от трудностей) наиболее травматична при истероидной акцентуации, так как содействует усилению демонстративных черт, оказывает неблагоприятное воздействие на лабильную и гипертимную акцентуацию.

Гипопротекция (недостаток опеки и контроля, безнадзорность) особенно неблагоприятна при акцентуации по неустойчивому типу, поскольку при таком типе воспитания ничем не ограничивается присущая таким подросткам повышенная тяга к удовольствиям, праздности, времяпровождению в уличных компаниях и т.д. Подростки конформного типа в условиях гипопротекции могут испытывать повышенную тревожность вследствие недостаточной регламентации своего поведения, отсутствия четких и определенных требований.

Эмоциональное отвержение (родители тяготятся ребенком) создает психическую травматизацию и ведет к формированию невротических расстройств при лабильной, сенситивной и астеноневротической акцентуациях, а также может способствовать формированию и усилению черт эпилептоиднои акцентуации.

Повышенная моральная ответственность (предъявление к подростку высоких требований, которые он не в состоянии выполнить) наиболее трудно переживается подростками психоастенической акцентуации, так как чрезмерно завышенные требования содействуют развитию тревожно-мнительных черт.

Информация о работе Исследование представлений об образе родителей